Вопрос 5. Разработка проблем дошкольного природоведения в 50-80-е годы
В послевоенный период педагоги стремились отыскивать такие формы и методы работы, которые сближали ребенка с природой, давали возможность ему непосредственно общаться с нею. Непосредственное общение с природой способствовало формированию материалистического миропонимания.Но в этот период такое тесное общение ребенка с природой использовалось и для «смягчения детского характера». «Суровые годы Отечественной войны, изменившие условия домашней жизни ребенка, повлияли на некоторые стороны детского характера. Характер многих детей ожесточился. Дети стали более резкими в своих выражениях, движениях, действиях» [1, c. 29]. Дети под руководством педагогов наблюдали самые яркие явления природы и переживали радость жизни, радость прекрасного. Регулярное переживание этих благородных чувств начинало, хотя и медленно сглаживать резкие черты характера детей, у них появляется мягкость в общении с окружающими. Анализ литературных источников 40-х годов (С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, В.И. Маркин и др.) показывает, что педагоги придавали наибольшее значение непосредственной детской деятельности в природе, которая бы стимулировала активность и самостоятельность детей в познании природы и формированию практических навыков.
Однако к концу десятилетия эта идея была гиперболизирована. Педагогов ориентировали так строить свою работу, «чтобы воспитывать у детей качества будущих преобразователей природы» [2, c. 17]. Отдельные положения мичуринского учения о воздействии на природу и управления ею находят место в работе с детьми дошкольного возраста. Во второй половине 40-х годов стал возрастать интерес педагогов дошкольных учреждений к организации исследовательской деятельности детей в природе. Подвергшийся критике в начале 30-х годов, исследовательский метод почти полностью исчез из практики работы дошкольных учреждений. И возрождение его в следующем десятилетии шло с большими искажениями.
С 50-ых гг. ХХ в. методика ознакомления дошкольников с природой становиться наукой. В этот период начинают печататься научные статьи и защищается первая диссертация по тематике связанная с методикой природы.
Э.И. Залкинд защитила диссертацию на тему «Руководство образованием представлений и понятий о природе на основе наблюдений».
В конце 50-ых гг. методика ознакомления дошкольников с природой меняет свое положение в системе наук – из отрасли биологических наук она становится отраслью в системе педагогических наук. Научная разработка вопросов методики показала, что главная проблема в ознакомлении дошкольников с природой кроется не в содержании природоведческих знаний (на уровне дошкольного возраста они даются хоть и на научном, но на элементарном уровне), а в том как эти знания о природе донести до дошкольников. А это уже педагогические проблемы.
В 60-ых годах ХХ в. увеличивается количество проведенных диссертационных исследований
Филлипюк Г.С. «Психологические особенности наблюдений детей дошкольного возраста»
Образцова О.В. «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста при выращивании растений»
Чень-Зинь-Тень «Воспитание любви к природе в старшем дошкольном возрасте»
Грицова С.Н. «Влияние знаний о природе на воспитание положительного отношения к ней»
В 70-ых годах ХХ в. увеличивается количество проводимых исследований, поэтому подробно не будем останавливаться на каждой работе, а рассмотрим основные направления в которых проводились эти исследования с указанием авторов.
Сыч Валентина Дмитриевна «Воспитание эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами телевидения» 1973; Ковальчук Тамара Алексеевна «Формирование элементов материалистического понимания природы у детей 6-7 лет (в плане преемственности д/с и школы)» 1975 Лысенко Валентина Дмитриевна;
В 80-ых гг. ХХ в. идет увеличение интереса ученых к проблеме ознакомления дошкольников с природой. Это видно и по количеству диссертационных исследований и по их разнообразию.
Земцова Татьяна Викторовна «Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы (на материале тепловых явлений)» 1982 Игнаткина Любовь Степановна «Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных» 1988 Терентьева Евгения Федоровна «Формирование у детей шестилетнего возраста первоначальных знаний о единстве организма и среды» 1980 Федотова Александра Михайловна «Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста» 1987 Кондратьева Наталья Николаевна «Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста» 1986 Ушицкене Лидия Федоровна «Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе» 1987
6 вопрос 6. Разработка концепции экологического образования школьников (70-е годы).
