Ноу впо московский областной институт управления и права
НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра: гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин
РЕФЕРАТ
поФизической культуре
«Внутренние угрозы экологической безопасности современной России и меры по их нейтрализации»
Выполнила: студентка гр. 4 ИЗМ Низова Д. П. |
Преподаватель: Профессор Непочатов В.К. |
Ивантеевка 2017
Оглавление
Введение. 3
Экологическая безопасность. 8
Состояние природной среды.. 8
Качество вод. 9
Качество почв. 10
Радиационное воздействие. 12
Сохранение биоресурсов страны. 13
Хранение и утилизация отходов. 14
Хранение и утилизация энергетических устройств. 16
Хранение и утилизация ракетного топлива. 17
Хранение и утилизация химического оружия. 19
Устойчивое развитие России. 20
Вывод. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Введение
Под угрозой экологической безопасности должны пониматься виды хозяйственной или иной деятельности, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и представляющие опасность для жизни и здоровья людей вследствие возможных или наступивших нарушений нормативов качества окружающей среды. Имеются как внутренние, так и внешние угрозы.
Каковы же внутренние угрозы экологической безопасности современной России?
Прежде всего, внутренней угрозой является крайняя изношенность технологического оборудования большинства промышленных предприятий, которая составляет 70–80 процентов. Именно по этой причине наблюдается резкий рост аварийных ситуаций на промышленных предприятиях, а в дальнейшем это приводит к загрязнению окружающей среды, травмам, гибели населения.
Преобладание в секторе экономики экологически «грязных» производств, концентрация промышленных объектов в крупных городах и промышленных центрах, растущее количество автотранспортных средств, низкий уровень технической оснащённости предприятий, постоянное увеличение площадей для размещения отходов производства и потребления создают условия для эскалации негативного воздействия на окружающую среду и, как следствие, снижения продолжительности жизни, ухудшения здоровья населения.
В.А. Медведев на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года подчеркнул, что надо стимулировать создание в российской экономике целого сектора чистых технологий. И один из путей – это ужесточение санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду. Пока позитивная тенденция к сокращению наблюдается только по сбросам загрязнённых сточных вод. Эта тенденция образовалась, может быть, лет 5–7 назад. Их объём уменьшился примерно на 40 процентов против тех показателей, которые были в начале 90-х годов. Однако не отвечают санитарным правилам и нормам порядка 40 процентов поверхностных и 17 процентов подземных источников питьевого водоснабжения. При этом увеличиваются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, растут объёмы отходов и площади нарушенных этими проблемами земель. Главные виновники здесь – так называемые грязные предприятия и автотранспорт. Самое высокое загрязнение атмосферного воздуха от промышленных предприятий зарегистрировано в Норильске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новокузнецке, Череповце, а от автотранспорта – в главных мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре.
Люди в загрязнённых регионах ждут, что условия их работы будут соответствовать экологическим нормам, хотя бы постепенно приближаться к ним, а жизнь городов и поселков – развиваться в чистой среде. Однако руководство предприятий весьма спокойно идёт на нарушение экологического законодательства, что подтверждается ростом подобных нарушений, которые ежегодно выявляются прокуратурой: их число выросло с 2000 по 2006 год в 3,5 раза. Да и бояться таким руководителям, впрочем, нечего, ведь штраф за экологические нарушения зачастую в десятки, а то и в сотни раз меньше стоимости так называемых платежей за согласование экологических требований, а эти платежи сами превратились в способ кормления довольно значительной части федерального и регионального чиновничества. «Считаю, отметил В.А. Медведев, что нужно серьёзно пересмотреть отношение государства к таким «грязным производствам» – они не только затратны и ресурсоёмки, но и крайне опасны для людей. А в перспективе, имею в виду экономические последствия, они ещё и абсолютно неконкурентоспособны».
