Экономические методы решения экологических проблем
Сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера. Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов. В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:
– платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;
– компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;
– платежи или налоги за выбросы загрязняющих экологически опасных технологий [1; с.87].
Экономическое стимулирование в сфере экологической политики на территории области осуществляется через предоставление налоговых, кредитных и других льгот, а также через систему санкций и штрафов.
1. Экономические льготы применяются при:
а) рациональном использовании невозобновляемых природных ресурсов, инвестировании части полученной прибыли для восстановления возобновляемых природных ресурсов в соответствии с действующим законодательством;
б) внедрение экологически безопасных технологий хозяйственной и иной деятельности;
в) инвестициях, вкладываемых в экологические проекты и программы;
г) преимущественном использовании возобновляемых природных ресурсов (биотопливо, ветро- и гидроэнергетика);
д) расширение повторного использования и переработки отходов, сокращение производимых отходов на единицу продукции.
2. Экономические санкции применяются при:
а) видах деятельности, ведущих к ухудшению состояния окружающей среды;
б) расточительном использовании природных ресурсов и увеличении количества отходов;
в) использовании ресурсозатратных технологий.
Ограничение экологически опасной деятельности в экологическом законодательстве предусматривает дополнительные материальные затраты на осуществление такого рода деятельности и включает:
а) установление лимитов использования природных ресурсов, лимитов воздействия на окружающую среду;
б) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
в) внесение залогов за осуществление экологически опасной деятельности [4].
Законодательством Калининградской области могут устанавливаться и иные ограничения с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В калининградской области основу экономического механизма охраны окружающей среды в России сейчас составляют экологические платежи и в меньшей степени – экономические санкции за экологические правонарушения. Налоговые льготы при осуществлении природоохранной деятельности крайне незначительны.
В качестве альтернативного или дополняющего элемента экономического механизма охраны окружающей среды к системе экологических платежей и экологических фондов может быть предложен такой инструмент, как торговля квотами на выбросы загрязнений. В общем виде эта торговля предполагает установление общего лимита выбросов и распределение его между источниками выбросов по определенным квотам, за превышение которых автоматически взимаются чрезвычайно высокие штрафы. Если предприятие в случае расширения производства по технологическим причинам нуждается в праве на дополнительный выброс, то оно должно приобрести это право у других предприятий, которые имеют выбросы ниже установленных квот. Аналогичное приобретение прав на выброс необходимо и для новых предприятий, которым квоты не выделены. В этом случае экономические отношения по поводу загрязнения окружающей среды устанавливаются не только между природопользователем и государством, но и между отдельными природопользователями как субъектами рынка. При этом государство устанавливает правила торговли, мониторинга и контроля.Также принципиально важное значение имеет совершенствование учета производственных фондов по охране окружающей среды и усиление контроля за процессами их воспроизводства.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) В 2012 году произошли значительные изменения в сети особо охраняемых природных территорий регионального значения в пределах Калининградской области. Были учреждены три особо охраняемые природные территории регионального значения:
– – –
Куршская коса — это уникальный, легко нарушаемый, образовавшийся в результате взаимодействия моря, ветра и деятельности человека и дальше продолжающий свое формирование лесистый культурный ландшафт приморской косы с малыми поселениями приморья, выделяющийся обилием уникального наследия природы и культуры, имеющий социальное и культурное значение.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Куршская коса» - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные и историко-культурные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую, эстетическую и рекреационную ценность, и которая предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Куршская коса» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 2055-р и 2056-р передано в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
– – –
Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году Национальный парк «Куршская коса» был создан постановлением Совета Министров РСФСР от 06 ноября 1987 года № 423 на южной половине косы, по административному делению относящейся к Зеленоградскому району Калининградской области РСФСР. Это один из старейших национальных парков в стране.
Статус национальных парков создает надлежащие предпосылки для сохранности культурного ландшафта. Под охраной находится весь комплекс ландшафта Куршской косы, отражающий ценные свойства территории и формирующие их процессы, также сохраняющий исторически сформировавшиеся функции и специфические способы сбережения используемой земли, связанные с особенностями естественной окружающей среды, и также отражающий специфическую духовную связь человека с природой.
Формирование культурного ландшафта продолжается и в настоящее время, поэтому важно регулировать посещение территории, возведение строений и иной хозяйственной деятельности таким образом, чтобы не дать начало необратимым изменениям, создающим угрозу утраты его самобытности.
