Формы взаимодействия общества и природы.

Формы взаимодействия общества и природы.

Отношения в сфере взаимодействия сферы и природы подразделяется:

1. Природопользования.

2. Обеспечение экологической безопасности.

3. Охрана окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности – это система мер, направленная на защиту жизненно важных интересов человека (экономические, экологические, духовные интересы, генетический фонд) и окружающей среды от неблагоприятного воздействия различного рода деятельности.

Под охраной окружающей среды понимается система мер, направленных на сохранение, улучшение природной среды, предотвращение и устранение вредных последствий хозяйственной и иной деятельности.

Темпы восстановления природных ресурсов ниже темпов потребления.

Понятие экологического кризиса.

Экологический кризис – это стадия существования общества, на которой до крайности обострились противоречия между способом производства материальных благ и экологией, между интересами общества в деле получения ресурсов природы и невозможностью их восстановления. Подразделяется на естественный и социальный.

Естественный экологический кризис указывается на наличие процесса деградации природной среды.

Социальный экологический кризис констатирует неспособность общества и государства прекратить или хотя бы приостановить (замедлить) все более ухудшающее состояние природы.

Экологическая функция государства и права.

Государство в соответствии со своими политическими выполняет различные функции.

Функция охраны природы выражается:

1. В защите сохранения природы;

2. В её воспроизводстве и улучшении в рациональном использовании – это внутренняя функция государства.

3. Внешняя функция предусматривает участие государства в международной охране окружающей среды.

В последнее время государство демонстрирует свое стремление к экологизации государственной политики.

Необходимость усиления экологической функции государства приводит к расширению роли права в регулировании экологических отношений. Экологическая функция права состоит в правовом регулировании общественных отношений с целью обеспечения качества окружающей среды.

Предмет экологического права.

Предметом экологического права является общественные отношения, возникающие по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Отношения:

1. Природоресурсные.

2. Природоохранные.

К экологическому праву относятся 4 крупные группы отношений:

1. Отношения собственности (между собственником и не собственниками).

2. Отношения управления экологией (связанные с государственными органами по планированию, ведению кадастр и т.д.).

3. Отношения использования природных ресурсов (связанные с возникновением, изменением и прекращением права природопользования).

4. Природоохранительные отношения.

Метод отрасли права.

Метод отрасли права – это способ регулирования общественных отношений, механизм воздействия на их участников. Под ним понимается способ или совокупность способов воздействия норм экологического права на поведение субъектов, на регулируемые отношения.

Метод делится на:

1. Административно-правовой способ, основывающийся на запретительных, предупредительных и управомачивающих правовых нормах, утверждает принцип власти и подчинения, закономерно закрепляет неравенство участников общественных отношений.

2. Гражданско-правовой способ предполагает равенство сторон и применение экономических инструментов обеспечения правового регулирования определенных отношений. При этом методе основанием возникновения правоотношений является соглашение сторон (договор), а участники находятся в равноправном положении.

Принципы экологического права.

Принципы (ст.4 закона «Об охране окружающей среды»).

Объекты экологического права.

1. Природа как объект использования охраны.

2. Природные объекты, ресурсы, комплексы и территории.

3. Меры по оздоровлению окружающей среды.

4. Экологические права человека как объект охраны экологического права.

Право собственности.

Право собственности, как юридическая категория, понимается в субъективном и объективном значении.

В объективном смысле право собственности есть совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.

Основы право собственности на природные ресурсы определены конституцией. В соответствии со ст.13 недра, воды, леса, составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Право собственности в субъективном смысле означает возможность индивида или коллектива по своему усмотрению и независимо от кого-либо владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.

Право владения природными ресурсами означает определенную законом возможность фактического обладания природным объектом хозяйственного господства над ним. Собственник наделяется юридическим титулом владельца. Наличие титула означает, что владелец обладает правом владения и оно имеется, прежде всего, у собственника, но может быть и у других лиц, получивших это право на основании договора с собственником, либо на основании административного акта.

Право пользования – это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, т.е. возможность хозяйственной и иной эксплуатации с целью удовлетворения определенных потребностей.

Под правом распоряжения природными ресурсами понимается возможность, в установленных законом пределах, определять юридическую судьбу данных ресурсов путем их изъятия и предоставления пользования или аренду полного или частичного исключения из хозяйственного оборота, купли-продажи, завещания, дарения и т.д.

Право природопользования.

Право придопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям:

1. В зависимости от объекта (недра пользование, земле пользование, вода пользование и т.д.).

