Организация развивающе-коррекционных групп.
Из числа семей с проблемами детско-родительских взаимоотношений, нуждающихся в психологической помощи, создаются развивающе-коррекционные группы.
Каждая группа состоит из 4 взрослых и 4 детей.
Принципы работы в развивающе-коррекционных группах:
1. Взаимное доверие во взаимоотношениях между взрослы
ми (педагогом, родителями) и детьми.
2. Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению
к родителям и детям.
3. Каждый ребенок и взрослый принимаются такими, какие
они есть, признаются их ценность, значимость, уникальность.
4. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей
живой интерес. В любой игре ребенку предлагается возможность
импровизации совместно с родителями.
5. У детей на занятиях создается чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Структура и содержание занятий: курс состоит из 12 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю в форме эколого-психологического тренинга продолжительностью 30 минут. Каждое занятие включает в себя этюды, игры-беседы, упражнения и т. д. Они коротки, разнообразны, доступны детям и взрослым по содержанию.
Каждое занятие состоит из 3 частей.
Я часть занятия.
Подготовительная работа начинается с установления эмоционального контакта между детьми и их родителями с помощью игр по кругу (например «Передай улыбку»). Начало занятия является своеобразным ритуалом, где дети могут настроиться на совместную деятельность, общение.
Для этого можно использовать следующие игры или игровые упражнения, направленные:
• на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный
лучик», «Солнечный зайчик»;
• закрепление умений невербального общения: «Передай
улыбку», «Солнечный зайчик»; «Утренний тренинг», «Ауто
тренинг»;
• развитие чувства близости с другими детьми и родителями:
«Дотронься до...», «Волшебный клубочек», «Пирамида любви»,
«Эстафета дружбы», «Доброе животное», «Комплименты».
Я часть занятия.
Развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состояния детей.
В этой части занятия проводятся игры, этюды, беседы, упражнения на развитие:
• отношений партнерства и сотрудничества родителя с ре
бенком (игра «Тучка и капельки», детско-родительская игра
«Волшебные превращения», мини-этюд «Ежата»);
• понимания родителями собственного ребенка (игра-сказка
«Воробьиная семья», стихотворение «Ежинка», сказка «Про бе
личью красу», игра «Найди своего ребенка»);
• способности к эмпатии (игра «Дождь в лесу» и другие),
к пониманию переживаний, состояний, настроений и интересов
друг друга (энергетическая сказка «Туча и Гром», игра-пере
воплощение «Все когда-то мечтают стать птицей», упражнение
«Вы - речные жители», игра-беседа «Если бы ты был бабочкой»).
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей и родителей на занятии предлагается выполнить какую-нибудь совместную работу, например создать коллективный узор «Украсим бабочку», сделать общий рисунок «Домик для белки». Совместное рисование сопровождается записью звуков природы. Эта работа способствует формированию творческого воображения, помогает в развитии коммуникабельности.
3-я часть занятия.
В заключительной части идет закрепление, положительных эмоций от работы на занятии с помощью художественных произведений (стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели», песня «Большой хоровод»).
После завершения всех этапов работы проводится итоговое собрание с родителями и воспитателями, где подводятся результаты работы и даются рекомендации родителям по закреплению внутрисемейного общения с детьми (см. Приложение).
В результате проведения коррекционной работы опыт общения ребенка с ЗПР с родителями в системе отношений «родители - дети - природа» дает положительный результат, так как устраняет источник межличностных проблем, развивает позитивное взаимодействие, снижает число родительско-детских конфликтов, улучшает эмоциональный микроклимат семей.
Кроме того, происходят изменения в личностно-эмоцио-нальном развитии детей: повышается самооценка и взаимооценка, снижается конфликтность; развиваются эмпатия, творческие способности, воображение, наблюдательность; формируются чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Структура занятия | Методы, формы и техника работы | Задачи |
Занятие 1. Мы хотим, чтобы все улыбались | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) | Игра «Цветок - имя». Обсуждение и проигрывание ситуации. Игра «Комплимент». Игра «Я - взрослый» | Обучать детей и взрослых установлению контакта с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств общения |
Продолжение табл.
