Информационное обеспечение населения о состоянии обращения с опасными отходами.
РЕФЕРАТ
"Информационное обеспечение населения о состоянии обращения с опасными отходами. Экологическое воспитание населения. Работа со средствами массовой информации. Профессиональная подготовка руководителей и специалистов на право работы с опасными отходами"
Выполнил: студент 5 курса группы ФБ 1-12
Астафьев В.С.
Руководитель:
Ульяновск,
Год
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Информационное обеспечение населения о состоянии обращения
с опасными отходами.............................................................................................4
2. Экологическое воспитание населения..............................................................8
3. Работа со средствами массовой информации.................................................13
4. Профессиональная подготовка руководителей и специалистов на право работы с опасными отходами...............................................................................16
Выводы...................................................................................................................20
Список литературы...............................................................................................21
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек это всего лишь часть природы. Это означает, что экологонравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологонравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Обеспечение экологической безопасности России требует повышения уровня профессиональной подготовки лиц, принимающих решения в области экологического управления, занимающихся решением природоохранных задач и вопросов рационального природопользования на предприятиях различного профиля, различной юридической принадлежности, индивидуальных предпринимателей.
Одним из важных и актуальных вопросов реализации государственной политики является решение вопросов безопасного обращения с отходами, создание Систем управления отходами, формирование банков данных безотходных, малоотходных технологий, технологий по использованию отходов как ценного комплексного вторичного сырья.
Возросла ответственность и цена принимаемых решений в области обращения с отходами. Введен в действие Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления" (N 89-ФЗ от 24.06.98 г), постановлением правительства РФ № 255 от 28 марта 2012 г утверждено "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - V классов опасности", которыми предусматривается проведение профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами индивидуальных предпринимателей и работников юридических лиц (предприятий и организаций различного профиля). Возросли требования к документации, обосновывающей получение лицензии, ее составу, содержанию, назначению, что требует определенных знаний и подготовки у лиц, ее разрабатывающих.
Выводы
Эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Обеспечение экологической безопасности России требует повышения уровня профессиональной подготовки лиц, принимающих решения в области экологического управления, занимающихся решением природоохранных задач и вопросов рационального природопользования на предприятиях различного профиля, различной юридической принадлежности, индивидуальных предпринимателей.
Сейчас, когда опасность деградации окружающей среды превращается в проблему номер один для человечества, возрастает значение средств массовой информации. Значительная часть ущерба, который наносится природе, можно отнести к низкой экологической культуре и слабой осведомленности. Успех журналисткой деятельности во многом определяется профессионализмом и уровнем нравственности. Средства массовой информации несут огромную ответственность за отражение не только конфликтов с природой, но и сложности их решения. Именно они призваны показывать пути выхода из критических ситуаций.
Согласно Закону «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие экологически значимых решений, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Персонал и руководящие работники предприятий, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также предприятий, обеспечивающих сбор отходов и эксплуатацию полигонов, должны получить соответствующую подготовку, необходимую для решения задач экологической безопасности, технической эффективности и экономической целесообразности.
Список литературы
1. Большаков, В.Н. Экология / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. / Под. ред. Г.В. Тягумова, Ю.Г. Ярошенко. – М.: Логос, 2005. – 504 с..
2. Бродский, А.К. Общая экология / А.К.Бродский. – М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
3. Вернадский, В.И. Биосфера /В.И.Вернадский. – М.: Мысль, 1967. – 423 с.
4. Горохов, В.Л. Экология: Учебное пособие /В.Л.Горохов, Л.М.Кузнецов, А.Ю.Шмыков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. – 688с.
5. Гредел, Т.Е. Промышленная экология / Т.Е.Гредел, Б.Р.Алленби /Пер.с англ. Под ред. Э.В. Гирусова (Серия «Зарубежный учебник»). – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2004.
6. Ерофеев, Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических заведений / Б.В.Ерофеев. – М.:ОООПрофобразование, 2008. – 508с.
7. Женихов, Ю.Н. Обращение с опасными отходами: Учеб. пос. / Ю.Н. Женихов, В.Н. Иванов. – Тверь: ТГТУ, 2004. – 224с.
8. Иванов, Н.И. Инженерная экология и экологический менеджмент /Н.И.Иванов, И.М. Фадин. – М.: Изд. Логос, 2003 – 528с.
9. Карабасов, Ю.С. Экология и управление: термины и определения / Ю.С. Карабасов, В.М. Чижикова, М.Б. Плущевский. – М.: МИСИС, 2001. – С. 194.
