Природный ландшафт - см. п. п. 6.2 и 6.3 комментария к данной статье.
12. Охрана окружающей среды. Это одно из самых сложных и продолжающихся оставаться дискуссионным понятий. Многочисленные определения его предложены экологами, юристами, социологами и представителями других наук. Не вдаваясь в детали, отметим, что по крайней мере в рамках российского экологического права в настоящее время выработан относительно общий подход к данному понятию, который и отражен в тексте комментируемого Закона. В нем, в частности, перечислены субъекты осуществления природоохранной деятельности (см. комментарий к ст. ст. 5 - 12) и ее цели (см. комментарий к преамбуле, гл. VII). В то же время здесь не раскрываются ни содержание деятельности, ни составляющие ее меры, ни правовые инструменты, применяемые для охраны окружающей среды (например, мониторинг, контроль, юридическая ответственность и т.п.). Большинство из них определено в отдельных статьях комментируемого Закона (см. комментарий к ст. ст. 16, 18, 30 - 33, 63 - 69, 75 и др.).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <39> в комментируемом Законе уточнен состав субъектов, участвующих в охране окружающей среды. Если предшествующая редакция устанавливала тождество общественных и некоммерческих объединений (общественных и иных некоммерческих объединений), то действующая редакция Закона разграничивает общественные объединения и некоммерческие организации. Это оправданно с точки зрения юридической техники, поскольку содержание указанных понятий не совпадает по объему <40>. Соответствующие изменения внесены в формулировки статей 1 и 3, а также в название главы III комментируемого Закона и положения статей этой главы (11, 12 и 13).
--------------------------------
<39> СЗ РФ. 2014. N 48. Ст. 6642.
<40> См.: ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930) и ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145).
13. Качество окружающей среды. Данное понятие определяется в комментируемом Законе путем перечисления показателей, характеризующих состояние окружающей среды. Этот список - открытый, что означает: при дальнейшем развитии науки и получении новых данных показатели качества окружающей среды могут быть восполнены. Но имеющиеся указания содержат только такие показатели, как:
а) физические (а значит - электромагнитные, шумовые, световые и т.п.);
б) химические, т.е. означающие состав компонентов окружающей среды и (или) воздействующих на нее веществ;
в) биологические, т.е. составляющие биологического разнообразия (животный и растительный мир, генетические ресурсы, популяции, иные биотические компоненты экосистем), а также биологические (бактериологические) вещества (организмы).
Здесь не выделены, например, радиоактивные вещества, которые, конечно, являются разновидностью химических веществ, но с юридической точки зрения образуют особый объект правового регулирования. Кроме того, качество окружающей среды определяется не только взятыми в отдельности показателями, но и их совокупностью. Это означает, что законодатель учел возможные эффекты их совместного действия (проявления). Например, синергетический, когда действие одного фактора усиливается и подкрепляется действием другого и в итоге образующийся эффект (положительный или отрицательный) приобретает новые значения, либо - наоборот - воздействие какого-либо фактора, выраженного соответствующим физическим или химическим показателем, нивелируется или снижается в результате подключения другого.
Качество окружающей среды в правовом смысле значимо не только для применения экологического законодательства в целом, но учитывается в нормах конституционного, санитарно-эпидемиологического, административного, уголовного и иного законодательства при регулировании прав граждан на благоприятную окружающую среду, возмещении экологического вреда, при привлечении виновных к административной и уголовной ответственности и др.
14. Благоприятная окружающая среда. Это понятие тесно связано с терминами, означающими компоненты окружающей и природной среды (см. п. п. 3 - 7 комментария к данной статье), и фактически раскрывается законодателем с помощью их перечисления. Но основным моментом в данном случае является указание на благоприятность как качество, обеспечивающее устойчивое, т.е. неизменное, перспективное, полезное, улучающееся функционирование указанных компонентов <41>. Но в данном комментируемым Законом определении не сказано прямо о том, для кого (чего) окружающая среда является или должна быть благоприятной. По первому впечатлению - для человека. Но анализ текста показывает, что не только, а может быть, и не столько для него. Ведь в абзаце 12 речь идет о качестве окружающей среды, которое обеспечивается устойчивым функционированием естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Это предполагает выход за пределы антропроцентристского подхода и акцент на охрану окружающей среды и ее компонентов как самостоятельной ценности, а ее отдельных элементов (объектов), например объектов животного мира, - как обладающих правами, не сводящимися к возможной пользе от их использования человеком. По всей видимости, законодатель не предполагал, формулируя определение благоприятной окружающей среды, таких трактовок и юридических последствий. Но тенденции последнего времени, в частности, меры по защите прав животных, позволяют сделать вывод, что данная норма-определение имеет будущее и должна учитываться в этом контексте.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
<41> Об устойчивом развитии и праве на благоприятную окружающую среду см.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Городец, 2009. С. 88 - 90; Вершило Н.Д. Правовая охрана окружающей среды и устойчивое развитие / Под ред. М.М. Бринчука. Саратов: СГАП, 2005; Он же. Эколого-правовые основы устойчивого развития / Под ред. М.М. Бринчука. М.: Формула права, 2008; Винтер Г. Окружающая среда, ресурсы, биосфера. Представления о природе в праве // Экологическое право. 2001. N 3. С. 30 - 36; и др. работы.
