I. природопользование в системе народного хозяйства

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

(курс лекций)

Архангельск

Мы не наследовали землю своих родителей.

Мы взяли ее взаймы у своих детей

(Антуан де Сент Экзюпери)

Введение

Тезис о том, что на пороге XXI века человечество переживает решающий момент своей истории, соответствует современной ситуации в России больше чем для других великих держав мира. Длительное развитие страны в условиях централизованной системы хозяйство­вания и обострение структурных противоречий привели Россию к глубокому кризису. Масштабы антропогенного воздействия на окружающую природную среду достигли таких размеров, что под угрозу поставлена жизнь человека. Характерные для кризиса спад производства, снижение уровня потребления на­селения, деградация природной среды, возникновение очагов и зон эко­логического бедствия, приобрели реальные черты и побуждают к поиску путей их преодоления. Ре­шающая роль в этом процессе отводится системе эколого-правовых и эколого-экономических методов, направленных на рациональное природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение воз­растающих экономических, экологических, культурных, иных потребностей общества. Отличительным признаком современности является стремительное, реформирование нормативно-правовой базы, определяющей направление преобразований, их цели и методы.

Материалы настоящего учебного пособия направлены на формирование нового мышления в отношении к природе и призваны подготовить студентов к углубленному изучению специальных юридических и экономических дисциплин, базирующихся на теории и практике природопользования. Все материалы помещены в несколько блоков вопросов:

1. Понятие «Природопользование» как науки и учебной дисциплины, ее место и роль в системе народного хозяйства, современное состояние и характеристика геосфер Земли, круговорот веществ и энергий в природе, определение природного объекта, ресурса, комплекса;

2. Система органов управления, право природопользования, методы лимитирования, лицензирования, нормирования качества природной среды, экологический контроль и экспертиза, экологическая ответственность, составляющие эколого-правовой механизм регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды;

3. Комплексные и отраслевые кадастры и экономическая оценка природных ресурсов, платность и финансирование природопользования, финансовые и налоговые льготы, экологические фонды, экологическое страхование, экологический аудит, экологическая паспортизация, договорные формы природопользования;

4. Управление природопользованием, планирование, прогнозирование и моделирование хозяйственных процессов, экономический ущерб и издержки производства от ухудшения качества природной среды, эффект от применения природоохранных мероприятий;

5. Региональное природопользование и защита окружающей природной среды, а также международное сотрудничество в этой сфере.

Курс лекций предназначен для студентов экономических и юридических специальностей, обучающихся на дневном и заочном отделениях в качестве учебного пособия для подготовки к экзаменам.

I. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Тема 1. Природопользование как деятельность, наука и учебная дисциплина.

Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы.

Природные объекты.

Согласно закону «Об охране окружающей среды» (ст. 4), все охраняемые законом объекты земной природы можно подразделить на три категории: интегрированные, дифференцированные, особо охраняемые. К интегрированным объектам относятся естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы не подвергшиеся антропогенному воздействию. К дифференцированным объектам относятся отдельные природные объекты — земли, недра, почвы, воды, леса, иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания

Охрана окружающей среды в ее интегрированном виде не отрицает, а предполагает дифференцированный подход к природопользованию и охране природной среды через ее отдельные компоненты.

Под окружающей средой понимают совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. При этом, природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект, это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Природные и антропогенные объекты образуют ту среду, в которой живет человек. И если антропогенные объекты являются продуктом человеческого труда, определяемые как социальные ценности, то природные объекты — есть продукты эволюционного развития природы. Они не создаются человеком, а, следовательно, не имеют стоимости в смысле затрат общественно необходимого труда. В процессе длительного взаимодействия человека и природы появилась третья категория – природно-антропогенные объекты - которая предстает перед нами как результат взаимодействия общества и природы. Таковы сельскохозяйственные растения, животные, выращенные совместными усилиями человека и природы, лесопосадки, сделанные и выращенные человеком с помощью природы. Сейчас появляются люди, рождающиеся вне половых контактов женщины с мужчиной.

Встает вопрос: к какой из названных форм производства материальных ценностей, к какому виду объекта — социальному или природному — мы должны отнести подобные продукты «совместного труда» человека и природы? На наш взгляд, главное и определяющее значение должна иметь цель производства: экологическая или экономическая. Так, появление человека путем искусственного оплодотворения ничем не отличает его по социальному положению от обычных людей, родившихся нормальным путем. Лес, посаженный человеком и выросший таким образом в средозащитный фактор влияния на окружающую среду, является экологическим объектом охраны.