Следующей угрозой является инертность внедрения передовых природоохранных технологий и безотходных производств. Почему инертность? Для того чтобы быстро внедрить безотходные производства и природоохранные технологии, конечно, нужны дополнительные затраты. Многие предприятия и компании, которые занимаются производством, выделяют недостаточно средств на природоохранные технологии и безотходные производства. Правда, есть отдельные компании, которые можно привести в пример. Так, нефтяная компания «Лукойл» достаточно большой процент от прибыли отчисляет именно на природоохранные мероприятия и вопросы обеспечения экологической безопасности. Но, к сожалению, таких компаний и организаций очень мало. Хотя у нас есть очень мощный механизм – экологическая экспертиза, которая, естественно, требует внедрения новых технологий и безотходных производств.
Устарела практика выдачи предприятиям так называемых индивидуальных временных разрешений на сбросы и выбросы – экологические требования должны основываться не на частных индивидуальных договорённостях, а на технологических нормативах, и устанавливаться эти нормативы должны по понятным процедурам.
Что касается небольших предприятий, к примеру, в сельском хозяйстве, порядок выдачи разрешений в этих случаях иногда можно и упростить, ввести практику декларирования соблюдения экологических требований и контролировать их через систему экологического аудита. Разумеется, нужно выработать такую систему экологических платежей, которая стимулировала бы предприятия к модернизации основных фондов и использованию ресурсо- и энергосберегающих технологий. Бизнес должен быть финансово мотивирован на внедрение таких технологий.
К тому же инновационные технологии в области экологии - это не дополнительные затраты, но еще и самостоятельный и очень перспективный рынок. И России, подчеркнул на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года Д.А. Медведев, неплохо бы на нем закрепиться. «Экологические новации - это один из высокоприбыльных и бурно растущих секторов мировой экономики, который к тому же позволяет экономить значительные средства», - заметил он. В мире это уже давно поняли и охотно вкладывают в отрасль значительные средства. Так, в 2006 году только в технологии возобновляемой энергии было инвестировано более 50 миллиардов долларов. А по итогам 2007 года ожидается 70 миллиардов.
Еще одна угроза экологической безопасности коренится в низкой плате, по сравнению с мировым опытом, за использование природных ресурсов. Отсюда и нерациональное использование природных ресурсов со всеми вытекающими последствиями, крайне низкий процент полезного использования природных ресурсов. По подсчетам специалистов, 80 процентов добываемых природных ресурсов практически становятся отходами.
Угрозу экологической безопасности также представляет неэффективное, экологически неоправданное использование территории. Как отмечает вице-президент Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка В.В.Куценко, нарушенные территории составляют 9 млн. кв. км, это по 6,2 гектара на одного жителя России, что на порядок больше, чем в европейских странах с населением, равным российскому. Треть территорий России (центр и юг Европейской части, Средний и Южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье), где проживает более шестидесяти процентов населения страны, являет собой фактически картину экологического бедствия. Процесс может стать необратимым, если пустить на самотек эти негативные тенденции.
В настоящее время в реализацию крупных инвестиционных проектов вовлечены большие по протяжённости территории России, ранее относящиеся к так называемой дикой природе. В их числе строительство газопровода «Северный поток», нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», такие программы, как освоение шельфовой зоны Баренцева, Карского, Охотского морей, развитие Приполярного Урала. В.В. Путин на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года потребовал, чтобы в этих районах негативные последствия интенсивной хозяйственной деятельности были минимизированы. При этом надо восстанавливать окружающую среду, загрязнённую в результате прошлой хозяйственной деятельности и аварий. Её последствия ещё отмечаются в Красноярском крае, в Брянской, Челябинской, Свердловской, целом ряде других областей.
Россия занимает особое место в глобальных экологических процессах и является главной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на планете. Больше половины ее территорий, еще не тронутых хозяйственной деятельностью (Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья страны), представляет собой чрезвычайную ценность не только для России, но и для всего человечества. Животный и растительный мир этих территорий является одним из особо значимых оставшихся на Земле природных ресурсов, поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами – сдерживающий фактор глобального экологического кризиса. Поэтому стратегически важно сохранение этих регионов, обеспечивающих благоприятные условия жизнедеятельности современным и будущим поколениям людей. Потеря этих ресурсов означает для России неуклонное возрастание угрозы ее национальным интересам и безопасности граждан.