15. Негативное воздействие на окружающую среду. Данное определение нельзя признать ясным и относящимся к непосредственно употребляемым на практике хотя бы из-за того, что в нем сказано: негативное воздействие... приводит к негативным изменениям. Но все же оно имеет определенный юридический смысл само по себе, поскольку здесь говорится о хозяйственной и иной деятельности (то есть перечень способных оказать и оказывающих обозначенное воздействие видов деятельности является открытым, а следовательно - восполнимым). Кроме того, в определении содержится указание на последствия такой деятельности, квалифицируемые именно как негативные изменения качества окружающей среды. Это означает ухудшение тех качеств окружающей среды, которые перечислены в абзаце 11 комментируемой статьи (см. п. 13 комментария к ней).
Негативные изменения могут выражаться в усилении шума, уничтожении (прекращении) существования отдельных объектов, невозможности их использования человеком, потерях экономической рентабельности использования природных ресурсов, утрате лечебных или иных свойств и т.п. Фактически из-за деятельности человека все компоненты окружающей среды и любые ее качества находятся под угрозой, которая, в свою очередь, порождает опасность ухудшения условий жизнедеятельности, а при особенно неблагоприятном стечении обстоятельств - угрозу существованию человека и иных форм жизни на Земле. В данном контексте достаточно напомнить об изменениях климата (глобальная угроза) или катастрофе в Мексиканском заливе в связи с аварией буровой скважины (региональная угроза), а также о многих других, приведших к реальным изменениям качества окружающей среды (авария на ЧАЭС и проч.), потребовавших колоссальных затрат на ликвидацию последствий, сделавших необходимым переселение людей и т.п.
16. Природные ресурсы. В разъяснении данного понятия акцент сделан на потребительскую сущность природных ресурсов. Видимо, законодатель стремился провести различие между окружающей и природной средой как самодовлеющей - в некотором смысле - ценностью и тем, что в них (природных ресурсах) является полезным и используемым человеком. При этом природные ресурсы приравниваются к источникам энергии, продуктов производства и предметов потребления, а их ценность обозначается только как потребительская. Иными словами, в данном определении устранен его экологический аспект. Такой подход коренным образом расходится не только с позициями международного, российского и зарубежного экологического права, но противоречит и логике комментируемого Закона, и ранее сформулированным в нем определениям основных понятий, в частности таких, как "окружающая среда", "природная среда", "компоненты природной среды" и др.
Под природными ресурсами понимаются земля, недра, растительный и животный мир, воды, атмосферный воздух (см. комментарий к ст. 4). Все они являются компонентами окружающей среды, олицетворяют физическое бытие ее элементов, рамки которого могут ограничиваться территориальными (пространственными), естественно-географическими, правовыми и иными обобщенными признаками, но не индивидуально-определенными признаками. В этом отличие природного ресурса от природного объекта.
17. Использование природных ресурсов. Термин "использование" предполагает активную деятельность, состоящую в получении/извлечении разными средствами и методами выгоды, пользы, благ, доходов, удовлетворения от какого-либо объекта. В различных отраслях права в зависимости от предмета регулирования данный термин может приобретать дополнительные значения и специфику, например в уголовном праве - использование орудий и средств совершения преступления и т.п. В комментируемой статье понятие использования раскрывается через термины и понятийные обороты "эксплуатация", "вовлечение их (т.е. природных ресурсов. - О.Д.) в хозяйственный оборот", "все виды воздействия на них (т.е. на природные ресурсы. - О.Д.) в процессе хозяйственной и иной деятельности". Даже не обращаясь к содержанию указанных выше терминов и понятий, ясно, что они охватывают любое поведение по отношению к природным ресурсам, причем осуществляемое самыми разными субъектами права - от государства до физического лица.
