Занятие 2 МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Задачи:
- вызвать у детей интерес и создать эмоционально-положи
тельный настрой на работу;
- развивать умение показать эмоциональное состояние, выра
жать свои эмоции и чувства посредством мимики;
- учить актуализировать семейные переживания: конфликт,
перемирие, родительская ласка;
- развивать чувства отзывчивости, сопричастности живой
природе, чувства сопереживания, умения показать эмоциональ
ное состояние;
- выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, за
креплять положительные эмоции от работы на занятии.
Материалы и оборудование:цветок из бумаги «цветик-многоцветик», игрушка - петушок, аудиозапись голосов птиц.
Ход занятия
Ведущий приветствует детей и взрослых с улыбкой. Просит протянуть одному ребенку свои руки, смотрит ему в глаза и молча дарит ему свою улыбку. Затем ребенок (или взрослый) «передает» свою улыбку другому: протягивает руки и смотрит молча в глаза. Итак до тех пор, пока улыбка опять не вернется к ведущему.
Ведущий. Ребята, помните, на прошлом занятии у нас в ларце был «цветик-многоцветик». Вот он. А вы знаете волшебные слова, чтобы исполнилось желание? Давайте произнесем их: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтоб птицы пели».
Звучит запись с голосами птиц.
Это первое желание Матушки Природы. Ребята, к нам на занятие пришел петушок и предлагает поиграть в игру «Летает - не летает». Давайте поиграем.
Петушок (или ведущий) проводит игру.
А сейчас он хочет рассказать вам сказку «Воробьиная семья».
Петушок рассказывает сказку, а участники (дети и взрослые) изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.
Петушок. Жила-была воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу. И этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался.
Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетел. Родители стали волноваться, не. съели ни крошки. Папа-воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось.
А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробышек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор...
Участники чирикают, интонациями передавая чувства мамы, папы, сына.
Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, чтобы его родители гордились им как самым сильным сыном.
Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения, и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень любят его и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу.
- Ребята, понравилась вам сказка? Спасибо тебе, Петушок.
Ведущий. Везде рядом с человеком живут птицы. Одни из них полностью зависят от ухода за ними людей, другие живут самостоятельно и не очень любят, когда человек вмешивается в их жизнь. Птицы могут летать, об этом мечтает каждый. Сколько интересного можно увидеть сверху! Люди даже придумали самолеты, вертолеты, дельтапланы, чтобы хоть чуть-чуть побыть на месте птиц.
Проводится этюд «Птицы».
Представьте себе, что вы - птички. Закройте глаза и присядьте - птички сидят на ветке и спят.
Вот пригрело теплое весеннее солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, перышки, потянулись.
Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали, опустились на травку возле ручейка, попили водички.
Снова птички полетели и опустились на птичий двор.
Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А во дворе кого только нет: и важный-преважный петух, и куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка-кряква, и гусь-задира.
Погостили птички у них и полетели домой обратно.
Проводится игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей».
- Вы можете летать, где захотите, увидеть весь мир! Птичка,
расскажи мне, как ты живешь?
- Где бы ты хотела жить? (Лес, луг, горы, море, деревня, го
род, юг, север...)
- Где бы ты хотела свить гнездо: на траве, на дереве, в кус
тах, на воде, в песке? Почему?
- Какие у тебя соседи?
- Чем бы ты хотела питаться?
- Как бы ты себя чувствовала, если бы мальчишки стреляли
в тебя из рогаток? Как бы ты к ним относилась?
- Ты долго высиживала яйца, чтобы из них вылупились
птенцы. Вот они и появились, такие маленькие, беззащитные.
Ты улетела за кормом, а когда вернулась, увидела, что гнездо разо
рено. Что бы ты почувствовала в этот момент?
- Ты очень оберегала яйца с будущими птенцами, согревала
их, но проголодалась, и пришлось улететь за кормом. Прилетела
назад, а на дереве сидит мальчик, берет в руки яйца, рассматри
вает их.
- Что бы ты почувствовала в этот момент? Что бы сказала
этому мальчику?
- Представь, что тебя поймали и посадили в клетку. Правда,
клетка красивая, просторная. Тебя кормят и ухаживают. О чем бы
ты думала, мечтала, сидя в клетке?