Ценность и уникальность Куршской косы признана мировым сообществом. На 24-й сессии Комитета всемирного наследия, проходившей 27 ноября – 2 декабря 2000 г. в городе Кэрнсе (Австралия), международный российско-литовский объект «Куршская коса» был включен в Список всемирного наследия в номинации «культурный ландшафт». В настоящее время территория Куршской косы официально находится под защитой Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО от 16.11.1972 г., которую Россия ратифицировала 12.10.1988 г.
Общая площадь национального парка «Куршская коса» - 6 900 га.
Режим особой охраны территории национального парка включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач и устанавливается исходя из целей создания национального парка и требований законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2010 г. № 342 «Об утверждении положения о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», на территории национального парка выделены функциональные зоны с ограниченными режимами использования:
- Заповедная зона – 12% территории национального парка.
- Зона познавательного туризма – 6% территории парка.
- Рекреационная зона – 19% территории парка (включает зону обслуживания посетителей – 5% территории парка).
- Особо охраняемая зона – 58% территории парка.
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Куршская коса» (ТРОЭЗ) создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 г. № 73. ТРОЭЗ создает условия для комфортного отдыха и развития разнообразных видов туризма:
просветительного, экологического, делового, событийного и других. Морские
Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году
пляжи, чистый воздух, живописные ландшафты, благоприятные природноклиматические условия привлекают на косу множество туристов и отдыхающих, и это количество имеет тенденцию к росту. Если в 1997 году среднемесячная посещаемость составляла 10,5 тыс. чел., то в последние два года это число достигает более чем 20 тыс. чел. В отдельные благоприятные по погодным условиям месяцы посещаемость может увеличиваться до 50 тыс. чел. в месяц. Ежегодно около 25 тысяч иностранных туристов посещают национальный парк.
В границах национального парка расположены поселки Лесной, Рыбачий, Морское (площадь поселков – 461 га, численность населения – 1 558 чел.).
Животный мир косы отличается рядом особенностей, делающих его уникальным для нашей страны. Прежде всего, обращает на себя внимание чрезвычайно высокое для такой небольшой территории видовое разнообразие.
Фауна беспозвоночных исчисляется тысячами видов. Из млекопитающих и птиц на Куршской косе встречается 308 видов (около 80% фауны Калининградской области). Из них 146 видов здесь размножаются. Для остальных видов известны лишь единичные заходы либо встречи в период сезонных миграций. В Куршском заливе обитает 42 вида рыб.
Основным направлением охраны фауны в лесах, является сохранение лесной среды – лесонасаждений, лесной подстилки и т.д. Большое значение отводится сохранению лесов санитарно-защитной зоны и соблюдению на их территории установленного режима. Не допускается уничтожение мест обитания представителей животного мира.
– – –
Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году Курорты федерального значения Курортами федерального значения на территории Калининградской области являются города Зеленоградск и Светлогорск-Отрадное.
Общая площадь территории курорта Зеленоградск в границах округа горно-санитарной охраны составляет 6 059,4 гектара, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2000 г. № 634 «Положение о курорте федерального значения Зеленоградск».
Зеленоградск располагается на берегу Балтийского моря, у южного основания Куршской косы. Число проживающих в нем жителей колеблется в зависимости от сезона: зимой это 5-7 тыс. человек, а летом – численность может достигать и 20 тысяч человек, благодаря большому количеству отдыхающих и туристов.
До сегодняшнего дня на федеральном курорте Зеленоградск сохранилась старая планировка улиц, а причудливые украшения фасадов домов превращают прогулку по Зеленоградску в увлекательное путешествие.
Местный морской воздух насыщен йодом и фитонцидами могучих сосен произрастающих на побережье, усыпанном чистым белым песком.
На территории курорта пробурены скважины питьевой лечебностоловой гидрокарбонатно–хлоридно-натриевой воды. Для курорта характерны маломинерализованные гидрокарбонатно-хлоридные натриевые воды без специфических компонентов и бромные с повышенным содержанием бора хлоридные кальциево-натриевые рассолы. На курорте используются торфяные лечебные грязи месторождения озера Горелое (Зеленоградский район).
В санаториях Зеленоградска лечатся заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистые, гинекологические, неврологические недуги, а также болезни нервной системы и гипертоническая болезнь. В санатории «Зеленоградск», единственном по Калининградской области, проводится реабилитация больных перенесших инфаркт миокарда.
– – –
Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году Площадь территории курорта Светлогорск-Отрадное в границах округа горно-санитарной охраны составляет 8023 гектара в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2000 г. № 633 «Положение о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное».
Светлогорск – бальнеогрязевой приморский равнинный курорт лесной зоны в 46 км к северо-западу от Калининграда на берегу Балтийского моря.