Экологическую угрозу представляют отходы производства и потребления, объем которых неуклонно растет, намного превышая имеющиеся в стране возможности их переработки и обезвреживания. Всего на территории России накоплено более 80 млрд. тонн твердых отходов, причем количество токсичных отходов достигает 2 млрд. тонн. Из них под контролем в принадлежащихпредприятиям хранилищах, накопителях, складах, могильниках, полигонах, свалках и других подобных объектах находится около 1400 млн. тонн отходов. При этом более 15% учтенных объектов для хранения (захоронения) отходов не соответствует действующим нормативам (по данным МЧС России, в стране ежегодно происходит до 2000 серьезных чрезвычайных ситуаций. Федеральный целевой резерв на цели ликвидации чрезвычайных ситуаций, к примеру, в 1994 г. был исчерпан уже к августу, в 1995 г. – в июле, в 2001 г. – весь ушел на г. Ленск. Около двух третей аварий имеют техногенное происхождение: из них более половины связаны со сбросом нефти и нефтепродуктов, до одной трети – с авариями на железнодорожном транспорте, пятая часть – на магистральных трубопроводах. Кроме того, интенсивная откачка нефти и газа может провоцировать землетрясения, как это было в Газли и Узбекистане (1976 и 1984 гг.), в Нефтеюганске (1978 г.). Прогнозируется, что негативное воздействие техногенных аварий на окружающую среду и население страны в ближайшие годы будет расти и увеличит ежегодные затраты на ликвидацию их последствий с 1–2% внутреннего валового продукта (ВВП) в 1993 г. до 4–5% и более к 2010 г.).
По данным опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в конце 2006 года, 57% наших сограждан считают экологическую обстановку в месте своего проживания неблагополучной, при этом 38% считают, что в ближайшие годы экологическая ситуация только ухудшится. Самую большую опасность для окружающей среды представляют промышленные предприятия (на эту угрозу указывает 41% респондентов); транспортировка и захоронение радиоактивных отходов (36%); атомные электростанции (31%); бытовые отходы, мусор, свалки (31%); вырубка лесов (30%); транспорт (28%).
Некоторые экологи-эксперты считают угрозой низкую эффективность предпринимаемых в настоящее и предполагаемых в ближайшее время природоохранных мер, неспособность соответствующих структур изменить глобальные тенденции экологического кризиса. Это касается не только Российской Федерации, но и других стран. Рост числа стихийных бедствий и техногенных катастроф как угроза экологической безопасности составляет ежегодно 5–7 процентов, а ущерб 5–10 процентов, число жертв увеличивается ежегодно на 6–12 процентов. Это, вообще-то, угрожающая тенденция.
Экологическая безопасность
Состояние природной среды
Напряженность экологической обстановки в Российской Федерации в 2001 году почти не снизилась, несмотря на то, что в целом по стране несколько сократился выброс вредных веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.
В ряде регионов антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы, сложилась критическая ситуация, при которой возникают значительные изменения ландшафтов, происходит истощение и утрата природных ресурсов, резко ухудшаются условия проживания населения.
К числу таких регионов относятся крупнейшие городские агломерации – Московская и Санкт-Петербургская, промышленные центры Центральной России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Юга Сибири и Дальнего Востока, Среднее Поволжье, Северный Прикаспий, Средний и Южный Урал, Кузбасс. Они также оказывают заметное негативное влияние на экологическое состояние соседних регионов.
Качество вод
Анализ качества поверхностных вод на территории Российской Федерации показал, что в основном они загрязняются нефтепродуктами, фенолами, легкоокисляемыми органическими соединениями, соединениями тяжелых металлов, азота, а также специфическими загрязняющими веществами – лигнином, ксантогенатами, формальдегидом и др., которые поступают со сточными водами предприятий промышленности, сельского и коммунального хозяйства, а также с поверхностным стоком с водосборов и с городской дорожной сети.
В 2001 году, как и в предыдущие годы, из-за нестабильной работы большинства предприятий, их тяжелого финансового положения, а также неудовлетворительного бюджетного финансирования выполнение водоохранных мероприятий в стране осуществляется низкими темпами.
