Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1458 "О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям" разработка справочников организуется уполномоченным органом по запросу федеральных органов исполнительной власти, ответственных за создание информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р, с учетом перечня областей применения наилучших доступных технологий, утвержденного Правительством Российской Федерации. Она включает в себя 7 обязательных этапов:

1) формирование рабочей группы для разработки справочника и утверждение ее состава;

2) сбор и анализ данных, необходимых для разработки справочника;

3) разработка проекта справочника, включающего в себя в том числе следующие разделы:

а) анализ приоритетных проблем отрасли;

б) информационный перечень применяемых технологий и показателей;

в) определение технологии в качестве наилучшей доступной технологии;

г) перечень новейших наилучших доступных технологий.

4) публичное обсуждение проекта справочника;

5) проведение экспертизы в Техническом комитете;

6) снятие разногласий межведомственной комиссией (при наличии);

7) утверждение справочника.

Уполномоченный орган утверждает состав рабочей группы с учетом полученных из Бюро наилучших доступных технологий и от федеральных органов исполнительной власти предложений, в том числе по включению представителей государственных научных организаций, некоммерческих организаций, государственных корпораций, а также (по решению уполномоченного органа) представителей экспертных организаций, промышленных союзов (ассоциаций), объединений предпринимателей и других организаций.

Постановлением закреплены функции и полномочия созданных рабочих групп на каждом из этапов разработки справочника. В 10-дневный срок со дня утверждения справочника уполномоченный орган публикует его в открытом бесплатном доступе на официальном сайте, который является официальным источником опубликования справочника. По согласованию с уполномоченным органом допускается опубликование справочников на иных информационных ресурсах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Постановлением закрепляется, что актуализация утвержденного справочника может проводиться не реже, чем один раз в 10 лет, и осуществляется путем пересмотра справочника в целом или внесения в него отдельных изменений и в порядке, аналогичном порядку разработки нового справочника.

Основой для актуализации действующих справочников являются информация по новым технологиям, технологическому оборудованию, экономическим и экологическим показателям, применяемым в отрасли промышленности, результаты законченных научно-исследовательских работ, анализа, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта, полученные от промышленных предприятий и ассоциаций, соответствующих федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции, научных и экспертных организаций.

Постановлением также предусмотрен порядок снятия возникающих разногласий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р утвержден поэтапный график создания в 2015 - 2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий.

Статья 29. Нормативные документы в области охраны окружающей среды

Комментарий к статье 29

1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех пунктов и определяет порядок создания нормативных документов в области охраны окружающей среды. Пункт 1 объединяет основные положения нормативных документов, устанавливая для них общий предмет регулирования: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управление такой деятельностью, а также установление технологических показателей наилучших доступных технологий.

Норма пункта 2 является отсылочной и указывает критерий разработки нормативных документов - учет научно-технических достижений. Пункт 3 также содержит отсылочную норму и устанавливает, что такие нормативные документы утверждаются постановлением Правительства РФ, следовательно, они являются едиными на всей территории Российской Федерации.

2. Цели, сфера действия, адресаты статьи. Основная цель статьи состоит в разработке нормативных документов о предотвращении различных видов неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Статья охватывает обширную сферу деятельности нормотворческого характера по установлению требований в области охраны окружающей среды, а также поведение субъектов хозяйственной и иной деятельности, которые обязаны строго следовать предписаниям по соблюдению норм и правил по охране окружающей среды.

Адресаты статьи. Комментируемая статья обязательна для физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, для должностных лиц экологического надзора и контроля, обладающих правом ограничения деятельности хозяйствующих субъектов.

3. Основные понятия. Это термины общего характера ("нормативные документы", "требования", "нормы", "правила", "контроль", "понятие международных стандартов", "наилучшие доступные технологии"). Также статья содержит понятие технологического процесса, имеющее отношение к производственной деятельности, хранению и транспортировке отходов производства и потребления (см. комментарий к ст. ст. 1, 48, 51 и др.).

