Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Во всех случаях ГЭЭ выступает как процедура оценивания достаточности экологического обоснования проектов. При этом экспертная комиссия исходит как из формальных признаков, определенных нормативной базой, так и из содержательного сопоставления существующей экологической ситуации и той обстановки, которая сложится при создании и эксплуатации планируемого объекта.
К формальным признакам относятся:
• наличие всех необходимых материалов, предусмотренных законом;
• достоверность содержащихся в них сведений;
• адекватность применявшихся методов сбора, исследования и обработки информации применительно к задачам проекта;
• наличие всех необходимых согласований властных и надзорных структур соответствующего уровня;
• соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, технологических норм использования сырья и энергии, нормативов использования территории и других природных ресурсов, корректность расчетов санитарных и защитных зон и т.п.;
• учет результатов общественных слушаний и интересов всех заинтересованных сторон.
Содержательный анализ опирается на оценки существующих техногенных нагрузок на компоненты окружающей среды и проверку приемлемости рассчитанного уровня экологического риска. Этот анализ призван подтвердить допустимость появления новых воздействий (по составу и по количеству) в уже существующей (или возникающей) природно-технической системе, а также справедливость обоснования географического размещения объекта и отдельных частей его инфраструктуры с точки зрения минимизации (оптимизации) вредного влияния их на экосистемы и население. Косвенно при этом должен рассматриваться и ожидаемый положительный социально-экономический эффект (без которого решение о допустимости планируемой деятельности вообще невозможно).
Перечисленные аспекты подробно рассматривались выше, при обсуждении процедуры, методов и приемов разработки экологического обоснования проектов и проведении оценки воздействия на окружающую среду (включая альтернативы размещения объекта, использования строительных, производственных и природоохранных технологий, предложения по программе мониторинга, компенсационным мерам и т.д.). Иными словами, экологическая экспертиза — это процесс проверки экологического обоснования или результатов оценки воздействия, аналогичный им по цели и применяемым методам.
8.2.1. Полномочия отделов государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной Ростехнадзором для объектов федерального уровня, или его территориальными подразделениями для объектов уровня субъектов Российской Федерации. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Повторное проведение осуществляется на основании решения суда.
Основными задачами отделов ГЭЭ как структурных подразделений управлений Ростехнадзора являются:
• участие, в пределах своей компетенции, в реализации на подведомственной территории государственной экологической политики;
• обеспечение организации и проведения ГЭЭ по объектам экспертизы, указанным в Федеральном законе «Об экологической экспертизе», других правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, для определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;
• участие, в пределах своей компетенции, в разработке и реализации мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
• участие, в пределах своей компетенции, в осуществлении комплексной оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;
• обеспечение, в пределах своей компетенции, соблюдения физическими и юридическими лицами природоохранного законодательства.
В соответствии с этими задачами отделы ГЭЭ осуществляют следующие функции:
1) организация, научное и методологическое обеспечение и проведение ГЭЭ на подведомственной территории с целью установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы и предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;
2) организация и непосредственное участие в формировании экспертных комиссий ГЭЭ;
3) установление срока и условий действия положительного заключения ГЭЭ;
4) обеспечение в установленном порядке привлечения экспертов к участию в работе формируемых экспертных комиссий по рассмотрению объектов экологической экспертизы, намечаемых к реализации на подведомственной территории;
5) нормативно-техническое, научно-методическое, методологическое обеспечение проведения ГЭЭ, координация научных исследований по формированию базы нормативно-технических документов, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;
6) рассмотрение и представление на утверждение руководству экспертного подразделения заключений ОЭЭ;
7) обеспечение направления в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов ГЭЭ, не получивших положительного заключения;
8) обеспечение представления в установленном порядке сведений о результатах проведения ГЭЭ органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и организациям, средствам массовой информации по их запросам;
9) обеспечение своевременного информирования органов прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации об экспертизе на подведомственной территории;
10) обеспечение направления органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, материалов о рассмотрении этих предложений при проведении ГЭЭ;
11) организация информационного обеспечения ГЭЭ, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, реализации объекта экологической экспертизы и влиянии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
12) организация и осуществление на подведомственной территории оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
Отдел ГЭЭ может привлекать на договорной основе организации и экспертов для осуществления работ (оказания услуг) в проведении ГЭЭ. В соответствии с законом он имеет доступ к банкам данных о состоянии окружающей природной среды и банкам знаний в области оценки воздействия на человека и окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, а также ему предоставлено право получать бесплатно от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы.
