Решением Верховного суда Республики Адыгея от 18 января 2011 г. заявление было удовлетворено частично.

Сравнительный анализ положений абзацев второго и десятого п. 6, абзаца седьмого п. 7 Паспорта памятника природы регионального значения "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" с федеральными нормами показал, что оспариваемые нормы регионального акта не соответствуют действующему законодательству, поскольку не обеспечивают режим охраны особо охраняемой природной территории, включенной в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала, что Верховный суд Республики Адыгея, разрешая данное дело, не учел, что строительство и размещение линейных объектов, а также рубка зеленых насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, невозможны без причинения ущерба особо охраняемой природной территории. Как указано в деле, Суд ошибочно предположил, что строительство линейных объектов в верховьях рек Пшеха и Пшехашха будет осуществляться только в том случае, когда соответствующие виды хозяйственной и иной деятельности, а также режим охраны этого памятника природы будут определены заключением Государственной экологической экспертизы.

С учетом всех обстоятельств Судебная коллегия Верховного Суда РФ определила решение Верховного суда Республики Адыгея в оспариваемой части отменить, вынести новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.

Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов

Комментарий к статье 59

1. Общий обзор статьи. Статья состоит из двух пунктов. Она содержит отсылочную норму, устанавливающую отрасли законодательства, которыми регулируется правовой режим охраны природных объектов. Перечень отраслей не ограничен. Он является открытым, поскольку в статье указано, что режим устанавливается и иным законодательством (п. 1). В пункте 2 установлен запрет, вводящий дополнительные гарантии обеспечения режима охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Целью статьи является установление основного требования по поддержанию правового режима охраны природных объектов, имеющих определенное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Сфера действия - территория Российской Федерации, ее континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Адресатами являются физические и юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, деятельность которых связана с соблюдением и/или нарушением правового режима охраны природных объектов.

3. Основные понятия. В статье используются такие понятия, как правовой режим охраны, негативное воздействие, деградация и (или) уничтожение природных объектов.

3.1. Правовой режим охраны - см. комментарий к ст. 58.

3.2. Негативное воздействие - см. комментарий к ст. 1.

3.3. Понятия "деградация" и "уничтожение". В комментируемом Законе они не раскрываются. Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" <1036> под деградацией земель сельскохозяйственного назначения понимается ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий. Деградация, согласно толковым словарям русского языка, означает постепенное ухудшение, утрату качеств, свойств, вырождение <1037>. Под деградацией природных объектов можно понимать ухудшение ценных свойств и качеств природных объектов, приводящее к умалению особого природоохранного и иного ценного значения.

--------------------------------

<1036> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399.

<1037> См., напр.: Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2001. С. 152.

3.4. Под уничтожением можно понимать истребление, прекращение существования природного объекта до момента исчезновения его особого ценного значения.

4. Особенности правового режима охраны. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается природоохранным законодательством, законодательством о природном и культурном наследии, природоресурсным и иным законодательством.

4.1. Правовой режим охраны природных объектов в границах особо охраняемых территорий обеспечивается правовым режимом последних (см. комментарий к ст. 58).

4.2. Правовой режим объектов культурного наследия. Согласно статье 35 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещается, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, и вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном указанным Законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений. В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии со статьей 46 указанного Закона физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный законодательством о культурном наследии, земельным законодательством и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.3. Правовой режим особо охраняемых лесов. Согласно статье 102 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ <1038> к защитным лесам относятся леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

--------------------------------

<1038> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

- леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

- зеленые зоны; лесопарковые зоны; городские леса;

- леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Ценными лесами признаются:

- государственные защитные лесные полосы;

- противоэрозионные леса;

- леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

- леса, имеющие научное или историческое значение;

- орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения;

- ленточные боры;

- запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

- нерестоохранные полосы лесов.

К особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов. Полагаем, что с учетом действия статьи 97 ЗК РФ указанные леса подпадают под действие правового режима охраны, установленного в комментируемой статье.

4.4. Правовой режим природных объектов, имеющих особое природоохранное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. В отношении таких объектов установлен запрет на осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая ведет к деградации и (или) уничтожению указанных природных объектов. Подтверждение того, что природные объекты, указанные в данной статье, находятся под особой охраной, содержится в части 3 ст. 4 комментируемого Закона, согласно которой особой охране подлежат объекты, в том числе государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

4.5. Правовой режим охраны иных ценных объектов. Следует особо отметить, что под действие комментируемой статьи подпадают и организмы, занесенные в Красные книги (см. комментарий к ст. 60). Так, в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ, соответственно данные объекты подпадают под особую охрану согласно пункту 3 ст. 4. В части 1 Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, утвержденной Приказом МПР России от 6 апреля 2004 г. N 323, говорится, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов имеют огромное научное, образовательное, этическое и эстетическое значение.