2. По порядку и условиям пользования:

1) Общие.

2) Специальные.

Общее Специальное
Бесплатно Без разрешения Для удовлетворения личных потребностей Риск мал Платно Разрешение или лицензия Для получения экономической выгоды Риск потенциально большой

Государственное управление природопользованием и охраны окружающей среды.

1. Понятие, функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Система органов государственного управления.

3. Компетенция общих органов управления в области охраны окружающей среды.

3.1. Президент.

3.2. Парламент.

3.3. Правительство.

3.4. Местные органы власти и управления.

4. Комплексные органы (специальные) управления в области ораны окружающей среды.

4.1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

4.2. МЧС.

4.3. Государственный санитарный надзор.

4.4. Департамент по ликвидации катастрофы при ЧАЭС при МЧС.

5. Отраслевые специальные органы управления.

5.1. Министерство лесного хозяйства.

5.2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

5.3. Государственный комитет по имуществу при Совете министров.

5.4. Департамент по геологии при Мин. природы.

5.5. Департамент по гидрометеорологии при Мин. природы.

5.6. Департамент по мелиорации и водному хозяйству Мин. Сельхоз. и продовольствия.

5.7. Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

5.8. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте.

6. Функциональные (межведомственные) специально уполномоченные органы управления.

6.1. Министерство здравоохранения.

6.2. Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности.

6.3. Департамент по радиационной и ядерной безопасности.

6.4. МВД.

6.5. Государственный таможенный комитет.

7. Иные органы.

Вопрос

Экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию предприятия в ст.29 закона, которая предусматривает, что у проектов объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть материалы по воздействию на окружающую среду.

Размещение объекта – это определение конкретного месторасположения объекта в окружающей среде. В этой связи следует выделить земельное правоотношение, и эколого-правовое правоотношение.

Земельное правоотношение охватывает:

1. Выбор земельного участка;

2. Согласование порядка его изъятия;

3. Предоставление земельного участка для размещения объекта.

Эколого-правовое правоотношение предусматривает контрольно-надзорную деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и местных органов. Одновременно с размещением объекта рассматривается вопрос о его технико-экономическом обосновании и проектировании. На данной стадии законодательство требует проведение государственной экологической экспертизы.

На стадии строительства объекта основная экологическая задача заключается в обеспечении выполнения природоохранной части проекта сооружения объекта. Законодательством предусмотрены меры и гарантии экологических требований – система контрольно-надзорных органов:

1. Авторский и технический надзор.

2. Государственный санитарный надзор.

3. Государственный строительный надзор.

4. Государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности.

Приемка законченных строительством объектов является важнейшим промежуточным этапом в подготовке их в эксплуатацию. В процессе приемки вскрываются недостатки и нарушения.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов необеспеченных очистков и обезвреживанием отходов до уровня предельно допустимых нормативов.

В случае нарушении правил приемки председатель и члены комиссии в соответствии со ст.226 УК несут ответственность ограничения свободы до 5 лет и лишения свободы от 2 до 7 лет.

Вопрос.

Транспортная деятельность – совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров, багажа всеми видами транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или на других законных основаниях.

Объекты транспортной деятельности:

1. Транспортные средства.

2. Коммуникации.

3. Территория транспортной деятельности.

4. Системы управления движением.

5. Сооружения и иное имущество, используемое для транспортной деятельности.

В соответствии с законом производители транспортных работ обязаны обеспечивать требования безопасности движения, соблюдать экологические и санитарно-гигиенические нормы, а также обеспечивать особые условия перевозки опасных грузов.

Согласно ст.948 ГК юридические лица и граждане, деятельность которых связаны с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источниками повышенной опасности, если не докажут, что вред возник в следствии ….

Связь является одной из основных частей хозяйственной и социальной инфраструктуры и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

Сеть электрической связи – это комплекс технических средств, обеспечивающих передачу и прием сигналов, отражающих звуки, изображение, письменный текст, знаки и сообщения любого рода по проводной, оптической, радиосистеме или иным электромагнитным системам.

Закон «О связи». Согласно этому закону радиочастотный ресурс представляет собой ограниченный природный ресурс, управлением использованием которого является исключительным правом государства.

Радиочастотный ресурс – это часть радиочастотного спектра, пригодная для передачи или приема электромагнитной энергии.

