ЭКОСИСТЕМЫ – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В ПРИРОДЕ

Для понимания взаимосвязи живого организма и среды обитания важно уяснить явление геобиоценоза (экосистемы), стоящего и центре основных теоретических положений экологии (Д. Н. Кашкаров, Н.П.Наумов, Ю. Одум, Р.Дажо и др.). Все исследователи рассматривают геобиоценоз как сложную замкнутую экологическую систему, основные компоненты которой (абиотические факторы, растения, животные, микроорганизмы) тесно связаны между собой. Их жизнедеятельность создает круговорот энергии, необходимой для поддержания гомеостаза (равновесия) внутри экосистемы. Выпадение или разрушение одного из звеньев этой цепи может привести к гибели всей экосистемы.

Чрезвычайно сложные и многообразные связи, характеризующие сообщества в целом и существующие внутри экосистемы, делают это явление малодоступным для дошкольников, тем более что они скрыты от непосредственного наблюдения. Обнаруживаются эти связи в большинстве случаев опосредованным путем — на основе научного эксперимента и логического анализа. Р.Дажо указывает, что «в практическом отношении изучение всех компонентов биоценоза почти невозможно и никогда не предпринималось, поскольку оно связано с почти не разрешимыми задачами определения всех входящих в него видов» [42. — С. 257]. Ознакомление с биоценозами может оказаться полезным для формирования уже с дошкольного возраста экологической направленности мышления. А это очень важно для успешного решения чрезвычайно актуальной проблемы взаимодействия человека и окружающей природной среды.

Одним из звеньев может быть взаимоотношение хищника и жертвы,

знакомое детям по сказкам с раннего возраста. Почти в любом биотическом сообществе есть животные, питающиеся растениями, и животные, питающиеся другими животными. При оптимальном состоянии экосистемы численность тех и других находится в определенном равновесии, а взаимоотношения хищника и жертвы являются необходимым фактором для сохранения этого равновесия. Древность и постоянство этих взаимоотношений опираются на большое разнообразие способов адаптации, как морфологических, так и поведенческих, свойственных животным, стоящим на различных уровнях эволюционного развития и имеющих своей единственной целью защиту от врагов. Такие наглядные способы защиты от хищников, как бегство, маскировка, запугива-

ние, использование твердых или колющих покровов, — интересный материал для ознакомления дошкольников и формирования у них представлений о некоторых важнейших экологических связях в природе, о формах приспособленности живых существ к среде обитания.

Другими фактами, подходящими для ознакомления с ними дошкольников, являются некоторые пищевые цепи, существующие в биоценозах, доступных наблюдению детей (например, лес, пруд или озеро). Идеальным примером экосистемы, пишет Р. Дажо, служит озеро. Это четко ограниченное сообщество, различные компоненты которого нераздельно связаны друг с другом и являются объектами многочисленных взаимодействий. Хорошо заметные пищевые цепи образуются также в результате сезонных изменений состояния неживой природы. Сезонная периодичность может сказываться на физиологическом состоянии видов (цветение, сбрасывание листвы у растений, миграция у животных) или на видовом составе биоценозов, поскольку некоторые виды активны более или менее ограниченный период. Примером такой пищевой цепочки может быть следующая: температурные условия окружающей среды (воздуха, почвы), состояние растений, степень активности насекомых; наличие или отсутствие перелетных птиц.

Итак, обстоятельное рассмотрение взаимосвязи живого организма со средой обитания, причем применительно к двум принципиально различным категориям живых существ (растениям и животным), а также их сообществам, показывает, что это понятие многогранно, имеет яркие формы конкретного воплощения. Во многих случаях процедура взаимосвязи живого организма с условиями жизни обретает хорошо просматриваемые внешние признаки, что делает ее доступной наблюдению и познанию дошкольников.

9 вопрос концепция экологического образования дошкольников, цель задачи принципы содержание

Концепция - это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции - новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.

Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый - личностно-ориентированный - подход в педагогике.

Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.

1.Концепция экологического образования детей дошкольного возраста

Разделы концепции и их называние.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания.

Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическимиотечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

* объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ

* связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к

ней; связь со средой в процессы роста и развития;

* многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

* использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;

*охрана и восстановление природных богатств;

* человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.

2.Определение сущности экологического воспитания детей

Как известно, воспитание в широком смысле слова -это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.

Ответственное отношение к природе- сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем что губительно отражается на окружающей природе.

Экологическое воспитание воспитанников могут быть развиты только, когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого, что-то новое, расти исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю

3. Цели и задачи экологического воспитания

В настоящее время нет единого всеобъемлющего определения цели экологического образования, особенно на дошкольном этапе.

Многие определяют цель экологического образования дошкольников как непрерывный процесс развития личности, процесс воспитания и образования, направленный на формирование системы научных знаний и умений, способствующих миропониманию, а также ценностной ориентации нравственно - этических норм, способствующих обеспечению ответственного отношения к окружающей человека среде и его здоровью.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного( воли и настойчивости).

4. Круг экологических знаний дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии.

Дошкольный возраст - это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Экологические представления - это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств.

В дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.

Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений.

Знания у дошкольника не существуют ради Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов,ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение -- организация и регулирование практической деятельности.

Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей ребенка, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество.

Термин «знание» имеет несколько значений. В общечеловеческом, философском значении под ним подразумевается отражение человечеством объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки (то есть это коллективный опыт человечества, результат познания людьми объективной действительности).

В педагогике знание рассматривается в значении дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения. Это отобранная и дидактически обработанная часть из целостной совокупности научных понятий о закономерностях действительности.

Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. В зависимости от возраста представления могут быть конкретными и обобщенными. По мере развития познавательных действий развиваются и представления.

Освоение знаний на уровне понятий предполагает обобщение предметов и явлений по их отличительным существенным признакам. В понятии содержатся скрытые связи и отношения предмета, дающие возможность получить истинно научные знания о предмете, раскрываются такие стороны, которые невозможно познать чувственным путем. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется формированием у него знаний экологического содержания.

В нее в качестве подсистем, по мнению Н.Н. Кондратьевой, могут быть включены:

система знаний о живом организме как носителе жизни, его

существенных признаках (целостности, системе потребностей и

приспособлений к среде и др.);

система элементарных знаний о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами;

система знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребенку многообразие ценностей природы - не только материальных, но и познавательных, эстетических и т.п.;

система элементарных знаний о взаимодействии людей и

природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.

Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:

- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Необходимыми качествами подлинных знаний являются их осознанность, осмысленность, насыщенность конкретным содержанием, четким представлением и пониманием изучаемых предметов, явлений и их закономерностей.

5. Значимые методы в воспитании детей

Методика экологического воспитания ориентирована на биоэкологию, что выдвигает необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Можно выделить четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности и развитию у дошкольника интереса к познанию окружающего, а также непосредственно познавательных процессов.

Метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ- главный метод экологического воспитания детей. Данный метод направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов - результатов выращивания позволяет корректировать складывающиеся навыки и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствует выработке у детей их практических навыков и умений . При использовании данного методы развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, логическое и образное мышление.

Наблюдение - метод чувственного познания природы.Данный метод обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. При использовании метода наблюдения развивается внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы и др.

Метод «отраженной природы»занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный из метода отраженной природы в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания - проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей природы, зависимости от жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый обобщенный уровень понимания явлений природы, приобретают навыки классификации и обобщения. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы. В практике воспитателем они используются в комплексе в рамках той или иной конкретной технологии. Сегодня они во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника либо младшего школьника с природными объектами.

10 вопрос экологическая культура воспитателя как решающий фактор в экологическом образовании детей

Наши рекомендации