8.2.2. Представление и рассмотрение документации
Перечень и состав документации. Государственная экологическая экспертиза проводится при наличии в составе представляемых материалов:
• документации, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
• положительных заключений и (или) документов согласований1 органов федерального надзора с органами местного самоуправления;
1 Поскольку Минприроды России и его территориальные органы отвечают за охрану водного и лесного фондов, недр, окружающей среды и экологическую безопасность, получаемые заказчиком согласования носят адресный (от соответствующих служб) характер.
• заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ;
• заключений ОЭЭ в случае ее проведения;
• материалов обсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления.
Обязательным условием принятия материалов на ГЭЭ является наличие в составе разделов объекта экспертизы сведений об оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическое обоснование допустимости ее реализации.
Экспертные органы имеют право в процессе проведения ГЭЭ запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения.
Материалы, предоставленные заказчиком ГЭЭ, поступают в экспертное подразделение соответствующего уровня. Руководитель экспертного подразделения из числа штатных сотрудников определяет ответственного исполнителя и передает ему полученные от заказчика материалы. Ответственный исполнитель в недельный срок со дня регистрации материалов проверяет комплектность поступившей документации и ее соответствие требованиям ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе». При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет:
• сложность объекта ГЭЭ;
• срок проведения ГЭЭ (для простых объектов — до 30 дней, для сложных — до 120 дней);
• число привлекаемых экспертов;
«стоимость проведения ГЭЭ.
Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен, но не должен превышать 6 месяцев для сложных объектов.
Порядок формирования экспертных комиссий. Для проведения ГЭЭ конкретного проекта создают экспертную комиссию, в состав которой включают внештатных экспертов, по согласованию с ними и в случаях, определенных нормативными правовыми актами, могут включать штатных сотрудников органов, организующих государственную экологическую экспертизу, и штатных сотрудников территориальных природоохранных органов. Назначение руководителя (ответственного исполнителя) и формирование экспертной комиссии ГЭЭ осуществляет соответствующий специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы.
Ответственный исполнитель подготавливает договор на проведение ГЭЭ с каждым членом экспертной комиссии и проект приказа на проведение ГЭЭ.
После подписания приказа руководством экспертного подразделения комиссия ГЭЭ приступает к работе.
Права и обязанности эксперта. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу.
Оплата труда эксперта проводится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Законом определены права и обязанности эксперта.
Эксперт ГЭЭ при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:
• заявлять специально уполномоченному государственному органу в области экологической экспертизы о необходимости представления заказчиком на ГЭЭ дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов экологической экспертизы;
• формулировать особое мнение по объекту экологической экспертизы, которое прилагается к заключению ГЭЭ.
Эксперт ГЭЭ обязан:
• осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на ГЭЭ материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и представлять заключения по таким материалам;
• соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;
• соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления ГЭЭ;
• обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
• участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении ГЭЭ заключения ОЭЭ, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
• обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на ГЭЭ.
Проведение ГЭЭ простых объектов может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных сотрудников экспертного . подразделения. Это положение в 2000 г. было оспорено в Верховном суде РФ гражданином А. Г. Мирошниченко. Суд не согласился с доводом заявителя о том, что штатные работники находятся в подчинении своего руководства и не могут в связи с этим и в связи с отсутствием критериев отнесения подлежащих экспертизе объектов к простым или сложным дать объективное заключение. По мнению суда, в целях обеспечения принципа независимости и объективности при проведении экологической экспертизы законом предусмотрена возможность судебного обжалования выводов экспертной комиссии независимо от того, штатными или нештатными сотрудниками дано экспертное заключение.