Пример. В связи со сказанным выше рассмотрим отдельные положения Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1039>, в части 3 ст. 16.1 которого указано, что строительство олимпийских объектов в местах произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев и кустарников допускается только в случае, если отсутствуют иные варианты размещения таких объектов при условии проведения мероприятий по воспроизводству лесов. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере охраны окружающей среды, вправе устанавливать особенности рубки лесных насаждений и воспроизводства видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, и редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев и кустарников при использовании лесов для строительства или реконструкции олимпийских объектов.

--------------------------------

<1039> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

Таким образом, данная норма вступила в противоречие с частью второй комментируемой статьи, согласно которой запрещаются действия, направленные на деградацию и уничтожение, в том числе редких и находящихся под угрозой уничтожения растений. В рассматриваемом случае положения специального законодательства при подписании олимпийского Закона законодателем в расчет не были взяты.

В настоящее время строительство олимпийского объекта - совмещенная дорога "Адлер - Альпика - Сервис" на территории Сочинского национального парка завершено. Часть дороги размещена в местах массового произрастания эндемичных растений, занесенных в Красную книгу РФ: самшит колхидский и лапина крылоплодная. В результате строительства будет уничтожена значительная часть (тысячи) указанных растений.

По сути, в случае отсутствия в законодательстве нормы олимпийского Закона по факту уничтожения тысяч экземпляров указанных растений вполне оправданно можно было применить ст. 246 УК РФ, согласно которой за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наступает уголовная ответственность. Именно положения олимпийского Закона затрудняют применение ст. 246 УК РФ. Во всех иных случаях, связанных с подобным воздействием, ее применить возможно. Таким образом, можно сказать, что экологические нормы уголовного законодательства на действия, совершенные в рамках деятельности по размещению олимпийских объектов, не распространяются.

5. Судебная практика. В описанном случае судом было признано, что право собственности на самовольную постройку не может быть зарегистрировано в силу того, что она расположена в границах особо охраняемой природной территории.

Так, Постановлением ФАС Московского округа от 25 июля 2011 г. N КГ-А40/5834-11-П по делу N А40-110430/09-77-668 установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с пунктом 2 ст. 59 комментируемого Федерального закона запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с частью 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в отсутствие доказательств, подтверждающих отсутствие нарушений природоохранных и санитарных норм при возведении спорной постройки, а также с учетом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по другому делу - N А40-43699/07-9-369, законных оснований для легализации этой самовольной постройки путем признания на нее права собственности Российской Федерации не имеется.

Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов

Комментарий к статье 60

1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех пунктов и посвящена чрезвычайно важному вопросу, а именно охране редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов.

Пункт первый комментируемой статьи посвящен общим вопросам охраны указанных объектов природы, в нем содержится перечень мер, направленных на охрану и сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов.

Пункт второй посвящен порядку охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядку ведения Красной книги РФ и Красных книг субъектов РФ, а также порядку сохранения генетического фонда указанных видов животных, растений и других организмов в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания. Данная норма является бланкетной и отсылает к природоохранному законодательству.

Третий пункт комментируемой статьи касается порядка ввоза (вывоза) в Российскую Федерацию, транзитной перевозки через ее территорию, а также оборота редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов. Норма является бланкетной, отсылающей к российскому и международному законодательству.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель обозначена в названии статьи. Она достигается с помощью ряда подчиненных целей, среди которых можно назвать установление: специальной формы учета охраняемых объектов - Красные книги РФ и Красные книги субъектов Федерации; запретов, обязанностей, ограничений, особых порядков.

Сфера действия статьи определяется предметом охраны, т.е. категорией растений, животных и других организмов, относимых согласно международному праву и российскому законодательству к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам с одной стороны, а с другой - масштабами и местом осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая может негативно повлиять на их сохранение и воспроизводство.

Адресаты норм в комментируемой статье прямо не называются, но из анализа текста следует, что ими главным образом являются органы государственной власти Российской Федерации и (или) ее субъектов, принимающие решения о ведении Красной книги, органы, осуществляющие ее ведение, органы природоохранного контроля и надзора, правоохранительные органы, общественные экологические организации и объединения (российские и международные) и др.

3. Основные понятия. К ним в первую очередь относятся: Красная книга, среда обитания, искусственно созданная среда обитания, генетический фонд, генетический банк.

3.1. Красная книга РФ согласно определению, данному в Положении о порядке ведения Красной книги Российской Федерации, - это официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее именуются - объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Например, дальневосточный леопард - единственный из леопардов, обитающих в России, самый северный и, к сожалению, исчезающий подвид. От своих тропических собратьев он отличается густым длинным мехом, особенно заметным в зимнем наряде. Дальневосточный леопард занесен в Красную книгу России, Международную Красную книгу (МСОП) и внесен в приложение 1 Конвенции СИТЕС. В начале XX века леопард был еще обычен в Приморье, но затем численность популяции значительно снизилась, и с 1956 года охота на него была запрещена. В настоящее время, по данным учета 2007 г., в природе осталось всего 28 - 33 дальневосточных леопардов. В неволе их больше, и сейчас в зоопарках мира содержится около 100 дальневосточных леопардов, большинство из которых являются гибридами с другими подвидами. В Приморье дальневосточный леопард охраняется в заповеднике "Кедровая Падь" и в заказниках "Барсовый" и "Борисовское плато" <1040>.

