Безопасность жизнедеятельности человека
Имени Максима Танка»
УТВЕРЖДАЮ | |
Проректор по учебной работе БГПУ | |
________________ В. В. Шлыков | |
Регистрационный № УД-____________/р. |
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
(основы экологии и энергосбережения)
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальностей
Профиля А- Педагогика
Факультет естествознания
Кафедра общей биологии
Курс (курсы) – первый
Семестр (семестры) – в соответствии с учебным планом факультета
Лекции – 8 часов
Семинарские занятия – 8 часов Зачет
Аудиторных часов Форма получения высшего
по учебной дисциплине – 16 образования –
очная (дневная), заочная
Всего часов
по учебной дисциплине – 116
Составили: А.Т. Федорук, доктор биологических наук, профессор
В.В. Маврищев, кандидат биологических наук, доцент
2013 г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Безопасность жизнедеятельности человека», утверждена 8 июля 2013 г., регистрационный № ТД-ОН. 006/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой общей биологии
«30» августа 2013 г. протокол № 1
Заведующий кафедрой
_______________ В. В. Маврищев
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета естествознания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
«30» августа 2013 г. протокол № 1
Председатель
________________Н. В. Науменко
Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Методист учебно-методического
управления БГПУ
________________ Е. А. Кравченко
Пояснительная записка
В плане становления научного мировоззрения студентов программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» призвана ознакомить студентов педагогических вузов с основами экологических знаний, способствовать формированию представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, а также обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, проблемами рационального использования природных ресурсов.
В основу преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» положены фундаментальные биологические и экологические понятия, которые образуют научные основы охраны природы. Особое внимание обращено на формирование у будущих учителей связи научных знаний, умений и практической деятельности в области охраны природы и рационального природопользования, состояния окружающей среды и здоровья человека.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении основных биологических дисциплин. Вместе с тем, изучение экологии невозможно без привлечения основных понятий из области этики, логики, методологии науки.
Теоретические знания, излагаемые в ходе преподавания данной учебной дисциплины, позволяют студентам овладеть элементами научного мышления на основе методологии естественных наук, сформировать целостную мировоззренческую картину, познать закономерности существования природы, процессы ее внутреннего и внешнего взаимодействия.
Цель изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)»
– формирование экологической культуры будущего учителя, обеспечение трансформации экологической культуры и экологического знания в культуру педагогического мышления и деятельности, познание основных экологических проблем и задач энергосбережения.
Основными задачамиизучения учебной дисциплины являются:
- ознакомление студентов с современной экологией, проблемами энергосбережения, осуществление формирование и развитие системы основных понятий в области экологии;
- ознакомление с важнейшими кризисными экологическими проблемами современности, которые в настоящее время учёными планеты трактуются как глобальные, умение анализировать конкретные экологические ситуации;
- ознакомление студентов с экологическими проблемами Беларуси;
- формирование у студентов экологического мировоззрения.
Изучаемая дисциплина логично связана с другими дисциплинами учебного плана: «Основы общей биологии», «Генетика», «Ботаника с основами географии растений», «Зоология», «Эволюционное учение», «Биогеография».
Изучение интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» должно обеспечивать формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
− АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в сфере профессиональной деятельности и в других областях, не связанных с ней непосредственно.
− АК-2. Владеть исследовательскими навыками.
− АК-3. Уметь работать самостоятельно.
− АК-4. Владеть междисциплинарным подходом при решении задач.
− АК-5. Иметь навыки, связанные с работой на компьютере.
Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
− CЛK-1. Обладать качествами гражданственности.
− CЛK-2. Быть способным к социальному взаимодействию и проявлениям гуманизма.
− СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
− СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.
− СЛК-5. Уметь работать в команде.
Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
− ПК-1. Быть готовым использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.
− ПК-2. Владеть основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации и навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
− ПК-3. Владеть основными способами защиты производственного персонала и населения от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
− ПК-4. Содействовать охране окружающей среды в сфере профессиональной деятельности, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии.
− ПК-5. Знать и соблюдать законодательство в области охраны труда и правила техники безопасности на рабочем месте.
− ПК-6. Уметь самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
- современные взаимоотношения человечества и природы;
- глобальные экологические проблемы современности;
- аспекты рационального природопользования;
- основные понятие об экологических аспектах взаимодействия человека с окружающим природным миром;
- современное состояние и взаимосвязь природной среды и здоровья человека;
- масштабы антропогенного воздействия на природу;
- приоритетные направления энергосбережения в Республике Беларусь.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:
- использовать знания по экологии в преподавании других учебных дисциплин и учебно-воспитательной работе в школе;
- адекватно оценивать место и роль человека в биосфере;
- использовать принципы экономии энергосбережения в жилищно-бытовом секторе.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:
- знаниями, направленными на восприятие глобальных и локальных экологических проблем;
- активными подходами к решению задач энергосбережения.
