Часть 3: Поверхность 165 8 страница

В: Вы приводите пример с Танцем дождя хопи. Он показывает, чем отличаются левый и правый пути.

КУ: Левосторонний интерпретирующий подход хочет узнать, каков смысл Танца дождя. Когда люди племени участвуют в танце, что он означает для них? Почему они ценят его? И поскольку интерпретирующий исследователь становится «участвующим наблюдателем», он начинает понимать, что Танец дождя — это в значительной степени выражение почтения священной природе, а также способ попросить эту священную природу благословить землю дождем. И он знает, что это так, потому что он услышал это непосредственно от участников ритуала, потому что в итоге достиг с ними взаимного понимания.

Правосторонний путь обращает внимание на то, что функция танца — поддерживать определенный стандарт поведения социальной системы, традиции племени (группы). Он не интересуются тем, какой: смысл вкладывают в него участники. И исследователь с таким подходом придет к выводу, что танец, несмотря на то, что говорят его участники, на самом деле является способом создания социального единства в системе общественных действий племени. Другими словами, танец обеспечивает социальную интеграцию.

В: Насколько я понимаю, вы говорите, что оба подхода правильны.

КУ: Да. Это левосторонний и правосторонний подходы к одному и тому же коллективному холону. Левая сторона стремится понять значение танца, его внутренний смысл и ценность, которые могут быть поняты только при помощи погружения в культуру. А правая сторона стремится понять социальные функции танца в наблюдаемом поведении социальной системы, и они могут быть определены только при дистанцировании от системы.

Герменевтика

В: Интерпретация — это смысл герменевтики.

КУ: Да. Герменевтика — искусство и наука интерпретации. Герменевтика возникла как способ понимания самой интерпретации, потому что когда вы интерпретируете текст, есть хорошие и плохие способы понимания.

В герменевтике существенно важной является также интерпретация символов и новых терминов.

Томас Кун вызвал бурную и противоречивую реакцию, когда ввел понятие парадигмы как набора убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами научного общества. Он протестовал против второстепенных контекстов, управляющих интерпретациями. Чарльз Тэйлор произвел сенсацию публикацией своего эссе «Интерпретация и науки о человеке», демонстрировавшего, что интерпретация религиозных и литературных текстов является необходимым условием для понимания культурных движений.

Пожалуйста, помните об этом, даже если вы не являетесь сторонником герменевтики. Она есть ключ ко всем измерениям левой стороны. Левая сторона состоит из глубин, а интерпретация — это единственный способ понять глубину. Как сказал бы Хайдеггер, интерпретация везде на пути вниз.

В: Но эмпирики говорят, что интерпретация не объективна и поэтому не отражает «действительной реальности».

КУ: Если вы хотите узнать смысл трагедии «Гамлет», вы должны прогнать ее и интерпретировать текст.

Верно, это не совсем объективный процесс. Но это и не субъективная фантазия. Это очень важно, потому что представители эмпирической науки всегда утверждают, что если нечто не подтверждено опытным путем, тогда это вообще не верно. Это не так. Просто нужно помнить о том, что есть хорошие и есть плохие интерпретации «Гамлета». Например, «Гамлет» написан не о радостях мести. Это плохая интерпретация, так как это неправильно.

В: Значит, есть критерии достоверности для интерпретаций?

КУ: Да. Тот факт, что левостороннее измерение нуждается в интерпретации, не означает, что оно совершенно произвольно или безосновательно, или что оно является только плодом субъективной фантазии. Есть хорошие и плохие интерпретации, истинные и ложные, или искаженные, интерпретации, интерпретации, которые более адекватны и которые менее адекватны.

И правильность интерпретации может быть определена сообществом тех людей, которые изучали эту же глубину. Как я говорил, смысл «Гамлета» не в том, чтобы показать радость мести. Эта интерпретация будет отклонена сообществом людей, которые читали текст и изучали его, то есть сообществом тех, кто вошел во внутреннее пространство «Гамлета», кто разделяет эту глубину.

Даже если вы создадите свою собственную интерпретацию «Гамлета», эта интерпретация будет основана на фактах вашего личного жизненного опыта. В любом случае интерпретация не является совершенно произвольной!

