Порядок подсчета тестовых баллов.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 - отвержение;

2 - социальная желательность;

3 - симбиоз;

4 - гиперсоциализация;

5 - инфантилизация.

Опросник включает 5 шкал:

1. «Принятие-отвержение».

Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ре­бенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ре­бенок такой, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ре­бенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способно­стей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, оби­ду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «К о о п е р а ц и я ».

Шкала отражает социально желательный образ родительско­го отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: ро­дитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытыва­ет чувство гордости ха него. Он поощряет инициативу и само­стоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «С и м б и о з ».

Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ре­бенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, то есть родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощу­щает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и без­защитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начи­нает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности ни­когда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация».

Шкала отражает форму и направление контроля за поведе­нием ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авто­ритаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послу­шания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю и не в состоянии понять его точку зрения. За проявление




своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально сле­дит за социальными достижениями ребенка, его индивидуаль­ными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник».

Шкала отражает особенности восприятия и понимания ре­бенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в роди­тельском отношении данного родителя имеются стремления ин-фантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социаль­ную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по срав­нению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребе­нок представляется неприспособленным, неуспешным, откры­тым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость, в связи с этим стара­ется оградить ребенка от трудностей жизни и строго контроли­ровать его действия.

Анкета для родителей

Цель:выяснить отношение родителей к проблеме экологи­ческого воспитания.

1. Что такое экология?

2. Есть ли у вас комнатные растения и какие? Если нет,
то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли вы дерево?

5. Мастерили ли вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли ваш ребенок диафильмы, слайды, телепереда­
чи о природе?

8. Любит ли ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

11. Рассказываете ли вы ребенку о пользе деревьев, лекарст­
венных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, посло­
вицы о природе?

13. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к жи­
вотным, растениям?

14. Как вы думаете, получает ваш ребенок знания о природе
в детском саду?

Наши рекомендации