Организация развивающе-коррекционных групп.

Из числа семей с проблемами детско-родительских взаимо­отношений, нуждающихся в психологической помощи, создаются развивающе-коррекционные группы.

Каждая группа состоит из 4 взрослых и 4 детей.

Принципы работы в развивающе-коррекционных группах:

1. Взаимное доверие во взаимоотношениях между взрослы­
ми (педагогом, родителями) и детьми.

2. Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению
к родителям и детям.

3. Каждый ребенок и взрослый принимаются такими, какие
они есть, признаются их ценность, значимость, уникальность.

4. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей
живой интерес. В любой игре ребенку предлагается возможность
импровизации совместно с родителями.

5. У детей на занятиях создается чувство безопасности и до­зволенности в системе отношений, благодаря чему они могут сво­бодно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Структура и содержание занятий: курс состоит из 12 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю в форме эколого-психологического тренинга продолжительностью 30 минут. Каждое занятие включает в себя этюды, игры-беседы, упражне­ния и т. д. Они коротки, разнообразны, доступны детям и взрос­лым по содержанию.

Каждое занятие состоит из 3 частей.

Я часть занятия.

Подготовительная работа начинается с установления эмо­ционального контакта между детьми и их родителями с помо­щью игр по кругу (например «Передай улыбку»). Начало заня­тия является своеобразным ритуалом, где дети могут настроить­ся на совместную деятельность, общение.

Для этого можно использовать следующие игры или игровые упражнения, направленные:

• на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный
лучик», «Солнечный зайчик»;

• закрепление умений невербального общения: «Передай
улыбку», «Солнечный зайчик»; «Утренний тренинг», «Ауто­
тренинг»;

• развитие чувства близости с другими детьми и родителями:
«Дотронься до...», «Волшебный клубочек», «Пирамида любви»,
«Эстафета дружбы», «Доброе животное», «Комплименты».

Я часть занятия.

Развитие и коррекция детско-родительских отношений, фор­мирование эмоционально-положительного состояния детей.




В этой части занятия проводятся игры, этюды, беседы, уп­ражнения на развитие:

• отношений партнерства и сотрудничества родителя с ре­
бенком (игра «Тучка и капельки», детско-родительская игра
«Волшебные превращения», мини-этюд «Ежата»);

• понимания родителями собственного ребенка (игра-сказка
«Воробьиная семья», стихотворение «Ежинка», сказка «Про бе­
личью красу», игра «Найди своего ребенка»);

• способности к эмпатии (игра «Дождь в лесу» и другие),
к пониманию переживаний, состояний, настроений и интересов
друг друга (энергетическая сказка «Туча и Гром», игра-пере­
воплощение «Все когда-то мечтают стать птицей», упражнение
«Вы - речные жители», игра-беседа «Если бы ты был бабочкой»).

Для эмоционального сближения и взаимодействия детей и родителей на занятии предлагается выполнить какую-нибудь совместную работу, например создать коллективный узор «Ук­расим бабочку», сделать общий рисунок «Домик для белки». Совместное рисование сопровождается записью звуков природы. Эта работа способствует формированию творческого воображе­ния, помогает в развитии коммуникабельности.

3-я часть занятия.

В заключительной части идет закрепление, положительных эмоций от работы на занятии с помощью художественных про­изведений (стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели», песня «Большой хоровод»).

После завершения всех этапов работы проводится итоговое собрание с родителями и воспитателями, где подводятся резуль­таты работы и даются рекомендации родителям по закреплению внутрисемейного общения с детьми (см. Приложение).

В результате проведения коррекционной работы опыт обще­ния ребенка с ЗПР с родителями в системе отношений «родите­ли - дети - природа» дает положительный результат, так как устраняет источник межличностных проблем, развивает пози­тивное взаимодействие, снижает число родительско-детских конфликтов, улучшает эмоциональный микроклимат семей.

Кроме того, происходят изменения в личностно-эмоцио-нальном развитии детей: повышается самооценка и взаимооцен­ка, снижается конфликтность; развиваются эмпатия, творческие способности, воображение, наблюдательность; формируются чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенно­сти в своих силах и в себе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Структура занятия Методы, формы и техника работы Задачи
Занятие 1. Мы хотим, чтобы все улыбались
Часть I. Вводная (приветствие) Упражнение «Передай улыбку» Устанавливать эмоцио­нальный контакт между всеми участниками
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) Игра «Цветок - имя». Обсуждение и проиг­рывание ситуации. Игра «Комплимент». Игра «Я - взрослый» Обучать детей и взрослых установлению контакта с помощью речевых (обра­щение по имени, компли­мент) и неречевых (улыб­ка, контакт глаз) средств общения

Продолжение табл.