Радиоэлектронным средством связи является источником электромагнитного излучения и согласно закону при выполнении работ с источниками, ионизирующими излучение и других вредных воздействий, в том числе электромагнитных волн должны соблюдаться санитарные правила (ст.33 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Вопрос.

Отходы – это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности и жизнедеятельности человека, но не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (Закон «Об обращении с отходами»).

Отходы подразделяются на:

1. Потребления.

2. Производства.

Обезвреживание отходов производства, их утилизация и размещение – одна из ответственных экологических обязанностей.

Под обезвреживанием отходов понимается обработка, захоронение, снижение опасных свойств отходов, их сжигание или иной вид уничтожения на специальных объектах или в специальных установках без их использования, приводящие к уменьшению или предотвращению их вредного воздействия на окружающую среды, здоровье человека, имущество юридических и физических лиц.

Утилизация отходов означает их обезвреживание с одновременным извлечением полезных продуктов и использованием как вторичных материальных или энергетических ресурсов.

Размещение отходов означает их хранение или захоронение в специально отведенных для этого местах.

Места складирования и захоронения определяется областными советами депутатов по согласованию скомпетентными органами (ст. 9,48 Закона «О местных органах управления и самоуправления»).

Размещение отходов является платным. Складирование или захоронение отходов применяется в зависимости от:

1. Их происхождения (отходы производства и потребления).

2. Их физического состояния (твердые и жидкие).

3. Порядка обращения с ними (коммунальные и прочие отходы).

4. Степени их опасности (опасные и неопасные).

Опасные подразделяются на классы. Класс определяется токсичностью. Государственный надзор и контроль осуществляет Министерство природы, министерство здравоохранения, министерство жилого хозяйства, МЧС.

По нашему законодательству мы не можем захоронить радиоотходы других государств.

Вопрос.

Уголовная ответственность ст.278 УК.

Правовой режим использования и охраны вод.

1. Правовое регулирование использования и охраны вод.

2. Правовая охрана вод.

3. Загрязнение, засорение, истощение вод.

4. Государственный контроль за использованием и охраной вод.

5. Субъекты охраны вод.

6. Ответственность за нарушение законодательства об охране вод.

Правовая охрана вод.

Под правовой охраной вод понимается совокупность правовых средств, направленных на охрану от загрязнения, засорения и истощения природных запасов вод и водных объектов, которые могут причинить вред здоровью и другие неблагоприятные последствия.

Ст.73 Водного кодекса предусмотрены меры охраны подземных вод. Вместе с тем воды могут оказывать и неблагоприятные воздействия на окружающую среду:

1. Наводнение.

2. Затопление.

3. Подтопление.

4. Разрушение берегов, дамб и других сооружений.

5. Заболачивание и засоление почв.

6. Эрозия почв (овраги, оползни).

Субъекты охраны вод.

Государственные, кооперативные общественные предприятия, организации, учреждения, граждане.

Виды водопользования ст.20 Водного кодекса.

Общее и специальное, совместное и обособленное, первичное и вторичное, краткое и долгосрочное водопользование (вопрос на экзамен).

Государственное управление.

Под государственным управлением в области использования, охраны и защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов понимается деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективности в указанной сфере, а также режима законности в данных отношениях.

Государственное управление осуществляют:

1. Органы общей компетенции (Президент, Парламент, Правительство, местные органы, Министерство природ и т.д.).

Правительство, в том числе утверждает возраст рубок леса; определяет таксы на древесину, на корню и живицу и т.д.

2. Орган специальной компетенции – Министерство лесного хозяйства.

Основные функции управления лесом:

1. Ведение государственного учета государственного лесного фонда, лесного кадастра и мониторинга лесов.

2. Планирование и прогнозирование лесопользования.

3. Распределение и перераспределение лесов между пользователями.

4. Государственный контроль.

5. Разрешение лесных споров.

Право лесопользования и его виды. Право лесопользования – это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию лесов.

Принципы лесопользования:

1. Обеспечение непрерывного, не истощительного и рационального использования лесов.

2. Сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, иных функций лесов в целях сохранения здоровья.

3. Обеспечение условий для воспроизводства лесов.

4. Платность лесопользования.

5. Соблюдение научной обоснованности лесопользования.

Деятельности по использованию лесного фонда лицензируется. Лицензию выдает Министерство лесного хозяйства и Министерство природы.

Должны проводится рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки связанные с реконструкцией малоценных лесных насождений и иные мероприятия.

Правовые средства включают в себя значительное количество мер карательного характера, связанные с мерами юридической ответственности.

