Основные механизмы управления охраной окружающей среды на предприятии
К основным механизмам экологического нормирования следует отнести лицензирование, паспортизацию и сертификацию.
В стадии становления в России находится экологическое страхование, представляющее собой страхование риска загрязнения окружающей среды и создающее финансовую базу для компенсации ущерба, наносимого окружающей среде при сверхнормативном воздействии на нее. В России уже введено в обязательном порядке экологическое страхование опасных промышленных производств. Для более широкого внедрения экологического страхования необходимо принятие соответствующих законодательных актов.
4.3.1. Лицензирование
Лицензирование является важным инструментом в регулировании природопользования. Под лицензированием понимают мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий.
Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия — совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирование упорядочивает процесс эксплуатации ресурсов, регламентируя экологические требования к их использованию и охране, и ставит использование ресурсов под государственный контроль. Необходимость лицензирования заключается в том, чтобы осуществлять регулирование тех видов деятельности, реализация которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и, таким образом, повлечь за собой нанесение ущерба окружающей природной среде, рациональному природопользованию и ухудшить условия жизнедеятельности человека.
Осуществление деятельности, связанной с промышленным производством, использованием ресурсов и обращением отходов производства и потребления, в‘соответствии с лицензией должно отвечать строго обозначенным нормам и правилам. Именно поэтому процесс лицензирования следует отнести к одному из механизмов экологического нормирования, выполняющему две важнейшие функции: превентивную (посредством установления в лицензии норм использования природных ресурсов, пределов химических, физических и биологических воздействий, других экологически значимых условий осуществления деятельности на основе данных о масштабах и видах деятельности) и контрольную, осуществляемую государственным уполномоченным органом.
Лицензирование в области охраны окружающей среды в настоящее время сводится к природопользованию и представлено специальными лицензиями на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также разрешениями на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов. Кроме того, федеральная лицензия требуется на деятельность, связанную с утилизацией, складированием, перемещением, захоронением, уничтожением промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных)-. Лицензирование некоторых видов деятельности по эксплуатации природных ресурсов передано в ведение субъектов Российской Федерации. В соответствии с экологическим законодательством применяют различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями используют также разрешения (на выбросы, сбросы и захоронение отходов), лесорубочные билеты и т.д. Все они охватываются понятием «лицензирование».
Лицензия и договор на пользование водным объектом. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации поверхностные воды (воды, находящиеся в поверхностных водных объектах) и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматривают как единый водный объект. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Права пользования водными объектами, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора на пользование водным объектом. Права пользования водными объектами возникают с момента государственной регистрации договора на пользование водным объектом.
Лицензия на водопользование выдается специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда. Порядок выдачи лицензии на водопользование определен постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».
Получение лицензии на водопользование не требуется при осуществлении:
• общего водопользования;
• использования водных объектов для плавания на маломерных судах;
• разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
• водопользования для пожарных нужд;
• забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;
• пользования обособленными водными объектами.
Для получения лицензии на водопользование заявитель представляет в орган лицензирования наряду с общепринятыми документами, характеризующими предприятие, специальные документы:
1) документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования (свидетельство о праве собственности на землю, схема земельного участка, договор аренды);
2) генеральный план предприятия с указанием границ землеотвода, водных объектов, створов забора/сброса, точек лабораторного контроля воды, водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон санитарной охраны, характеристики водного объекта (качество воды в створе водозабора, гидрологические особенности, краткое описание водозабора и прочие сведения о гидротехнических и природоохранных сооружениях, лимитах и режимах водопользования);
3) состав мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
После выдачи лицензии на водопользование обязательным является заключение договора пользования водным объектом. Договором пользования водным объектом является соглашение органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. Договор пользования водным объектом может быть заключен в следующих видах:
• на долгосрочное пользование водным объектом;
• краткосрочное пользование водным объектом;
• установление частного водного сервитута.
Вид договора водопользования определяется целями использования, ресурсным потенциалом и экологическим состоянием водных объектов.
Право пользования водным объектом появляется только при наличии обоих документов: лицензии на водопользование и договора на пользование водным объектом с момента его государственной регистрации специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Лицензия на пользование недрами. Недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им определенных условий.
Лицензия включает бланк установленной формы, а также текстовые и графические приложения, определяющие основные условия пользования недрами: сроки и цели пользования участком недр, а также его границы.
Основной задачей государственного лицензирования является обеспечение рационального использования и охраны недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также социальноэкономических и экологических интересов населения.
Лицензии на право пользования недрами предоставляются совместно Федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением и специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Лицензия должна содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) срок действия лицензии и срок начала работ;
5) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
6) согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;
7) соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
8) условия выполнения установленных законодательством Российской Федерации и стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
9) условия продления срока действия лицензии;
10) объемы и виды сбрасываемых в недра отходов производства и промышленных сточных вод.
Получение лицензий не требуется на право ведения региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр.
4.3.2. Сертификация
Экологическая сертификация соответствия — процедура подтверждения соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям — ограничениям, установленным в законодательных и нормативных документах и направленным на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека.