В начале 70-х годов стало уделяться усиленное внимание проблеме охраны природы, что привело к активной пропаганде экологических знаний. В это время появился теория: "природоохранительное просвещение".
К концу 70-х годов в науке широкое распространение получило понятие "комплексная, социальная, глобальная экология", отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. Поэтому вместо "природоохранительного образования" стали говорить об «экологическом образовании».
В 70-80-х годах исследователями И. Д.Зверевым. И.Т.Суравегиной, А.Н.Захлебным и др. были сформулированы основные принципы экологического образования:
· Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры.
· Систематизированность и непрерывность изучения экологического материала.
· Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начала в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.
· Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
Основоположник экологического образования в России И.Д.Зверев, отмечал, чтознания о природе являются общедидактической основой её охраны, то есть только на основе знаний можно убедить детей в необходимости заботливого отношения к природе, её богатствам, И. Д. Зверев подчеркивал, что необходима концентрация усилий ученых в разработке условий формирования экологической ответственности. К этим условиям он относил:
· -гуманизацию образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни;
· -активизация экологического движения;
· -применение знаний в практической деятельности как элемента экологической культуры;
· -преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью;
· -создание вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях.
Д. Н. Кавтарадзе, отмечает, что главное в экологическом образовании — формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Он отмечает, что многие проведенные существующие в стране исследования по охране природы рассматривают природные ресурсы, но не природу. Для формирования активного экологического сознания, воспитания бережного и заботливого отношения к природе необходимы знания в сочетании с практической деятельностью по охране природы: огораживание муравейников, спасение мальков, птенцов. В процессе этого воспитываются милосердие, человечность, умение сочувствовать и сопереживать.
Г. Д. Гачев подчеркивает, что «на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда. Природу надо воспринимать как «самоценность.»
Таким образом, в педагогической теории стала разрабатываться новая область - теория и методика экологического образования, вырабатывающая содержание, принципы, методы, формы экологического образования.
Теоретической основой методики экологического воспитания дошкольников является ряд исследований в области дошкольной педагогики. Это работы И. А. Хайдуровой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, 3. П.Плохий,Н.Н.Кондратьевой,А.М.Федотовой, Л.С.Игнаткиной,Т.В.Христовской,И.А.Комаровой,Т.Г.Табунашвили и др.
Главная направленность этих исследований - отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Авторами показано, что дети 5-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней,рост и развитие, связи в сообществах живых организмов.
А.М.Федотовой установлено, что дошкольникам и младшим школьникам легче усваивать обобщенные представления о группах не родственных животных и имеющих морфофункциональное сходство.
Исследование Н.Н.Кондратьевой, автора программы экологического образования детей дошкольного возраста «Мы», показало, что отношение к животным и растениям у детей 7-8 лет неоднозначно. Прежде всего, это проявление интереса к живым существам, желание вступать в контакт и общаться с ними. Н.Н., Кондратьева выявила, что отношение детей к живому отличается повышенной эмоциональностью и познавательной направленностью, которая сочетается с экспериментированием над живыми существами.
А.Н.Потапова подчеркивала, что очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и заботливое отношение к природе. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве. Ведущая роль в овладении детьми знаниями о природе отводится воспитателю.
В работе Л.Унучек «Воспитываем бережное отношение к природе» выявлено, что экологические знания раскрывают зависимости, существующие в природе, и способствуют формированию осознанного отношения к природе.
Э.И.Залкинд считает, что воспитание положительного отношения к живым существам должно основываться на взаимосвязи между полученными детьми знаниями и практической деятельностью по выращиванию растений и охране природы.
