Человек и его происхождение

Основы экологии человека (антопоэкологии)

Экология человека (антропоэкология) – это наука о взаимоотношениях человека с окружающим сложным многокомпонентным миром.

Человек может быть объектом экологического исследования как биологический вид. Кроме того, окружающая среда определяет жизнедеятельность человека.

Гиппократ описал жителей Средиземноморья, впервые рассмотрев влияние различных условий на их жизнь.

Военные колониальные завоевания Средневековья приводили к тому, что многие европейцы умирали от болезней. В 17-18 вв. возникает необходимость возникновения науки о проживании человека в различной окружающей среде.

В 1842 г. в Англии был издан закон, запрещающий производство технических вредных веществ.

В 1921 г. американский ученый Парк в описании Чикаго впервые употребил термин human ecology.

В 1940-60-е гг. за рубежом наблюдался бум работ по экологии человека.

В СССР это направление экологических знаний до конца 1970-х гг. отвергалось и развитие экологии человека в нашей стране было узаконено лишь в 1989 г.

Существуют различные взгляды на экологию человека, как научное направление. Вот только основные из них:

1. Экология человека – это наука (старая или новая, общественная или естественная, биологическая или не биологическая).

2. Экология человека – это система наук, междисциплинарная область знаний.

3. Экология человека – это концепция, поход, рассмотрение различных вопросов с позиций человека (преобладающая точка зрения).

Также существуют различные точки зрения на предмет исследования экологии человека:

- изучение воздействий окружающей среды на человека;

- изучение данных о среде, человеке, а также об их взаимоотношениях;

- изучение взаимоотношений между средой и человеком;

- изучение тех изменений окружающей среды, которые вызваны деятельностью человека и те состояния человека, которые связаны с деятельностью среды.

Объектом экологии человека служат антропоэкосистемы.

Человек и его происхождение

Вопрос о месте человека в биосфере тесно связан с двумя аспектами.

1. Биологический аспект. Биологические законы являются неотъемлемым условием жизни и деятельности каждого человека. Биологическая наследственность передается от поколения к поколению через половые клетки. При рождении ребенок - не более чем природное биологическое существо, но в тоже время это существо многоуровневое. Уровень биологический в нем - это уровень жизни, свойственный всем живым существам, но у человека он имеет свои особенности. Особенности эти обусловлены его социальной сущностью.

2.Социальный аспект. Социальная сущность свойственна только человеку и не проявляется у других существ. Под социальной сущностью (социальной наследственностью) один из основоположников генетики академик Н. П. Дубинин понимал проявление высших форм психики, обуславливающих возможность производительной деятельности. Люди воспринимают концентрированный опыт человечества в виде различных форм трудовой деятельности, достижений материальной и духовной культуры, языка, науки, философии, искусства, форм политического и нравственного сознания, мифов, сказок, собраний народной мудрости.

Исторически человек осознавал свое место в природной среде, проходя определенные этапы. При этом параллельно все время стоял вопрос о происхождении человека.

Впервые человек стал задумываться о своем месте в природной среде еще в доисторические времена. Причем на заре своей истории человек не видел ничего зазорного в том, что является неотъемлемой частью природы и имеет с ней общие корни. Каждое племя имело свой тотем - священное животное (птицу), от которого, как считалось, оно вело свой род. Эти представления нашли широкое распространение в языческих религиозных представлениях.

Позже, в период господства христианства до XIX века такие предположения считались недопустимыми, ставящими под сомнение теорию божественного происхождения человека (креацианизм - учение, обосновывающее акт божественного сотворения человека).

И только с середины XIX века начали развиваться эволюционные представления о происхождении и роли человека.

Как место человека в биосфере определяет современная наука?

Человек разумный (Homo sapiens) относится к семейству людей, подотряду человекообразных обезьян отряда приматов.

Первые приматы появились около 70 млн лет назад, первые человекообразные обезьяны - 34 млн лет назад.

В проблеме происхождения человека есть традиционный и нетрадиционный подходы.

Нетрадиционные подходы в большей степени базируются на социальной сущности человека, на необъяснимых пока явлениях.

Сведения в летописях Киевской Руси о существовании «дикого человека» и его истреблении.

Упоминания о «снежном» человеке, в том числе на территории Пермской области.

Сведения о «самозарождении» и «внезапной гибели» цивилизаций Древнего Египта, Шумеров, Ацтеков, Майя и др.

Теория существования единой древней внеземной цивилизации Атлантов, их расселение по Земле и «возрождение» человеческих цивилизаций в разных точках планеты по мере их угасания в других (пещеры с прародителями цивилизации и носителями знаний в пещерах Тибета, находящихся в состоянии «сомати»).

Наши рекомендации