Население Светлогорска всего в восемь тысяч человек летом практически удваивается, а в межсезонье здесь отдыхают и восстанавливают здоровье около 4,5 тыс. В Светлогорске нет промышленных предприятий.
Минеральные воды многочисленных источников преимущественно гидрокарбонатно-хлоридного натриевого состава с повышенным содержанием йода и фтора используют для питьевого лечения, бромистые хлоридные натриевые рассолы для бальнеопроцедрур.
В санаториях Светлогорска лечат: заболевания системы кровообращения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, эндокринной системы.
К целебному воздействию Балтийского моря еще добавляется влияние расположенных в округе смешанных лесов. Растительность города-курорта Светлогорск поражает разнообразием: среди хвойных и лиственных деревьев цветут магнолии и рододендроны – представители субтропической флоры.
Парки и леса в Светлогорске рукотворные. Известно, что у дюн два властелина – ветер и море, и люди решили спрятать дюны от их разрушительной силы под покровом леса. Жители поселка, а это были в основном купцы и моряки, возвращались из плаванья с саженцами. Каждый приезжающий в гости или по делам в Раушен, в качестве пропуска вез дерево или кустарник. Так на склонах дюн появились японская магнолия и вечнозеленый рододендрон, азалия и североамериканская гортензия, лиственница и сосна, семь видов клена и пять - черемухи, облепиха и множество других растений радуют жителей и гостей города–курорта и насыщают воздух целительными фитонцидами.
В Светлогорске есть красивое озеро с названием «Тихое». Оно так зажато городом с одной стороны и лесистыми холмами с другой, что и впрямь кажется уютным и тихим. На озере функционирует лодочная станция, прокат лодок и катамаранов.
Разрешительная деятельность по обращению с отходами В 2012 году в Управление Росприроднадзора по Калининградской области поступило на рассмотрение 225 проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) (в 2011 году - 188), рассмотрено 228 проектов (в 2011 году - 225). По результатам рассмотрения 135 ПНООЛР предприятиям утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (в 2011 году - 122), в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отказано 93 предприятиям (в 2011 году - 103). В 2012 году в Управление было подано 11 заявлений на переоформление документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в 2011 году - 6), по итогам рассмотрения 9 (девяти) документов нормативы были переоформлены (в 2011 году - 5), 2 заявления были возвращены по просьбе заявителя (в 2011 году – 1 предприятию было отказано в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение). Установленную приказом Минприроды России от 16.02.2010 г. №30 отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2012 год в Управление представили 145 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Всего, по данным государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) в 2012 году в Калининградской области зарегистрировано 504 субъекта хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы производства и потребления. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение установлены для 280 хозяйствующих субъектов (включая предприятия малого и среднего бизнеса, лимиты на размещение отходов для которых устанавливались на основании отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов).
Санитарное состояние территорий Вопросы санитарного состояния и благоустройства населенных мест еженедельно обсуждаются на оперативном заседании Правительства Калининградской области. Заслушиваются главы администраций муниципальных образований, руководители МВД, ГИБДД, жилищно-коммунальных хозяйств.
Управление Роспотребнадзора предоставляет материалы о выявленных нарушениях и принятых мерах.
В 2012 году администрациями муниципальных образований первого и второго уровня - городских и сельских поселений Калининградской области - на условиях софинансирования с Правительством области в рамках целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области» была начата разработка генеральных схем санитарной очистки территорий. На разработку генеральных схем было
Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году
предусмотрено 3,4 млн. рублей за счет средств областного бюджета. Генеральные схемы санитарной очистки территории, контракты на разработку которых были заключены в 2012 году (61 муниципальное образование), планируется завершить до 01 апреля 2013 года.
В 2012 году была разработана Генеральная схема санитарной очистки территории Городского округа «Город Калининград».
Одним из основных положений Схемы является организация селективного сбора отходов, образующихся от населения г. Калининграда, которое составляет более 430 тыс. человек или около 45% общей численности населения Калининградской области. По состоянию на 01.01.2012 г. в г. Калининграде насчитывается свыше 6500 многоквартирных домов, управление которыми осуществляют около 100 компаний. Вывоз ТБО осуществляется на основании договоров, заключаемых организациями, занимающимися обслуживанием жилищного фонда – управляющими компаниями (93 единицы) и ТСЖ (409 единиц) с мусоровывозящими предприятиями. Самым крупным перевозчиком отходов в г. Калининграде является МУП «Чистота», контейнерный парк предприятии насчитывает более 1200 штук контейнеров различного типа и объема.
Узнайте, что такое Саентология...