Стандарт определяется как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Наилучшие доступные технологии - см. комментарий к ст. 1 Закона.

4. Наилучшие доступные технологии. Наилучшие доступные технологии в контексте нормативно-правовых актов ЕС призваны стать элементом более качественного и экономически обоснованного контроля и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учетом особенностей конкретной отрасли промышленности. Основными целями природоохранных директив ЕС являются обеспечение комплексного предотвращения и контроля загрязнения на основе разработки и выдачи индивидуальных комплексных разрешений промышленным предприятиям, а также регулирование воздействий на всю окружающую среду в целом и обеспечение высокого уровня ее охраны и защиты. Системой критериев для оценки воздействия на окружающую среду и получения выдаваемого в соответствии с требованиями Директивы комплексного разрешения в различных отраслях экономики являются НДТ (см. комментарий к ст. 28.1 Закона).

5. Требования международных правил и стандартов. Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.

Руководство ИСО/МЭК 21:2004 предусматривает прямое и косвенное применение международного стандарта:

1) прямое применение - это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе;

2) косвенное применение - применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, которым этот стандарт был принят.

Руководство ИСО/МЭК 21 устанавливает систему классификации для принятых и адаптированных международных стандартов:

а) идентичные (IDT): идентичные по техническому содержанию и структуре, но могут содержать минимальные редакционные изменения;

б) измененные (MOD): принятые стандарты содержат технические отклонения, которые ясно идентифицированы и объяснены;

в) не эквивалентный (NEQ): региональный или национальный стандарт не эквивалентен международным стандартам. Изменения ясно не идентифицированы, и не установлено четкое соответствие.

По инициативе Минприроды России Приказом Росстандарта от 24 июня 2011 г. N 3004 создан технический комитет по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды". Стандартизация в области экологии направлена на обеспечение выполнения государственной политики в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и повышения экологической безопасности. Стандарты являются одним из механизмов регулирования отношений в сфере экологии и управления качеством окружающей среды.

Основные задачи ТК 409 "Охрана окружающей среды":

- гармонизация природоохранных национальных стандартов с международными документами, в целях развития диалога Россия - ЕС, обеспечения условий вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

- разработка национальных и межгосударственных стандартов в области охраны окружающей среды, способствующих обеспечению инновационного развития экономики РФ;

- разработка нормативных документов по наилучшим существующим технологиям, которые являются основой новой системы нормирования в области охраны окружающей среды;

- актуализация фонда национальных и межгосударственных стандартов;

- организация проведения экспертизы и подготовка заключений на технические регламенты, национальные стандарты и своды правил, относящиеся к сфере деятельности ТК;

- организация проведения экспертизы и подготовка заключений на стандарты организаций в целях совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

- предоставление информационных, консультативных и других видов услуг по вопросам, относящимся к сфере деятельности ТК.

Одним из немаловажных пунктов в работе ТК 409 являются работы по межгосударственной и международной стандартизации, в том числе участие в международной организации по стандартизации - ИСО/ТК 207 "Управление окружающей средой" и выполнение функций постоянно действующего члена межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК) 508 "Управление окружающей средой".

Приоритетные направления стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования определяются необходимостью нормативного обеспечения выполнения экологической политики государства и включают необходимость разработки документов в целях:

- обеспечения условий вступления Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в части разработки нормативной базы по вопросам экологии и охраны окружающей среды;

- обеспечения соблюдения международных обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и протоколам;

- рационального использования и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, атмосферный воздух, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания;

- обеспечения внедрения новой системы нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий;

- охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления;

- создания нормативной базы в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга <598>.

--------------------------------

<598> http://www.mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=128569

6. Технические регламенты. К числу нормативных документов в области охраны окружающей среды следует отнести технические регламенты.

С 2003 г. в стране действует Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", предусматривающий замену десятков тысяч ГОСТов и СанПиН несколькими сотнями технических регламентов.