Это интерпретативное знание столь же важно, как и эмпирическое. В некотором отношении даже более важно. Но, конечно же, оно требует несколько большего умения, фантазии и творчества, чем простая очевидность пристального монологического взгляда.

Все интерпретации основаны на контексте

В: Вы говорите о том, что важной особенностью интерпретации является ее связь с контекстом.

КУ: Да. Первое правило интерпретации заключается в том, что все связано со мной, все связано с определенным контекстом. Например, значение слова «лук» различно во фразах «лук Одиссея» и «лук-порей». Важно то, что контекст помогает определить правильность интерпретации.

И сам этот контекст существует в своих контекстах. Продвигаясь в этом направлении дальше, мы входим в «круг интерпретации». Причина этого явления в том, что есть только холоны, и холоны вложены друг в друга: холоны более низкого уровня вложены в более глубокие холоны, контексты вложены в другие контексты, и так бесконечно.

Поэтому все смыслы зависят от контекста, а контексты безграничны. И это делает интерпретацию очень сложным предприятием. Деррида и представители школы деконструкции, конечно, сделали многое для понимания этой «скользящей» природы смысла. Но, впадая в крайности, сторонники деконструкции просто отрицают единство смысла — это другой пример крайнего конструктивизма, превращающегося в чистый нигилизм.

Мы не должны следовать этому пути. Вложенные друг в друга холоны, постоянное наличие контекста просто означает, что при интерпретации значения мы всегда должны обращать внимание на культурный контекст. И чем больше таких контекстов, как на пути вверх, так и на пути вниз, мы в состоянии учесть, тем более богатой будет наша интерпретация.

Интерпретация нечеловеческого

В: Значит, интерпретация применима и к нечеловеческому миру? Ее можно применять к холонам, не связанным с человеком?

КУ: Да, если вы хотите узнать их внутренний мир, интерпретацию нужно применять. Если вы хотите понять внутренний мир любого холона, как же еще вам поступать?

Когда вы общаетесь с вашей собакой, вы ведь интересуетесь не только ее внешним поведением. Так как у людей и у собак есть похожая лимфатическая система, у них также есть общее эмоциональное жизненное пространство. Вы можете чувствовать, когда ваша собака грустит, напугана, счастлива или голодна. И большинство людей умеет взаимодействовать с внутренним миром животных. Такие люди хотят разделить их внутренние чувства. Когда их собака счастлива, они легко разделят это счастье. Но для этого требуется интерпретация чувств их собаки. Конечно, это не речевая или лингвистическая коммуникация; но это сопереживание и понимание внутреннего мира животного, его глубины, его уровня сознания, который, может быть, и не столь же глубок, как ваш, но тем не менее не является абсолютно нулевым.

Так осуществляется сочувствующая интерпретация. И собака делает то же самое по отношению к своему хозяину — каждый участник этого диалога пытается попасть в резонанс с внутренним миром другого. В такие моменты вы разделяете общее жизненное пространство, в данном случае общее эмоциональное жизненное пространство. Вы, конечно, отражаете его в понятиях, чего не может сделать собака. Но основные эмоции у вас с ней довольно одинаковы, и вы знаете об этом. Вы можете интерпретировать внутренние чувства вашей собаки и иметь какое-то отношение к этим чувствам. В этом и заключается весь смысл заведения собаки, не так ли?

Конечно, чем ниже по уровню холон, или чем меньше у него глубины, тем меньше его уровень сознания и тем меньше его внутренний мир, и вы можете интерпретировать и разделить меньше его чувств. Но некоторые люди прекрасно общаются и со своими любимыми камнями, что, я полагаю, поможет вам кое-что понять.

В: Значит, так как человек и собака разделяют своего рода общее жизненное пространство, в данном случае эмоциональное пространство, то они в некоторой степени могут интерпретировать друг друга?

КУ: Правильно. Общее жизненное пространство обеспечивает общий контекст, который позволяет провести интерпретацию, поделиться чем-то. Как мы уже говорили, любая интерпретация требует контекста, и в этом случае этим контекстом является общее эмоциональное пространство.