С другой стороны, сельскохозяйственные посевы, выращенные человеком для создания продовольственного и сырьевого фонда потребления, сельскохозяйственные животные, выведенные для пополнения стада и получения соответствующего экономического фактора, служат целям потребления. Такая продукция не относится к продуктам природы. Она является товароматериальной, социальной ценностью и, согласно существующей классификации, относится либо к группе производства, либо потребления.

Природный объект обладает тремя признаками: естественного происхождения; взаимосвязи с экологическими системами природы; выполнения функций жизнеобеспечения человека.

Естественное, происхождение объектов окружающей природной среды исходит из законов развития Вселенной, результатом действия которых явилось образование планеты Земля, создание биосферы и ее составных частей — атмосферы, гидросферы, литосферы, появление растительного и животного мира, человека. Результатом данного процесса стала одна из важнейших особенностей природных объектов, отличающих их от товаро-материальных ценностей,— отсутствие у первых стоимости как общественно необходимых затрат человеческого труда для производства вещи, их неповторимости, невоспроизводимости, необратимости изменений, производимых в природной среде.

Конечно, подобное свойство не безупречно. Оно не исключает возможность применения труда для восстановления или воспроизводства природного вещества некоторых объектов естественного мира (леса, животные). Но такая деятельность не создает, а возвращает то, что когда-то было создано природой и потреблялось человеком.

Но все же естественное происхождение, хотя и предполагает, еще не предрешает принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Земля, заполняющая цветочные горшочки, вода, вытекающая из водопроводного крана, нефть, идущая по нефтепроводу потребителю, звери в клетках и вольерах зоопарка и другие природные компоненты природной среды также возникли естественным путем. Но относить их следует не к природным объектам, а к материальным ценностям.

В определении природного объекта решающее значение имеет второй признак — экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, позволяющая им функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивающих качество окружающей среды. Признак экологической взаимосвязи помогает разграничить объекты охраны окружающей среды от тех компонентов природы, которые, оставаясь в ранге естественного происхождения, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с природной средой и перешли из мира естественного в мир социальный, где действуют уже другие законы развития материи. Что это за компоненты? Грунт, взятый из почвы и помещенный на отдельное хранение; полезные ископаемые, добытые из недр и направленные на переработку или потребление в качестве природного сырья; вода, помещенная в резервуар, используемая для питья, полива, производственных целей и т.д.; деревья, вырубленные в лесу и перешедшие в категорию древесины; звери, птицы, отстрелянные или отловленные и помещенные в зоопарк; рыбы, отловленные в водоемах и переданные в аквариум; воздух, циркулирующий в закрытых помещениях; оранжереи, зимние сады и иные элементы, несущие на себе печать естественного происхождения, будучи «вырванными» человеком из экологической системы природы, перестали влиять на ход естественного процесса и по этой причине вышли из круга объектов природоохранительной защиты.

Одни из них перешли в категорию товаро-материальных ценностей, включились в систему социально-экономических связей, получили соответствующую цену. Другие (при отсутствии какой-либо ценности) стали просто элементами человеческого окружения, полезными либо вредными, желательными или нежелательными для человека и его окружения (голуби в городах, бродячие животные и т.п.).

Особое место занимают природно-антропогенные объекты, которые образуются в процессе взаимодействия человека и природы. Как уже отмечалось, признак экологической взаимосвязи позволяет относить или не относить эти объекты к природной среде. Цель воспроизводства природной среды свидетельствует о наличии такой связи. Цель потребления — об ее отсутствии.

Сложнее там, где обе эти цели переплетаются одна с другой. Например, изменение русла рек, строительство каналов, гидроузлов, водохранилищ, иных ирригационных сооружений, произведенное с учетом законов естественного мира. Эти вновь созданные объекты нельзя отнести исключительно к природным объектам, но вместе с тем они не являются чисто хозяйственными сооружениями.

Третий признак природного объекта — выполнение функции жизнеобеспечения — носит социализированный характер. Он проявляется в способности природного объекта выполнять указанные функции, работать на качество окружающей среды. Таким образом, те явления природы и стихийные силы, исходящие от охраняемого природного объекта, которые противостоят интересам человека и требованиям качества среды его обитания, не могут входить в охраняемую законом окружающую природную среду. Это: эрозия почв, заболачивание земель, опустынивание земель, пылевые бури, селевые потоки, наводнения, землетрясения, извержение вулканов и прочие экологически опасные для человека процессы, идущие от охраняемого им природного объекта. Более того, эти явления становятся объектами борьбы человека с нежелательными и экологически вредными для его существования естественными процессами.