Технический регламент - документ (нормативно-правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Закон разделил понятие технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды

Комментарий к статье 30

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух пунктов и сформулирована очень кратко. В пункте 1 содержится норма об обязательности лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, а в п. 2 - отсылочная норма о перечне видов такой деятельности.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основной целью комментируемой статьи является обеспечение разрешительного порядка, подконтрольности и законности деятельности в области охраны окружающей среды.

Сфера действия предписаний при этом сужена, поскольку в соответствии с новейшими тенденциями российского экологического и природоресурсного законодательства лицензированию более не подлежит деятельность по использованию водных объектов, лесов, иных объектов растительного мира, объектов животного мира, являющихся объектами охоты и относящихся к охотничьим ресурсам, и др. В результате сфера действия статьи 30 охватывает поведение, связанное с производственными работами, обращением с опасными веществами и отходами, оборотом энергоресурсов и т.п.

Адресатами норм, соответственно, являются органы государственной власти и экологического управления, осуществляющие нормотворчество, контрольно-надзорные функции, органы и их должностные лица, уполномоченные выдавать и аннулировать лицензии (разрешения), правоохранительные органы, прокуратура, судьи, юридические и физические лица, получающие и использующие лицензии для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

3. Основные понятия. Это такие термины, как "охрана окружающей среды" (см. комментарий к ст. 1) и "лицензирование".

Лицензирование (разрешительная система) - один из наиболее распространенных административно-правовых инструментов в области охраны окружающей среды, совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии, процессуальных порядков их выдачи, изменения условий, аннулирования, материально-правовых норм, регулирующих содержание, условия, сроки действия лицензий <599>.

--------------------------------

<599> О классификации видов лицензирования см.: Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 3-е изд. М.: Проспект, 2010. С. 340 - 341.

Лицензия - официальный документ, который разрешает определенному лицу (лицам) осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия проведения деятельности <600>.

--------------------------------

<600> Там же. С. 341.

Необходимо учитывать, что понятие охраны окружающей среды (природоохранной деятельности), установленное комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 1), охватывает деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

В качестве лицензирующих органов, очевидно, в силу своего публично-правового статуса могут выступать органы власти, а в качестве лицензиатов - общественные объединения и некоммерческие организации, юридические и физические лица. Деятельность последних, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, подлежит лицензированию в установленных законодательством случаях.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <601> (действовавшего до принятия Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <602>) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

--------------------------------

<601> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

<602> Российская газета. 2011. 6 мая.

Согласно статье 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Указанная формулировка воспроизводится и в части 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понималось "специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю". В соответствии с пунктом 2 ст. 1 указанного Закона его действие не распространялось на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира.

С принятием Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержание понятия "лицензия" не претерпело существенных изменений. Так, в соответствии с частью 2 ст. 3 указанного Закона под лицензией понимается "специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом".

Специальная оговорка о нераспространении положений Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на использование природных ресурсов (в том числе, недр, лесов, объектов растительного и животного мира) не была включена в текст указанного Закона. Тем не менее отношения в сфере природопользования не подпадают под понятие лицензируемого вида деятельности в смысле этого Закона.

Действительно, в соответствии с ч. 1 статьи 3 под лицензируемым видом деятельности понимается такой вид деятельности, на осуществление которого требуется получение лицензии в соответствии с ч. 1 статьи 12 данного Закона, а также в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения в сферах деятельности, определенных ч. 2 статьи 1. Перечень видов деятельности, предусмотренный ч. 1 статьи 12, и перечень сфер деятельности, установленный ч. 2 статьи 1 указанного Закона, являются закрытыми и не упоминают использование природных ресурсов.

Важно понимать, что лицензиатом (обладателем лицензии как специального разрешения) в силу абзаца 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" могут быть исключительно юридические лица или индивидуальные предприниматели. Со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, лицензиаты (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию (ч. 2 ст. 9 Закона). В соответствии с частью 4 ст. 8 указанного Закона к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ (оказываемых услуг).