Конечно же, мы также разделяем все более низкие жизненные пространства в холархии: физическое (например, гравитация), растительное (жизнь), пространство рептилий (голод). Так как у нас есть остатки нервной системы рептилий, мы можем также разделять общий контекст с ящерицами, но это не столь увлекательно, не так ли? Чем меньше глубины, тем меньше у нас общего.

В: Значит, когда мы достигаем уже чисто человеческих контекстов...

КУ: ...да, когда мы начинаем общаться с людьми, в дополнение к более ранним пространствам (клетки, нервная система рептилий, лимфатическая система млекопитающих) появляются новые, более сложные пространства познания, языка и культуры. И наши взаимные интерпретации основываются уже на этих общих культурных ценностях (нижний левый сектор). Никак иначе коммуникация происходить не может.

В: И эти пространства развиваются.

КУ: Да, все четыре сектора развиваются, и развитие идет в соответствии с двадцатью принципами. Относительно жизненного пространства, мировоззрения и культуры — нижнего левого сектора — мы видели, что мировоззрение эволюционирует от архаичного до магического, мифического, рационального и экзистенциального, с возможностью появления в будущем еще более высоких типов мировоззрения. Каждое из этих мировоззрений задает типы возможных интерпретаций Космоса.

Духовная интерпретация

В: В чем важность интерпретации духовного опыта?

КУ: Приведите пример.

В: Скажем, у меня есть непосредственный опыт внутреннего озарения, ослепляющий экстаз, лишающий разума опыт внутреннего света.

156 Краткая история всего

КУ: Сам этот опыт действительно прямой и непосредственный. Вы могли бы даже стать единым с этим светом. Но потом вы выходите из этого состояния и хотите рассказать об этом. Вы хотите поговорить об этом. Вам также захочется обдумать такой опыт наедине с собой. И здесь вы должны будете проинтерпретировать его и понять, чем же был этот глубокий опыт. Что это был за свет? Это был Иисус Христос? Это был разум Будды? Был ли это архетип? Ангел? Может быть, это было НЛО? Или это было только некоторое временное состояние мозга? Что это было? Бог? Наркотическая галлюцинация?

Вы должны интерпретировать! И если вы решите, что это был подлинный духовный опыт, тогда придет время задуматься о его форме. Аллах? Кетер? Кундалини? Савикальпа-самадхи? Юнговский архетип? Идея Платона? Это не какая-то незначительная или вторичная проблема, не просто теоретический вопрос и не просто академическое упражнение разума. Совсем наоборот. То, как вы проинтерпретируете этот опыт, определит ваше мнение о нем, ваше отношение к другим людям в свете этого опыта, согласование этого опыта с мировым и с вашей внутренней системой ценностей и верований, а также те способы, которыми вы будете говорить об этом с другими и сами об этом думать. И ваша интерпретация определит ваше будущее отношение к этому свету!

И как все интерпретации — независимо от того, является ли их объектом «Гамлет» или внутренний свет — они делятся на хорошие и плохие. И в этой интерпретации вам тоже необходимо будет действительно понять произошедшее с вами и не совершить ошибку.

Вы должны объяснить этот опыт, извлечь из него смысл. Если вы не сможете его правильно проинтерпретировать, то это может, с большой вероятностью, довести вас до безумия. Вы не будете в состоянии соединить его с остальной частью вашего существа. Вы не будете знать, что он означает. Ваша собственная необыкновенная глубина может пугать и смущать вас, потому что вы не можете правильно ее проинтерпретировать.

В: Значит, интерпретация — это важная часть духовного или сверхсознательного опыта.

КУ: Да, определенно. Многие люди сегодня обладают такого рода духовным или сверхсознательным опытом высших или более глубоких стадий эволюции сознания. У них есть эти необыкновенные интуитивные прозрения, но они не знают, как их интерпретировать. И эти неадекватные интерпретации прерывают их дальнейшее развитие, пускают его под откос.

В: Приведите, пожалуйста, примеры «плохих» интерпретаций. Как мы можем сказать, что данная интерпретация неудачна?

