Тема: Тема: Экологический подход к содержанию животных и растений в детском саду (4 ч.)

Семинарское занятие №1

Тема: Исторические этапы становления и развития экологического образования дошкольников (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Использование природы в воспитании детей в истории западной прогрессивной педагогики.

2. Русские педагоги об использовании природы в воспитании детей до школы.

3. Развитие методики природоведения на разных этапах становления советского дошкольного воспитания.

4. Разработка проблем дошкольного природоведения в 50-90-е годы.

Список рекомендуемой литературы

1. Дошкольная педагогика: Учебное пособие./ Под ред. Болотиной Л.Р., Комаровой Т.С., Баранова С.П. 2-е изд. – М., 1997.

2. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.

3. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия.// Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др./ Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1987.

4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1986.

5. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия./ Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., 1980.

6. Нисканен Л.Г., Игнаткина Л.С. Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М., 1980.

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: , 1999. – 344 с.

8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1980.

9. Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгородсеверской гимназии // Собр. соч.: В 11 т. – М.; Л., 1952. – Т. 11.

Семинарское занятие №2

Тема: Педагогические основы экологического образования детей (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Особенности содержания экологического образования в современных парциальных программах для детей дошколь­ного возраста.

2. Принципы отбора экологического содержания образования.

3. Возможность личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы.

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического обра­зования детей. СПб., 2005.

2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2005.

3. Рыжова И.А. Программа «Наш дом — природа». М., 2005.

Дополнительная:

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик»; Программа и ру­ководство по культурно-экологическому воспитанию и раз­витию детей дошкольного возраста. М., 1997.

2. Барнева Л., Герасимова Е., Данилин Г., Макарчук Н. «Род­ник»: Программа социокультурного развития детей до школьного и младшего школьного возраста / Дошкольное воспитание. № 5. 2005. С. 22.

3 Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2006.

4 Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы эко­логического образования дошкольников // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб., 1992.

5. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-эколо­гическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

6. Попова Г.И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной про­граммы культурно-экологического образования и нрав­ственного воспитания детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. М., 1998.

Задания

1. Студентам необходимо познакомиться с содержанием эко­логических программ для детей дошкольного возраста. Ре­зультаты изучения литературы отразить в сравнительной таблице.

Подсказка

При составлении таблицы студенты анализируют програм­мы исходя из компонентов содержания экологического об­разования (познавательный, деятельностный, эмоционально-ценностный) и принципов отбора содержания образования.

Компоненты экологического образования выделены исхо­дя из понятия экологической культуры. Обратите внимание, что познавательный компонент программы включает и знания о многообразии ценности природы: практической, эстетиче­ской, оздоровительной, нравственной, познавательной, самоцен­ности. Познавательный компонент отражает реализацию прин­ципа научности и позволяет увидеть, как в программе рас­крыты идеи современного естествознании: многообразия природы, приспособления природы, изменчивости природы, един­ства человека и природы, системного строения природы. Дея­тельностный компонент раскрывает содержание детской дея­тельности. Он может быть представлен единственной эколо­гической деятельностью — трудом по уходу за растениями и животными, а может быть раскрыт более широко, например как разнообразие экологически ориентированных дсятсльностей дошкольников. Эмоционально-ценностный компонент включает содержание тех чувств, эмоций, отношений, которые переживает дошкольник при взаимодействии с приро­дой в ходе освоения содержания программы.

Технологичность программы оценивается с позиции нали­чия в программе методических рекомендаций к созданию ус­ловий ее реализации, особенностей построения педагогиче­ского процесса экологического образования детей дошколь­ного возраста.

Сравнительная характеристика программ экологического образования дошкольников

Таблица 3

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА   «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»   НАШ Дом – природа» «МЫ»   ПРОГРАМ­МА ПО ВЫБОРУ  
Авторы                  
Цели и задачи                  
Принципы структурирования                  
Познавательный компонент со­держания программы                  
Деятельностный компонент со­держании программы                  
Эмоционально ценностным ком­понент содержания программы                  
Технологичность программы                  
Результат освоения программы                  
Отличительные особенности про­граммы                  
Достоинства и недостатки про­граммы                  

2. Студенты готовят тезисы семинара «Современные програм­мы экологического образования детей дошкольного воз­раста» для практических работников ДОУ (время работы семинара — 2 часа).

Критерии оценки:

-Глубина теоретического анализа.

- Выражение собственной точки зрения на проблемы эко­логического образования и их решение в различных про­граммах.