8.2.3. Организация деятельности экспертной комиссии государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа Ростехнадзора или Росприроднадзо- ра (по подведомственности объекта) или их территориальных органов о проведении экспертизы. В приказе утверждается состав экспертной комиссии, включая ее председателя и секретаря, календарный план работы комиссии и технические задания членам комиссии.
Руководитель экспертной комиссии ГЭЭ:
• участвует в формировании экспертной комиссии и согласовывает ее состав;
• участвует в подготовке технического задания на проведение ГЭЭ и согласовывает его;
• обеспечивает качественное проведение ГЭЭ по ее конкретному объекту;
• организует подготовку сводного заключения экспертной комиссии.
Для организации работы экспертной комиссии назначается ответственный секретарь экспертной комиссии. Обычно это ранее назначенный ответственный исполнитель. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек. В состав экспертной комиссии ГЭЭ включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними. Экспертом ГЭЭ является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаиями по рассматриваемому предмету. Это не может быть предатель заказчика документации, подлежащей экологической спертизе, или разработчика объекта ГЭЭ. Эксперт участвует в эе проведеНии в соответствии с техническим заданием. ее После подписания приказа о проведении ГЭЭ секретарь комиссии в течение 10 дней подготавливает уведомление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, заинтересованным общественным Н ганизациям о проведении заседаний экспертной комиссии по объе^У экспертизы.
работа экспертной комиссии ГЭЭ начинается с проведения анизационного заседания, на котором присутствуют члены спертной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций.
На организационном заседании:
. представитель экспертного подразделения или ответственный сеКРетаРь экспертной комиссии сообщает о приказе проведения
руководитель экспертной комиссии информирует о порядке оведения экологической экспертизы представленной заказчиком документации;
. представитель заказчика или разработчика документации, представленной на экспертизу, докладывает о характере намечаемой деятельности;
.уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;
. определяют сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;
. определяют сроки подготовки проекта заключения эксперт
ной комиссии.
На основании полученных технических заданий члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на экологическую экспертизу. В случае поступления они анализируют за- ^Ючения ОЭЭ, аргументированные предложения органов мест- Н°г0 самоуправления по экологическим аспектам планируемой кечтельности, а также мнения общественных организаций, объединений и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные заключения.
Структура экспертного заключения включает пять разделов.
1. Перечень материалов, представленных на рассмотрение эксперта. В соответствии со статусом объекта экспертизы это могут быть: обоснование инвестиций, Декларация о намечаемой деятельности, экологическое обоснование или ТЭО, материалы ОВОС, материалы согласования экологического обоснования, земельного и горного отвода предприятия ведомственными и надзорными природоохранными службами, Устав предприятия, Акты проверки природоохранной деятельности действующего предприятия (при реконструкции) комиссией Департамента природных ресурсов, учтенные дополнительные источники информации — отчеты о научно-исследовательских работах, аналитические обзоры и государственные доклады о состоянии окружающей среды, диссертации на соискание ученых степеней и авторефераты к ним и т. п.
2. Основные положения рассмотренных материалов. Эксперт формулирует информационную базу заключения.
3. Анализ объекта экспертизы и оценка допустимости уровня предполагаемых воздействий на окружающую среду. Руководствуясь законодательными и нормативными актами федерального и регионального значения, эксперт устанавливает:
• соответствие предполагаемого размещения предприятия и специфики территории;
• достаточность планируемых природоохранных мероприятий для поддержания нормативного уровня техногенной нагрузки за счет появления новых источников и интенсификации уже имеющихся воздействий на окружающую среду;
• наличие (отсутствие) действующих в районе мониторинговых программ;
• наличие запланированных организационных мероприятий, финансовых и технических средств для ликвидации последствий возможных аварий;
• достаточность предусмотренных в проекте мер по обеспечению экологической безопасности населения и сохранению природного потенциала;
• правильность и полноту оценки экологического ущерба;
• достаточность включенных в рассматриваемые материалы расчетов и анализов технико-экономической и эколого-экономической эффективности планируемых природоохранных мероприятий;
• допустимость (недопустимость из-за отмеченных недочетов материалов проекта) воздействия на окружающую среду планируемого производства;
• экологическую обоснованность и пригодность проекта к реализации;
• удовлетворительное (или иное) качество представленной документации.