Продолжение табл.,
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 2. Мы хотим, чтоб птицы пели | ||
Часть I. | Упражнение | • Установить эмоциональ- |
Вводная | «Передай улыбку». | ный контакт между всеми |
(приветствие) | участниками. | |
Игра «Летает - не ле- | • Создать эмоционально- | |
тает» | положительный настрой, | |
вызвать интерес к совмест- | ||
ной работе | ||
Часть П. | Игра-сказка «Воробь- | • Актуализировать семейные |
Рабочая | иная семья». | переживания: конфликт, |
(коррекционно- | Игра-перевоплощение | перемирие, родительская |
развивающая) | «Все когда-то мечтают | ласка. |
стать птицей». | • Развивать чувство эмоцио- | |
Этюд «Птицы». | нальной отзывчивости, со- | |
Этюд «Спаси птенца» | причастности живой при- | |
роде, чувство сопережива- | ||
ния. Развивать умения | ||
показывать эмоциональ- | ||
ное состояние, выражать | ||
свои эмоции и чувства | ||
посредством мимики | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | • Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии |
Занятие 3. Мы хотим, чтоб | вокруг леса шумели | |
Часть I. | Упражнение «Передай | • Устанавливать эмоцио- |
Вводная - | улыбку». | нальный контакт между |
(приветствие) | Упражнение «Утрен- | всеми участниками. |
ний тренинг» | • Эмоционально обогащать | |
настроения взрослых и де- | ||
тей поэзией. | ||
• Воспитывать потребность | ||
радовать близких | ||
Часть II. | Обсуждение правил | • Способствовать осозна- |
Рабочая | поведения в лесу. | нию дошкольниками взаи- |
(коррекционно- | Обсуждение, каким | мосвязи всех компонентов |
развивающая) | должен быть лес. | природы, закреплению на- |
Игра «Дождь в лесу» | выков экологически гра- | |
мотного поведения. | ||
• Развивать чувство эмпатии | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положительные |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | эмоции от работы на занятии |
чтоб птицы пели» | ||
Занятие 4. Мы хотим, чтобы были голубыми небеса | ||
Часть I. | Этюд «Солнечные | Устанавливать эмоцио- |
Вводная | лучики». | нальный контакт между |
(приветствие) | Игра «Дотронься до...» | всеми участниками |
Часть И. | Рассказы детей о при- | • Активизировать знания |
Рабочая | роде. | детей о природе. |
(коррекционно- | Игра-перевоплощение | • Формировать экологиче- |
развивающая) | «Представь себя | скую установку личности, |
Продолжение табл.
облаком, плывущим | активную жизненную | |
по небу». | позицию по отношению | |
Исполнение песни | к природе. | |
с имитацией движений | • Обучать взрослых и детей | |
«Облака, белогривые | объединяться в совместных | |
лошадки» | играх. | |
• Развивать творческие спо- | ||
собности и воображение. | ||
• Воспитывать умение чув- | ||
ствовать состояние других | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 5. Мы хотим,чтобь | 1 речка серебрилась | |
Часть I. | Упражнение «Вол- | Настраивать группу на со- |
Вводная | шебный клубочек» | вместную работу, устанав- |
(приветствие) | ливать эмоциональный | |
контакт между всеми уча- | ||
стниками | ||
Часть II. | Упражнение «Поздо- | • Развивать экологическую |
Рабочая | роваемся». | эмпатию. |
(коррекционно- | Упражнение «Карна- | • Расширять чувственный |
развивающая) | вал». | опыт взаимодействия с при- |
Упражнение «Забав- | родой, стремление переда- | |
ные танцы». | вать образ животного в ми- | |
История о загрязнении | мике, движениях, жестах. | |
реки. | • Развивать наблюдатель- | |
Игра «Что будет, ес- | ность, воображение, | |
ли...» | образное мышление. |
Продолжение табл.
Игра «Найди своего ребенка». Упражнение «Вы -речные жители». Игра «Нептун» | • Развивать взаимопонимание. • Развивать умение различать эмоциональные ощущения. • Корректировать способы взаимодействия с природными объектами,экологизация мировоззрения | |
Часть III. Завершающая | Стихотворение Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели» | Закреплять положительные эмоции от работы на занятии |
Занятие 6. Мы хотим, чтобы бабочка резвилась | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку». Упражнение «Пирамида любви» | • Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. • Настраивать детей и взрослых на активную работу. • Воспитывать уважительное и заботливое отношение к миру и людям. • Развивать коммуникативные способности |
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) | Игра «Мы - гусеницы». Игра-беседа «Если бы ты был бабочкой». Создание коллективного узора «Украсим бабочку» | • Формировать экологические установки,преодолевать прагматическое отношение к природным объектам. |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
• Развивать чувство эмоциональной отзывчивости, чувство сопереживания. • Устанавливать и развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком | ||
Часть III. Завершающая | Стихотворение Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели» | Закреплять положительные эмоции от работы на занятии |