- Дифференцированный подход в отборе содержания и ме­тодов проведения семинара.

Формы отчетности

1. Сравнительная таблица содержания программ.

2. Тезисы выступления на семинаре.

Семинарское занятие №3

Тема: Создание среды для экологического образования (2 ч.)

ВОПРОСЫ:

1. Оценка среды дошкольного учреждения. "Экологический паспорт детского сада".

2. Создание среды для экологического образования:

а) экологический класс и лаборатория:

б) комната природы;

в) музей экологии;

г) повторное использование вещей (материалов).

3. Организация и оборудование экологических объектов на участке детского сада:

а) общие требования к оформлению участка;

б) декоративное озеленение (подбор деревьев и кустарников, газоны, цветники);

в) плодовый сад;

г) огород;

д) альпинарий.

4. Экологическая тропа – оборудование, его использование в экологическом образовании детей.

5. Конкурс-выставка из бросовых материалов. Защита "товара".

Задания

1. Составить план-схему экологическом тропы на участке дет. сада.

2. Изготовить поделку-"товар" из бросового материала (упаковки). Придумать рекламу "товара" (оформить письменно).

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.

3. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.

5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М., 1999.

6. Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. М., 1995.

7. Петровский В.А., Кларина Л.М., Славина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1995.

8. Рыжова Н.А. На экологической тропинке // Дошкольное воспитание. 2000, №4.

9. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 2000, №2.

10. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999, №3.

11. Стеркина Р.Б. Каким быть государственному стандарту дошкольного образования // Обруч, 1996. - №4.

12. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – 1996.- № 2.

Семинарское занятие №№ 4-5

Семинарское занятие №№ 6-7

Тема: Наглядные методы экологического образования (4 ч.)

ВОПРОСЫ к 1-му занятию:

1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность детей, его значение. Виды наблюдений в природе.

2. Подготовка и проведение наблюдения. Структура наблюдения.

3. Особенности организации и руководства наблюдениями детей в разных возрастных группах.

4. Способы фиксаций наблюдений (календари и дневники).

ВОПРОСЫ ко 2-му занятию:

1. Значение циклов наблюдений для экологического образования детей. Требования к их организации.

2. Определение содержания и последовательности циклических наблюдений.

3. Разработка циклов наблюдений:

а) за обитателями уголка природы, их ростом и развитием;

б) за основными явлениями природы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Законспектировать статью: Николаева С.Н. Наблюдая – познаем //Дошкольное воспитание, 1991. – №1I. – С. 4-10.

2. Подготовиться к обсуждению вопросов.

Список рекомендуемой литературы

1. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Минск: Народная асвета, 1972.

2. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.

3. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1985.

4. Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 6.

5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.

6. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

7. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада. - М.: Новая школа, 1995.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.

9. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / Всерос. об-во охраны природы. Пермский област. совет. - Пермь, 1992.

10. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 1.

11. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Семинарское занятие №8

Семинарское занятие №9

Семинарское занятие №10

Тема: Формы организации экологического образования детей (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Прогулки и экскурсии в природу. их роль в экологическом образовании детей.

2. Подготовка, организация и проведение экскурсии в природу. Природоохранная направленность экскурсий.

3. Детские праздники экологического содержания

а) традиционные (праздники урожая и цветов), конкурсы, викторины:

о) новые формы работы ("День Земли", "Праздник волшебной воды").

4. Экологические проекты как новая форма работы по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Участие детей в природоохранительных акциях.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Подготовиться к семинару по вопросам.

2. Реферат по теме "Нетрадиционные формы экологическогообразования детей дошкольного возраста".

Список рекомендуемой литературы

1. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.

2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1980.

3. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1985.

4. Лучич М.В. Детям о природе. – М., 1990.

5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.

6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.

7. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.

9. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада. - М.: Новая школа, 1995.

Семинарское занятие №11

Семинарское занятие №12

Семинарское занятие №1

Тема: Исторические этапы становления и развития экологического образования дошкольников (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Использование природы в воспитании детей в истории западной прогрессивной педагогики.

2. Русские педагоги об использовании природы в воспитании детей до школы.

3. Развитие методики природоведения на разных этапах становления советского дошкольного воспитания.

4. Разработка проблем дошкольного природоведения в 50-90-е годы.

Список рекомендуемой литературы

1. Дошкольная педагогика: Учебное пособие./ Под ред. Болотиной Л.Р., Комаровой Т.С., Баранова С.П. 2-е изд. – М., 1997.

2. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.

3. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия.// Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др./ Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1987.

4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1986.

5. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия./ Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., 1980.

6. Нисканен Л.Г., Игнаткина Л.С. Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М., 1980.

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: , 1999. – 344 с.

8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1980.

9. Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгородсеверской гимназии // Собр. соч.: В 11 т. – М.; Л., 1952. – Т. 11.

Семинарское занятие №2

Тема: Педагогические основы экологического образования детей (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Особенности содержания экологического образования в современных парциальных программах для детей дошколь­ного возраста.

2. Принципы отбора экологического содержания образования.

3. Возможность личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы.

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического обра­зования детей. СПб., 2005.

2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2005.

3. Рыжова И.А. Программа «Наш дом — природа». М., 2005.

Дополнительная:

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик»; Программа и ру­ководство по культурно-экологическому воспитанию и раз­витию детей дошкольного возраста. М., 1997.

2. Барнева Л., Герасимова Е., Данилин Г., Макарчук Н. «Род­ник»: Программа социокультурного развития детей до школьного и младшего школьного возраста / Дошкольное воспитание. № 5. 2005. С. 22.

3 Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2006.

4 Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы эко­логического образования дошкольников // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб., 1992.

5. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-эколо­гическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

6. Попова Г.И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной про­граммы культурно-экологического образования и нрав­ственного воспитания детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. М., 1998.

Задания

1. Студентам необходимо познакомиться с содержанием эко­логических программ для детей дошкольного возраста. Ре­зультаты изучения литературы отразить в сравнительной таблице.

Подсказка

При составлении таблицы студенты анализируют програм­мы исходя из компонентов содержания экологического об­разования (познавательный, деятельностный, эмоционально-ценностный) и принципов отбора содержания образования.

Компоненты экологического образования выделены исхо­дя из понятия экологической культуры. Обратите внимание, что познавательный компонент программы включает и знания о многообразии ценности природы: практической, эстетиче­ской, оздоровительной, нравственной, познавательной, самоцен­ности. Познавательный компонент отражает реализацию прин­ципа научности и позволяет увидеть, как в программе рас­крыты идеи современного естествознании: многообразия природы, приспособления природы, изменчивости природы, един­ства человека и природы, системного строения природы. Дея­тельностный компонент раскрывает содержание детской дея­тельности. Он может быть представлен единственной эколо­гической деятельностью — трудом по уходу за растениями и животными, а может быть раскрыт более широко, например как разнообразие экологически ориентированных дсятсльностей дошкольников. Эмоционально-ценностный компонент включает содержание тех чувств, эмоций, отношений, которые переживает дошкольник при взаимодействии с приро­дой в ходе освоения содержания программы.

Технологичность программы оценивается с позиции нали­чия в программе методических рекомендаций к созданию ус­ловий ее реализации, особенностей построения педагогиче­ского процесса экологического образования детей дошколь­ного возраста.

Сравнительная характеристика программ экологического образования дошкольников

Таблица 3

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА   «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»   НАШ Дом – природа» «МЫ»   ПРОГРАМ­МА ПО ВЫБОРУ  
Авторы                  
Цели и задачи                  
Принципы структурирования                  
Познавательный компонент со­держания программы                  
Деятельностный компонент со­держании программы                  
Эмоционально ценностным ком­понент содержания программы                  
Технологичность программы                  
Результат освоения программы                  
Отличительные особенности про­граммы                  
Достоинства и недостатки про­граммы                  

2. Студенты готовят тезисы семинара «Современные програм­мы экологического образования детей дошкольного воз­раста» для практических работников ДОУ (время работы семинара — 2 часа).

Критерии оценки:

-Глубина теоретического анализа.

- Выражение собственной точки зрения на проблемы эко­логического образования и их решение в различных про­граммах.

- Дифференцированный подход в отборе содержания и ме­тодов проведения семинара.

Формы отчетности

1. Сравнительная таблица содержания программ.

2. Тезисы выступления на семинаре.

Семинарское занятие №3

Тема: Создание среды для экологического образования (2 ч.)

ВОПРОСЫ:

1. Оценка среды дошкольного учреждения. "Экологический паспорт детского сада".

2. Создание среды для экологического образования:

а) экологический класс и лаборатория:

б) комната природы;

в) музей экологии;

г) повторное использование вещей (материалов).

3. Организация и оборудование экологических объектов на участке детского сада:

а) общие требования к оформлению участка;

б) декоративное озеленение (подбор деревьев и кустарников, газоны, цветники);

в) плодовый сад;

г) огород;

д) альпинарий.