- Как бы тебе жилось в месте, где много машин, заводов,
фабрик?
- Как бы ты себя чувствовала, если бы, искупавшись в реке,
увидела, что все твое оперение покрылось нефтью?
- В какой воде ты хотела бы купаться, какую воду пить?
- Каким воздухом ты хотела бы дышать?
- Что бы ты хотела сказать всем людям?
- Жаль, что мы не можем в жизни превратиться в птицу,
но так приятно помечтать и заодно понять, как надо относиться
ко всем птицам.
Проводится этюд «Спаси птенца».
Ребята, посмотрите, к нам летит маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх, согрейте его. Медленно сложите ладошки, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони
к своей груди и дайте птенцу всю доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел и запел песенку.
Включается аудиозапись с голосами птиц.
- Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!
Вот видите, ребята, желание, чтобы птицы пели, исполнилось. А наше занятие заканчивается. Давайте прочтем стихотворение Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели».
Занятие 3 МЫХОТИМ, ЧТОБ ВОКРУГЛЕСА ШУМЕЛИ
Задачи:
- установить эмоциональный контакт между всеми участни
ками;
- способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи
всех компонентов природы, закреплению навыков экологически
грамотного поведения;
- воспитывать у детей потребность радовать близких, эмо
ционально обогащать настроение детей и взрослых поэзией;
- развивать чувства эмпатии;
- закреплять положительные эмоции от работы на занятии.
Материалы и оборудование: старичок-лесовичок (кукла), цветок из бумаги «цветик-многоцветик».
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте, дети и взрослые! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
После положительного настроя ведущий проводит «утренний тренинг».
Солнышко рано встает. (Участники руки тянут вверх.)
Лучиком день зажигает. (Руки тянут вперед.)
Весело птица поет, Песнею день начинает. (Подставить ладони.) Как хороши, приглядись, Клены, березы и ели! (Ладонями проводят по голове, телу, рукам.) Возьми им и улыбнись, И будет веселым твой день. (Руки в стороны, все улыбаются друг другу.)
А сейчас давайте произнесем волшебные слова, чтобы исполнилось следующее желание Матушки Природы. «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтоб вокруг леса шумели».
Ой, ребята, мы с вами оказались в лесу. А вот и старичок-лесовичок нас встречает.
, Старичок-лесовичок. Здравствуйте, дети и взрослые! Лес гостям рад. Но прежде чем вас пропустить, я должен узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли правила поведения в лесу? Вы должны выбрать из каждой пары фраз, которые я произнесу, правильную.
• Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку,
ни лист зря не рвите.
• В лесу можно поиграть: ветки ломать, листьями
бросаться, цветы рвать, венки плести - зелень не жалко,
еще вырастет!
• Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую
жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы
их совсем не было.
• Животные всякие нужны. Каждое из них необходимо
природе.
Дети отвечают, взрослые им помогают. Старичок-лесовичок благодарит их за правильные ответы и пропускает в лес.
Старичок-лесовичок. Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
1. Первый волшебник решил, что в его лесу никаких живот
ных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустар
ники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую
чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему.
Помогите ему разобраться.
2. Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал
лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь.
Как вы думаете, что случилось?
3. Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все
дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных -
зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес.
Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
4. Четвертый волшебник поселил в созданном лесу только
волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это
произошло?
5. Пятый волшебник сотворил обычный лес, но никто этот
лес не покинул. Почему?
Дети отвечают на вопросы, родители им помогают.
- Молодцы, ребята! Давайте поиграем в игру «Дождь в лесу». Становитесь в круг, я вас превращу в деревья.
Лесовичок читает текст, а дети и взрослые выполняют действия.
Старичок-лесовичок.В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (участники становятся на носки, высоко поднимая руки).
Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (все раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног).
Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди игрока).
Дождик стучит все сильнее и сильнее (усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводят ладошками по спинам товарищей).
Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу и почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Ведущий. Ребята, слышите, как шумит лес?
Звучит аудиозапись шума леса или музыка, напоминающая этот шум.
Исполнилось желание Матушки Природы. Спасибо тебе, Лесовичок. Давайте на прощание прочтем Лесовичку стихотворение.
Чтение стихотворения Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели».