Мониторинг. Учёт и контроль в сфере охраны окружающей среды.
Получение объективной информации о природной среде и характере воздействий на неё требуют постоянного наблюдения и контроля-организации системы мониторинга.
Мониторингом окружающей природной средыназываются постоянные, комплексные наблюденияза состоянием окружающей природной среды и её загрязнением, а также оценка и прогноз её состояния.
По содержанию он подразделяется на биосферный (глобальный), медицинский, импактный (особо опасные районы и точки), биологический, экологический и др.
Составляющими элементами экологического мониторинга является мониторинг атмосферного воздуха, гидросферы, земель(почв),радиационный мониторинг.
В РБ формируется Национальная система мониторинга окружающей среды- НСМОС.
НСМОС решает след. задачи:
Регулярные наблюдения за состоянием экосистем;
Сбор, обработку и хранение информации;
Оценку фактического состояния экосистем;
Формирование сети мониторинга;
Составления прогнозов состояния окружающей среды;
Оповещение об экологически опасных явлениях;
Подготовку информации для органов управления и общественности;
Для учёта всех характеристик природных ресурсов ведутся государственные кадастры (ГК).
ГК- систематизированный свод сведений показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе ПР.
Формирование системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономико-статистическим учётом и анализом природопользования и природоохранной деятельности. В настоящие время система показателей статистики окружающей среды включает следующие разделы:
- охрану и рациональное использование водных ресурсов ;
- загрязнение , охрану и состояние атмосферного воздуха ;
- состояние и охрану земельных ресурсов;
- охрану и рациональное использование лесных ресурсов;
- наличие ,состояние и охрану заповедных территорий, охрану животных;
- образование, удаление и утилизация отходов;
- затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных объектов;
- радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование . С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экосистемы и устанавливаются границы воздействия на окружающую среду.
Основой построения экологических нормативов (ЭН) являются предельно допустимые концентрации (ПДК).
ПДК- максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема или массы ,которая даже при ежедневном воздействии не вызывает патологических изменений или заболеваний человека, животных или растений.
Нормативное качество окружающей среды достигает при следующем соотношении:
_C1_ + C2_ +…+Cn <=1,
ПДК1 ПДК2 ПДКn
Где C1, C2, …, Cn- фактические концентрации загрязняющих веществ; ПДК1,
ПДК2,… , ПДКn-соответствующие значения ПДК этих веществ.
На основе ПДК определяются стандарты воздействия на окружающую сред – предельно допустимые выбросы (сбросы) – ПДВ (ПДС), соблюдение которых не приведет к превышению нормативов загрязняющих веществ в данном районе.
Состояние окружающей среды и обеспечение экологической безопасности требует и внедрения системы экологического аудита (ЭА). Он проводится при осуществлении масштабных инвестиций ,предоставлении кредита и подобных рисковых операциях , связанных с расширением , модернизацией, приватизацией и др.Важнейшая его составляющая – оценка потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды.
Объектами ЭА являются :
Имущество ( земельные участки, природные объекты, здания и др. ) ;
Текущие операции предприятия ( производственные, коммерческие и др. ) ;
Система управления предприятием в чрезвычайных операциях;
Программа охраны окружающей среды и др.
Как правило, процедура ЭА является добровольной ( внутренний, инициативный ЭА ),однако в случае ,когда деятельность предприятий явно угрожает окружающей среде и населению, может быть проведена принудительно ( внешний, обязательный ЭА ).
Важной организационно-правой формой контроля является государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Ее цель – определение экологической обоснованности концепций, схем развития и размещения производительных сил, намечаемой деятельности, правильности и достоверности выполнения заказчиком оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду, природных ресурсы и здоровье населения. Определяется оптимальность выбранного варианта хозяйственного решения, экологическая безопасность новой техники, материалов и веществ. ГЭЭ носит обязательный характер и предшествует принятию хозяйственных решений. Финансирование работ по всем проектам и программам осуществляется только при положительном заключении экспертизы.