10. Константинов, В.М. Охрана природы /В.М.Константинов. – М.:Изд.Академия, 2003. – 240с.
11. Коробкин, В.И. Экология / В.И.Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602 с.
12. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб.пособие /В.И.Коробкин, Л.В.Передельский. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 378с.
13. Лукьянчиков, Н.Н. Природная рента и охрана окружающей среды: Учебник / Н.Н.Лукьянчиков. – М.: Из-во ЮНИТИ, 2004. – 176с.
14. Мазуркин, П.М. Статистическая экология: Учеб.пос. / П.М. Мазуркин. – ЙошкарОла: МарГУ, 2004. – 308с.
15. Мамин, Р.Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб.пос. /Р.Г.Мамин. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2003. –238с.
16. Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде / Т.Миллер. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1996. – Т.3. – 400с.
17. Николайкин, Н. И. Экология / Н.И.Николайкин, Н. Е.Николайкина, О.П.Мелехова. – М.: Изд-во МГУИЭ, 2005. — 504 с.
18. Протасов, В.Ф. Экология: термины и понятия, стандарты, сертификация, нормативы. – М.: Финансы и статистика, 2005. –667с.
19. Ферару, Г.С. Экологический менеджмент: Учеб. пос./ Г.С. Ферару. – Архангельск: Юпитер, 2004. – 184с.
20. Хомич, В.А. Экология городской среды / В.А. Хомич. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. – 204 с.
21. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб.пос/Ю.Л. Хотунцев. – М.:Академия, 2004. – 480 с.
22. Экология и экологическое законодательство: Учеб.пос./Майоров Е.И., Бутузов А.Ю. – М.: Изд. ЮНИТИ, 2—3. – 262с.
РЕФЕРАТ
"Информационное обеспечение населения о состоянии обращения с опасными отходами. Экологическое воспитание населения. Работа со средствами массовой информации. Профессиональная подготовка руководителей и специалистов на право работы с опасными отходами"
Выполнил: студент 5 курса группы ФБ 1-12
Астафьев В.С.
Руководитель:
Ульяновск,
Год
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Информационное обеспечение населения о состоянии обращения
с опасными отходами.............................................................................................4
2. Экологическое воспитание населения..............................................................8
3. Работа со средствами массовой информации.................................................13
4. Профессиональная подготовка руководителей и специалистов на право работы с опасными отходами...............................................................................16
Выводы...................................................................................................................20
Список литературы...............................................................................................21
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек это всего лишь часть природы. Это означает, что экологонравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологонравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Обеспечение экологической безопасности России требует повышения уровня профессиональной подготовки лиц, принимающих решения в области экологического управления, занимающихся решением природоохранных задач и вопросов рационального природопользования на предприятиях различного профиля, различной юридической принадлежности, индивидуальных предпринимателей.
Одним из важных и актуальных вопросов реализации государственной политики является решение вопросов безопасного обращения с отходами, создание Систем управления отходами, формирование банков данных безотходных, малоотходных технологий, технологий по использованию отходов как ценного комплексного вторичного сырья.
Возросла ответственность и цена принимаемых решений в области обращения с отходами. Введен в действие Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления" (N 89-ФЗ от 24.06.98 г), постановлением правительства РФ № 255 от 28 марта 2012 г утверждено "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - V классов опасности", которыми предусматривается проведение профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами индивидуальных предпринимателей и работников юридических лиц (предприятий и организаций различного профиля). Возросли требования к документации, обосновывающей получение лицензии, ее составу, содержанию, назначению, что требует определенных знаний и подготовки у лиц, ее разрабатывающих.
Информационное обеспечение населения о состоянии обращения с опасными отходами.
Современный этап развития общества определяет острую необходимость формирования экологического типа мышления, экологизации всех сфер человеческой деятельности. Как показывает российский и зарубежный опыт, реализация комплекса мер, направленных на усовершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, невозможна без участия как руководителей производства, ученых и специалистов, так и жителей.
В «Повестке дня на XXI век» – программном плане действий, принятом Организацией Объединенных Наций с целью устойчивого развития в XXI веке – отмечено, что одним из обязательных условий для достижения устойчивого развития является обеспечение участия широких слоев населения в процессе принятия решений. Это означает, что отдельные лица, группы и организации должны участвовать в процессе оценки воздействия на окружающую среду и быть информированы о экологически значимых решениях, а также участвовать в их принятии. Население должно иметь доступ к информации, относящейся к окружающей среде и развитию, включая информацию о продукции и видах деятельности, которые фактически оказывают или могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду, а также информацию о мерах по охране окружающей среды.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» говорится о том, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов; а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации туризма.
