Тема: Тема: Экологический подход к содержанию животных и растений в детском саду (4 ч.)
Семинарское занятие №1
Тема: Исторические этапы становления и развития экологического образования дошкольников (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Использование природы в воспитании детей в истории западной прогрессивной педагогики.
2. Русские педагоги об использовании природы в воспитании детей до школы.
3. Развитие методики природоведения на разных этапах становления советского дошкольного воспитания.
4. Разработка проблем дошкольного природоведения в 50-90-е годы.
Список рекомендуемой литературы
1. Дошкольная педагогика: Учебное пособие./ Под ред. Болотиной Л.Р., Комаровой Т.С., Баранова С.П. 2-е изд. – М., 1997.
2. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.
3. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия.// Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др./ Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1987.
4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1986.
5. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия./ Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., 1980.
6. Нисканен Л.Г., Игнаткина Л.С. Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М., 1980.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: , 1999. – 344 с.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1980.
9. Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгородсеверской гимназии // Собр. соч.: В 11 т. – М.; Л., 1952. – Т. 11.
Семинарское занятие №2
Тема: Педагогические основы экологического образования детей (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Особенности содержания экологического образования в современных парциальных программах для детей дошкольного возраста.
2. Принципы отбора экологического содержания образования.
3. Возможность личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы.
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. СПб., 2005.
2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2005.
3. Рыжова И.А. Программа «Наш дом — природа». М., 2005.
Дополнительная:
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик»; Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
2. Барнева Л., Герасимова Е., Данилин Г., Макарчук Н. «Родник»: Программа социокультурного развития детей до школьного и младшего школьного возраста / Дошкольное воспитание. № 5. 2005. С. 22.
3 Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2006.
4 Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического образования дошкольников // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб., 1992.
5. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.
6. Попова Г.И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1998.
Задания
1. Студентам необходимо познакомиться с содержанием экологических программ для детей дошкольного возраста. Результаты изучения литературы отразить в сравнительной таблице.
Подсказка
При составлении таблицы студенты анализируют программы исходя из компонентов содержания экологического образования (познавательный, деятельностный, эмоционально-ценностный) и принципов отбора содержания образования.
Компоненты экологического образования выделены исходя из понятия экологической культуры. Обратите внимание, что познавательный компонент программы включает и знания о многообразии ценности природы: практической, эстетической, оздоровительной, нравственной, познавательной, самоценности. Познавательный компонент отражает реализацию принципа научности и позволяет увидеть, как в программе раскрыты идеи современного естествознании: многообразия природы, приспособления природы, изменчивости природы, единства человека и природы, системного строения природы. Деятельностный компонент раскрывает содержание детской деятельности. Он может быть представлен единственной экологической деятельностью — трудом по уходу за растениями и животными, а может быть раскрыт более широко, например как разнообразие экологически ориентированных дсятсльностей дошкольников. Эмоционально-ценностный компонент включает содержание тех чувств, эмоций, отношений, которые переживает дошкольник при взаимодействии с природой в ходе освоения содержания программы.
Технологичность программы оценивается с позиции наличия в программе методических рекомендаций к созданию условий ее реализации, особенностей построения педагогического процесса экологического образования детей дошкольного возраста.
Сравнительная характеристика программ экологического образования дошкольников
Таблица 3
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА | «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» | НАШ Дом – природа» | «МЫ» | ПРОГРАММА ПО ВЫБОРУ |
Авторы | ||||
Цели и задачи | ||||
Принципы структурирования | ||||
Познавательный компонент содержания программы | ||||
Деятельностный компонент содержании программы | ||||
Эмоционально ценностным компонент содержания программы | ||||
Технологичность программы | ||||
Результат освоения программы | ||||
Отличительные особенности программы | ||||
Достоинства и недостатки программы |
2. Студенты готовят тезисы семинара «Современные программы экологического образования детей дошкольного возраста» для практических работников ДОУ (время работы семинара — 2 часа).
Критерии оценки:
-Глубина теоретического анализа.
- Выражение собственной точки зрения на проблемы экологического образования и их решение в различных программах.
- Дифференцированный подход в отборе содержания и методов проведения семинара.
Формы отчетности
1. Сравнительная таблица содержания программ.
2. Тезисы выступления на семинаре.
