Экономика природопользования и охраны окружающей среды
Экономика природопользования – раздел экономики, изучающий главным образом вопросы экономической (в ряде случаев и внеэкономической) оценки природных ресурсов и ущербов от загрязнения среды.
Задачи экономики природопользования следующие:
1. Экономическая (и внеэкономическая) оценка природных ресурсов.
2. Определение экономического (и внеэкономического) ущерба, наносимого народному хозяйству в результате нерационального природопользования, и величины затрат, необходимых для ликвидации его последствий.
3. Выбор наиболее эффективных вариантов использования природных ресурсов и природоохранной деятельности, оценка абсолютной и относительной эффективности природоохранных затрат.
4. Разработка экономических методов управления природоохранной деятельностью, материального стимулирования охраны окружающей среды.
Виды оценок природных ресурсов. Каждый природный ресурс обладает определенной ценностью для человека (экономической, экологической, культурной и т.д.). Эта ценность отражается суммой экономической и внеэкономической оценок.
Экономическая оценка природных ресурсов – определение их общественной полезности, то есть вклада данного ресурса (его единицы) в повышение уровня удовлетворения человеческих потребностей через производство или потребление. В узкоэкономическом смысле – денежное выражение народнохозяйственной ценности природных ресурсов.
Внеэкономическая оценка природных ресурсов – определение экологической, здравоохранительной, социальной, социально-психологической (моральной и культурной), религиозно-культовой и иной ценности природного ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях либо условно выраженная в деньгах как сумма, которой готово и может пожертвовать общество для сохранения природных ресурсов.
Задачи, стоящие перед экономикой природопользования, можно решить, только дав правильную экономическую оценку природным ресурсам.
Функции оценки природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов выполняет две функции:
1. учетную (показывает, каким национальным богатством обладает страна, на что можно рассчитывать в развитии производства);
2. стимулирующую (создает основу для введения платы за эксплуатацию природных ресурсов с учетом ущерба и его возмещения в случае их нерационального использования).
Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой очень сложную научную и практическую проблему. Дело в том, что стоимость любой вещи определяется затратами труда на ее изготовление, а природные ресурсы являются продуктами природы, а не человека. Однако в их разведку, освоение, охрану и воспроизводство труд вкладывается, то есть создается стоимость.
В настоящее время существуют две основные концепции оценки природных ресурсов: затратная и рентная.
Призатратной концепции учитываются расходы на освоение природных ресурсов, а качество природных благ, их полезность выступают как дополнительных фактор меры ценности.
Прирентной концепции исчисляется дифференциальная рента, то есть разная величина дохода, получаемая при эксплуатации природных ресурсов различного качества и местоположения (например, земель высоко- и низкоплодородных, расположенных далеко или близко от транспортных путей и т.д.).
При экономической оценке природных ресурсов очень важно найти компромиссное решение с учетом обоих подходов. От его разумности будет зависеть:
• выбор очередности и вариантов использования природных ресурсов в народном хозяйстве;
• оценка ущерба от их нерационального использования эффективности природоохранных затрат;
• действенность мер по стимулированию рационализации природопользования, обоснованность размеров платы за использование природных ресурсов;
• прибыльность экспорта природных ресурсов;
• справедливое распределение прибыли, получаемой на совместных предприятиях.
Ущербы при нерациональном природопользовании. В природопользовании подущербом понимают фактические или возможные экономические и социальные потери в результате изменения природной среды под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Ущербы в природопользовании классифицируют наисчислимые(экономические и социально-экономические) иусловно-исчислимые(социальные и экологические). В качестве примера приведем классификацию ущербов в результате загрязнения атмосферы.
I. Исчислимые:
а) экономические:
– потери вследствие недополучения промышленной и сельскохозяйственной продукции;
– потери вследствие снижения продуктивности биогеоценозов;
– потери вследствие снижения производительности труда, вызванного ростом заболеваемости;
– потери сырья, топлива и материалов в связи с выбросами;
– затраты на ликвидацию последствий от загрязнения;
– затраты на восстановление или поддержания равновесия в экосистемах;
– затраты вследствие сокращения срока службы зданий и сооружений;
б) социально-экономические:
– затраты в области здравоохранения;
– затраты на сохранение рекреационных ресурсов;
– потери вследствие миграции, вызванной ухудшением качества среды;
– дополнительные затраты на отдых.
II. Условно-исчислимые (практически не поддающиеся количественной оценке):
а) социальные:
– эстетический ущерб от деградации ландшафтов;
– увеличение смертности, патологических изменений в организме людей;
– психологический ущерб вследствие неудовлетворенности населения качеством среды;
б) экологические:
– необратимые разрушения уникальных экосистем, исчезновение видов, генетический ущерб.
Подэкономическим ущербом, наносимым окружающей среде, понимаются выраженные в стоимостной форме фактические и возможные убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнениями, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков.