М.К.Ибрагимова пишет, что общение с животным вызывает у ребенка большие эмоциональные переживания, которые сохраняются в памяти, оставляют хорошие воспоминания, добрые чувства. Ребенку следует предоставлять беспрепятственный доступ к животным, давать возможность налаживать сними контакт. Причиной неправильного обращения детей с живыми существами М.К.Ибрагимова считает отсутствие знаний и соответствующих навыков. На отношение к животным влияет и уровень отношения ребёнка к окружающим.
Экологическое воспитание - это воздействие на сознание людей в процессе формирования личности с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к совокупности природных и социальных благ.
По данным А.Емельяненко длительное участие дошкольников в уходе за животными помогает не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей. Таким образом, чувство деятельной любви и соответствующее ему поведение развивается постепенно на основе знаний от положительно-эмоционального отношения к сознательно-направленной деятельности.
Исследование И. А. Хайдуровой доказывает, что старшие дошкольники способны усваивать представления общего характера об экологических зависимостях в природе.
Таким образом, содержание и методика ознакомления дошкольников с природой были переосмыслены к 80-м годам XX в. 80-90-е гг. можно считать периодом становления теории экологического образования детей дошкольного возраста.. С принятием постановления "Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации" (30.03.1974 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе учебно-воспитательных учреждений, в том числе и детских садов.
7 вопрос становление теории экологического образования дошкольников 80 – 90 г
Основные направления развития дошкольного экологического образования на современном этапе. Создание системы непрерывного экологического образования как основное направление' его совершенствования. Концепции экологического образования и воспитания дошкольников.
В 90-е годы с выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», "Указа Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (1992 г.) постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Разработки по усовершенствованию программ по экологическому образованию дошкольников ведут такие видные ученые, как Н.Н.Кондратьева Л.М.Маневцова С.Н.Николаева, НА. Рыжова и др.
В России создана законодательно-правовая база, обеспечивающая экологизацию образования и воспитания в дошкольныхучреждениях. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицированная в 1990 г. Российской Федерацией провозгласила четыре основных требования:
· Право ребенка на жизнь.
· Право на развитие (образование, отдых, досуг, участие в культурной жизни).
· Право на защиту.
· Право на активное участие в жизни общества (право на информацию и свободу выражения мнения, свобода слова, совести, религии).
Ниже приводится список законодательных и нормативных документов, обеспечивающих экологизацию образования и воспитания в дошкольных учреждениях.
· Конституция РФ.
· Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 3 июля 1998 г).
· Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (14-26 окт. 1977 г., Тб.)-
· Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" "1034-1 от 19.04.1991 в ред. Закона РФ от 02.06.93"50764, Федерального Закона "89-ФЗ от 19.06.95.
· Федеральный Закон "Об охране окружающей природной среды". "2060-1 от 19.12.1991 (ред. От 02.06.1993 "5076- 1).
· Программа действий: Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева. Центр "За наше общее будущее". 1993.
· Конвенция о доступе к информации и участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. ООН. Экономический и Социальный Совет. Европейская экономическая комиссия. Орхус 23-25 авг. 1998.
· Постановление Правительства РФ "1208 от 03.11.94 "О мерах по улучшению экологического образованиянаселения".
· Дошкольное образованиев России. (Сборник действующих нормативно-правовых и научно-методических материалов). Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT. 1997. 336 с.
· Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России. (Материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка ООН). М. 1993.
· Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации". 20.02.95 г. "24-ФЗ.
· Федеральный Закон "Об общественных объединениях".
· Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" "174- ФЗ от 23.11.95.
· Федеральная целевая программа "Дети Чернобыля" на 1998- 2000 г.г., входящая в ФЦП "Дети России". Утверждена постановлением Правительства РФ "1207 от 19.02.97.
• В 90-х годах XX в. под влиянием ряда объективных факторов (смена государственного устройства, процессы демократизации в обществе, пересмотр идеологических позиций, активная интеграция России в мировое сообщество) изменились стратегии экологического образования. Можно выделить следующие тенденции в развитии экологического образования.
1. Гуманизация образования, означающая создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании, 1992).
Гуманизм в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей. Принцип гуманизации исходит из признания личности каждого ребенка высшей социальной ценностью.
