Мониторинг. Учёт и контроль в сфере охраны окружающей среды.

Получение объективной информации о природной среде и характере воздействий на неё требуют постоянного наблюдения и контроля-организации системы мониторинга.

Мониторингом окружающей природной средыназываются постоянные, комплексные наблюденияза состоянием окружающей природной среды и её загрязнением, а также оценка и прогноз её состояния.

По содержанию он подразделяется на биосферный (глобальный), медицинский, импактный (особо опасные районы и точки), биологический, экологический и др.

Составляющими элементами экологического мониторинга является мониторинг атмосферного воздуха, гидросферы, земель(почв),радиационный мониторинг.

В РБ формируется Национальная система мониторинга окружающей среды- НСМОС.

НСМОС решает след. задачи:

Регулярные наблюдения за состоянием экосистем;

Сбор, обработку и хранение информации;

Оценку фактического состояния экосистем;

Формирование сети мониторинга;

Составления прогнозов состояния окружающей среды;

Оповещение об экологически опасных явлениях;

Подготовку информации для органов управления и общественности;

Для учёта всех характеристик природных ресурсов ведутся государственные кадастры (ГК).

ГК- систематизированный свод сведений показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе ПР.

Формирование системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономико-статистическим учётом и анализом природопользования и природоохранной деятельности. В настоящие время система показателей статистики окружающей среды включает следующие разделы:

- охрану и рациональное использование водных ресурсов ;

- загрязнение , охрану и состояние атмосферного воздуха ;

- состояние и охрану земельных ресурсов;

- охрану и рациональное использование лесных ресурсов;

- наличие ,состояние и охрану заповедных территорий, охрану животных;

- образование, удаление и утилизация отходов;

- затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных объектов;

- радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование . С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экосистемы и устанавливаются границы воздействия на окружающую среду.

Основой построения экологических нормативов (ЭН) являются предельно допустимые концентрации (ПДК).

ПДК- максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема или массы ,которая даже при ежедневном воздействии не вызывает патологических изменений или заболеваний человека, животных или растений.

Нормативное качество окружающей среды достигает при следующем соотношении:

_C1_ + C2_ +…+Cn <=1,

ПДК1 ПДК2 ПДКn

Где C1, C2, …, Cn- фактические концентрации загрязняющих веществ; ПДК1,

ПДК2,… , ПДКn-соответствующие значения ПДК этих веществ.

На основе ПДК определяются стандарты воздействия на окружающую сред – предельно допустимые выбросы (сбросы) – ПДВ (ПДС), соблюдение которых не приведет к превышению нормативов загрязняющих веществ в данном районе.

Состояние окружающей среды и обеспечение экологической безопасности требует и внедрения системы экологического аудита (ЭА). Он проводится при осуществлении масштабных инвестиций ,предоставлении кредита и подобных рисковых операциях , связанных с расширением , модернизацией, приватизацией и др.Важнейшая его составляющая – оценка потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды.

Объектами ЭА являются :

Имущество ( земельные участки, природные объекты, здания и др. ) ;

Текущие операции предприятия ( производственные, коммерческие и др. ) ;

Система управления предприятием в чрезвычайных операциях;

Программа охраны окружающей среды и др.

Как правило, процедура ЭА является добровольной ( внутренний, инициативный ЭА ),однако в случае ,когда деятельность предприятий явно угрожает окружающей среде и населению, может быть проведена принудительно ( внешний, обязательный ЭА ).

Важной организационно-правой формой контроля является государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Ее цель – определение экологической обоснованности концепций, схем развития и размещения производительных сил, намечаемой деятельности, правильности и достоверности выполнения заказчиком оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду, природных ресурсы и здоровье населения. Определяется оптимальность выбранного варианта хозяйственного решения, экологическая безопасность новой техники, материалов и веществ. ГЭЭ носит обязательный характер и предшествует принятию хозяйственных решений. Финансирование работ по всем проектам и программам осуществляется только при положительном заключении экспертизы.



Наши рекомендации