КУ: Помните, что одно из основных правил интерпретации состоит в том, что весь смысл связан с контекстом. Поэтому при любой попытке интерпретировать духовный опыт такого вида необходимо быть уверенным, что контекст, по отношению к которому мы интерпретируем опыт, настолько полон, насколько это возможно. Другими словами, необходимо быть уверенным, что интерпретация проведена с учетом всех четырех секторов. Следует стремиться к «четырехсекторному» представлению, к интерпретации в контексте Космоса во всех его измерениях.

Сегодня чаще происходит так, что большинство людей пытаются интерпретировать свой духовный опыт, основываясь на фактах, принадлежащих только к одному сектору, а иногда только к одному уровню одного сектора! Это опустошает другие секторы и лишает интерпретацию полноты, нарушает целостность внутреннего опыта.

В: Например?

КУ: Многие люди интерпретируют свой духовный опыт в основном в терминах только верхнего левого сектора — они считают, что этот опыт относится к более высокому «я», более развитому сознанию, к архетипам, образцам энграмм, к заботе о душе, внутреннему голосу, трансцендентальному пониманию и так далее. Они склонны полностью игнорировать культурные, социальные и поведенческие компоненты. Поэтому полнота их понимания страдает из-за чересчур сильного внимания к высшему «я», которое нарушает связи опыта с другими секторами. В итоге опыт интерпретируется нарциссически, как простое расширение их самости. Интеллектуальные течения Новой эпохи изобилуют такими неполными типами интерпретации. Нарциссические интерпретации духовного опыта могут привести к болезненному состоянию по типу «мания величия».

Другие считают такой опыт в основном продуктом работы мозга — верхнего правого сектора. Они пытаются интерпретировать этот опыт как результат исключительно взаимодействия тета-волн мозга, обильного выброса эндорфина, синхронизации полушарий и так далее. Такая интерпретация также полностью лишает опыт культурных и социальных компонентов, не говоря уже о самих внутренних состояниях сознания. Это слишком объективный и технологический подход.

Третьи, особенно теоретические экологи «новой парадигмы», пытаются интерпретировать этот опыт главным образом в терминах нижнего правого сектора. «Высшая реальность» для них — это эмпирическая сеть жизни. При таком подходе они могут, например, интерпретировать духовный опыт как встречу с инопланетянами.

Четвертые пытаются интерпретировать этот опыт как проявление коллективного культурного сознания и будущего изменения мировоззрения, то есть в терминах нижнего левого сектора. Они не обращают внимания на работу индивидуального сознания.

В: Все эти подходы являются только частичными...

КУ: Все эти «односекторные» интерпретации могут содержать зерно истины, но они упускают из внимания ряд важных моментов. И так как они не включают в себя опыт других секторов, они ограничивают изначальный духовный опыт. Они очень плохо раскрывают эту духовную интуицию при помощи фрагментарных понятий. И эти фрагментарные интерпретации не способствуют дальнейшему развитию духовного опыта. Скорее частичные интерпретации склонны прерывать сам духовный процесс.

В: Значит, смысл в том...

КУ: Так как Дух-в-действии проявляется во всех четырех секторах, то адекватная интерпретация духовного опыта должна принимать во внимание все четыре сектора. У нас есть не только различные уровни — материя, тело, разум, душа и дух, — но и четыре варианта проявлений каждого из этих уровней: намерение, поведение, культура и социум.

Эта точка зрения, включающая в себя все уровни и все секторы, становится особенно важной, когда мы начинаем рассматривать высшие или более глубокие стадии эволюции и развития человека — дальнейшие стадии эволюции сознания и развития общества. Если нас в будущем действительно ждет трансформация, основой ее будут эти высшие, более глубокие уровни, а к ним, в их богатстве и полноте, можно получить доступ только при условии понимания истин различных типов, которые раскрываются для нашего освобождения.

Поэтому весь смысл, я думаю, в том, что мы хотим оказаться в состоянии сочувствующей гармонии со всеми аспектами Космоса. Мы хотим понять истины каждого сектора. И мы начинаем делать это, когда замечаем, что каждая из них говорит с нами своим уникальным голосом. Если мы будем слушать внимательно, то можем услышать каждый из этих голосов, шепотом говорящих о своей истине и объединяющихся в гармоничном хоре, мягко зовущем нас домой.

Мы все больше оказываемся в объятиях всепоглощающего Космоса, в самом центре космического сознания.