Ваша жизнь поменяется...
Селективный сбор отходов ведется на отдельных промышленных предприятиях и торговых центра. Централизованного система селективного сбора отходов от населения в г. Калининграде отсутствует.
Предлагаемая схема движения отходов представлена на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Предлагаемая схема движения отходов в г. Калининграде Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году Правительством Калининградской области в рамках мероприятий по подготовке в Чемпионату мира по футболу подготовлены предложения по строительству объектов инфраструктуры в сфере обращения с отходами для включения их в проект Государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», в том числе на:
- строительство межмуниципального полигона твердых бытовых и промышленных отходов для нужд городского округа «Город Калининград» млн. рублей;
- строительство мусороперерабатывающего завода – 985,350 млн. рублей;
- строительство (восстановление) контейнерных площадок для раздельного сбора мусора на стадионах, площадках фестивалей болельщиков и прилегающих к ним районах в г. Калининграде и других городах – участниках чемпионата – 12,62 млн. рублей;
- приобретение и размещение контейнеров для раздельного сбора мусора – 26,5 млн. рублей;
- приобретение мусоровозов с целью обслуживания контейнерных площадок для раздельного сбора мусора – 40,29 млн. рублей;
- строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов в районе пос. Круглово Зеленоградского района – 240,0 млн. рублей.
Благоустройство Во всех муниципальных образованиях области разработаны и утверждены «Правила по благоустройству и очистке населенных мест». В большинстве населенных пунктах организована система плановой очистки территории, разработаны схемы сбора и графики вывоза ТБО.
Для поддержания санитарного состояния территорий привлекается население Калининградской области. В курортных городах на побережье Балтийского моря при финансовой поддержке различных предприятий и организаций ежегодно осуществляются рейды по очистке от мусора прибрежной полосы моря с участием добровольцев из прилегающих населенных пунктов и г. Калининграда, а также школьников и студентов.
Подобные акции по очистке и благоустройству территории в виде весеннеосенних месячников имеют место и в городах области.
На протяжении нескольких лет Правительством области проводится конкурс «Самый благоустроенный город и поселок Калининградской области» с присуждением призовых мест и выделением денежных премий по итогам весенних и осенних смотров. В 2012 году призовой фонд составил 100 млн. рублей.
На радио, телевидении, городских рекламных щитах широко используется «социальная» реклама, направленная на повышение санитарной грамотности населения в части соблюдения чистоты населенных мест.
В 2012 году в соответствии с Планом мероприятий, направленных на поддержание чистоты и порядка территории населенных пунктов Калининградской области, утвержденным Министерством ЖКХ
Калининградской области проводились следующие экологические мероприятия:
Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году
- общественные субботники в поселениях, в том числе с привлечением школьников; проводятся ежемесячно в Балтийском муниципальном районе, в июне - в Краснознаменском МР, май-июнь - Нестеровский район; 30 июня – Светловский ГО;
- конкурс на лучший рисунок на мусорном контейнере (июнь, г. Краснознаменск);
- акция «Экологический десант» - наведение чистоты и порядка в зеленых массивах, в местах общественного отдыха, парка, скверах (июнь, г. Гвардейск);
- экологическая акция к национальному Дню посадки леса - посадка деревьев, цветов, санитарная очистка территорий леса и зеленых зон населенных пунктов поселений (май, Гвардейский район);
- акция «Чистый пляж» (май, г. Зеленоградск; 1 июня, г. Ладушкин; июнь, г. Мамоново, май – г. Полесск);
- акция «Нашим рекам и озерам чистые берега» с привлечением школ, центра культуры, молодежи и спорта (июнь, Краснознаменский район);
- проведение уроков чистоты в школе (21 мая, г. Ладушкин, май – г.Светлый, Славский район – в течении года);
- акция «Зеленый парк» (28 мая, г. Ладушкин);
- акция «Пластик» (28 мая, г. Ладушкин);
- горячая линия «Зеленый патруль» (1 июня, г.Мамоново);
- «Экологическая фотоохота» - создание фото-площадки в социальной сети для сбора фотографий (16 июня, г. Мамоново);
- акция «Охота на пластик» (июнь, г. Мамоново; март-май, г. Неман)
- благоустройство мемориального захоронения «Братская могила», п. Взморье (июнь);
- акция «Охота на пластик» (18.08.2012 г., Пограничное сельское поселение Багратионовского района, июль-август, г. Мамоново);
- конкурс «Лучший двор МО «Нивенское сельское поселение» (августсентябрь);
- акция «Зеленый город» (август, октябрь, г. Гвардейск);