Из абзаца 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что под местом осуществления лицензируемого вида деятельности понимается соответствующий условиям лицензирования объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления такой деятельности и (или) используется при ее осуществлении. Такой объект должен принадлежать соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, иметь почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Акты природоресурсного законодательства предусматривают в том числе установление разрешительного порядка использования природных ресурсов (лесных, водных, водных биологических, охотничьих ресурсов, недр и т.п.). В зависимости от предпочтений законодателя на определенном этапе документы, удостоверяющие права природопользователей, именовались либо лицензиями, либо разрешениями.

Так, например, первая редакция Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <603> связывала возникновение права пользования объектами животного мира с предоставлением лицензии. С принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <604> слово "лицензия" в статьях 1, 6, 34, 35, 37, 39, 47 и 51 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" заменено словом "разрешение". С наличием разрешения связывается возникновение права добычи водных биологических ресурсов (ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <605>), если такое право не возникает на основании особых договоров (о пользовании рыбопромысловым участком, пользовании водными биологическими ресурсами и др.) или по иным установленным указанным Законом основаниям.

--------------------------------

<603> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

<604> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735.

<605> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. I). Ст. 5270.

Возникновение такого права пользования лесом, как заготовка древесины, может возникать у субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) на основании договоров аренды лесных участков или договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ <606>).

--------------------------------

<606> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

Наиболее устойчивым образом понятие "лицензия" используется в законодательстве о недрах в целях обозначения документа (пакета документов), предоставляющего право ее обладателю осуществлять определенные виды пользования недрами. Лицензирование пользования недрами было введено с принятием Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <607>. Частью 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что лицензия на пользование недрами может удостоверять права на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья на определенном участке недр. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

--------------------------------

<607> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

Примечательно, что при выдаче лицензии на право пользования недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода, подлежащие впоследствии уточнению путем выдачи горноотводного акта (ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"). Таким образом, оформление лицензирующим органом разрешительных документов (лицензии) на пользование недрами, в отличие от лицензий, выдаваемых в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, не предполагает наделение недропользователя всеми существенными правами со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии <608>, но требует совершение дополнительных юридически значимых действий - утверждения проектов, прохождения экспертиз, оформления горноотводных актов в установленном законодательством порядке.

--------------------------------

<608> Ср. с положениями ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, положения Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" распространяются исключительно на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отдельные виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством об отдельных видах деятельности только в случаях, которые прямо предусмотрены указанным Законом.

Во-вторых, законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности применяется к использованию природных ресурсов (см. комментарий к ст. 1) только в той мере, в какой природопользование сопряжено с осуществлением видов деятельности, прямо предусмотренных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В силу части 5 ст. 2 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 2) вопросы рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления регулируются международными договорами Российской Федерации и специальными актами законодательства об охране окружающей среды и природопользования, а именно земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире и прочими.

Таким образом, упоминание слова "лицензия" в нормативных правовых актах, регламентирующих отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, указывает на разрешительный порядок, но не означает, что такая деятельность является лицензируемой в смысле Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - к ним могут относиться только те виды деятельности, лицензирование которых прямо предусмотрено указанным Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности

Комментарий к статье 31

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух очень сжато сформулированных пунктов, в которых определены общие цели экологической сертификации (п. 1) и содержится отсылочная норма о порядке ее осуществления (п. 2).

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель заключается в дополнительной легитимации сертификации как одного из важнейших правовых инструментов обеспечения безопасности и качества работ, продукции, продуктов и услуг, в частности в законодательном закреплении обязательности или возможности ее осуществления для охраны окружающей среды, т.е. введении института экологической сертификации.

Сфера действия статьи распространяется на поведение и отношения, так или иначе связанные с производственной деятельностью и оказанием различных услуг, как непосредственно экологического характера, например, производство экологически чистых продуктов питания, так и оказывающих (способных оказать) негативное воздействие на окружающую среду и ее компоненты, например, при производстве электроэнергии, заготовке древесины и т.п. Адресатами норм статьи 31 являются не только органы и лица, задействованные в процессе получения, оформления сертификатов, но и самый широкий круг пользователей сертифицированной продукции, продуктов и услуг.