Наибольшую экологическую опасность представляет загрязнение подземных вод на водозаборах хозяйственно-питьевого водоснабжения, которое отмечено примерно на 500 водозаборах. Основная их часть находится в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Свердловской областях, в Хабаровском крае, Республике Коми и Удмуртской Республике. По экспертным оценкам, суммарный расход загрязненных вод и вод низкого качества на водозаборах составляет 5–6% от общего объема подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Особое внимание необходимо обратить на загрязнение морской среды (в первую очередь Каспийского моря), которое является основным фактором, угрожающим сохранению биологического разнообразия и разрушающим среду обитания водных биоресурсов в Каспийском бассейне, о чем говорит резкое снижение запасов осетровых рыб.
Индикатором состояния экосистемы Северного Каспия явилась зафиксированная весной 2000 года массовая гибель молодых особей каспийского тюленя. По мнению специалистов, это связанно со снижением иммунитета под комплексным воздействием загрязнения морской среды.
Мероприятия по снижению загрязнения вод должны быть направлены на сокращение сброса загрязненных сточных вод, в первую очередь в водоемы первой категории, используемые для питьевого водоснабжения, внедрение современных безопасных технологий в производство, включая технологию «нулевого сброса» при хозяйственном освоении шельфа Российской Федерации, а также создание и усиление действующих систем мониторинга состояния вод.
Необходимо также обеспечить соблюдение природоохранительного законодательства, технологических и экологических требований при осуществлении хозяйственной деятельности.
Качество почв
Анализ экологического состояния земель Российской Федерации показывает резкое нарастание темпов деградации и загрязнения почв, которое в ряде регионов уже в ближайшие годы может стать необратимым.
Наибольший ущерб почвам наносит ветровая и водная эрозия, загрязнение выбросами промышленных предприятий (площадь территорий, загрязненных такими выбросами, составляет более 62 млн. га) и автотранспорта, отходами производства и потребления, а также необоснованный отвод земельных участков под виды использования, предполагающие разрушение или уничтожение почв.
Уникальные черноземы, являющиеся национальным достоянием, находятся на грани исчезновения. В настоящее время в районах интенсивного хозяйственного освоения практически не осталось значительных по площади участков черноземов, сохранивших свое природное плодородие, эталонный образец которых хранится в международной палате мер и весов (Париж).
Охрана почв должна стать государственной задачей. Необходимо совершенствование государственного управления и экономического регулирования деятельности в области охраны почв.
В связи с этим в первую очередь надо подготовить и принять федеральный закон «Об охране почв» – базовый законодательный акт, который должен быть направлен на утверждение правового статуса почв как особого природного объекта, определяющего устойчивость биосферы.
Огромные территории страны – около 100 млн. га в пределах 35 субъектов Российской Федерации – занимают районы, подверженные опустыниванию и засухам или потенциально опасны в этом отношении.
Проблема опустынивания и засух в России включает многочисленные аспекты: экологические, экономические, социальные, демографические и медико-санитарные. В отличие от широко распространенного мнения, процессы опустынивания, ранее рассматривавшиеся как узкорегиональные в связи с деградацией пастбищ, сейчас – основная причина потери огромных площадей продуктивных земель юга России и формирования районов экологического бедствия с необратимой деградацией и заброшенностью земель. Необходимо срочно приступить к формированию Государственной программы по борьбе с опустыниванием в Российской Федерации. В эту Программу целесообразно включить мероприятия, предусмотренные уже принятыми федеральными программами и целевыми программами развития территорий, а также ряд необходимых мероприятий, в них не включенных. Целью Программы должна стать координация системы мер, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий опустынивания в Российской Федерации.
Радиационное воздействие
В 2001 году в среднем на территории России концентрация радиоактивных веществ в приземном слое атмосферы, по сравнению с предыдущими годами, практически не изменились, однако потенциальная опасность радиационного загрязнения и радиационных аварий сохраняется.
За пределами территорий, загрязненных в результате чернобыльской и кыштымской катастроф, средние концентрации в воздухе таких радионуклидов, как цезий-137 и стронций-90, практически вышли на доаварийные уровни.
Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения в 2001 году на местности, кроме загрязненных в результате чернобыльской и кыштымской аварий районов, практически везде соответствует радиационному фону.