Но мы должны слушать очень внимательно.

Глава 7

В гармонии с Космосом

В: Мы должны слушать очень внимательно. Вы имеете в виду все четыре типа истины?

КУ: Истина, в самом широком смысле, означает гармонию с реальностью. Подлинное соприкосновение с истинным, правильным и прекрасным. Не так ли?

И это означает, что мы также можем не иметь гармонии с реальностью. Мы можем потеряться, запутаться, ошибаться, быть не правыми в наших оценках. Мы можем не понимать истину и не иметь с ней контакта, не осознавать правильное и не чувствовать красоту.

Поэтому человечество в ходе своего развития, пройдя болезненным путем проб и ошибок, обнаружило различные способы, при помощи которых мы можем проверить наличие у себя гармонии с Космосом. Различные способы, благодаря которым мы можем увидеть, близки ли мы к правде или потерялись в ошибках. Понимаем ли мы подлинное благо, или искажаем его. Видим ли мы красоту или движемся в сторону деградации.

Другими словами, человечество в муках и трудах попыталось создать ряд условий истинности, которые могли бы помочь нам определить, находимся ли мы в гармонии с реальностью, соответствуют ли наши представления Космосу во всем его богатстве и разнообразии.

В: Значит, условия истинности...

КУ: ...условия истинности — это способы непосредственной связи с Духом, способы правильного и гармоничного понимания Космоса. Условия истинности вынуждают нас встретиться лицом к лицу с действительностью; они охлаждают наши эгоистические фантазии и представления; они требуют подтверждения наших идей порядком, существующим в Космосе; они вынуждают нас выйти за пределы своего сознания!

В: Может быть, мы могли бы подвести краткое резюме для каждого из четырех секторов? Что такое эти четыре истины и каковы требования истинности для них?

  Внутренние (левосторонний путь) Внешние (правосторонний путь)
  Субъективные Объективные
Индивидуальный Правдивость Искренность Доверие Целостность   Я Истина Соответствие Представление Истинное высказывание
Коллективный Мы Справедливость Культурное соответствие Взаимопонимание Правота Функциональное соответствие Сеть теории систем Структурный функционализм Соответствие социальной системе
  Интерсубъективные Интеробъективные

Рисунок 7—1. Условия истинности

КУ: Они перечислены на рисунке 7—1. И как только мы кратко их рассмотрим, я обещаю показать вам очень, очень простой способ их обобщить!

Истина высказываний

В: Есть ли простое определение «истины»?

КУ: Большинство людей под истиной понимают истинность каких-либо представлений о мире. Простая картография или простое соответствие. Я делаю утверждение или формирую высказывание, которое относится к факту нашего физического мира. Например, я мог бы сказать: «снаружи идет дождь». Теперь мы хотим узнать, верно это или нет. Мы хотим знать законность или «статус истинности» этого утверждения. Поэтому мы просто идем на улицу и смотрим: если там действительно идет дождь, мы говорим, что высказывание «снаружи идет дождь» является истинным высказыванием.

В: Или истинным суждением.

КУ: Да. Это простая процедура, которую выполняет картограф. Мы проверяем, соответствует ли суждение фактам объективного мира, точно ли отражает карта реальную территорию. Обычно все несколько более сложно: мы могли бы пробовать опровергнуть карту, и если мы не можем найти опровергающего примера, то мы предполагаем, что она достаточно точна. Но основная идея заключается в том, что при проверке истинности представлений или высказываний таким способом мы вынуждены соотносить утверждение о мире с объективной реальностью, и оно должно довольно точно соответствовать этим объектам, процессам или явлениям.

В: Значит, истина высказываний в основном имеет дело только с внешними характеристиками и относится к правостороннему методу?

КУ: Да, верно. И верхний, и нижний правые секторы включают в себя наблюдаемые, эмпирические, внешние стороны холонов. Все они имеют однозначно определяемое местоположение. Эти холоны можно легко наблюдать, и, таким образом, при помощи истины высказываний мы связываем наши утверждения с этими объектами, процессами или явлениями (данная теория также называется корреспондентской теорией истины).

