Учебная программа курса «Безопасность жизнедеятельности»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Автор программы: ст. преподаватель Арыченков Александр Иванович
2. Назначение, роль и место курса в профессиональной образовательной программе.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучается студентами специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит» в рамках блока общих математических и естественнонаучных дисциплин.
Данный курс призван синтезировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания, содействовать формированию у студентов правильного понимания и поддержки общественных и государственных мер безопасности, необходимых в новой, постиндустриальной эпохе.
Программа составлена с учетом концепции Фонда национальной и международной безопасности и может быть использована при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» студентами и слушателями разных форм и уровней обучения. В зависимости от количества часов, выделяемых на изучение этой дисциплины, на основе данной программы могут составляться учебные рабочие программы и методические материалы. В этих целях допустимо вносить коррективы и дополнения в содержание тем с учетом разных образовательных программ, внедрять по своему усмотрению прогрессивные формы и методы обучения, учитывать региональные особенности безопасности жизнедеятельности (БЖД) и специфику конкретных категорий обучаемых.
Количество аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», соответствует следующей таблице:
№№ п/п | Уровень образовательных программ | Семестр | Количество часов | Формы работы | Итоговый контроль | ||||
Общее | Аудитор. | Самост. раб. | Лекции | Практ. занятия | Иные | ||||
1. | Профессиональное образование ГМУ (очное, 5 лет) | зачет | |||||||
2. | Профессиональное образование МО (очное, 5 лет) | зачет | |||||||
3. | Профессиональное образование ГМУ (очное, 3 года) | зачет | |||||||
4. | Профессиональное образование МО (очное, 3 года) | зачет | |||||||
5. | Профессиональное образование ФиК (очное, 3 года) | зачет | |||||||
6. | Профессиональное образование ГМУ (заочное, 6 лет) | 8,9 | Контр. раб. | зачет | |||||
7. | Профессиональное образование МО (заочное, 6 лет) | 8,9 | Контр. раб. | зачет | |||||
8. | Профессиональное образование ГМУ (заочное, 3,5 года) | зачет | |||||||
9. | Профессиональное образование ГМУ (заочное, 3 года) | зачет (преаттест) | |||||||
10. | Профессиональное образование МО (заочное, 3,5 лет) | зачет | |||||||
11. | Профессиональное образование ФиК (заочное, 3,5 года) | зачет |
3. Цель и задачи курса.
Цель курса:
Расширить знания у студентов, полученные ими ранее в других учебных заведениях по теории и практике безопасности жизнедеятельности, акцентировать внимание на роли и месте БЖД в профессиональной деятельности государственного служащего, менеджера, финансиста. Тематика курса предполагает наметить возможные угрозы безопасности личности, общества и государства от будущей профессиональной и общественной (гражданской) деятельности обучаемых и меры их предотвращения, обучить навыкам и методам, позволяющим эффективно и качественно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), изучить принципы разработки и реализации мер безопасности от повседневных негативных воздействий, способствовать профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и сохранению здоровья человека.
Задачи курса:
· дать характеристику новой, постиндустриальной эпохе развития человечества, показать закономерность появления глобальных угроз от жизнедеятельности человека;
· ознакомить студентов с основами теории безопасности, закрепить понимание неразрывной связи безопасности личности с безопасностью общества и государства;
· показать общие пути обеспечения безопасности личности, общества и государства в новой эпохе, необходимость изменения принципов жизнедеятельности, роль культуры безопасности;
· ознакомить студентов с основами обеспечения национальной безопасности России в новых условиях;
· изучить меры защиты персонала и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций и меры по ликвидации их последствий;
· привить ключевые компетенции БЖД и способствовать формированию личности безопасного типа поведения.
4. Межпредметные связи.
Предмет «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной регионального компонента. Необходимость данного курса еще недавно основывалась на эксплицитной информации, дающей краткое объяснение сущности безопасности и защиты человека.
В настоящее время в связи с развитием гуманистического образования появилась необходимость изучения курса БЖД на основе имплицитной информации, которая объясняет преподавание исходя из внутренней логики и структуры курса «Безопасность жизнедеятельности».
Поэтому ключевые компетенции дисциплины БЖД тесно связаны с рядом других предметов и во взаимосвязи помогают студентам их усваивать. Функциональные взаимосвязи существуют с курсами «Концепции современного естествознания», «Политология», «Экология территорий», «Трудовое право», «Демография», «Конфликтология и социальная психология» и «Физическая культура».
5. Требования к уровню подготовки студентов.
Студенты, успешно завершившие обучение по программе курса «Безопасность жизнедеятельности», должны:
- иметь представление о многообразии, сложности и новизне проблем безопасности на современном этапе, о совокупности взаимосвязанных угроз безопасности личности, общества и государства, сложившихся в настоящее время от природных причин и преобразовательной деятельности человека;
- знать классификацию чрезвычайных ситуаций, причин их возникновения, действие поражающих факторов и основные способы защиты от них;
- уметь проводить превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценку их воздействия на человека в пространстве и времени;
- владеть навыками сохранения собственного здоровья, безопасного поведения и использования имеющихся средств самозащиты;
- знать важнейшие понятия и принципы охраны труда, основные положения российского законодательства в области охраны труда, методы обеспечения охраны труда на предприятии и в организации;
- уметь анализировать состояние безопасности своей будущей профессиональной деятельности и при необходимости оказывать помощь в проведении спасательных работ при ликвидации последствий ЧС.
6. Контрольно-оценочная деятельность.
Текущий контроль. В ходе изучения дисциплины в зависимости от уровня и формы образовательной программы осуществляются различные виды проверки знаний и умений обучающихся.
На практических занятиях ведется проработка и обсуждение учебного материала в разных формах, выявляются индивидуальные способности. Этот вид работы формирует навыки исследовательской деятельности. Групповая работа позволяет проверить умение работать в коллективе. Система докладов и «круглых столов» помогает овладеть навыками документального изложения мыслей, ведения научной дискуссии.
Текущий контроль также осуществляется посредством тестирования, проводимого в рамках коллоквиумов. Доклады, письменные работы, коллоквиумы являются обязательными для всех студентов. Текущий контроль включает и учет посещаемости занятий.
Указанные подходы к осуществлению текущего контроля позволяют в полном объеме решить поставленные задачи.
Итоговый контроль. Для студентов очной и заочной формы обучения итоговый контроль предполагает зачет по предмету «Безопасность жизнедеятельности», который проводится в форме устного опроса по предложенным вопросам с учетом результатов семинарских, практических занятий, а также подготовленных докладов и выполненных домашних контрольных работ.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в курс. Понятие, основные элементы и ключевые компетенции БЖД
Причины, обусловившие создание образовательной области БЖД. Безопасность жизнедеятельности как наука, предмет ее изучения, цели и задачи. Понятийно-категориальный аппарат, основные положения и ключевые компетенции учебной дисциплины БЖД.