4. Экологическая тропа – оборудование, его использование в экологическом образовании детей.

5. Конкурс-выставка из бросовых материалов. Защита "товара".

Задания

1. Составить план-схему экологическом тропы на участке дет. сада.

2. Изготовить поделку-"товар" из бросового материала (упаковки). Придумать рекламу "товара" (оформить письменно).

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.

3. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.

5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М., 1999.

6. Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. М., 1995.

7. Петровский В.А., Кларина Л.М., Славина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1995.

8. Рыжова Н.А. На экологической тропинке // Дошкольное воспитание. 2000, №4.

9. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 2000, №2.

10. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999, №3.

11. Стеркина Р.Б. Каким быть государственному стандарту дошкольного образования // Обруч, 1996. - №4.

12. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – 1996.- № 2.

Семинарское занятие №№ 4-5

Тема: Тема: Экологический подход к содержанию животных и растений в детском саду (4 ч.)

ВОПРОСЫ к 1-му занятию:

1. Аквариум как искусственно созданная миниэкосистема.

а) типы аквариумов, их оборудование;

б) технология содержания.

2. Террариум

а) типы террариумов;

б) технология содержания.

3. Содержание декоративных птиц.

4. Содержание млекопитающих (морская свинка, сирийский хомячок).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Заполнить таблицу "Экологический принцип содержания животных в детском саду" по форме:

Название Живого объекта Особенности содержания Особенности кормления, виды кормов Особые условия
растительные животные Минерально-витаминные подкормки
Сухопутная черепаха                    
Волнистый попугай                    
Морская свинка                  

2. Подготовиться к семинару.

ВОПРОСЫ ко 2-му занятию:

1. Комнатные растения:

а) экологические факторы, влияющие на рост и развитие комнатных растений; экологические группы растений;

б) технология содержания;

в) вегетативное размножение.

2. Выполнение практических заданий по уходу за комнатными растениями.

3. Занимательные истории из жизни комнатных растений (задания для студентов).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Составить занимательный рассказ для детей о комнатном растении, используя для этого книгу Н.М. Верзилина "Путешествие с домашними растениями". – М., 1970. Рассказ оформить письменно, приложить рисунок или открытку.

Список рекомендуемой литературы

1. Жизнь животных: В 5 т. – М., 1970.

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.

3. Махлин М.Д. Занимательный аквариум. М., 1966.

4. Махлин М.Д. Террариум. М., 1966.

5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.

6. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.

Дополнительная

1. Ельникова К. Уголок водного царства. // Дошкольное воспитание, 1990. – № 2.

2. Ельникова К. Волнистые попугайчики. // Дошкольное воспитание, 1990. – № 10.

3. Наши питомцы. – М., 1986.

4. Беме А. Жизнь птиц у нас дома. – М., 1987.

5. Благосклонов Н.Н. Охрана и привлечение птиц. – М., 1973.

6. Соколов Н.Л. Любите и охраняйте птиц. – М., 1972.

7. Советы натуралисту-любителю. / Под ред. Мантейфеля П.А., 1966.

8. Жизнь животных. В 5 т. – М., 1970.

Семинарское занятие №№ 6-7

Тема: Наглядные методы экологического образования (4 ч.)

ВОПРОСЫ к 1-му занятию:

1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность детей, его значение. Виды наблюдений в природе.

2. Подготовка и проведение наблюдения. Структура наблюдения.

3. Особенности организации и руководства наблюдениями детей в разных возрастных группах.

4. Способы фиксаций наблюдений (календари и дневники).

ВОПРОСЫ ко 2-му занятию:

1. Значение циклов наблюдений для экологического образования детей. Требования к их организации.

2. Определение содержания и последовательности циклических наблюдений.

3. Разработка циклов наблюдений:

а) за обитателями уголка природы, их ростом и развитием;

б) за основными явлениями природы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Законспектировать статью: Николаева С.Н. Наблюдая – познаем //Дошкольное воспитание, 1991. – №1I. – С. 4-10.

2. Подготовиться к обсуждению вопросов.

Список рекомендуемой литературы

1. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Минск: Народная асвета, 1972.

2. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.

3. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1985.

4. Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 6.

5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.

6. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

7. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада. - М.: Новая школа, 1995.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.

9. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / Всерос. об-во охраны природы. Пермский област. совет. - Пермь, 1992.

10. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 1.

11. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Семинарское занятие №8

Наши рекомендации