Административные методы решения экологических проблем

В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах — нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, применении мер юридической ответственности, введении соответствующих нормативных стандартов и ограничений, которые должны соблюдать фирмы-производители, а также осуществление прямого контроля и лицензирования процессов природопользования.

Лицензирование — система административно-правового и экономического государственного регулирования и экологического контроля за пользованием природными ресурсами. Лицензия — это разрешение на определенный вид деятельности по использованию природного ресурса (выемка, потребление, использование природного ресурса, а также выбросы, сбросы, размещение вредных веществ) с указанием способов контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

Существуют нормативы: качества окружающей среды; допустимого воздействия на окружающую среду; допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогенной нагрузки; допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов; технологический норматив; нормативы ПДК; нормативы допустимых физических воздействий [1; с.124].

В 2008 году разработан Проект постановления Правительства Калининградской области о целевой программе Калининградской области «Экологическое оздоровление территории Калининградской области на 2008 – 2012 годы». Проект Программы подготовлен в соответствии с требованиями Земельного, Водного, Лесного кодексов Российской Федерации, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления». Проект разработан в рамках концепции областной целевой программы экологического оздоровления территории Калининградской области на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области.

Целью проекта Программы является оздоровление экологической обстановки на территории Калининградской области, восстановление, предотвращение деградации и сохранение природных комплексов Калининградской области. Задача региональной экологической программы — обеспечение эффективной защиты среды обитания населения области. Документ предусматривает разработку направленной на это нормативно-правовой базы, которая «сделала бы экономически невыгодным для предприятий и организаций неисполнение природоохранного законодательства», а также последовательное решение накопившихся экологических проблем.

Основными задачами проекта Программы определяются:

1. стабилизация экологической обстановки в Калининградской области;

2. осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов;

3. развитие сети особо охраняемых природных территорий;

4. формирование нормативных правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере сохранения, изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Проект Программы включает семь компонентов: водные ресурсы и водопользование, морское побережье, заливы и Юго-Восточная Балтика, атмосферный воздух, земельные ресурсы и почвы, лесные ресурсы, разнообразие растительного и животного мира, недра и минеральные ресурсы.

Для привлечения средств на осуществление природоохранных мероприятий необходимо включение Калининградской области в международные экологические программы, в первую очередь, проводимые под эгидой Европейского союза, с учетом влияния, оказываемого трансграничным переносом загрязняющих веществ из стран Западной Европы на территорию области.

В Калининградской области второй год реализуется проект Тасис «Экологический мониторинг и управление водными ресурсами в Калининградской области», конечной целью которого является укрепление возможностей управления окружающей средой и обеспечение инструментов для эффективной защиты водных ресурсов региона.

Вступили в силу законы области: «Об охране зеленых насаждений», «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области». Вносились изменения и дополнения в действующие региональные законодательные акты: «Об утверждении областной целевой Программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2003-2007 годы в Калининградской области» и Подпрограммы «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Калининградской области на 2003-2007 годы», «О рыболовстве и рыбохозяйственной деятельности в Калининградской области», «Об утверждении региональной целевой программы «Социальное развитие села Калининградской области до 2010 года».

Прокуратурой Центрального района города Калининграда совместно со службой по экологическому контролю и надзору Калининградской области на предприятиях, расположенных в районе, проводятся проверки соблюдения экологического законодательства в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По результатам проверки на основании постановлений прокурора должностные лиц предприятий-нарушителей экологического законодательства привлекаются к административной ответственности.

Меры административного воздействия за нарушения в сфере санитарного содержания территорий муниципальных образований, принятые в 2008 году Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области, по состоянию на 30.04.08 года: составлено 270 протоколов, наложено 253 штрафа на сумму 569 тыс. руб., взыскано 168 штрафов на сумму 417 тыс. 800 руб., на рассмотрении находятся семь протоколов. По остальным постановлениям срок добровольной оплаты не истек, в службу судебных приставов направлено шесть заявлений о возбуждении исполнительного производства и передан в суд один протокол по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа.

С начала 2008 года составлены протоколы об административном правонарушении в отношении 57 должностных лиц администраций муниципальных образований, в том числе 19 глав, 12 заместителей глав, 18 начальников территориальных отделов и восьми помощников глав муниципальных образований.

Наши рекомендации