Крупные радиационные аварии прошлого – ярчайшие примеры нарушения устойчивого состояния природы и резких отклонений в социально-экономическом развитии (кыштымская (1957 г.) и чернобыльская (1986 г.). В целом период холодной войны и гонки ядерных вооружений оставил России тяжелейшее наследие в виде загрязненных радионуклидами природных сред, потенциально опасных предприятий атомной промышленности, плачевные результаты более чем 30-летней эксплуатации атомного подводного флота.
Реабилитация загрязненных радионуклидами природных сред требует десятилетий напряженной работы и капиталовложений, сопоставимых с теми, которые понадобились для создания современного арсенала ядерного вооружения. Одновременно следует отдавать себе отчет, что ядерное оружие не может быть мгновенно уничтожено, предприятия ядерного топливного цикла остановлены и демонтированы, а ядерная энергетика заменена солнечной или новыми формами энергетики. Поэтому в настоящее время необходимо обеспечить экологически безопасное функционирование всех тех отраслей, в которых применяется атомная энергия и радиоактивные изотопы.
Устойчивое развитие России
К наибольшим угрозам устойчивого развития России можно отнести постоянное снижение качества окружающей природной среды и связанное с этим ухудшение здоровья населения, сокращение средней продолжительности жизни. Процесс деградации окружающей среды и, как следствие, ухудшающееся здоровье людей выражены в России отчетливее, чем в других странах.
Цена современного экологического неблагополучия России – ежегодная преждевременная смерть сотен тысяч граждан, заболевания раком и астмой, врожденные уродства, замедленное умственное развитие и другие заболевания. По демографическим показателям Россия подошла к опасной черте, за которой следует вымирание населения и распад государства.
Необходимо жестко следовать основным положениям Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г.
В устойчивом развитии, прежде всего, должны быть заинтересованы регионы с развитой промышленностью и экономикой, и как следствие, неблагоприятной экологической ситуацией. В связи с этим целесообразно в приоритетном порядке разработать стратегии и программы устойчивого развития для нескольких наиболее экономически развитых регионов.
Большое значение для реализации этих задач имеет разработанная ведущими учеными и специалистами, при общей координации МПР России, утвержденная Правительством РФ, Экологическая доктрина, основные положения которой должны лечь в основу экологической политики Российской Федерации.
Развитие законодательства об экологической безопасности*
Обеспечение экологической безопасности осуществляется посредством принятия нормативных правовых актов, регулирующих природоохранные общественные отношения. Для определения направлений дальнейшего развития законодательства об экологической безопасности необходимо кратко проинвентаризировать его состояние, проанализировать соотношение «этажей» этого законодательства, обратив внимание на наиболее актуальные проблемы, включая имущественные отношения в этой области.
Экологическая безопасность – феномен не национального, а международного масштаба, следовательно, экологическое законодательство Российской Федерации должно исходить, прежде всего, из роли России в международном сообществе, из состояния окружающей среды на ее территории. Это главный, согласно ст. 15 Конституции РФ, «этаж» российского законодательства.
В сфере экологической безопасности велико и все продолжает возрастать значение международных договоров и соглашений, участницей многих из которых является Россия. Она должна отвечать перед международным сообществом за выполнение на всей ее территории взятых на себя природоохранных обязательств, в том числе перешедших к ней от СССР. Российская Федерация регулирует свои экологические отношения со всеми сопредельными государствами, прежде всего со странами – участницами СНГ.
Так происходит и в других федеративных государствах. ФРГ, например, отвечая перед многочисленными европейскими соседями и ЕС за загрязнения, причиненные им ее землями, усиливает законодательное регулирование охраны окружающей среды на федеральном уровне и наращивает централизованное экологическое управление.
Имплементация международных, включая европейские, экологических норм и стандартов в российское законодательство осуществляется постоянно и с трудом ввиду новизны проблем, отсталости технической оснащенности народного хозяйства и невозможности исполнения значительной части природоохранных предписаний, чему служит их декларативность и некая размытость.
Государственный экологический надзор и контроль рассредоточиваются не только по нескольким федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, не только совмещаются с функциями хозяйственного использования природных ресурсов и управлением ими, но и передаются постепенно и целенаправленно исполнительным органам субъектов Федерации и органам местного самоуправления.