3. Основные понятия. В их числе такие термины, как "экологическая сертификация", "экологически безопасное осуществление хозяйственной и иной деятельности", "территория Российской Федерации".

3.1. Экологическая сертификация. По определению, данному М.М. Бринчуком, это мера охраны природы и соблюдения экологического права на благоприятную окружающую среду, объектом которой являются готовая продукция, новые техника, материалы и вещества. Ее задачами являются:

- предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг и соответственно предупреждение экологического и экогенного вреда;

- внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;

- производство экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышение ее качества и конкурентоспособности;

- предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов и проч. <609>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.

<609> Подробнее см.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Городец, 2009. С. 220 - 221.

О.Л. Дубовик разъясняет данное понятие как разновидность сертификации продукции, работ и услуг, т.е. как специализированную деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции или иного сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договора, в том числе по охране окружающей среды и экологической безопасности <610>.

--------------------------------

<610> См.: Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 3-е изд. М.: Проспект, 2010. С. 353 - 354.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <611> сертификация является формой осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов сертификации требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров.

--------------------------------

<611> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

3.2. Экологически безопасное осуществление хозяйственной и иной деятельности. Это понятие частично перекликается с определением термина "экологическая безопасность" (см. комментарий к ст. 1), но в то же время отличается от него. Данное понятие, безусловно, является более узким и охватывает собой соблюдение любых требований, норм, правил и порядков, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении всех тех видов деятельности, которые относятся к законным (разрешенным) на территории страны и так или иначе оказывают (либо могут оказать) воздействие на состояние, качество, сохранение окружающей среды и ее отдельных компонентов, жизнь и здоровье людей, их имущество и другие охраняемые российским правом интересы, блага, ценности.

3.3. Территория Российской Федерации - см. п. 6 комментария к преамбуле Закона.

4. Правовое регулирование. Главным актом в сфере экологической сертификации является Федеральный закон "О техническом регулировании". Кроме того, как и в ситуации экологического лицензирования, во многих актах федерального экологического законодательства содержатся нормы (конкретные или чаще отсылочные) об экологической сертификации. Они конкретизируются в многочисленных подзаконных актах. Вопросы сертификации регулируются:

1) Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" <612>;

--------------------------------

<612> СЗ РФ. 1999. N 20. Ст. 2445.

2) Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 "О сертификации промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и опасные технологии" <613>;

--------------------------------

<613> САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 999.

3) Приказом Минприроды от 23 января 1995 г. N 18 "Об организации Системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (Системы экологической сертификации)";

4) Правилами проведения сертификации химической продукции, утвержденными Госстандартом 3 декабря 1999 г. N 61 <614>, и др.

--------------------------------

<614> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 15.

Временный перечень нормативных документов, регламентирующих экологическую сертификацию, уже насчитывает более 200 актов.

5. Обязательная экологическая сертификация. Она осуществляется в двух формах:

1) принятия декларации о соответствии;

2) обязательного подтверждения соответствия продукции в случаях, установленных техническими регламентами исключительно на основе содержащихся в них требованиях; при этом объектом обязательного экологического, как и любого иного, сертифицирования могут быть только те продукция, продукты и услуги, которые производятся, выпускаются и оказываются на территории Российской Федерации.

6. Добровольная экологическая сертификация. Она осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора, заключаемого между ним и органом по сертификации в целях установления соответствия национальным и международным стандартам, требованиям технических регламентов, системам добровольной и обязательной сертификации, а также конкретным и специфическим условиям договоров.

С точки зрения процессуального регулирования в данном случае необходимо учитывать, что и для объектов добровольной сертификации устанавливаются определенные требования, в <

Наши рекомендации