Подводя итог сказанному, можно было бы определить природный объект как составную часть окружающей среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками: естественного происхождения; экологической взаимосвязи с окружающей природной средой; способности выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

Признаки природного объекта находят свое проявление в трех выполняемых им функциях — экологической, экономической, культурно-оздоровительной. Экологическая функция — единственная, главная и определяющая, выполнение которой позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с окружающей средой. Потеря такой связи влечет за собой переход объекта в категорию социальных предметов. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной, которые способны выполнять практически все природные объекты в рамках своих возможностей.

Рассмотрим подробнее некоторые отдельные объекты природы с позиции природопользования и охраны окружающей среды.

Земля. Понятие «земля» употребляется в различных значениях: планеты, поверхности, почвы, грунта, местности, территории, объекта собственности, пользования, аренды, составной части окружающей природной среды.

В юридическом значении земля — это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Экологическая функция земли — взаимосвязь неорганической и органической материи, поглощение углекислоты, переработка органической материи в неорганическую; экономическая функция земли — средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный операционный базис строительства зданий и сооружений; культурно-оздоровительные функции земли — размещение культурных и оздоровительных учреждений, использование лечебных свойств для лечения.

Недра. По Закону РФ 1995 г. о недрах, недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения — добавим: а также часть поверхности земли, если она содержит запасы полезных ископаемых.

По данным 1990 г., в России добывается около 17 % нефти, 25 % природного газа, 15 % каменного угля, 14 % железной руды от всего объема этих ископаемых, добываемых в мире. Государственный фонд недр, являющийся государственной собственностью.

Воды. По закону (Водный Кодекс, 1995 г), воды определяются как ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках — реках, озерах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове, и входящий в состав водного фонда. Экологическая функция вод многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Они являются средой обитания растительного иживотного мира, служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечения населения. В этом их экономическая и культурно-оздоровительная функции. Проблемы использования и охраны вод исходят от сложившейся структуры водопользования.

Леса. В понятие леса, по закону, включаются три признака:

· биологический — совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности,

· юридический — произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке,

· экологический — оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

Наличие подобных признаков позволяет отличать лес как фактор окружающей среды от парка, сада, дендропарка и иных биологических совокупностей.

Лес — это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т.п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырье и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.

Животный мир. В законе РФ О животном мире 1995 г. животный мир определяется как единый объект, объединяющий все живые организмы — от низших форм до высших, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Закон выдвигает пять основных экологических требований охраны животных: сохранение видового многообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности животных сообществ, рациональное использование и регулирование численности в целях предотвращения ущерба народному хозяйству.

Атмосферный воздух. Занимает своеобразное положение как объект охраны окружающей среды. По существу в нем воплощается вся естественная среда, окружающая человека. Атмосферный воздух в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которую мы охраняем.

Природные ресурсы.

Ресурс — источник потребления. В широком смысле природный ресурс — источник потребления человеком природы — экологический, экономический, духовный, эстетический. В узком смысле, в котором этот термин употребляется в российском законодательстве, природный ресурс — источник экономического потребления человеком природы. Поэтому мы говорим об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, понимая под охраной определенный природный объект, под использованием — определенный ресурс. Ибо нельзя охранять то, что предназначено для потребления, и здесь более подходящий термин — рациональное использование.

Утилитарный подход к природным ресурсам предполагает их подразделение на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые. К исчерпаемым ресурсам относятся лесные, земельные, водные, минеральные, фаунистические. Они обладают способностью уменьшаться и исчезать по мере их потребления, что предопределяет обязанность природопользователя рационально их использовать. Неисчерпаемые ресурсы практически неиссякаемы — солнечные, климатические, энергетические, геотермальные.

Подразделение ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые имеет значение для регулирования обязанности природопользователя по воспроизводству природных ресурсов. К возобновляемым ресурсам через воспроизводство относятся лесные, дикого животного мира, рыбные запасы. Есть категория относительно возобновляемых ресурсов. Например, запасы пресной воды можно получить путем опреснения морской воды. Экспериментальное подтверждение этому проведено как в России, так и за рубежом. Такие ресурсы условно можно назвать относительно восстановимыми.

Теоретическое и практическое значение имеет соотношение природного объекта и природного ресурса. В одном и том же природном объекте могут быть два или несколько видов природных ресурсов. Например лес, как природный объект, представляет собой совокупность природных ресурсов разного вида — древесины, живицы, лесных материалов, кормовых угодий, грибов, ягод, плодов, лекарственных растений, технического сырья, смолы, дегтя, животного мира, кислорода и т.п.