Развитие системы экологического образования на территориях субъектов РФ относится к полномочиям органов государственной власти в области охраны окружающей среды.
С целью внедрения передового опыта и новых технологий в области обращения с отходами и развития переработки вторичного сырья необходимо регулярно организовывать и проводить конференции, «круглые столы», выставки соответствующей тематики.
Для эффективного решения проблемы отходов необходимо, чтобы население осознавало тот факт, что безответственное отношение к отходам производства и потребления наносит значительный ущерб окружающей среде и приводит к серьезным рискам санитарно-гигиенического характера. Необходимо развитие непрерывного экологического образования, ориентированного на развитие навыков рационального природопользования, внедрение передовых методов обращения с отходами.
Без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения невозможно организовать раздельный сбор отходов. Нужно довести до каждого жителя информацию о том, какие экологические и экономические результаты дает раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнеры, чем отличаются контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов и т. д.).
Для обучения населения грамотному обращению с отходами целесообразно создание научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов. Осознание жителями своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении позволяет сделать раздельный сбор бытовых отходов наиболее полным и эффективным.
Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности грамотного решения проблемы обращения с отходами, образующимися в процессе производства, либо идут на поводу сиюминутных экономических интересов и избавляются от отходов наиболее дешевым способом, нарушая требования по обращению с отходами. Для улучшения ситуации помимо жесткого контроля необходимо вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию у них грамотного и ответственного подхода к обращению с отходами.
Одним из решающих факторов снижения негативного воздействия на окружающую среду является профессионализм руководителей и работников предприятий, деятельность которых связана с обращением с отходами. Более 80 % аварий и происшествий, приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, происходит из-за слабой подготовки специалистов различного уровня. Поэтому высокая квалификация руководителей и специалистов является обязательным условием для снижения экологических рисков, связанных с обращением с отходами. Не меньшая ответственность лежит и на лицах, занимающих выборные должности, ответственных административных работниках и аппарате органов местного самоуправления.
Согласно Закону «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие экологически значимых решений, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Персонал и руководящие работники предприятий, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также предприятий, обеспечивающих сбор отходов и эксплуатацию полигонов, должны получить соответствующую подготовку, необходимую для решения задач экологической безопасности, технической эффективности и экономической целесообразности.
Отсутствие банка данных об отходах – пробел, препятствующий функционированию системы подтверждения отнесения отходов к классам опасности для окружающей среды, который влечет за собой значительные затруднения при осуществлении работ по паспортизации опасных отходов, утверждению лимитов на размещение отходов, лицензированию деятельности по обращению с опасными отходами. Решению этой проблемы посвящена настоящая работа, основной целью которой является формирование Банка данных об отходах как составной части государственного кадастра отходов и необходимого элемента системы регулирования экологически безопасного обращения с отходами.
Из Федерального закона «Об охране окружающей среды»
Статья 5. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере
отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится обеспечение населения достоверной
информацией о состоянии окружающей среды;
Статья 6. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статья 5. К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся обеспечение населения информацией в области обращения с отходами.
Из доклада уполномоченного по правам человека в РФ за 2004 год - одной из главных задач движения России по пути к созданию жизнеспособного, демократического государства, живущего в гармонии с обществом и уважаемого им, является строительство демократических институтов, утверждение высоких стандартов нравственности и морали, развитие гражданского общества, в центре которого в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации будет находиться соблюдение
прав и уважение интересов каждой личности. В этих условиях, по мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, необходимо срочное принятие мер, направленных на выплату компенсаций и возмещение ущерба, нанесенного гражданам в результате хозяйственной деятельности,
а также природных и техногенных катастроф. Чрезвычайно важно создать механизм реализации положений экологического законодательства, обеспечить участие общества в принятии соответствующих решений. Для этого, прежде всего, необходимо последовательно реализовывать положения Конституции, предусматривающие беспрепятственный доступ граждан к экологической информации. Следовало бы подумать о целевом направлении на обеспечение экологической безопасности под жестким общественным контролем хотя бы части средств, выделяемых "большой восьмеркой" и другими промышленно развитыми странами на программы сокращения российских запасов оружия массового уничтожения.