Тем не менее следует сказать, что эксплуатация означает - в эколого-правовом смысле и в контексте данного Закона - функционирование производственного, сельскохозяйственного, лесохозяйственного или иного объекта, базирующееся на свойствах природного ресурса и возможностях использования его человеком с целью извлечения прибыли, осуществляемое в установленных правовых рамках и с соблюдением условий, определенных в комментируемом Законе (см. комментарий к статьям гл. VII и др.).
Вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот - это разновидность их использования, свидетельствующая о том, что данный природный ресурс (вернее, ограниченная пространственными, временными и иными показателями его часть) могут быть востребованы и потребляются человеком.
Воздействие на природные ресурсы характеризуется чрезвычайно сложной структурой. Оно может выражаться в их невозобновимом потреблении, уничтожении, истощении, снижении качества и возможностей дальнейшего использования и т.п. (негативное воздействие), но равно и в позитивном воздействии в процессе использования - восстановлении, сбережении, сохранении, к чему, собственно говоря, и обязывает комментируемый Закон.
18. Загрязнение окружающей среды. Из-за особенностей русского языка термин "загрязнение окружающей среды" обычно трактуется двояко.
Первое его понимание содержится в комментируемом Законе и опирается на глагол "поступление", т.е. попадание, введение, проникновение, выброс, сброс и т.п. Тем самым загрязнение трактуется как процесс, деятельность, действие.
Второе означает уже результат такого рода процессов (действий), т.е. нахождение загрязняющего вещества в окружающей среде. Это разночтение создает немало трудностей, причем не столько при применении норм комментируемого Закона, сколько при реализации обеспечивающих его предписаний об уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства об охране окружающей среды, например статьями 250 - 252 и других УК РФ (см. комментарий к ст. 75).
19. Загрязняющее вещество. Это понятие определяется во многих актах российского и международного законодательства, например в федеральных законах о континентальном шельфе, исключительной экономической зоне Российской Федерации, охране атмосферного воздуха, охране водных объектов и др., а также в подзаконных актах и в доктрине экологического права. Не воспроизводя здесь существующие определения загрязняющих веществ, укажем, что любое такое вещество является не свойственным тому или иному компоненту окружающей среды, привнесенным извне в результате деятельности человека (хозяйственной, научной, бытовой, иной).
Для целей комментируемого Закона имеет значение:
- во-первых, разделение поступлений в окружающую среду веществ и энергии, т.е. ориентация на физические или химические процессы;
- во-вторых, уяснение их свойств (по всей видимости, именно тех, которые вызывают последствия в виде загрязнения);
- в-третьих, местоположение (для этого надо учитывать сложные причинно-следственные связи, определяющие источники происхождения загрязняющих окружающую среду веществ, но не только их, а и места (точки, пункты) оказываемого ими воздействия (так, вредное вещество может быть произведено в одном месте, использоваться в другом в процессе производства той или иной продукции, конечно, потребляться в третьем и именно тогда оказываться путем выброса, сброса или размещения отходов содержащей его продукции (продукта) - в четвертом. На самом деле эта цепочка может быть намного более сложной по своей структуре);
- в-четвертых, количество поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ (здесь, как правило, установлены достаточно определенные и жесткие требования в зависимости от категории вещества, его способности к оказанию негативного воздействия, причиняющего эффекта и т.п.) <42>.