С другой стороны, природный фактор жизнедеятельности человека носит конкретный региональный, бассейновый, местный характер, привязан к соответствующей территории проживания и трудовой деятельности народов. Это обусловливает необходимость учета местных природных обстоятельств при регулировании водных, лесных, горных, фаунистических, земельных и иных природоресурсных отношений. Осуществление экологического контроля и надзора на региональном и местном уровнях способствует вовлечению в них населения, приближению к гражданам, конкретизации целей и методов.
Обсуждение и решение вопросов соотношения федерального и регионального законодательства в экологической сфере весьма актуально ввиду обострения природоохранных проблем, современного реформирования Федерации, вхождения России в мировое сообщество. Основные профессиональные научные работы об экологическом законодательстве, как правило, не обходят этой темы. Однако каждый год не только актуализирует проблему, но и привносит в нее и ее решение новые факторы и обстоятельства.
Статья 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации, определение статуса и защиту территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, метеорологическую службу. По указанным направлениям (ключевым и поэтому отнесенным к ведению РФ) и сферам природопользования приняты соответствующие федеральные законы и иные федеральные нормативные правовые акты.
Немаловажное значение и актуальность в настоящее время приобретают и такие полномочия России, напрямую и на первый взгляд не связанные с экологией, как регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральная государственная собственность и управление ею, гражданское законодательство. Это обусловлено провозглашением в ст. 42 Конституции РФ прав каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением31.
Актами Верховного Совета РСФСР 1991 г., указами Президента РФ 1993 г., Водным (1995 г.), Лесным (1997 г.), Земельным (2001 г.) кодексами РФ и федеральными законами намечены направления разграничения собственности на природные ресурсы на собственность государственную (Федерации и субъектов Федерации), муниципальную и частную.
В настоящее время организуется деятельность комиссий для реализации Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г., которым положено начало фактического размежевания земель в пределах Российской Федерации32.
Включение земельных участков, водных объектов, древесно-кустарниковой растительности, объектов животного мира, добытых полезных ископаемых в гражданский оборот, согласно ст. 129 ГК РФ («в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах»), повышает ответственность не только собственников за экологическое состояние своего имущества, но и Федерации за рынок природных объектов, за единое экономическое пространство в этой области и его законодательное регулирование, обеспечение конкуренции, свободы экономической деятельности и цивилизованное развитие экологических систем без присущих порой этим процессам крайностей с учетом накопленного за десятилетия положительного опыта.
Статья 72 Конституции РФ включает в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов природопользование; охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Обращает на себя внимание отсутствие в Основном законе страны упоминания о животном мире и атмосферном воздухе: федеральные законы об их охране приняты соответственно в 1995 и 1999 гг.
По всем указанным вопросам совместного ведения приняты соответствующие федеральные законы. Последним вступил в действие 12 января 2002 г. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», которым определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов в целях обеспечения экологической безопасности. Это – важнейший «этаж» федерального законодательства об экологической безопасности.
Субъекты Федерации в области охраны окружающей среды активно используют свои полномочия в соответствии со ст. 73 и 76 Конституции РФ.
Во-первых, это опережающее правотворчество по вопросам совместного ведения, не урегулированным в федеральном законодательстве. Первая половина 90-х годов была периодом разработки и принятия в субъектах Федерации законов об экологической экспертизе из-за отсутствия аналогичного федерального закона.
Ряд положений этих региональных актов получил свое подтверждение и развитие с учетом опыта в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. После его принятия субъекты Федерации вынуждены были приводить свои законы в соответствие с ним, но ряд положений, не противоречащих Федеральному закону, продолжает действовать и заслуживает внимания, например предписания Закона Республики Коми об организации и гласности государственной и общественной экологической экспертизы.
Во второй половине 90-х годов в период действия устаревшего земельного законодательства получили распространение региональные законы о земле, в которых отражались современные правовые формы охраны земель от загрязнения, засоления и иных негативных процессов, гражданско-правовые начала обращения с земельными участками, судебная защита земельных прав, правила осуществления земельных сервитутов, иные средства обеспечения стабильности землевладения. Принятие в 2001 г. Земельного кодекса РФ и, соответственно, вступление в силу гл. 17 ГК РФ позволили прекратить действие этих региональных законов о земле в соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ.