Семинарское занятие №3
Тема: Создание среды для экологического образования (2 ч.)
ВОПРОСЫ:
1. Оценка среды дошкольного учреждения. "Экологический паспорт детского сада".
2. Создание среды для экологического образования:
а) экологический класс и лаборатория:
б) комната природы;
в) музей экологии;
г) повторное использование вещей (материалов).
3. Организация и оборудование экологических объектов на участке детского сада:
а) общие требования к оформлению участка;
б) декоративное озеленение (подбор деревьев и кустарников, газоны, цветники);
в) плодовый сад;
г) огород;
д) альпинарий.
4. Экологическая тропа – оборудование, его использование в экологическом образовании детей.
5. Конкурс-выставка из бросовых материалов. Защита "товара".
Задания
1. Составить план-схему экологическом тропы на участке дет. сада.
2. Изготовить поделку-"товар" из бросового материала (упаковки). Придумать рекламу "товара" (оформить письменно).
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
3. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.
5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М., 1999.
6. Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. М., 1995.
7. Петровский В.А., Кларина Л.М., Славина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1995.
8. Рыжова Н.А. На экологической тропинке // Дошкольное воспитание. 2000, №4.
9. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 2000, №2.
10. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999, №3.
11. Стеркина Р.Б. Каким быть государственному стандарту дошкольного образования // Обруч, 1996. - №4.
12. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – 1996.- № 2.
Семинарское занятие №№ 4-5
Семинарское занятие №№ 6-7
Тема: Наглядные методы экологического образования (4 ч.)
ВОПРОСЫ к 1-му занятию:
1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность детей, его значение. Виды наблюдений в природе.
2. Подготовка и проведение наблюдения. Структура наблюдения.
3. Особенности организации и руководства наблюдениями детей в разных возрастных группах.
4. Способы фиксаций наблюдений (календари и дневники).
ВОПРОСЫ ко 2-му занятию:
1. Значение циклов наблюдений для экологического образования детей. Требования к их организации.
2. Определение содержания и последовательности циклических наблюдений.
3. Разработка циклов наблюдений:
а) за обитателями уголка природы, их ростом и развитием;
б) за основными явлениями природы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Законспектировать статью: Николаева С.Н. Наблюдая – познаем //Дошкольное воспитание, 1991. – №1I. – С. 4-10.
2. Подготовиться к обсуждению вопросов.
Список рекомендуемой литературы
1. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Минск: Народная асвета, 1972.
2. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.
3. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1985.
4. Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 6.
5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.
6. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.
7. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада. - М.: Новая школа, 1995.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.
9. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / Всерос. об-во охраны природы. Пермский област. совет. - Пермь, 1992.
10. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 1.
11. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Семинарское занятие №8
Семинарское занятие №9
Семинарское занятие №10
Тема: Формы организации экологического образования детей (2 ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. Прогулки и экскурсии в природу. их роль в экологическом образовании детей.
2. Подготовка, организация и проведение экскурсии в природу. Природоохранная направленность экскурсий.
3. Детские праздники экологического содержания
а) традиционные (праздники урожая и цветов), конкурсы, викторины:
о) новые формы работы ("День Земли", "Праздник волшебной воды").
4. Экологические проекты как новая форма работы по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Участие детей в природоохранительных акциях.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Подготовиться к семинару по вопросам.
2. Реферат по теме "Нетрадиционные формы экологическогообразования детей дошкольного возраста".
Список рекомендуемой литературы
1. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1980.
3. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1985.
4. Лучич М.В. Детям о природе. – М., 1990.
5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.
7. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.
9. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада. - М.: Новая школа, 1995.
Семинарское занятие №11
Семинарское занятие №12
Семинарское занятие №1
Тема: Исторические этапы становления и развития экологического образования дошкольников (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Использование природы в воспитании детей в истории западной прогрессивной педагогики.
2. Русские педагоги об использовании природы в воспитании детей до школы.
3. Развитие методики природоведения на разных этапах становления советского дошкольного воспитания.
4. Разработка проблем дошкольного природоведения в 50-90-е годы.
Список рекомендуемой литературы
1. Дошкольная педагогика: Учебное пособие./ Под ред. Болотиной Л.Р., Комаровой Т.С., Баранова С.П. 2-е изд. – М., 1997.
2. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.
3. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия.// Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др./ Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1987.
4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1986.
5. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия./ Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., 1980.
6. Нисканен Л.Г., Игнаткина Л.С. Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М., 1980.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: , 1999. – 344 с.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1980.
9. Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгородсеверской гимназии // Собр. соч.: В 11 т. – М.; Л., 1952. – Т. 11.
Семинарское занятие №2
Тема: Педагогические основы экологического образования детей (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Особенности содержания экологического образования в современных парциальных программах для детей дошкольного возраста.
2. Принципы отбора экологического содержания образования.
3. Возможность личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы.
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. СПб., 2005.
2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2005.
3. Рыжова И.А. Программа «Наш дом — природа». М., 2005.
Дополнительная:
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик»; Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
2. Барнева Л., Герасимова Е., Данилин Г., Макарчук Н. «Родник»: Программа социокультурного развития детей до школьного и младшего школьного возраста / Дошкольное воспитание. № 5. 2005. С. 22.
3 Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2006.
4 Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического образования дошкольников // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб., 1992.
5. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.
6. Попова Г.И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1998.
Задания
1. Студентам необходимо познакомиться с содержанием экологических программ для детей дошкольного возраста. Результаты изучения литературы отразить в сравнительной таблице.
Подсказка
При составлении таблицы студенты анализируют программы исходя из компонентов содержания экологического образования (познавательный, деятельностный, эмоционально-ценностный) и принципов отбора содержания образования.
Компоненты экологического образования выделены исходя из понятия экологической культуры. Обратите внимание, что познавательный компонент программы включает и знания о многообразии ценности природы: практической, эстетической, оздоровительной, нравственной, познавательной, самоценности. Познавательный компонент отражает реализацию принципа научности и позволяет увидеть, как в программе раскрыты идеи современного естествознании: многообразия природы, приспособления природы, изменчивости природы, единства человека и природы, системного строения природы. Деятельностный компонент раскрывает содержание детской деятельности. Он может быть представлен единственной экологической деятельностью — трудом по уходу за растениями и животными, а может быть раскрыт более широко, например как разнообразие экологически ориентированных дсятсльностей дошкольников. Эмоционально-ценностный компонент включает содержание тех чувств, эмоций, отношений, которые переживает дошкольник при взаимодействии с природой в ходе освоения содержания программы.
Технологичность программы оценивается с позиции наличия в программе методических рекомендаций к созданию условий ее реализации, особенностей построения педагогического процесса экологического образования детей дошкольного возраста.
Сравнительная характеристика программ экологического образования дошкольников
Таблица 3
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА | «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» | НАШ Дом – природа» | «МЫ» | ПРОГРАММА ПО ВЫБОРУ |
Авторы | ||||
Цели и задачи | ||||
Принципы структурирования | ||||
Познавательный компонент содержания программы | ||||
Деятельностный компонент содержании программы | ||||
Эмоционально ценностным компонент содержания программы | ||||
Технологичность программы | ||||
Результат освоения программы | ||||
Отличительные особенности программы | ||||
Достоинства и недостатки программы |
2. Студенты готовят тезисы семинара «Современные программы экологического образования детей дошкольного возраста» для практических работников ДОУ (время работы семинара — 2 часа).
Критерии оценки:
-Глубина теоретического анализа.
- Выражение собственной точки зрения на проблемы экологического образования и их решение в различных программах.
- Дифференцированный подход в отборе содержания и методов проведения семинара.
Формы отчетности
1. Сравнительная таблица содержания программ.
2. Тезисы выступления на семинаре.
Семинарское занятие №3
Тема: Создание среды для экологического образования (2 ч.)
ВОПРОСЫ:
1. Оценка среды дошкольного учреждения. "Экологический паспорт детского сада".
2. Создание среды для экологического образования:
а) экологический класс и лаборатория:
б) комната природы;
в) музей экологии;
г) повторное использование вещей (материалов).
3. Организация и оборудование экологических объектов на участке детского сада:
а) общие требования к оформлению участка;
б) декоративное озеленение (подбор деревьев и кустарников, газоны, цветники);
в) плодовый сад;
г) огород;
д) альпинарий.
4. Экологическая тропа – оборудование, его использование в экологическом образовании детей.
5. Конкурс-выставка из бросовых материалов. Защита "товара".