Ответственность. Лесонарушением принято считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Гражданско правовая ответственность

Таксовый метод используется для оценки вреда:

1. Вид дерева.

2. Возраст и размер дерева.

Административная ответственность (15.8; 15.22; 15.26 КоАП; 15.27 – Красная книга; 15.30 – Загрязнение отходами; 15.33 – незаконный воз, вывоз; 15.37 – выжигание растительности).

Уголовная ответственность (277; 280 УК).

Право лесопользования.

Право лесопользования – это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений на использованию лесов.

Принципы лесопользования:

Формы взаимодействия общества и природы. - student2.ru Обеспечение непрерывного, не истощительного и рационального использования лесов.

Формы взаимодействия общества и природы. - student2.ru Сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов в целях сохранения здоровья.

Формы взаимодействия общества и природы. - student2.ru Обеспечение условий для воспроизводства лесов

Формы взаимодействия общества и природы. - student2.ru Платность лесопользования

Формы взаимодействия общества и природы. - student2.ru Соблюдение научно обоснованных норм лесопользования

Право пользования участком лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, которые принимают решение: о договоре аренды, о договоре безвозмездного пользования, а также лесорубочного билета (право вырубить что-то), ордера или лесного билета (собирать ягоды, грибы).

Виды лесопользования:

1. Заготовка древесины

2. Заготовка живицы

3. Заготовка второстепенных лесных материалов - пни, корни, береста, серка и т.д.

4. Побочное лесопользование – соки, трава, мох, пни и т.д.

5. Для нужд охотничьего хозяйства.

6. Культурно-оздоровительный, туристический, рекреационных целях

Различают общее (любительская охота, например) и специальное (охота промысловая, например) лесопользование.

Содержание права лесопользования составляют права и обязанности права лесопользователей. Лесопользователи имеет право: получать информацию об участках леса, предоставляемых им в пользование, осуществлять лесопользование государственным лесным фондом, в пределах объемов, видов, сроков, которые указаны в документах, выполнять договорные обязательства связанные с пользованием государственного лесного фонда (например, проложить дорогу).

Деятельность по использованию лесного фонда лицензируется. Лицензии выдает Минлесхоз и Минприроды.

Государственный контроль.

Как и в теме «воды».

Специально уполномоченных орган по контролю является Министерство природы.

Общественный контроль – статья 14 Лесного кодекса.

Мониторинг лесов – это система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях устойчивого управления лесами.

Мониторинг лесов осуществляет Министерство лесного хозяйства, также ведет лесной кадастр.

Государственный лесной кадастр является информационной системой, включающий:

· Экономические

· Экологические

Социальные сведения о лесном фонде

Ответственность.

Лесонарушением принято считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее ущерб лесному хозяйству или нарушающие установленный порядок пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Состав лесонарушения: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

Виды ответственности: административная (15.8 КоАП, 15.22, 15.26, 15.27, 15.30, 15.33, 15.37), уголовная (277, 280 УК), дисциплинарная и гражданско-правовая (используется для оценки вреда, таксовый метод – вид дерева и размер).

Правовое регулирование и использование животного мира.

1. Животный мир как объект использования и охраны.

2. Законодательство.

3. Правовые меры охраны животного мира.

4. Право пользование животным миром.

5. Правовое регулирование охоты.

6. Правовое регулирование рыболовства.

7. Экономический механизм охраны, использования животного мира.

8. Ответственность за нарушение законодательство о животном мире.

Законодательство.

Закон «О животном мире», Указ Президента №580 от 2005 года «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», Министерство лесного хозяйства издаёт свои Постановления.

Отношения в области охраны природы регулируются рядом международных документов:

  1. Конвенция о биологическом разнообразии
  2. Картахенский протокол по биобезопасности
  3. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения
  4. Конвенция о водно-болотных угодьях и т.п.

Формы взаимодействия общества и природы.

Отношения в сфере взаимодействия сферы и природы подразделяется:

1. Природопользования.

2. Обеспечение экологической безопасности.

3. Охрана окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности – это система мер, направленная на защиту жизненно важных интересов человека (экономические, экологические, духовные интересы, генетический фонд) и окружающей среды от неблагоприятного воздействия различного рода деятельности.

Под охраной окружающей среды понимается система мер, направленных на сохранение, улучшение природной среды, предотвращение и устранение вредных последствий хозяйственной и иной деятельности.

Темпы восстановления природных ресурсов ниже темпов потребления.

Наши рекомендации