Гуманизация процесса экологического образования предполагает:
- свободу выбора через организацию широкого поля деятельности для активного познания, взаимодействия с природой, социальных контактов, творчества детей; личностную ориентацию образовательно-воспитательного процесса в направлении, обеспечивающем удовлетворение ведущих жизненных потребностей ребенка, полноценное развитие, личностное самоутверждение, самовыражение в разных видах деятельности;
- создание условий эмоционально-положительного комфорта в процессе изучения природы, который развертывается как субъективно переживаемая, увлекательная, интересная деятельность, укрепляющая чувство доверия ребенка к миру.
2. Гуманитаризация образования, направленная на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования.
Гуманитарные науки исследуют то, что сотворено людьми (культура, искусство). Гуманитарное познание ориентировано па индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям. В противоположность этому «естественнонаучный» традиционно рассматривается как ценностно-нейтральный. Мир классической науки сам по себе лишен сострадания, заботы и другихсубъективных человеческих качеств и чувств, нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Стремление заложить всодержание начального естествознания основы наук привело к формированию у детей картины мира, лишенной человека. Гуманизация, по сути, направлена на формирование «очеловеченной» картины мира.
Гуманитаризация распространилась на методы обучения и. способы познания детьми окружающего мира. Гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, предполагает переход от факта к смыслу, от предмета к его ценности, от объяснения к пониманию. А понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание другому. Понимание основано назаинтересованном отношении и связано с личным опытом, нравственными установками, ценностными ориентациями. В практике экологического образования стали широко использоваться приемы «вживания в образ» изучаемого объекта, «эмпатии», «выражения личностного отношения» и др.
3. Вариативность образования, которая отражает его ориентированность на индивидуальные запросы разных людей, а также интересы социальных групп. Разработаны вариативные программы экологического образования и воспитания детей, обеспечивающие развитие разных сфер личности ребенка.
4. Технологизация обучения детей, которая предполагает проектирование образовательного процесса, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный результат, предусматривает четкую алгоритмизацию и диагностику деятельности учащихся. При новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности детей. Среди разнообразных педагогических технологий наиболее адекватными задачам экологического образования являются: технологии обучения в малых группах сотрудничества, исследовательские технологии (метод проектов и др.), технологии «игрового моделирования», ТРИЗ-технологии.
5. Регионализация образования, направленная на удовлетворение образовательных потребностей жителей каждого конкретного региона России. Несмотря на общность политических и экономических процессов, происходящих в разных регионах нашей страны, между ними имеются большие различия в природных условиях, в структуре экономики, характере хозяйственной деятельности, в традициях и культуре населения. Региональный компонент содержания необходимо учитывать при отборе учебного материала.
В настоящее время в России действует система непрерывного экологического образования, первым звеном которой является ДОУ. Ребенок, начиная с дошкольного возраста, включается в систематическое экологическое образование, с учетом преемственности. Работа дошкольных учреждений в системе непрерывного экологического образования улучшает координацию дошкольных учреждений с другими организациями, что позволяет получить более эффективные результаты.
Экологическое образование дошкольников по своему содержанию и методам отличается от других звеньев системы экологического образования, что, прежде всего, обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. С точки зрения дошкольного экологического образования важно целостное восприятие окружающего мира (ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды), которое с возрастом теряется.
В 1998-99 г.г. творческий коллектив московских ученых, педагогов и специалистов Центрального совета Всероссийского общества охраны природы разработали научно-практические рекомендации по комплексной экологизации деятельности дошкольных учреждений «ДЕТСКИЙ САД - ЭТАЛОН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (Т.В, Потапова и др.).
В рекомендациях отмечается, что экологическое образование как база перехода общества на путь устойчивого развития должно трактоваться в широком смысле слова как междисциплинарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружающая каждого индивидуума способностями решать жизненные задачи, опираясь на ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД к ним.
8 вопрос философские основы экологического образования, сущность и связь понятий среда - организм