--------------------------------

<1040> См.: http://www.svprim.ru/tiger/cats/leopard.shtml.

3.2. Среда обитания, искусственная среда обитания. Под "средой обитания" в биологии понимается совокупность абиотических (неорганических) и биотических (органических) условий обитания животных, растений или микроорганизмов одного или разных видов.

К абиотическим факторам среды относят химические (химический состав воздуха, содержание в нем O2 и CO2, вредных примесей, состав морских и пресных вод, донных отложений, почвы) и физические, или климатические (температура, барометрическое давление, господствующие ветры, течения, радиационный фон и т.д.). Численность и распределение организмов в пределах области их распространения (ареала) часто зависят именно от лимитирующих абиотических факторов среды - необходимых для существования, но представленных в минимуме (например, вода в пустыне).

Биотические факторы среды - совокупность влияний, оказываемых на изучаемые организмы другими организмами; последние могут служить источником пищи, средой обитания (например, организм хозяина, в котором поселяются паразиты), способствовать размножению (опыление цветков насекомыми), расселению (распространение семян животными) и т.д. Действие биотических факторов среды проявляется в форме взаимовлияния разных организмов, образующих взаимосвязанные звенья единого биоценоза <1041>.

--------------------------------

<1041> См.: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00074/01300.htm (03.03.2010).

Таким образом, под искусственной средой обитания следует понимать созданную человеком на определенной территории среду, максимально приближенную к естественной среде обитания того или иного вида животных, растений, микроорганизмов или их совокупности.

3.3. Генетический фонд - это качественный состав и относительная численность разных форм (аллелей) различных генов в популяциях и населениях того или иного вида организмов. Термином "генофонд" (введен русским ученым А.С. Серебровским в 1928 г.) обозначают аллельный состав популяции или всего населения вида, включая все варьирующие признаки и свойства вида или же ту или иную интересующую исследователя выборку из них. Рецессивный генофонд - в основном укрытая от естественного отбора совокупность рецессивных аллелей - при резком сокращении численности особей и изменившихся внешних условиях обеспечивает быструю наследственную перестройку популяции. У генетически менее изученных видов можно определять так называемый фенофонд (фен - элементарный признак) <1042>.

--------------------------------

<1042> См.: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00017/52200.htm (05.05.2010).

3.4. Генетический банк - хранилище семян, глубоко замороженных тканей, половых и соматических клеток растений и животных, пригодных для последующего воспроизведения представителей видов, подвидов, сортов, пород.

В России национальное хранилище мировых растительных ресурсов расположено на Кубанской станции Научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И. Вавилова <1043>.

--------------------------------

<1043> http://www.finam.ru/dictionary/wordf00EAD/default.asp?n=3 (23.06.2010).

4. Красная книга как основной правовой инструмент в сохранении биологического разнообразия. Согласно пункту 1 комментируемой статьи редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животные и другие организмы заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.

4.1. Субъекты ведения Красной книги. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" <1044> ее ведение было возложено на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (ныне Министерство природных ресурсов и экологии) на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

--------------------------------

<1044> СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 808.

Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению (п. 1).

Указанное Министерство по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (ныне Министерство сельского хозяйства РФ), Комитетом Российской Федерации по рыболовству (ныне Федеральное агентство по рыболовству), Федеральной службой лесного хозяйства России (ныне Федеральное агентство лесного хозяйства), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук уполномочено принимать решения о занесении в Красную книгу РФ и об исключении из нее объектов животного и растительного мира, а также определять порядок и меры их охраны.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 <1045> функции по ведению Красной книги Российской Федерации возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

--------------------------------

<1045> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347.

4.2. Порядок ведения Красной книги РФ. Он установлен Приказом Госкомэкологии РФ от 3 октября 1997 г. N 419-а "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации" <1046>.

--------------------------------

<1046> БНА. 1998. N 2.

Согласно пункту 2.1 ведение Красной книги РФ включает в себя:

- сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

- организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

- создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

- занесение в установленном порядке в Красную книгу РФ (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

- подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги Российской Федерации;

- подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;

- выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

- выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Порядок ведения Красных книг субъектов Российской Федерации, утверждения занесенных в них перечней растений, животных устанавливается локальными нормативными актами (см., например: Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 2 октября 2006 г. N 2942 "О Красной книге Республики Саха (Якутия)" (вместе с Положением о порядке ведения Красной книги Республики Саха (Якутия), Перечнем (списком) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), Перечнем (списком) дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), Правилами добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Республики Саха (Якутия), Правилами сбора дикорастущих растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Республики Саха (Якутия)) <1047>.

--------------------------------

<1047> Якутские ведомости. 2006. N 64.

Наши рекомендации