--------------------------------
<42> Подробнее см.: Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М.: Наука, 1990; Винтер Г. Правовое регулирование допуска на рынок химических веществ // Современное экологическое право в России и за рубежом / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: ИНИОН-ИГП РАН, 2001. С. 122 - 131; Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 3-е изд. М.: Проспект, 2010. С. 532 - 548; Степаненко А.В. Правовое регулирование обращения с химическими веществами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: ИГП РАН, 2008; Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ. М., 1998. С. 125 - 175; Она же. Экологические требования к обороту веществ и продуктов // Государство и право на рубеже веков. Экологическое и природоресурсное право. Трудовое право. Предпринимательское право: Сборник. М., 2001. С. 54 - 59; Дубовик О.Л., Гиряева В.Н. Рецензия на книгу: Г. Винтер, Г. Гинцки, Б. Хансюргенс. Взвешивание рисков и стоимости (расходов) в европейском праве обращения с химическими веществами: исследовательский доклад 29718084 // Государство и право. 2000. N 9. С. 119 - 121; Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник. М., 2005. С. 98 - 107, 250 - 263, 697 - 710; Комментарий к Федеральному закону об использовании атомной энергии / Под ред. В.К. Гусева, В.Н. Михайлова. М., 1998; Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общей ред. Е.Н. Сидоренко. 4-е изд. М.: Проспект, 2004. С. 203 и след.; Крассов О.И. Экологическое право. М., 2001. С. 429 - 486, 531 - 618; Кузнецова О.Н., Радчик О.Л. Загрязнение окружающей среды отходами и опасными веществами. М., 2001. С. 16 - 54; Сапожникова В.А. Государственное регулирование обращения с отходами // Экология производства. 2005. N 1. С. 30 - 36; Учебный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. А.Э. Жалинского. М., 2005. С. 650 - 656, 658 - 662, 752 - 767; Хейне И. Определение термина "отходы" в праве Европейского союза // Экологическое право. 2004. N 4. С. 35 - 42.
В тексте комментируемого Закона указываются несколько признаков загрязняющих веществ, помимо их "вредности" для окружающей среды, и именно они имеют определяющее значение в юридическом смысле. Речь идет о количестве, свойствах и местоположении, а также причиняющем эффекте. Что касается количества, то в данном случае подзаконные акты их определяют, устанавливая предельно допустимые концентрации и иные показатели, например лимиты и т.п. Если речь идет о свойствах, то надо принимать во внимание градации, установленные международными и российскими актами и касающиеся разделения химических веществ на запрещенные к обороту (например, асбест), опасные и иные.
Местоположение тоже имеет юридическое значение. Как отмечалось выше, оно может быть местом производства, переработки, транспортирования, конечного потребления и т.п. загрязняющего вещества, а также местом его попадания путем сброса или выброса в окружающую среду. В этом случае следует принимать во внимание этап жизненного цикла загрязняющего вещества и учитывать различия в понятии "местоположение", употребляемом в комментируемом Законе тогда, когда, например, следует квалифицировать правонарушающие деяния по статьям 246, 247 и иным УК РФ (см. комментарий к ст. 75). В любом случае загрязняющие вещества по смыслу данной статьи - это те, которые либо несвойственны природе (ее компоненту) по качественным или количественным показателям, либо меняют (могут изменить) ее свойства в нежелательном направлении.
Сложнее дело обстоит с определением того, насколько "загрязняющей" может признаваться энергия. По всей видимости, с учетом новейших данных следует считать, что энергия, приравниваемая в абзаце 17 комментируемой статьи по своему негативному для окружающей среды воздействию к эффекту влияния загрязняющих (химических, в том числе радиоактивных) веществ, охватывает весь цикл добычи энергетических ресурсов, их передачи и использования конечными потребителями, а также сбор, утилизацию и захоронение отходов. Сам по себе термин "энергия" имеет множество значений <43>. В их числе, например, такие, как:
--------------------------------
<43> Подробнее см.: Реймерс Н.Ф. Указ. соч. С. 614 - 615.
Энергия полезная - соотношение вкладываемой энергии и энергии, получаемой на выходе, например отношение общих энергозатрат к урожаю, выраженное в энергетических единицах; соотношение энергозатрат на постройку силовой установки с энергией, получаемой от нее за все время эксплуатации (экол., экон.).
Энергия солнечная - лучистая (электромагнитная) и корпускулярная энергия, приходящая от Солнца и падающая на горизонтальную поверхность Земли со средней интенсивностью 1,95 кал/см в мин.
Энергия "чистая" - любой вид энергии, получение и использование которой не приводит к химическому и радиоактивному загрязнению среды жизни. Тепловое загрязнение среды при этом не учитывается. Пример - сжигание водородного топлива.
В настоящее время на уровне мирового сообщества и национальных государств принимаются самые разнообразные меры по уменьшению негативного воздействия того, что в комментируемом Законе названо энергией, а именно по энергосбережению, энергоэффективности, снижению воздействия парниковых и иных газов на климат и т.п. <44>. Все же, на наш взгляд, следует привести определения энергии, как она воспринимается и трактуется в естественнонаучных дисциплинах, экологической и правовой науке.