Занятие 7. Мы хотим, чтоб солнце грело и была на ягодах роса | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Игра «Солнечный зайчик» | Снимать напряжение, устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) | Рассказ о росе. Мини-этюд «Росинки». Мини-этюд «Солнце». Беседа о солнце. Рисование солнца (дети и родители) | • Закреплять представление о природе. • Развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе взаимодействия с природой. • Расширять чувственное восприятие предметов и явлений природы. • Формировать умение видеть себя в единстве с природой. |
• Развивать творческие | ||
способности и воображе- | ||
ние, способствовать инди- | ||
видуальному самовыраже- | ||
нию детей | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 8. Мы хотим,чтобы березка зеленела | ||
Часть I. | Утренний аутотренинг | • Устанавливать эмоцио- |
Вводная | нальный контакт между | |
(приветствие) | всеми участниками. | |
• Эмоционально обогащать | ||
детей теплотой и поэзией | ||
Часть II. | Беседа «Деревья - | • Формировать познава- |
Рабочая | наши друзья». | тельный интерес к миру |
(коррекционно- | Пальчиковая игра | растений, чувство ответст- |
развйвающая) | «Деревья». | венности за них. |
Детско-родительская | • Расширять представление | |
экологическая игра | о сезонных изменениях | |
«Волшебные превра- | в жизни растений. | |
щения» | • Развивать воображение, | |
способность к импровиза- | ||
ции. | ||
• Актуализировать потреб- | ||
ность в совместных детско- | ||
родительских играх. |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
• Воспитывать в детях | ||
потребность радовать сво- | ||
их близких добрыми дела- | ||
ми и заботливым отноше- | ||
нием к ним | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 9. | ||
Мы хотим | [, чтобы под елкой жил | смешной колючий еж |
Часть I. | Упражнение «Эстафета | Устанавливать эмоцио- |
Вводная | дружбы» | нальный контакт между |
(приветствие) | всеми участниками | |
Часть II. | Дидактическая игра | • Развивать эмоционально- |
Рабочая | «Путешествие». | ценностное отношение |
(коррекционно- | Беседа по картине | к природе. |
развивающая) | «Ежи». | • Формировать нравствен- |
Чтение стихотворения | но-оценочный опыт пове- | |
В. Осеевой «Ежинка». | дения в природе. | |
Диалог Ежа и Ежинки. | • Совершенствовать уме- | |
Мини-этюд «Ежата» | ние откровенно выражать | |
свои чувства. | ||
• Объединять взрослых | ||
и детей в совместных играх | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии |
Занятие 10. Мы хотим, чтобы белочка скакала | ||
Часть I. | Упражнение «Передай | Устанавливать эмоциональ- |
Вводная | улыбку». | ный контакт между всеми |
(приветствие) | Игра «Доброе животное» | участниками |
Часть И. | Кукольный спектакль | • Формировать представле- |
Рабочая | по сказке «Про бели- | ние детей о характерных |
(коррекционно- | чью красу». | особенностях внешнего |
развивающая) | Пальчиковая гимна- | вида и об условиях обита- |
стика «Есть у каждого | ния белок. | |
свой дом». | • Вырабатывать навыки | |
Рисование на тему | адекватного и равноправ- | |
«Домик для белки» | ного общения родителей | |
с детьми. | ||
• Способствовать предот- | ||
вращению и разрешению | ||
межличностных конфликтов. | ||
• Развивать эмоциональное | ||
сближение детей и взрослых | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим* | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 11.Мы хотим, чтобы радуга сверкала | ||
Часть I. | Игра «Солнечный | • Устанавливать эмоцио- |
Вводная | зайчик». | нальный контакт между |
(приветствие) | Стихотворение | всеми участниками. |
«Радость» К. И. Чуков- | • Развивать атмосферу | |
ского | тепла, любви и дружбы |
Продолжение табл.
Окончание табл.
Часть II. | Энергетическая сказка | • Развивать умения сравни- |
Рабочая | «Туча и Гром». | вать, анализировать, кон- |
(коррекционно- | Игра с Шапокляк. | центрировать, распреде- |
развивающая) | Задания для детей | лять и переключать внима- |
и родителей | ние. | |
• Формировать самокон- | ||
троль. | ||
• Закреплять основные | ||
цвета спектра. | ||
• Упражнять в выразитель- | ||
ном рассказывании стихо- | ||
творений. | ||
• Снижать психоэмоцио- | ||
нальное напряжение. | ||
• Формировать чувствен- | ||
ное восприятие, умение | ||
творчески мыслить, верить | ||
в добро. | ||
• Стимулировать моторное | ||
и эмоциональное самовы- | ||
ражения. | ||
• Актуализировать потреб- | ||
ность в совместных детско- | ||
родительских играх | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие | 12. Мы хотим, чтобы летом лил веселый дождь | |
Часть I. | Упражнение «Передай | Устанавливать эмоциональ- |
Вводная | улыбку». | ный контакт между всеми |
(приветствие) | Игра «Комплименты» | участниками |
Часть II. | Игра «Тучка и капельки». | • Расширять знания о при- |
Рабочая | Отгадывание загадки | родных явлениях. |
(коррекционно- | о дожде. | • Воспитывать чувство |
развивающая) | Чтение сказки «Солн- | коллективизма, интерес |
це, Ветер и Дождь». | к познавательной деятель- | |
Игра «Дождик, лей | ности. | |
веселей» | • Учить детей внимательно | |
слушать литературное про- | ||
изведение, устанавливать | ||
причинно-следственные | ||
связи. | ||
• Развивать отношения | ||
партнерства и сотрудниче- | ||
ства родителя с ребенком | ||
Часть III. | Песня «Большой хоро- | Закреплять положитель- |
Завершающая | вод» (муз. Б. Савель- | ные эмоции от работы |
ева, ел. Л. Жигалкиной, | на занятии | |
И. А. Хаит) |