Продолжение табл.,



Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 2. Мы хотим, чтоб птицы пели
Часть I. Упражнение • Установить эмоциональ-
Вводная «Передай улыбку». ный контакт между всеми
(приветствие)   участниками.
  Игра «Летает - не ле- • Создать эмоционально-
  тает» положительный настрой,
    вызвать интерес к совмест-
    ной работе
Часть П. Игра-сказка «Воробь- • Актуализировать семейные
Рабочая иная семья». переживания: конфликт,
(коррекционно- Игра-перевоплощение перемирие, родительская
развивающая) «Все когда-то мечтают ласка.
  стать птицей». • Развивать чувство эмоцио-
  Этюд «Птицы». нальной отзывчивости, со-
  Этюд «Спаси птенца» причастности живой при-
    роде, чувство сопережива-
    ния. Развивать умения
    показывать эмоциональ-
    ное состояние, выражать
    свои эмоции и чувства
    посредством мимики
Часть III. Стихотворение Е. Кур- • Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии

Занятие 3. Мы хотим, чтоб вокруг леса шумели
Часть I. Упражнение «Передай • Устанавливать эмоцио-
Вводная - улыбку». нальный контакт между
(приветствие) Упражнение «Утрен- всеми участниками.
  ний тренинг» • Эмоционально обогащать
    настроения взрослых и де-
    тей поэзией.
    • Воспитывать потребность
    радовать близких
Часть II. Обсуждение правил • Способствовать осозна-
Рабочая поведения в лесу. нию дошкольниками взаи-
(коррекционно- Обсуждение, каким мосвязи всех компонентов
развивающая) должен быть лес. природы, закреплению на-
  Игра «Дождь в лесу» выков экологически гра-
    мотного поведения.
    • Развивать чувство эмпатии
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положительные
Завершающая гановой «Мы хотим, эмоции от работы на занятии
  чтоб птицы пели»  
Занятие 4. Мы хотим, чтобы были голубыми небеса
Часть I. Этюд «Солнечные Устанавливать эмоцио-
Вводная лучики». нальный контакт между
(приветствие) Игра «Дотронься до...» всеми участниками
Часть И. Рассказы детей о при- • Активизировать знания
Рабочая роде. детей о природе.
(коррекционно- Игра-перевоплощение • Формировать экологиче-
развивающая) «Представь себя скую установку личности,




Продолжение табл.

  облаком, плывущим активную жизненную
  по небу». позицию по отношению
  Исполнение песни к природе.
  с имитацией движений • Обучать взрослых и детей
  «Облака, белогривые объединяться в совместных
  лошадки» играх.
    • Развивать творческие спо-
    собности и воображение.
    • Воспитывать умение чув-
    ствовать состояние других
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 5. Мы хотим,чтобь 1 речка серебрилась
Часть I. Упражнение «Вол- Настраивать группу на со-
Вводная шебный клубочек» вместную работу, устанав-
(приветствие)   ливать эмоциональный
    контакт между всеми уча-
    стниками
Часть II. Упражнение «Поздо- • Развивать экологическую
Рабочая роваемся». эмпатию.
(коррекционно- Упражнение «Карна- • Расширять чувственный
развивающая) вал». опыт взаимодействия с при-
  Упражнение «Забав- родой, стремление переда-
  ные танцы». вать образ животного в ми-
  История о загрязнении мике, движениях, жестах.
  реки. • Развивать наблюдатель-
  Игра «Что будет, ес- ность, воображение,
  ли...» образное мышление.

Продолжение табл.

  Игра «Найди своего ребенка». Упражнение «Вы -речные жители». Игра «Нептун» • Развивать взаимопони­мание. • Развивать умение разли­чать эмоциональные ощу­щения. • Корректировать способы взаимодействия с природ­ными объектами,экологи­зация мировоззрения
Часть III. Завершающая Стихотворение Е. Кур­гановой «Мы хотим, чтоб птицы пели» Закреплять положительные эмоции от работы на занятии
Занятие 6. Мы хотим, чтобы бабочка резвилась
Часть I. Вводная (приветствие) Упражнение «Передай улыбку». Упражнение «Пирамида любви» • Устанавливать эмоцио­нальный контакт между всеми участниками. • Настраивать детей и взрос­лых на активную работу. • Воспитывать уважитель­ное и заботливое отноше­ние к миру и людям. • Развивать коммуникатив­ные способности
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) Игра «Мы - гусеницы». Игра-беседа «Если бы ты был бабочкой». Создание коллектив­ного узора «Украсим бабочку» • Формировать экологи­ческие установки,преодо­левать прагматическое отношение к природным объектам.

Продолжение табл.

Продолжение табл.



    • Развивать чувство эмо­циональной отзывчивости, чувство сопереживания. • Устанавливать и развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком
Часть III. Завершающая Стихотворение Е. Кур­гановой «Мы хотим, чтоб птицы пели» Закреплять положительные эмоции от работы на занятии
Занятие 7. Мы хотим, чтоб солнце грело и была на ягодах роса
Часть I. Вводная (приветствие) Игра «Солнечный зайчик» Снимать напряжение, ус­танавливать эмоциональ­ный контакт между всеми участниками
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) Рассказ о росе. Мини-этюд «Росинки». Мини-этюд «Солнце». Беседа о солнце. Рисование солнца (дети и родители) • Закреплять представление о природе. • Развивать отношения партнерства и сотрудниче­ства родителя с ребенком в процессе взаимодействия с природой. • Расширять чувственное восприятие предметов и явлений природы. • Формировать умение ви­деть себя в единстве с при­родой.