Экономический эффект природоохранного мероприятия выражается величиной годового экономического ущерба от загрязнения среды, предотвращаемого благодаря этим мероприятиям, или суммой предотвращаемых ущербов и годового прироста дохода от улучшения производственных результатов вследствие проведения природоохранных мероприятий.
Предотвращаемый экономический ущерб от загрязнения среды равен разности между величиной ущерба, который имел место до осуществления реализованного мероприятия, и остаточного ущерба после проведения этого мероприятия.
Методика определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.Подэкономическим ущербом, наносимым окружающей среде, понимаются выраженные в стоимостной форме фактические и возможные убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнениями, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. В настоящее время разработано 2 метода определения экономического ущерба: метод прямого счета и эмпирический метод укрупненного счета.
Расчеты, выполненные укрупненным методом, показывают, что экономический ущерб народному хозяйству от загрязнения воздушного бассейна составляет около 60 %, водного бассейна – около 30 % и от загрязнения твердыми отходами – около 10 % общего ущерба.
Определение экономического ущерба методом прямого счета требует множества исходных данных, которые могут быть получены путем инженерно-экономического обследования предприятия и зоны его влияния.
Эффективность природопользования и природоохранных мероприятий. Эффективность (в общем смысле) – отношение полезного действия (эффекта) к затраченным усилиям.
Эффективность природопользования – эколого-социально-экономическая результативность использования природных ресурсов и эксплуатации природной среды. При этом следует рассматривать не отдельные формы природопользования, которые в некоторых случаях могут быть псевдоубыточными (например, создание заповедников), а их комплекс, проводя соответствующее моделирование и расчеты.
Эффективность природоохранных мероприятий – эколого-социально-экономическая результативность проведения тех или иных природоохранных мероприятий.
Практическое определение ущербов, а следовательно, и эффективности природоохранных мероприятий – очень сложная задача. Природоохранная деятельность требует очень больших средств. Например, стоимость природоохранного оборудования может составлять 30 % и более от стоимости всего оборудования на предприятии. Однако затраты на охрану природы обязательны.
Для поддержания экономического оптимума уровень природоохранных затрат должен составлять около 8–10 % от ВНП (валового национального продукта). В нашей стране суммы ущерба составляют приблизительно 8–9 %, расходы на охрану природы – только 1 %. Если положение вещей не изменится, то результатом будет экологическая катастрофа.
Расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной ликвидированного или предотвращенного экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.
Превышение экономического результата над затратами на его достижение свидетельствует об экономической эффективности природоохранного мероприятия. Разность между результатом и затратами характеризует экономический эффект.
Методика определения экономического эффекта природоохранных мероприятий. Расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной ликвидированного или предотвращенного экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.
Превышение экономического результата над затратами на его достижение свидетельствует об экономической эффективности природоохранного мероприятия. Разность между результатом и затратами характеризует экономический эффект.
При расчете эффективности капитальных вложений на охрану окружающей среды различают народнохозяйственный и хозрасчетный эффекты природоохранных мероприятий.
Народнохозяйственный эффект от снижения или предотвращения потерь природных ресурсов рассчитывается как разность экономических оценок этого ресурса до и после проведения природоохранного мероприятия или как прирост чистой продукции, полученной из природного ресурса за счет проведения мероприятия.
Хозрасчетный эффект от предотвращения потерь природного ресурса и снижения его качества определяется по приросту прибыли.
Сравнительную эффективность капитальных вложений природоохранного назначения рекомендуется определять на основе приведенных затрат.
Социальный эффект характеризуется следующими показателями:
– эффектом от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости из-за загрязнения среды;
– эффектом от сокращения выплат из фонда социального страхования в результате тех же причин;
– эффектом от сокращения затрат общества на лечение трудящихся, заболевших в результате загрязнения среды;
– экономическими эффектами от улучшения использования трудовых ресурсов, материалов и оборудования.
Лимитирование природопользования – плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов). Платность природопользования – плата за использование практически всех природные ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения ущерба.
Финансирование природоохранных мероприятий – предоставление денежных средств на природоохранные мероприятия. Источниками финансирования могут быть собственные средства предприятий (в основном прибыль), бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды и другие источники. Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов управления в природопользовании. Под фондами понимаются как учреждения, призванные оказывать какую-либо материальную помощь, так и сами денежные материальные средства, а также их источники. Например, в экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование, а потом эти средства выдаются на проведение самых неотложных и дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме того, предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования. В этом случае, если произойдет какое-либо экологическое ЧП, и предприятие должно будет платить большой штраф и возмещать нанесенный ущерб, страховой фонд поможет ему.
Материальное стимулирование природоохранной деятельности – обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.
Меры материального поощрения:
– установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);
– освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;
– применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее будет продавать и выращивать);
– применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование). Меры материального наказания:
– введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий (то есть такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);
– штрафы за экологические правонарушения.