Потребление каждого из названных видов лесных ресурсов неизбежно отражается на состоянии природного объекта в целом. Рубка деревьев уменьшает защитные свойства леса. Слишком частое посещение лесов туристами, отдыхающими может постепенно привести к истощению лесных массивов. Отсюда рациональное использование лесных ресурсов способствует охране леса в целом как природного объекта.

Природные комплексы

В природных комплексах на одной территории функционируют несколько природных объектов и ресурсов. Практически вся природная среда есть не что иное, как природный комплекс, так как в ней природные объекты органически связаны между собой. Однако, когда Закон «Об охране окружающей природной среды» выделяет природный комплекс, имеет в виду не любое соединение природных объектов, а то, которое находится под охраной закона. К таким комплексам природы относятся особо охраняемые территории. Закон рассматривает их в качестве самостоятельных объектов охраны: природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники живой и неживой природы, лесопарки, типичные или редкие ландшафты.

Контрольные вопросы:

1. Что такое биосфера?

2. Определите границы биосферы.

3. Дайте определение биосферы по Зюссу.

4. Дайте определение биосферы по В. И. Вернадскому.

5. Сколько и каких геологически взаимосвязанных веществ выделил в биосфере В. И. Вернадский?

6. Какие группы организмов обеспечивают круговорот веществ на Земле?

7. Назовите неживые компоненты биогеоценоза.

8. Что такое гидросфера?

9. Дайте определение круговорота воды на Земле.

10. В чем сущность малого круговорота воды?

11. Назовите искусственные водные системы.

12. В чем сущность статических водных ресурсов?

13. Что такое литосфера?

14. Из каких пород состоит литосфера?

15. Какова плотность материковой породы?

16. Что такое почва?

17. Что такое атмосфера?

18. Каков состав атмосферного воздуха?

19. Какова роль озона в атмосфере?

20. Какие зоны выделены в атмосфере в зависимости от характера распределения температур?

21. Какие категории природных объектов выделяет Закон ООПС (ст. 4.)?

22. Чем отличаются природные объекты от антропогенных?

23. Назовите признаки природного объекта.

24. Перечислите дифференцированные природные объекты согласно Закону ООПС.

25. Дайте определение природному ресурсу.

26. Дайте определение природному комплексу.

Литература по теме лекции:

1. Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. –М.: КРУК, 1994. –С. 41-98.

2. Арустамов Э. А. и др. Природопользование. –М.; «Дашков и Ко», 2000. –С. 10-58.

3. Винокурова Н. Ф. и др. Природопользование. –М.: Просвещение. 1995, -С.78-92.

4. Желудков А. Экологическое право. Конспект лекций. –М.: ПРИОР, 2000. –С, 34-43.

5. Петров В. В. Экологическое право России. –М.: БЕК, 1997. –С. 97-121.

6. Пыльнева Т. Г. Природопользование. -М.: Финстатинформ, 1997. –С.18 -20.

7. Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник. –М.: Мысль, 1990. –637 с.

8. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.//Российская газета, - №6, 12.01.2002.

Правовой механизм регулирования природопользованием и охраны окружающей природной среды существует в двух аспектах – статическом и динамическом. Динамика правового механизма обусловлена деятельностью органов управления и контроля.

В 70-80 годы, когда природопользование и охрана окружающей природной среды осуществлялась преимущественно путем организации рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множественной системой органов. Отдельные природные объекты (вода, воздух) находились в ведении не одного, а нескольких ведомств одновременно. Кроме того, в рамках одного министерства или ведомства совмещались функции государственного контроля с функциями эксплуатации подконтрольного природного объекта. Эти и ряд других недостатков порождали преступное отношение к природе, ее богатствам и ее загрязнению.

В период перестройки произошли существенные изменения в регулировании природопользования и охраны окружающей природной среды. В 1988 году в СССР, России и других республиках, были созданы Государственные комитеты охраны природы. Они должны были стать координаторами всей природоохранительной деятельности и едиными центрами комплексного управления природопользованием. Распад СССР и дальнейшая реорганизация органов управления приостановили этот процесс, однако, в настоящее время он приобрел дальнейший импульс в рамках реформирования властных структур.

Заложенная в Законах РФ «Об охране окружающей среды» (2002), «О недрах» (1995), «Водный кодекс» (1995), «О животном мире» (1995), «Лесной кодекс» (1997), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Земельный кодекс» (2001) и других, структура органов управления исходит из сложившейся практики подразделения органов на две категории – общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Федеральное собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с вопросами регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.