Всего на изучение учебной дисциплины на дневной форме получения образования «Безопасность жизнедеятельности человека» отводится 116 часов. На раздел «Основы экологии и энергосбережения» на дневной форме обучения отводится 16 аудиторных часов, из них 8 часов лекций, 8 часов семинарских занятий, на самостоятельную внеаудиторную нагрузку отведено 11 часов. Текущая аттестация проводится в соответствии с учебным планом по специальности в форме зачета.
На заочной форме обучения отводится 6 аудиторных часов, из них 4 часа лекций, 2 часа семинарских занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с учебным планом по специальности в форме зачета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы занятий | Количество аудиторных часов | ||
Всего | в том числе | |||
лекций | семинарских занятий | |||
1. | Введение в дисциплину | - | ||
2. | Современное состояние биосферы | |||
3. | Окружающая среда и здоровье человека | - | ||
4. | Современные проблемы охраны природы и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь | |||
5. | Основы энергосбережения | |||
Всего |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Заочная форма обучения)
№ | Темы занятий | Количество аудиторных часов | ||
Всего | в том числе | |||
лекций | семинарских занятий | |||
1. | Современное состояние биосферы и глобальный экологический кризис | - | ||
2. | Окружающая среда и современные проблемы экологии. Основы энергосбережения. | |||
Всего |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Введение в дисциплину
1.1. Предмет, содержание и задачи экологии. Структура экологии. Концепция устойчивого развития – новая социально-экономическая парадигма. Роль экологической науки в осуществлении концепции. Экологическая культура и приоритетность экологического образования. Теоретические и прикладные задачи экологии.
Основы энергосбережения
Топливно-энергетические ресурсы и пути решения энергетических проблем. Современная концепция развития мировой энергетики. Основные источники энергии. Возобновляемые и невозобновляемые источники энергии. Природные топливные ресурсы Беларуси. Местные виды топлива. Отрицательные последствия использования органического топлива. Альтернативные возобновляемые энергоносители. Основные принципиальные направления энергосбережения в производстве, городах и сельских населенных пунктах, транспорте и быту.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела, темы, занятий | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Самостоятельных (внеаудиторных) часов | Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Форма контроля знаний | |
лекции | практические (семинарные) занятия | ||||||
1. | Введение в дисциплину (2 ч.) | ||||||
1.1. | Экология как наука и учебная дисциплина 1. Предмет и содержание экологии
| Мультимедиа | [1] [4] [5] | Краткий конспект | |||
2. | Современное состояние биосферы (6 ч.) | ||||||
2.1. | Причины и особенности экологического кризиса 1. Основные отрицательные тенденции экологического кризиса
| Схемы, слайды, мультимедиа | [1] [8] [13] [14] [15] | Фронтальный опрос | |||
2.2. | Отрицательные тенденции и проявления экологического кризиса 1. Парниковый эффект, нарушение озонового экрана, кислотные осадки
| Схемы, слайды мультимедиа | [1] [8] [14] [15] | Фронтальный опрос | |||
3. | Окружающая среда и здоровье человека (2 ч.) | ||||||
3.1. | Физическое здоровье человека и его связь с факторами среды 1. Экология жилища
| Схемы, слайды | [3] [7] [8] [9] [13] | Фронтальный опрос | |||
4. | Современные проблемы охраны природы и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь (4 ч.) | ||||||
4.1 | Обеспечение охраны природы в Республике Беларусь
| Схемы, слайды мультимедиа | [10] [13] [14] [15] | Фронтальный опрос | |||
5. | Основы энергосбережения (2 ч.) | ||||||
5.1 | Топливно-энергетические ресурсы и пути решения энергетических проблем 1. Природные топливные ресурсы Беларуси
| Мультимедиа | [3] [4] [12] | Краткий конспект | |||
Зачет |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(Заочная форма обучения)
Номер раздела, темы, занятий | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Форма контроля знаний | |
лекции | практические (семинарные) занятия | |||||
1. | Современное состояние биосферы и глобальный экологический кризис (2 ч.) | - | ||||
1.1. | Основные причины и особенности современного экологического кризиса (2 ч.) 1. Основные отрицательные тенденции экологического кризиса. 2. Проблема негативных изменений, происходящих в окружающей человека среде. 3. Загрязнение биосферы. Оскуднение кладовых Земли. Уменьшение биоразнообразия. | - | Схемы, слайды мультимедиа | [1] [8] [14] [15] | Краткий конспект | |
2. | Окружающая среда и современные проблемы экологии (4 ч.) | |||||
2.1. | Масштабность воздействия антропогенных факторов на функционирование экосистем (4 ч.) 1. Изменение химического состава атмосферы, роль биоты в его регулировании. Парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. 2. Экологические проблемы Беларуси. 3. Окружающая среда и энергетика. 4. Топливно-энергетические ресурсы и пути решения энергетических проблем. | Схемы, слайды мультимедиа | [3] [4] [12] | Фронтальный опрос |
Основная
1. Маврищев В.В. Основы экологии. Учеб. / В.В.Маврищев. – 3-е изд.