- акция «Экологический десант» - наведение чистоты и порядка в зеленых массивах, в местах общественного отдыха, парка, скверах (сентябрь, г. Гвардейск);
- акция «Мусорка как шедевр» (сентябрь, г. Гвардейск; август, г.Зеленорадск, пос. Коврово Зеленоградского района, 21 июля г.Мамоново, июль
– г. Правдинск, август – сентябрь – Славский район);
- акция «Лучшая улица» - подведение итогов, премирование, выпуск газеты, предоставление заметки в районную газету (пос. Красноторовка Зеленоградского района);
- проведение осеннего месячника по санитарной очистке и благоустройству (октябрь-ноябрь, г. Калининград);
- общественные субботники в поселениях, в том числе с привлечением школьников; проводятся ежемесячно в Балтийском муниципальном районе; июльоктябрь - Краснознаменский район; октябрь – Неманский район; август, октябрь –
Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году
г. Пионерский, 25.08 и 13.11 – Светловский городскойокруг; октябрь – ноябрь – Светлогорский район; октябрь – ноябрь – Советский городской округ;
- очистка от мусора муст отдыха в лесном массиве и излюбленных местах отдыха на водоемах (июль, Краснознаменский район, июль-август, г. Пионерский, сентябрь-октябрь – г. Светлый, октябрь – Черняховский район);
- акция «Чистый пляж» (июль-август, г. Мамоново);
- публикация информации об экологической ситуации в районе (июль, сентябрь, ноябрь – Озерский район);
- проведение уроков чистоты в школах и дошкольных образованиях (сентябрь, г. Пионерский, сентябрь-ноябрь – г. Светлый, Славский район – в течении года);
- проведение конкурса на лучший дизайн мусорного бака (июль, г. Правдинск);
- молодежная акция «Чистый город - чистая совесть» (2 ноября, МАУК МО «СГО» КМЦ, г. Светлый);
- молодежная волонтерская акция «Мусору больше нет!» (28 августа, МАУК МО «СГО» КМЦ, г. Светлый)
- благоустройство мемориального захоронения «Братская могила», п. Взморье (сентябрь);
- акция «Искусство и мусор» (август – сентябрь – Славский район);
- работа профильных экологических лагерей (июль-август, Черняховский МР, МАОУ СОШ № 4, МБОУ «Привольненская СОШ», МБОУ Гимназия № 2, МБОУ СОШ № 6, МБОУ Лицей № 7, МБОУ СОШ № 8, МБОУ «Доваторовская СОШ», МБОУ СОШ № 5,МБОУ Калиновская СОШ).
– – –
Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году
Также, в течении года постоянно проводились следующие мероприятия:
- информирование населения в СМИ об экологической обстановке (Балтийский район, Гурьевский район, Краснознаменский район, г. Правдинск, г. Светлый, Славский район, Янтарный городско округ);
- работала горячая линия по вопросам соблюдения чистоты и порядка (Гурьевский район, Гусевский район, г. Калининград, г. Правдинск, Славский район, Янтарный городской округ);
- работал экологический кружок (г. Полесск, МБОУ «Полесская СОШ»);
- выпускались бюллетени на тему «Грязный двор», «Негативное воздействие на окружающую среду несанкционированных свалок»
(Мозырьское сельское поселение Правдинского района);
- «Экологическая фотоохота» - создание фото-площадки в социальной сети для сбора фотографий (Славский район).
В ряде муниципальных образований Калининградской области в 2012 году реализовывались мероприятия по благоустройству территории городских и сельских поселений.
Заключение
Калининградская область занимает важное геополитическое положение и играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе. Калининградская область — это единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами, что обуславливает угрозу хозяйственной и военно-политической изоляции области.
В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень показателей, характеризующих состояние окружающей среды, в ближайшее время необходимо осуществить строительство очистных сооружений, систем водоснабжения и канализации в населенных пунктах области, полигона по утилизации промышленных и бытовых отходов, провести работы по инженерной защите населенных пунктов области от наводнений и затоплений, берегоукреплению Балтийского моря, улучшению системы водоснабжения, снижению уровня воздействия на окружающую среду производств через внедрение «чистых» технологий, организации единой системы мониторинга окружающей среды. Создание центра утилизации и реновации, а также решение вопросов утилизации специальной техники и техногенных отходов позволит улучшить экологическую обстановку в области и снизит вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Библиографический список
1. Гальперин М.В. Экономические основы природопользования. – М.: Инфра-М, 2004.
2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семёнов С.П. Экономическая география России. – М.: Гардарика, 2004.
3. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. – М.: Гардарика, 2006.