4. Замечания по рассмотренным материалам и предложения по их учету и рекомендации по доработке документации.
5. Выводы. Даются следующие выводы:
• достаточность (недостаточность) проработки экологических вопросов и предлагаемых технических решений;
• соответствие намечаемой деятельности требованиям законодательных актов РФ и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды;
• допустимость намечаемого воздействия на окружающую среду;
• возможность реализации объекта экспертизы.
В целях разъяснения проектных решений руководитель экспертной комиссии и руководители групп могут приглашать заказчика для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии. При необходимости секретарь экспертной комиссии организует выезд членов комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации.
В случае необходимости в состав экспертной комиссии могут дополнительно включаться специалисты по конкретным вопро- . сам рассматриваемого объекта экспертизы. В этом случае заказчику документации, проходящей ГЭЭ, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.
После получения индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, обсуждают их на заседаниях экспертных групп и представляют ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения. Каждое рабочее заседание экспертных групп оформляется протоколами и явочными листами, которые подписываются руководителем группы.
Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают групповые заключения или заключения экспертов, готовят проект заключения ГЭЭ и материалы о рассмотрении при проведении ГЭЭ аргументированных предложений по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности, поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций, объединений и граждан, в случае их направления разработчикам.
Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители администрации субъекта РФ, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и о проекте текста выводов заключения. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать по проекту замечания.
8.2.4. Регламент государственной экологической экспертизы
Порядок организации и проведения ГЭЭ федеральными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы (в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг») был согласован руководителями Ростехнадзора и Росприроднадзора, которые совместным приказом утвердили соответствующий регламент. Регламент фактически представляет собой методическое пособие по организации ГЭЭ и содержит много полезной справочной информации. Он упрощает административные процедуры по проведению ГЭЭ и предписывает использование утвержденных критериев (прил. 1). Документ обусловливает персональную ответственность должностных лиц за соблюдение требований регламента по каждому действию или административной процедуре.
Поскольку вопрос о разграничении полномочий между ведомствами окончательно не решен, принятый регламент устанавливает одинаковые правила для обоих органов власти при организации и проведении экспертизы. В Ростехнадзоре считают, что с принятием регламента удастся решить проблему высокой загруженности госслужащих и ускорить процесс рассмотрения заявлений на проведение экспертизы.
8.2.5. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
Подготовленное экспертной комиссией заключение ГЭЭ содержит обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренное квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами заключения эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к заключению. При этом эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой «особое мнение». Типовая форма заключения приведена в конце лекции в прил. 1
Текст заключения должен быть составлен таким образом, чтобы по его содержанию можно было иметь полное представление об объекте, документация на создание (реконструкцию, расширение и т.д.) которого представлена на экспертизу, о принятых природоохранных решениях, минимизирующих негативное воздействие на окружающую среду намечаемой деятельности, о соответствии природоохранных решений требованиям законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации; из текста, как следствие, вытекает оценка возможности (невозможности) реализации объекта экспертизы.
Заключение ГЭЭ, если оно не касается проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным. Заключение государственной экологической экспертизы по проектам правовых актов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанного проекта правового акта законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и требованиям экологической безопасности, а также выводы об экологических и связанных с ними иных последствиях реализации данного объекта экспертизы.
Положительное заключение ГЭЭ не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком или разработчиком документации намечаемых решений. При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии он дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.
Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, и утрачивает ее в случае:
• доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;
• изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;
• реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
• истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;
• внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. Заключение экспертной комиссии в существующем составе считается принятым, если оно подписано квалифицированным большинством членов комиссии, составляющим не менее двух третей ее списочного состава.
В случае неподписания заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети списочного состава комиссии, руководитель комиссии совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководству федерального или территориального органа, уполномоченного на проведение ГЭЭ, о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению ГЭЭ. При этом руководитель экспертного подразделения вправе высказывать предложения о необходимости продления срока проведения экспертизы, но не более чем на 6 месяцев со дня ее начала, и дополнительном включении экспертов в состав экспертной комиссии.
