Тема 8. Платность природопользования

Введение платежей за использование природных ресурсов — прямое следствие преобразования природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли—продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи:

1. Повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель.

2. Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов.

3. Получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 16) предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы: за право пользования природными ресурсами и за загрязнение окружающей природной среды.

Плата за использование природных ресурсов включает:

· плату за право пользования ресурсами;

· плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

· плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за землю производится в трех формах: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Ставки налога на сельскохозяйственные земли (угодья) устанавливаются с учетом состава и местоположения угодий, качественных характеристик почвы, месторасположения площадей и составляют 0,5 % от нормативной цены земли в год. Средние ставки налога с одного гектара пашни утверждаются Правительством РФ и дифференцируются по субъектам Федерации. Аналогичным образом осуществляется налогообложение и по городским землям. Например, в 1994 году ставка земельного налога по Москве была дифференцирована на 69 территориально-оценочных зоны, а его разница между первой и последней зоной достигала 23 кратной величины.

Налог за земли лесного фонда взимается в составе арендной платы за пользование лесами при долгосрочной аренде лесного фонда. При заготовке древесины налог за земли лесного фонда является частью лесных податей и составляет 5 % от таксовой стоимости древесины, отпускаемой на корню. Арендодателем выступают специально уполномоченные органы государственной власти и местные органы исполнительной власти. Земельный налог и арендная плата за землю поступают в местный бюджет (сельский, поселковый: районный, городской) и используются исключительно на цели улучшения и восстановления земель.

Нормативная цена земли указывается в Законе РФ об оплате за землю. Этот показатель характеризует стоимость участка земли определенного качества и месторасположения с учетом потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативы цены земли применяются при бесплатной передаче земли в собственность, при установлении общей собственности на землю, при передаче земли по наследству, при дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка.

Помимо нормативной, существует рыночная цена земли, которую в зависимости от порядка проведения рыночных операций можно характеризовать как договорную (по договору купли—продажи), конкурсную (при продаже по конкурсу) и аукционную (при продаже на аукционе). Нормативная цена земли устанавливается субъектами федерации, остальные — по соглашению сторон, в результате договора, конкурсного отбора, аукциона..

Плата за использование недр определена ст. 39 Федерального закона «О недрах» и имеет следующие виды:

· сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

· платежи за пользование недрами, включающие платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, и пользование недрами в иных целях;

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· акцизы.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах. Порядок и условия взимания платежей, критерии определения ставок, устанавливается Правительством РФ.

Распределение платежей за пользование недрами производится следующим образом:

· в местные бюджеты поступают платежи за поиски и разведку всех месторождений и добычу общераспространенных полезных ископаемых, за пользование недрами в целях не связанных с добычей, а также часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных;

· в бюджеты субъектов Российской Федерации и в Федеральный бюджет поступает часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.

Форма внесения платежей за пользование недрами самая разнообразная и включает в себя денежные платежи, часть добытого минерального сырья, выполнение работ или предоставление услуг, зачета платежей в бюджеты разного уровня в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия. Порядок распределения платежей за пользование недрами между бюджетами разных уровней зависит от вида недропользования.

Помимо налогов за добычу полезных ископаемых, с пользователей недр производятся отчисления на создание внебюджетного фонда для финансирования поисковых и разведывательных работ, расширения научных исследований.

Система платежей за пользование водными объектами, согласно Водному кодексу, включает в себя плату: за право пользования водными объектами (водный налог) и на восстановление и охрану водных объектов.

Плата за право пользования вносится потребителями в виде регулярных платежей в течение срока водопользования. Плата за пользование водными объектами поступает в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, на территории которых осуществляется использование водных объектов и распределяется следующим образом: в Федеральный бюджет –40 %, в бюджет субъекта Федерации – 60 %.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, поступает в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, на территории которых осуществляется их использование, направляется на финансирование мероприятий по рациональному использованию, охране и восстановлению водных объектов. Причем плата за изъятие воды в пределах лимита, сверх лимита, сброс сточных вод нормативного качества в пределах лимитов, использование водных объектов без изъятия воды, поступает в бюджеты Федерации и субъектов Федерации в том же соотношении, что и налоговые платежи за водопользование. Плата, вносимая за сброс в водные объекты сточных вод со сверхнормативным содержанием вредных веществ, а также сброс сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов, поступает в бюджеты разного уровня следующим образом: в Федеральный бюджет – 10 %, в бюджет субъекта Федерации – 30 %, в местный бюджет – 60 %.

Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает, что платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати (лесной налог) взимаются за все виды лесопользования, включая древесину (отпускаемую на корню), заготовку живицы, иных лесных материалов, за сенокошение, за пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных целях.

Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с территориальными органами Федерального органа управления лесным хозяйством, или определяются по результатам лесных аукционов.

Арендная плата вносится за аренду лесного фонда. Ее размер, порядок и условия внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Распределение и использование средств полученных при взимании платежей происходит в следующем порядке:

· в Федеральный бюджет перечисляется 40 % лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;

· в бюджет субъекта Федерации перечисляется 60 % лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, или все платежи, если объем заготовки древесины не превышает одного миллиона кубометров.

Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта Федерации, направляется территориальному органу управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов, в соответствии с нормативами.

Система платежей за пользование животным миром определена в Федеральном законе «О животном мире» и включает в себя плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. При этом, плата за пользование распределяется между Федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации в соотношении 40:60, а все штрафы поступают в бюджет субъекта Федерации.

Плата за загрязнение природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

Во-первых, плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Во-вторых, установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости продукции предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом.

В-третьих, платежи за загрязнения служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды. В этом проявляется экологическое значение платы.

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей среды (ст. 16) и постановлениями Правительства РФ, в которых утверждены порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры.

Законом предусматривается три вида платы за загрязнение: за выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм, либо без разрешения компетентных органов; плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок, конкретных размеров платы за загрязнители.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации.

Базовые нормативы представлены в двух видах — за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

Порядок определения размера такой платы для отдельного хозяйствующего субъекта дается в постановлении Правительства от 28 августа 1992 г. (пп. 3, 4, 5). При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем, с учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20%, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах — в два раза.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений — за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.

Очень важно отметить следующие два обстоятельства. Во-первых, платежи за загрязнение носят налоговый характер, поэтому их неуплата дает право органам Минприроды взыскивать эти платежи с предприятий в безакцептном порядке. Во-вторых, постановлением Правительства так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпиднадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды платы включает в себя плата за право пользования природными ресурсами?

2. Какие виды платы включает в себя плата за загрязнение природной среды?

3. Назовите виды платы за землю.

4. В чем суть земельного налога?

5. В чем суть арендной платы за землю?

6. В чем суть нормативной цены земли?

7. Назовите виды платы за пользование недрами.

8. Назовите виды платы за пользование водными ресурсами.

9. Как распределяется плата за пользование водными ресурсами?

10. Назовите виды платы за пользование лесными ресурсами.

11. В бюджет какого уровня распределяются платежи за пользование лесными ресурсами при объеме лесозаготовок менее одного миллиона кубометров?

12. Назовите виды платы за пользование животным миром.

13. В чем отличие платы за нормативное пользование от платы за сверхнормативное пользование?

14. Какие цели преследует плата за загрязнение природной среды?

15. В чем проявляется компенсационная роль платежей за загрязнение природной среды?

16. В чем проявляется стимулирующая роль платежей за загрязнение природной среды?

17. В чем проявляется финансирующая роль платежей за загрязнение природной среды?

18. Определите порядок взимания платежей за загрязнение природной среды.

Литература по теме лекции:

1. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. «Российская газета» №6, 12.01.2002

2. Закон РФ «Земельный кодекс Российской Федерации». От 25.10.2001 г. –Российская газета, №211-212, 30.10.2001 г.

3. Закон РФ «Лесной кодекс» от 29.01.1997 г. №22-ФЗ. . –Российская газета, №23, 04.02.1997 г.

4. Закон РФ «О недрах» (с изменениями на 08.08.2001 г.) №126-ФЗ. . –Российская газета, №153-154, 10.08.2001 г.

5. Закон РФ «О животном мире» от 24.04.95 г. №52-ФЗ. СЗ РФ №17, 24.04.95.

6. Арустамов Э. А. и др. Природопользование. –М.; «Дашков и Ко», 2000. –С. 193-199.

7. Петров В. В. Экологическое право России. –М.: БЕК, 1997. –С. 222-230.


Наши рекомендации