– Мн., 2007.
2. Маврищев В.В. Общая экология: Курс лекций / В.В.Маврищев. – 4-е изд. – Мн., М, 2013.
3. Маврищев В.В., Основы экологии/ В.В.Маврищев, В.Ф.Кулеш, Т.А.Бонина. – Мн., БГПУ, 2009.
4. Свидерская О.В. Основы энергосбережения: курс лекций/ О.В.Свидерская. – 3-е изд. – Мн., 2004.
5. Чернова Н. М., Былова А. М. Экология: Учеб/ Н.М.Чернова, А.М.Былова. – М., 2004.
6. Федорук А.Т. Экология: Учеб. Пособие/ А.Т.Федорук. – Мн., 2010.
Дополнительная
7. Байер К. Здоровый образ жизни/ К.Байер, Л.Шейнберг. – М.: Мир, 1997.
8. Вронский В.А. Прикладная экология/ В.А.Вронский. – Р-н-Д., 1996.
9. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека/ А.П.Дубров.
– М., Изд-во Слово, 1995.
10. Заповедные территории Беларуси. Мн., 2008.
11. Маврищев В.В. Основы общей экологии: Учеб. Пособие/ В.В.Маврищев. – Мн., 2000.
12. Поспелова, Т. Г. Основы энергосбережения/ Т.Г.Поспелова. – Мн., 2000.
13. Радкевич В. А. Экология: Учеб/ В.А.Радкевич. – 4-е изд. – Мн., 1998.
14. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Слов.-справ/ Н.Ф.Реймерс.
– М., 1990.
15. Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера. Экология. Охрана природы: Справ. Пособие/ К.М.Сытник, А.В.Брайон, А.В.Гордецкий. – Киев, 1987.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы занятий | Количество аудиторных часов | ||
Всего | в том числе | |||
лекций | семинарских занятий | |||
1. | Введение в дисциплину | - | ||
2. | Современное состояние биосферы | |||
3. | Окружающая среда и здоровье человека | - | ||
4. | Современные проблемы охраны природы и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь | |||
5. | Основы энергосбережения | |||
Всего |
Задания к семинарам для историков 2016/17 уч. гг.
Подготовить небольшие сообщения с указанием литературы и визуализацией материала и самостоятельно объяснить содержание следующих вопросов:
1. Изменение химического состава атмосферы, роль биоты в его регулировании.
2. Парниковый эффект.
3. Нарушение озонового экрана.
4. Кислотные осадки.
5. Загрязнение биосферы.
6. Деградация почв и опустынивание земель. Состояние почв в Беларуси.
7. Истощение природных ресурсов.
8. Демографический взрыв. Урбанизация. Демографические проблемы Беларуси.
9. Экологические проблемы Беларуси: радиоактивное загрязнение, проблемы малых рек.
10. Экологические проблемы Беларуси: проблемы Полесья.
11. Экологические проблемы Беларуси: проблемы Солигорска и др. городов.
12. Экология жилища. Бытовые предметы и препараты бытовой химии.
13. Экология питания. Микроэлементы. Витамины.
14. Экология питания. Пищевые добавки. Трансгенные продукты питания.
15. Загрязнители воздуха в жилище.
16. Проблема чистой питьевой воды.
17. Пути экологизации промышленности. Основные адаптационные механизмы и правила.
18. Пути экологизации сельского хозяйства. Основные адаптационные механизмы и правила.
19. Пути экологизации городского хозяйства. Основные адаптационные механизмы и правила.
20. Утеря генофонда. Проблемы сохранения биоразнообразия.