--------------------------------
<44> Подробнее см.: Семенихина В.А. Современные проблемы правовой охраны климата: международные инициативы и реакции национальных законодателей // Право и политика. 2010. N 1. С. 94 - 100; Семенихина В.А., Дубовик О.Л. Охрана климата: современные задачи, средства и методы экологического и энергетического права // Право и политика. 2010. N 3. С. 511 - 517.
В самом общем виде энергия - это общая количественная мера движения различных форм движения материи, которая связывает воедино все формы явлений природы (Природы) и деятельности человека во взаимоотношениях и взаимосвязях с ней. Энергия, по Н.Ф. Реймерсу, - это общая количественная характеристика (мера) движения материи. Фундаментальные законы превращения энергии исследует термодинамика, а преобразование энергии в биологических системах (в том числе и экологических) - биоэнергетика. Это преобразование подчиняется определенным законам, в том числе первому и второму законам (началам) термодинамики. Исходя из этих законов физическое и химическое загрязнения среды неустранимы, но это не значит, что скорость процессов загрязнения не может быть существенно замедлена.
В связи с потребностью снижения темпов теплового загрязнения среды необходимо деление видов энергетики не только и не столько на традиционные и альтернативные, как это принято, но и на виды, добавляющие и не добавляющие энергию (тепло) в биосферу Земли по сравнению с естественным притоком энергии к планете. Добавляющие виды имеют существенные термодинамические ограничения, пренебрежение которыми может привести к неблагоприятным изменениям климата, вредному отеплению вод и т.п. Для недобавляющих видов эти ограничения значительно ослаблены (хотя и не сняты полностью, как это иногда представляется, поскольку не устраняется необходимость местной концентрации энергии, создающей "острова тепла" и т.п. явления) <45>.
--------------------------------
<45> См.: Реймерс Н.Ф. Указ. соч. С. 614 - 615.
20. Нормативы. Определениям различных нормативов, имеющих самое непосредственное значение в целях комментируемого Закона, посвящены многие его нормы. Исходное (общее) понятие "норматив" определяется как то, что устанавливает содержание и границы правила поведения. В экологическом праве понятие нормативов приобретает специфическое содержание и значение. Законодательство и доктрина различают множество видов нормативов. Большинство из них определяются и в тексте комментируемого Закона, в том числе нормативы качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее и другие, перечисленные в абзацах 18 - 22 и в других его статьях (см. комментарий к гл. V), а также в федеральных законах, например в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" <46>. Отметим, что новая редакция (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ) абзаца 19 ст. 1, во-первых, устраняет тождество понятий "нормативы в области охраны окружающей среды" и "природоохранные нормативы" и, во-вторых, de jure исключает понятие "природоохранные нормативы" из числа правовых категорий, регулируемых законодательством в сфере охраны окружающей среды.
--------------------------------
<46> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.
20.1. Виды нормативов. Они различаются по ряду параметров, например, одни нормативы опираются на воздействия, другие на его уровни, третьи - на средства или источники воздействия и т.п. При этом следует учитывать, что большинство названных в статье 1 нормативов тесно связаны между собой. Кроме того, надо обратить внимание на расхождения перечня нормативов по статье 1 и их перечня по гл. V комментируемого Закона. Так, в перечне статьи 1 отсутствуют указания на нормативы образования отходов производства и потребления (см. комментарий к ст. 24), нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (см. комментарий к ст. 26). Кроме того, в статье 28 говорится об иных нормативах в области охраны окружающей среды (см. комментарий к ней). По-видимому, в их число входят технологические нормативы (абз. 53 ст. 1), нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (абз. 24 ст. 1). Поэтому здесь даны разъяснения тех определений нормативов, которые не регулируются отдельными статьями Закона.
20.2. Нормативы в области охраны окружающей среды. Это обобщенное понятие, охватывающее два вида нормативов - качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее. В абзаце 19 указаны две цели их соблюдения - обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранение биологического разнообразия. Но целью нормативов качества является обеспечение благоприятной окружающей среды (абз. 20), а целью нормативов допустимого воздействия на окружающую среду обозначено соблюдение нормативов ее качества. Терминология, которая использована для раскрытия содержания нормативов в области охраны окружающей среды, разъяснена выше. Поэтому здесь приведем лишь определение понятия "биологическое разнообразие". Согласно Конвенции о биоразнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) данный термин означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.
Смежными с понятием биологического разнообразия являются такие, как "биологические ресурсы", т.е. генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность либо ценность для человечества, и "генетические ресурсы" - генетический материал, т.е. любой материал растительного, животного, микробиологического или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическую или потенциальную ценность.