Задания
1. Составить план-схему экологическом тропы на участке дет. сада.
2. Изготовить поделку-"товар" из бросового материала (упаковки). Придумать рекламу "товара" (оформить письменно).
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
3. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.
5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М., 1999.
6. Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. М., 1995.
7. Петровский В.А., Кларина Л.М., Славина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1995.
8. Рыжова Н.А. На экологической тропинке // Дошкольное воспитание. 2000, №4.
9. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 2000, №2.
10. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999, №3.
11. Стеркина Р.Б. Каким быть государственному стандарту дошкольного образования // Обруч, 1996. - №4.
12. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – 1996.- № 2.
Семинарское занятие №№ 4-5
Тема: Тема: Экологический подход к содержанию животных и растений в детском саду (4 ч.)
ВОПРОСЫ к 1-му занятию:
1. Аквариум как искусственно созданная миниэкосистема.
а) типы аквариумов, их оборудование;
б) технология содержания.
2. Террариум
а) типы террариумов;
б) технология содержания.
3. Содержание декоративных птиц.
4. Содержание млекопитающих (морская свинка, сирийский хомячок).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Заполнить таблицу "Экологический принцип содержания животных в детском саду" по форме:
№ | Название Живого объекта | Особенности содержания | Особенности кормления, виды кормов | Особые условия | ||
растительные | животные | Минерально-витаминные подкормки | ||||
Сухопутная черепаха | ||||||
Волнистый попугай | ||||||
Морская свинка |
2. Подготовиться к семинару.
ВОПРОСЫ ко 2-му занятию:
1. Комнатные растения:
а) экологические факторы, влияющие на рост и развитие комнатных растений; экологические группы растений;
б) технология содержания;
в) вегетативное размножение.
2. Выполнение практических заданий по уходу за комнатными растениями.
3. Занимательные истории из жизни комнатных растений (задания для студентов).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Составить занимательный рассказ для детей о комнатном растении, используя для этого книгу Н.М. Верзилина "Путешествие с домашними растениями". – М., 1970. Рассказ оформить письменно, приложить рисунок или открытку.
Список рекомендуемой литературы
1. Жизнь животных: В 5 т. – М., 1970.
2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
3. Махлин М.Д. Занимательный аквариум. М., 1966.
4. Махлин М.Д. Террариум. М., 1966.
5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.
6. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.
Дополнительная
1. Ельникова К. Уголок водного царства. // Дошкольное воспитание, 1990. – № 2.
2. Ельникова К. Волнистые попугайчики. // Дошкольное воспитание, 1990. – № 10.
3. Наши питомцы. – М., 1986.
4. Беме А. Жизнь птиц у нас дома. – М., 1987.
5. Благосклонов Н.Н. Охрана и привлечение птиц. – М., 1973.
6. Соколов Н.Л. Любите и охраняйте птиц. – М., 1972.
7. Советы натуралисту-любителю. / Под ред. Мантейфеля П.А., 1966.
8. Жизнь животных. В 5 т. – М., 1970.
Семинарское занятие №№ 6-7
Тема: Наглядные методы экологического образования (4 ч.)
ВОПРОСЫ к 1-му занятию:
1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность детей, его значение. Виды наблюдений в природе.
2. Подготовка и проведение наблюдения. Структура наблюдения.
3. Особенности организации и руководства наблюдениями детей в разных возрастных группах.
4. Способы фиксаций наблюдений (календари и дневники).
ВОПРОСЫ ко 2-му занятию:
1. Значение циклов наблюдений для экологического образования детей. Требования к их организации.
2. Определение содержания и последовательности циклических наблюдений.
3. Разработка циклов наблюдений:
а) за обитателями уголка природы, их ростом и развитием;
б) за основными явлениями природы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Законспектировать статью: Николаева С.Н. Наблюдая – познаем //Дошкольное воспитание, 1991. – №1I. – С. 4-10.
2. Подготовиться к обсуждению вопросов.
Список рекомендуемой литературы
1. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Минск: Народная асвета, 1972.
2. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.
3. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1985.
4. Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 6.
5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.
6. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.
7. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада. - М.: Новая школа, 1995.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.
9. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / Всерос. об-во охраны природы. Пермский област. совет. - Пермь, 1992.
10. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 1.
11. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Семинарское занятие №8