В ряде субъектов Федерации разработаны и приняты нормативные правовые акты по вопросам, по которым ведется законопроектная работа в Государственной Думе, – об экологическом страховании, о государственной политике в области экологического воспитания и образования, об экологическом аудите, об экологическом предпринимательстве, о зеленом фонде городов.
В Республике Саха (Якутия) до принятия в 2001 г. КоАП РФ действовал Закон об административной ответственности за экологические правонарушения. В ряде субъектов Федерации разрабатывались, принимались и действовали нормативные требования к составу выхлопных газов автомобилей в городах и иных населенных пунктах.
Во-вторых, правотворчество субъектов Федерации осуществляется в соответствии с их компетенцией, а принимаемые ими законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным законам. Так, на основании Федерального закона «О недрах» большинство субъектов Федерации урегулировали добычу, охрану и использование общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, торфа, щебня.
Во всех субъектах Федерации на основании типового положения 80-х годов и в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. разработаны и приняты региональные правила охоты, а в соответствии с Водным кодексом РФ 1995 г. – правила пользования маломерными судами и их учета. В них фиксировались природоохранные требования как общего характера, так и, в значительной мере исходя из предметов регулирования, местной специфики.
Активно ведется правотворчество субъектов Федерации по организации и обустройству парков, заказников, памятников природы регионального и местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г., предусматривающим возможности и порядок их создания и функционирования на федеральном, региональном и местном уровнях за счет федерального, регионального и местного бюджетов.
Третью группу природоохранных актов субъектов Федерации составляют акты, принимаемые в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ. Обширное поле деятельности представляет конкретизация и размежевание экологической компетенции региональных и муниципальных органов, создания и функционирования комитетов природных ресурсов, организации экологической экспертизы, контроля поднадзорных объектов, заключения соглашений.
Значительную долю этой категории актов, направленных на реализацию всей полноты государственной власти субъектов Федерации составляют акты аграрного законодательства, вообще не предусмотренного Конституцией РФ, поскольку основными загрязнителями естественной среды являются такие отрасли агропромышленного комплекса, как животноводство, земледелие, а также химизация сельского хозяйства, которые требуют принятия природоохранных мер.
В Санкт-Петербурге, Москве и ряде других мегаполисов приняты законы о защите зеленых насаждений. Разрабатываются законы субъектов Федерации о растительном мире, не являющимся лесом. Полномочия субъектов Федерации вне пределов ведения, предусмотренного в ст. 71 и 72 Конституции РФ, составляют значительный массив в области охраны окружающей среды и природопользования и используются до настоящего времени неполно.
Думается, принятие субъектами Федерации нормативных правовых актов по экологическим вопросам должно обусловливаться не столько желанием обозначить свою суверенность, как это случилось с Экологическим кодексом Башкортостана, дублирующим Федеральный закон, сколько необходимостью урегулировать нерешенные экологические неперсонифицированные проблемы, имеющие общий характер, не исчерпывающиеся исполнением.
Большего распространения заслуживает практика принятия подзаконных актов, локальных актов, направленных на обеспечение неукоснительного и обязательного исполнения законодательных предписаний. Вместе с тем надо понять, что не все возникающие в обществе экологические конфликты можно решать с помощью правовых предписаний; многие эксцессы следует пытаться ограничивать на уровне применения моральных норм, обычаев, учитывающих требования добросовестности, разумности, справедливости, исторические, местные традиции. Иначе в нынешних условиях можно или поощрить коррупцию, или скатиться к полицейскому государству.
Попытки размежевания законодательной компетенции в области охраны окружающей среды между Федерацией и ее субъектами предпринимаются во всех без исключения природоохранных и природоресурсных федеральных законах. Нередко, однако, экологические функции Федерации и ее субъектов отображаются одними и теми же понятиями, терминами и словами, по-видимому, в надежде на последующую практику и исправление положения соглашениями и договорами (между исполнительными органами власти Федерации и ее субъектов), которые, как правило, положение не исправляли и лишь усугубляли безответственность и неуправляемость.
Распространено это было в 90-е годы при принятии всех природоресурсных федеральных законов под влиянием эйфории конца административной системы и расцвета д