Сертификация осуществляется в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья населения. Иногда она рассматривается в качестве одной из форм лицензирования. С точки зрения экологического нормирования она является частью технического регламента и выполняет следующие функции:
• обозначение требований и норм к сертифицируемой продукции с учетом лучших мировых аналогов;
• внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
• создание условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям.
В России до 2003 г. существовала система экологической сертификации, располагавшая собственными правилами проведения экологической сертификации, сформированными в соответствии с государственной политикой в области сертификации на территории Российской Федерации. Она действовала до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (до 1 июля 2003 г.), отменившего законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».
4.3.3- Паспортизация
Паспортизация — составление экологических (природоохранных) паспортов на отдельные объекты, единицы ресурсов, источники выбросов, системы очистки с целью оптимизации их использования, определения воздействия на окружающую среду и контроля соблюдения природоохранных норм и правил.
Экологический паспорт представляет систему данных, выраженных через группу стандартизованных показателей, отражающих уровень использования природных и других ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды.
В качестве механизма паспортизации природных ресурсов следует рассматривать составление кадастров, реестров, а также балансов и схем их использования и охраны.
Одной из основных целей паспортизации является установление предельно допустимых воздействий промышленных объектов, технологий, иной хозяйственной деятельности на окружающую среду с учетом ее фонового состояния. Это позволяет рассматривать паспортизацию в качестве механизма экологического нормирования.
Все вредные вещества в зависимости от степени их негативного влияния делятся на классы опасности. Однако одно и то же вещество или химический элемент могут иметь разные классы опасности в зависимости от вмещающей среды (почва, вода, атмосферный воздух, сырье, продукты питания и т.д.), что обусловлено их физико-химическими свойствами и активностью проявления вредных свойств. Данный подход изложен в ГОСТ 12.1.007 — 76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности».
По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности:
1) чрезвычайно опасные вещества;
2) высокоопасные вещества;
3) умеренно опасные вещества;
4) малоопасные вещества.
Класс опасности устанавливают в зависимости от норм и показателей, указанных в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Нормы вредных веществ для 1—4-го классов опасности
Показатель | Класс опасности | |||
ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3 | <0,1 | 0,1-1,0 | 1,1 – 10,0 | >10,0 |
Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг | <15 | 15-150 | 151 – 5 000 | >5 000 |
Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг | <100 | 100 — 500 | 501 – 2 500 | >2 500 |
Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м3 | <500 | 500 – 5000 | 5001 – 50000 | >50000 |
Коэффициент возможного ингаляционного отравления | >300 | 300 – 30 | 29 – 3 | <3,0 |
Зона острого действия | <6,0 | 6,0 — 18,0 | 18,1 – 54,0 | >54,0 |
Зона хронического действия | >10 | 10 – 5,0 | 4,9 – 2,5 | <2,5 |
Отнесение вредного вещества к классу опасности проводится по показателю, значение которого соответствует наиболее высокому классу опасности. В 2000 г. был введен в действие государственный стандарт «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения», а Главным управлением научнотехнического прогресса и экологических нормативов Госкомприроды СССР были утверждены методические рекомендации по его заполнению и ведению. Настоящий стандарт устанавливает основные требования к построению, изложению, оформлению и содержанию экологического паспорта промышленного предприятия с целью определения влияния предприятия на окружающую среду и контроля соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности.
Экологический (природоохранный) паспорт объекта или предприятия — это нормативно-технический документ, включающий все данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных, вторичных), а также определяющий все прямые влияния и воздействия на окружающую среду. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет его средств и утверждается руководителем предприятия по согласованию с территориальным органом Минприроды России (Росприроднадзора), где он и регистрируется.
Основой для разработки экологического паспорта являются согласованные и утвержденные основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на «природопользование», паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статистической отчетности инвентаризации источников загрязнения и нормативно-технические документы.
Экологический паспорт предприятия состоит из разделов, расположенных в следующей последовательности:
1) общие сведения о предприятии и его реквизиты;
2) краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (климатические условия; состояние компонентов окружающей среды, включая фоновые концентрации в атмосфере и водных объектах, сведения об источниках водозабора и приемниках сточных вод);
3) краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков (объем и свойства выпускаемой продукции; объем, расход, вид и свойства сырья по ГОСТ; используемые материальные и энергетические ресурсы);
4) краткое описание природоохранных технологий (сведения о выбросах в атмосферу с указанием по каждому источнику его мощности, эффективности работы пылегазоулавливающего оборудования, его оснащенности приборами контроля; сведения о сбросах сточных вод, водопотреблении и водоотведении, состоянии водоочистных сооружений; вид, состав, свойства и класс опасности отходов, перечень полигонов и накопителей, их оборудование и емкость);
5) сведения об использовании земельных ресурсов (общая площадь земельного отвода, размеры участков с твердым покрытием, зеленых насаждений и санитарно-защитной зоны, рекультивация нарушенных земель);
6) сведения об эколого-экономической деятельности предприятия (данные о затратах на природоохранные мероприятия, оценка их эффективности);
7) материалы оценки воздействия предприятия на окружающую среду;
8) материалы экологических экспертиз.