В случае если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
Сводное заключение по результатам проведения госэкспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности.
Заключение ГЭЭ направляется заказчику. Например, Комитет природных ресурсов Карелии представил на ГЭЭ республиканскую целевую программу «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000 — 2002 — 2010 годы» и получил положительное заключение ГЭЭ, заканчивающееся такими выводами.
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, рассмотрев материалы республиканской целевой программы «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000 — 2002 — 2010 годы», учитывая имеющиеся заключения (согласования) министерств и ведомств Республики Карелия (п. 4 перечня представленных документов и материалов) и ожидаемый положительный социально-экономический эффект, установила следующее.
1. Представленные материалы Программы по объему и содержанию в основном соответствуют нормативам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Экологическое обоснование намечаемой горнопромышленной деятельности и вопросы воздействия на окружающую природную среду изложены с достаточной полнотой, а выявленные недоработки не имеют критического характера.
2. Представленный в Программе уровень воздействия на окружающую среду при осуществлении планируемой деятельности по вариантам освоения недр и развитию горнопромышленного комплекса Республики Карелия является допустимым.
3. Материалы Программы, с учетом рекомендаций и предложений, изложенных в пп. 3.2.4, 3.3.5, 3.4.4, 3.5.9, 3.6.3, 3.7.4, 3.9.2, 3.10.2, 3.11.4, 3.12.7, 3.13.15 настоящего Заключения, могут служить основой для разработки проектной документации по объектам, входящим в Программу.
4. Предложения и рекомендации, изложенные в пп. 3.2.4, 3.3.5, 3.4.4, 3.5.9, 3.6.3, 3.7.4, 3.9.2, 3.10.2, 3.11.4, 3.12.7, 3.13.15 настоящего Заключения, должны быть учтены при разработке проектной и иной документации по освоению или модернизации включенных в Программу объектов, подлежащей государственной экологической экспертизе.
На основе анализа представленных документов и материалов экспертная комиссия считает возможной реализацию республиканской целевой программы «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000 — 2002 — 2010 годы».
Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении ГЭЭ направляется территориальным органам Ростехнадзора, Минприроды России, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Эти сведения также могут направляться и банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта ГЭЭ.
Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ только после его утверждения приказом соответствующего экспертного подразделения, в котором устанавливается срок действия положительного заключения. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией ГЭЭ, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения ГЭЭ требованиям федерального законодательства и иных нормативных актов Российской Федерации, а также требованиям законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Руководство экспертного органа имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях нарушения процедуры проведения экологической экспертизы и несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.
После завершения ГЭЭ секретарь комиссии направляет:
• заключение ГЭЭ заказчику в течение пяти дней со дня утверждения заключения государственной экологической экспертизы;
• информацию о заключении ГЭЭ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
• информацию о заключении ГЭЭ для осуществления соответствующих контрольных функций органам государственного экологического контроля;
• письма с информацией о результатах проведения ГЭЭ с целью информирования общественности и средств массовой информации по их запросам;
• информацию в банковские организации, осуществляющие финансирование проектов, в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения ГЭЭ.
8.2,6. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
Как отмечалось ранее, в случае получения отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются:
• доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении экспертного подразделения, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на ГЭЭ, или содержащихся в отрицательном заключении экспертной комиссии;
• изменение условий природопользования;
• реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений, получивших положительное заключение ГЭЭ;
• истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ;
• решение суда, арбитражного суда.
Повторная ГЭЭ проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном составе, в котором ранее проводилась экспертиза этого объекта, и образуется тем же уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы. Финансовое обеспечение повторной ГЭЭ осуществляется заказчиком.
Повторная экспертиза по решению судебных органов осуществляется экспертным подразделением ГЭЭ, определяемым решением суда.
В случаях проведения повторной ГЭЭ по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на ее проведение принимается судом. После завершения повторной ГЭЭ заключение направляется судебному органу, по решению которого она проводилась.
8.2.7. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу
Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, определены ст. 26, 27 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:
• получать от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего*проведение ГЭЭ, информацию о сроках проведения экологической эк<