    • Развивать творческие
    способности и воображе-
    ние, способствовать инди-
    видуальному самовыраже-
    нию детей
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 8. Мы хотим,чтобы березка зеленела
Часть I. Утренний аутотренинг • Устанавливать эмоцио-
Вводная   нальный контакт между
(приветствие)   всеми участниками.
    • Эмоционально обогащать
    детей теплотой и поэзией
Часть II. Беседа «Деревья - • Формировать познава-
Рабочая наши друзья». тельный интерес к миру
(коррекционно- Пальчиковая игра растений, чувство ответст-
развйвающая) «Деревья». венности за них.
  Детско-родительская • Расширять представление
  экологическая игра о сезонных изменениях
  «Волшебные превра- в жизни растений.
  щения» • Развивать воображение,
    способность к импровиза-
    ции.
    • Актуализировать потреб-
    ность в совместных детско-
    родительских играх.




Продолжение табл.

Продолжение табл.



    • Воспитывать в детях
    потребность радовать сво-
    их близких добрыми дела-
    ми и заботливым отноше-
    нием к ним
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
  Занятие 9.
Мы хотим [, чтобы под елкой жил смешной колючий еж
Часть I. Упражнение «Эстафета Устанавливать эмоцио-
Вводная дружбы» нальный контакт между
(приветствие)   всеми участниками
Часть II. Дидактическая игра • Развивать эмоционально-
Рабочая «Путешествие». ценностное отношение
(коррекционно- Беседа по картине к природе.
развивающая) «Ежи». • Формировать нравствен-
  Чтение стихотворения но-оценочный опыт пове-
  В. Осеевой «Ежинка». дения в природе.
  Диалог Ежа и Ежинки. • Совершенствовать уме-
  Мини-этюд «Ежата» ние откровенно выражать
    свои чувства.
    • Объединять взрослых
    и детей в совместных играх
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии

Занятие 10. Мы хотим, чтобы белочка скакала
Часть I. Упражнение «Передай Устанавливать эмоциональ-
Вводная улыбку». ный контакт между всеми
(приветствие) Игра «Доброе животное» участниками
Часть И. Кукольный спектакль • Формировать представле-
Рабочая по сказке «Про бели- ние детей о характерных
(коррекционно- чью красу». особенностях внешнего
развивающая) Пальчиковая гимна- вида и об условиях обита-
  стика «Есть у каждого ния белок.
  свой дом». • Вырабатывать навыки
  Рисование на тему адекватного и равноправ-
  «Домик для белки» ного общения родителей
    с детьми.
    • Способствовать предот-
    вращению и разрешению
    межличностных конфликтов.
    • Развивать эмоциональное
    сближение детей и взрослых
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим* ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 11.Мы хотим, чтобы радуга сверкала
Часть I. Игра «Солнечный • Устанавливать эмоцио-
Вводная зайчик». нальный контакт между
(приветствие) Стихотворение всеми участниками.
  «Радость» К. И. Чуков- • Развивать атмосферу
  ского тепла, любви и дружбы




Продолжение табл.

Окончание табл.



Часть II. Энергетическая сказка • Развивать умения сравни-
Рабочая «Туча и Гром». вать, анализировать, кон-
(коррекционно- Игра с Шапокляк. центрировать, распреде-
развивающая) Задания для детей лять и переключать внима-
  и родителей ние.
    • Формировать самокон-
    троль.
    • Закреплять основные
    цвета спектра.
    • Упражнять в выразитель-
    ном рассказывании стихо-
    творений.
    • Снижать психоэмоцио-
    нальное напряжение.
    • Формировать чувствен-
    ное восприятие, умение
    творчески мыслить, верить
    в добро.
    • Стимулировать моторное
    и эмоциональное самовы-
    ражения.
    • Актуализировать потреб-
    ность в совместных детско-
    родительских играх
Часть III. Стихотворение Е. Кур- Закреплять положитель-
Завершающая гановой «Мы хотим, ные эмоции от работы
  чтоб птицы пели» на занятии
Занятие 12. Мы хотим, чтобы летом лил веселый дождь
Часть I. Упражнение «Передай Устанавливать эмоциональ-
Вводная улыбку». ный контакт между всеми
(приветствие) Игра «Комплименты» участниками

Часть II. Игра «Тучка и капельки». • Расширять знания о при-
Рабочая Отгадывание загадки родных явлениях.
(коррекционно- о дожде. • Воспитывать чувство
развивающая) Чтение сказки «Солн- коллективизма, интерес
  це, Ветер и Дождь». к познавательной деятель-
  Игра «Дождик, лей ности.
  веселей» • Учить детей внимательно
    слушать литературное про-
    изведение, устанавливать
    причинно-следственные
    связи.
    • Развивать отношения
    партнерства и сотрудниче-
    ства родителя с ребенком
Часть III. Песня «Большой хоро- Закреплять положитель-
Завершающая вод» (муз. Б. Савель- ные эмоции от работы
  ева, ел. Л. Жигалкиной, на занятии
  И. А. Хаит)  

Наши рекомендации