21. Охраняемые природные территории Беларуси.
22. Топливно-энергетические ресурсы и пути решения энергетических проблем.
23. Основные источники энергии. Возобновляемые и невозобновляемые.
24. Природные топливные ресурсы Беларуси. Местные виды топлива. Отрицательные последствия использования органического топлива.
25. Альтернативные возобновляемые энергоносители.
26. Основные принципиальные направления энергосбережения в производстве.
27. Основные принципиальные направления энергосбережения в городах.
28. Основные принципиальные направления энергосбережения в сельских населенных пунктах.
29. Основные принципиальные направления энергосбережения в транспорте и быту.
Основные принципиальные направления энергосбережения в школе.
Основная
16. Маврищев В.В. Основы экологии. Учеб. / В.В.Маврищев. – 3-е изд.
– Мн., 2007.
17. Маврищев В.В. Общая экология: Курс лекций / В.В.Маврищев. – 4-е изд. – Мн., М, 2013.
18. Маврищев В.В., Основы экологии/ В.В.Маврищев, В.Ф.Кулеш, Т.А.Бонина. – Мн., БГПУ, 2009.
19. Свидерская О.В. Основы энергосбережения: курс лекций/ О.В.Свидерская. – 3-е изд. – Мн., 2004.
20. Чернова Н. М., Былова А. М. Экология: Учеб/ Н.М.Чернова, А.М.Былова. – М., 2004.
21. Федорук А.Т. Экология: Учеб. Пособие/ А.Т.Федорук. – Мн., 2010.
Дополнительная
22. Байер К. Здоровый образ жизни/ К.Байер, Л.Шейнберг. – М.: Мир, 1997.
23. Вронский В.А. Прикладная экология/ В.А.Вронский. – Р-н-Д., 1996.
24. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека/ А.П.Дубров.
– М., Изд-во Слово, 1995.
25. Заповедные территории Беларуси. Мн., 2008.
26. Маврищев В.В. Основы общей экологии: Учеб. Пособие/ В.В.Маврищев. – Мн., 2000.
27. Поспелова, Т. Г. Основы энергосбережения/ Т.Г.Поспелова. – Мн., 2000.
28. Радкевич В. А. Экология: Учеб/ В.А.Радкевич. – 4-е изд. – Мн., 1998.
29. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Слов.-справ/ Н.Ф.Реймерс.
– М., 1990.
30. Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера. Экология. Охрана природы: Справ. Пособие/ К.М.Сытник, А.В.Брайон, А.В.Гордецкий. – Киев, 1987.
Имени Максима Танка»
УТВЕРЖДАЮ | |
Проректор по учебной работе БГПУ | |
________________ В. В. Шлыков | |
Регистрационный № УД-____________/р. |
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
(основы экологии и энергосбережения)
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальностей
Профиля А- Педагогика
Факультет естествознания
Кафедра общей биологии
Курс (курсы) – первый
Семестр (семестры) – в соответствии с учебным планом факультета
Лекции – 8 часов
Семинарские занятия – 8 часов Зачет
Аудиторных часов Форма получения высшего
по учебной дисциплине – 16 образования –
очная (дневная), заочная
Всего часов
по учебной дисциплине – 116
Составили: А.Т. Федорук, доктор биологических наук, профессор
В.В. Маврищев, кандидат биологических наук, доцент
2013 г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Безопасность жизнедеятельности человека», утверждена 8 июля 2013 г., регистрационный № ТД-ОН. 006/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой общей биологии
«30» августа 2013 г. протокол № 1
Заведующий кафедрой
_______________ В. В. Маврищев
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета естествознания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
«30» августа 2013 г. протокол № 1
Председатель
________________Н. В. Науменко
Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Методист учебно-методического
управления БГПУ
________________ Е. А. Кравченко
Пояснительная записка
В плане становления научного мировоззрения студентов программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» призвана ознакомить студентов педагогических вузов с основами экологических знаний, способствовать формированию представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, а также обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, проблемами рационального использования природных ресурсов.
В основу преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» положены фундаментальные биологические и экологические понятия, которые образуют научные основы охраны природы. Особое внимание обращено на формирование у будущих учителей связи научных знаний, умений и практической деятельности в области охраны природы и рационального природопользования, состояния окружающей среды и здоровья человека.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении основных биологических дисциплин. Вместе с тем, изучение экологии невозможно без привлечения основных понятий из области этики, логики, методологии науки.
Теоретические знания, излагаемые в ходе преподавания данной учебной дисциплины, позволяют студентам овладеть элементами научного мышления на основе методологии естественных наук, сформировать целостную мировоззренческую картину, познать закономерности существования природы, процессы ее внутреннего и внешнего взаимодействия.
Цель изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)»
– формирование экологической культуры будущего учителя, обеспечение трансформации экологической культуры и экологического знания в культуру педагогического мышления и деятельности, познание основных экологических проблем и задач энергосбережения.
Основными задачамиизучения учебной дисциплины являются:
- ознакомление студентов с современной экологией, проблемами энергосбережения, осуществление формирование и развитие системы основных понятий в области экологии;
- ознакомление с важнейшими кризисными экологическими проблемами современности, которые в настоящее время учёными планеты трактуются как глобальные, умение анализировать конкретные экологические ситуации;
- ознакомление студентов с экологическими проблемами Беларуси;
- формирование у студентов экологического мировоззрения.
Изучаемая дисциплина логично связана с другими дисциплинами учебного плана: «Основы общей биологии», «Генетика», «Ботаника с основами географии растений», «Зоология», «Эволюционное учение», «Биогеография».
Изучение интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» должно обеспечивать формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
− АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в сфере профессиональной деятельности и в других областях, не связанных с ней непосредственно.
− АК-2. Владеть исследовательскими навыками.
− АК-3. Уметь работать самостоятельно.
− АК-4. Владеть междисциплинарным подходом при решении задач.
− АК-5. Иметь навыки, связанные с работой на компьютере.
Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
− CЛK-1. Обладать качествами гражданственности.
− CЛK-2. Быть способным к социальному взаимодействию и проявлениям гуманизма.
− СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
− СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.
− СЛК-5. Уметь работать в команде.
Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
− ПК-1. Быть готовым использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.
− ПК-2. Владеть основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации и навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
− ПК-3. Владеть основными способами защиты производственного персонала и населения от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
− ПК-4. Содействовать охране окружающей среды в сфере профессиональной деятельности, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии.
− ПК-5. Знать и соблюдать законодательство в области охраны труда и правила техники безопасности на рабочем месте.
− ПК-6. Уметь самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
- современные взаимоотношения человечества и природы;
- глобальные экологические проблемы современности;
- аспекты рационального природопользования;
- основные понятие об экологических аспектах взаимодействия человека с окружающим природным миром;
- современное состояние и взаимосвязь природной среды и здоровья человека;
- масштабы антропогенного воздействия на природу;
- приоритетные направления энергосбережения в Республике Беларусь.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:
- использовать знания по экологии в преподавании других учебных дисциплин и учебно-воспитательной работе в школе;
- адекватно оценивать место и роль человека в биосфере;
- использовать принципы экономии энергосбережения в жилищно-бытовом секторе.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:
- знаниями, направленными на восприятие глобальных и локальных экологических проблем;
- активными подходами к решению задач энергосбережения.
Всего на изучение учебной дисциплины на дневной форме получения образования «Безопасность жизнедеятельности человека» отводится 116 часов. На раздел «Основы экологии и энергосбережения» на дневной форме обучения отводится 16 аудиторных часов, из них 8 часов лекций, 8 часов семинарских занятий, на самостоятельную внеаудиторную нагрузку отведено 11 часов. Текущая аттестация проводится в соответствии с учебным планом по специальности в форме зачета.
На заочной форме обучения отводится 6 аудиторных часов, из них 4 часа лекций, 2 часа семинарских занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с учебным планом по специальности в форме зачета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы занятий | Количество аудиторных часов | ||
Всего | в том числе | |||
лекций | семинарских занятий | |||
1. | Введение в дисциплину | - | ||
2. | Современное состояние биосферы | |||
3. | Окружающая среда и здоровье человека | - | ||
4. | Современные проблемы охраны природы и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь | |||
5. | Основы энергосбережения | |||
Всего |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Заочная форма обучения)
№ | Темы занятий | Количество аудиторных часов | ||
Всего | в том числе | |||
лекций | семинарских занятий | |||
1. | Современное состояние биосферы и глобальный экологический кризис | - | ||
2. | Окружающая среда и современные проблемы экологии. Основы энергосбережения. | |||
Всего |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Введение в дисциплину
1.1. Предмет, содержание и задачи экологии. Структура экологии. Концепция устойчивого развития – новая социально-экономическая парадигма. Роль экологической науки в осуществлении концепции. Экологическая культура и приоритетность экологического образования. Теоретические и прикладные задачи экологии.