Разграничение полномочий Федерации и субъектов Федерации, местных органов осуществлено как в природноресурсном, так и в природоохранительном законодательстве. Например, компетенция названных органов определена в Законе РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 5—10), где правовое регулирование осуществляется по двум направлениям:

· разграничение пол­номочий Федерации и субъектов Федерации, местных органов;

· разграничение полномочий представительных и исполнитель­ных органов власти.

По Конституции РФ, природопользование, охрана окружаю­щей среды, обеспечение экологической безопасности составля­ют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федера­ции. Вопросы, входящие в компетенцию названных органов, можно подразделить на семь комплексных групп.

1-я группа. Определение основных направлений экологической политики. Утверждение экологических программ. Установление правовых и экономических основ ре­гулирования природопользования, охраны окружающей сре­ды и обеспечения экологической безопасности;

2-я группа. Планирование, финансирование, материально-тех­ническое обеспечение экологических программ. Ко­ординация деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

3-я группа. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состо­яния окружающей среды, ведение кадастров приро­дных ресурсов; осуществление мониторинга окру­жающей среды;

4-я группа. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение. Выдача разрешений на природопользование, вы­брос, сброс, захоронение вредных веществ. Форми­рование и расходование экологических фондов;

5 -я группа. Государственный экологический контроль. Государ­ственная экологическая экспертиза. Решение об ограничении, приостановлении, прекращении дея­тельности экологически вредных производств и ус­луг. Привлечение к административной ответствен­ности за правонарушения. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причи­ненного экологическим правонарушением;

6-я группа. Организация заповедного дела. Охрана памятников природы. Ведение Красной книги. Экологическое образование и воспитание;

7-я группа. Международное сотрудничество.

Названные полномочия присущи всем управленческим структурам. Линия разграничения идет по двум признакам — пространственному и ресурсовому. С точки зрения пространства, представительные и исполнительные органы Федерации осу­ществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России, органы субъектов Федерации реализуют названные полномочия в границах представляемых ими республик или административно-территориальных образований. Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, учет, оценка, монито­ринг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое образование и воспитание и т.д. являются предметом деятель­ности государственных органов всех уровней.

Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения - представляющие исключительную федеральную собственность, республиканского, краевого, областного, муниципального ведения - что сказывается на объеме предоставляемых полномочий. Нап­ример, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся в ведении Федерации или субъек­тов Федерации, местных органов. Согласно данному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдается исполнительными органами Федерации. Подобное же правомочие принадлежит республиканским органам, краевым, областным в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Этим правом обладают и местные исполнительные органы применительно к ресурсам, составляющим муниципальную собственность — вы­дача разрешений на разработку общераспространенных полез­ных ископаемых, на отдельные виды лесопользований, водопользования на водоемах местного значения. Более конкретные данные содержатся в отраслевых законодательных актах.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов, как и в других областях общественной жизни, в области природопользования и охраны окружающей природной среды построено на консти­туционном принципе разделения властей. В рамках своей ком­петенции представительные органы, как правило, решают об­щие, принципиальные вопросы, не требующие исполнительно-распорядительных действий. Однако Закон «Об охране окружающей среды» не разграничивает этих полномочий, а приводит полный их перечень в ст. 5.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

· обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

· разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

· разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

· объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

· координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

· установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

· установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль);

· установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

· обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

· установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

· подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

· установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

· установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

· организация и проведение государственной экологической экспертизы;

· взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

· установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

· предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

· организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

· обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

· образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

· ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

· ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

· экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

· экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

· установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

· осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

· осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

На аналогичных принципах строятся полномочия органов государственной власти субъектов федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды определяются в соответствии с федеральными законами. Так, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995) устанав­ливает полномочия местных органов в этой области по следующим направлениям:

· разработка порядка охраны и использования природных ресурсов,

· запре­т на проведение на подведомственной территории мероприя­тий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические последствия,

· вынесение решений о приостановлении строительст­ва или эксплуатации объекта в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории,

· объявление природных объектов местного значения, представляющих экологическую, историческую, научную ценность, памятниками природы и определение режима их охраны.

Некоторые полномочия в данной области принадлежат сельским и поселковым представительным органам, например:

· установление на подведомственной территории условий размещения предприятий, не находящихся в муниципальной собственности;

· вынесение решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов с нарушением экологических, санитарных, строительных норм;

· запрещение мероприятий, которые могут вызвать небл

Наши рекомендации