20.3. Нормативы качества окружающей среды - см. комментарий к ст. 21 в действующей редакции и статью 20 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г.
20.4. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - см. комментарий к ст. 22 в действующей редакции и статью 21 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г.
20.5. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - см. комментарий к ст. 27.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов - см. комментарий к ст. 23 в действующей редакции, статью 22 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г., а также комментарий к ст. 23.1, вступающей в силу с 1 января 2019 г.
С принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ изменился подход к нормированию источников радиоактивного излучения. Если предыдущая редакция предполагала нормирование радиоактивных веществ так же, как и химических веществ (по массе и объему), то сейчас нормированию подлежат показатели изменения радиоактивности.
20.7. Технологический норматив. По своей юридической сущности данный вид природоохранных нормативов тесно связан с нормативами допустимых выбросов и сбросов, поскольку учитывается при их разработке. Отличие же состоит в том, что технологический норматив имеет более частный характер и устанавливается для различных источников, производящих выбросы и сбросы, а также оказывающих физическое воздействие на окружающую среду (норматив веществ, микроорганизмов - на основе двух показателей допустимой массы выбросов, сбросов и единицы выпускаемой продукции в результате использования конкретного технологического процесса, оборудования и т.п., радиоактивных веществ - на основе показателей их активности).
20.8. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов. Этот вид природоохранных нормативов также "не удостоен" отдельной статьи в комментируемом Законе, хотя является одним из важнейших. В его определении указано несколько характеристик.
Первая - это предельность допустимого содержания (вредных/загрязняющих) веществ и микроорганизмов в окружающей среде, т.е. их верхняя граница, пересечение которой вызывает негативные последствия.
Вторая - это собственно возможные последствия несоблюдения нормативов. В их числе загрязнение окружающей среды (см. п. 18 комментария к данной статье, комментарий к ст. 75) и деградация естественных экологических систем. Термин "деградация" подразумевает постепенное (длящееся во времени) ухудшение (снижение) и даже полную утрату положительных качеств и свойств какого-либо объекта/субъекта. Применительно к экологии в литературе указывается, что деградация среды (окружающей, природной) - это ухудшение природной среды жизни человека, совместное ухудшение природных условий и социальной среды жизни. Выделяют деградацию ландшафта, вечной мерзлоты, почвы <47>, отмечая такие проявления, как упрощение, снижение хозяйственного потенциала, разрушение структуры и проч. <48>.
--------------------------------
<47> Так, деградация земель (порча и уничтожение плодородного слоя почвы) - частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка становится либо невозможным, либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (См.: Дубовик О.Л. // В кн.: Учебно-практический комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2006. С. 94; Там же см.: статистические данные о количестве деградированных почв в России. С. 97).
<48> См.: Реймерс Н.Ф. Указ. соч. С. 109.
20.9. Нормативы допустимых физических воздействий - см. комментарий к ст. 25.
21. Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы). Комментируемый Закон определяет лимиты как ограничения, указывая при этом ограничиваемые действия (выбросы и сбросы), их предмет (загрязняющие вещества и микроорганизмы), объект, в отношении которого производятся действия (окружающая среда), время (период проведения природоохранных мероприятий и внедрения наилучших существующих технологий), цели введения лимитов (достижение нормативов в области охраны окружающей среды). Так, например, законодательство об отходах производства и потребления предусматривает лимиты на размещение отходов, т.е. предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории <49>. Также лесным законодательством устанавливается расчетная лесосека, т.е. определяемый расчетным путем плановый норматив главного пользования лесом <50>.
--------------------------------
<49> См.: Приказ Минприроды России от 5 августа 2014 г. N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (зарегистрировано в Минюсте России 24 октября 2014 г. за N 34446).
<50> См.: Приказ Рослесхоза от 27 мая 2011 г. N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки" (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июля 2011 г. за N 21276).
С 1 января 2019 г. понятие лимитов на выбросы и лимитов на сбросы (абз. 27 ст. 1) будет изложено в двух абзацах в новой редакции, устанавливающих отдельно содержание понятий "временно разрешенные выбросы" (абз. 27 в редакции, не вступившей в силу) и "временно разрешенные сбросы" (абз. 28 в редакции, не вступившей в силу) (см. комментарий к ст. 23.1, вступающей в силу 1 января 2019 г.).