Все это достаточно справедливо и необходимо, и я никак не отрицаю общую важность эмпирического представления мира. Только это не вся история, и даже не самая интересная ее часть.

Правда

В: Итак, объективное положение дел — мозг, планеты организмы, экосистемы — можно представить при помощи эмпирической картографии. Эти эмпирические карты являются вариациями на тему «идет дождь». Объективными суждениями.

КУ: Да. Но если мы посмотрим на верхний левый сектор, то есть на внутреннее пространство холонов человека, то мы обнаружим там уже совершенно другие условия истинности. Мы больше не спрашиваем о том, идет ли снаружи дождь. Вопрос стоит так: говорю ли я вам правду или лгу, когда я утверждаю, что снаружи идет дождь.

Вы видите, что здесь дело не в том, соответствует ли карта объективной территории, а в том, можно ли доверять картографу. И проблемой является установление не столько объективной, сколько внутренней истины. Я хочу сказать, что вы всегда можете проверить и увидеть, идет ли снаружи дождь. Вы можете сделать это сами. Но единственный способ, которым вы можете узнать нечто о моем внутреннем мире, о моей глубине, как мы уже видели, заключается в диалоге. И когда я говорю вам нечто о моем внутреннем состоянии, я могу говорить вам правду, а могу и лгать. У вас нет никакого другого способа понять мой внутренний мир, кроме разговора, диалога и интерпретации, а я могу существенно исказить, скрыть своей внутренний мир или ввести вас в заблуждение, говоря проще, я могу лгать.

Итак, если на правостороннем пути мы пользуемся критериями истинности для справедливых высказываний, или просто «истиной», как ее можно сокращенно называть, то на левостороннем пути мы должны использовать совершенно другие критерии: правды, искренности, честности или доверия. Дело тут не столько в объективной истине, сколько в субъективной правде.

В: Два совершенно различных критерия: истина и правда.

КУ: Да, правильно. И это вовсе не такой очевидный вопрос. Внутренние события относятся к области сознания, а не к объективным положениям вещей. Как мы уже видели, доступ к ним можно получить только при помощи коммуникации и интерпретации, а никак не при помощи пристального монологического взгляда.

И в процессе общения я могу преднамеренно лгать вам. По совершенно различным причинам я мог бы попытаться исказить свое внутреннее пространство, я мог бы попытаться заставить его казаться чем-то другим, чем оно есть в действительности. Все левостороннее измерение может легко разбиться о стену обмана.

Кроме того, и это очень важно, я могу лгать сам себе. Я могу попытаться скрыть некоторые стороны своего внутреннего мира от себя самого. Я могу делать это преднамеренно, а могу делать это «подсознательно». Но, так или иначе, я могу неправильно интерпретировать свою собственную глубину, я могу лгать себе о своем собственном внутреннем мире.

И «бессознательное» — это отчасти то место, в котором собрана вся моя ложь о себе. Возможно, я начал лгать себе по причине сильной травмы черепа. Или, возможно, я научился этому у моих родителей. Или, может быть, я должен был создать защитный механизм против еще более болезненной правды.

Но в любом случае мое бессознательное — это место, в котором собрана моя ложь о себе, все моменты, когда я был не совсем честен с собой, неправильно интерпретировал свою субъективную глубину, свое внутреннее состояние, свои глубокие желания и намерения. Бессознательное — это место лжи.

В: Когда мы говорили о психоанализе и техниках интерпретации в психологии, вы сказали, что их цель состояла в том, чтобы научить пациента более правдивой интерпретации.

КУ: Да, смысл «глубинной психологии» и терапии заключается в том, чтобы помочь людям более верно интерпретировать себя. Левый путь — это, конечно же, интерпретация, гак что неудивительно, что правдивая или более адекватная интерпретация является главным критерием во время терапии.

Пример, который мы использовали в нашем разговоре, касался «грусти» и «безумия» по поводу отсутствия отца. Это означает, что в некоторый момент в моей детской жизни я начал интерпретировать гнев как депрессию. Возможно, я был разгневан на своего отца, потому что его не было рядом. Но этот гнев очень опасен для ребенка. Что, если во время этого гнева он действительно мог бы убить своего отца? Может быть, этого гнева не должно было быть, потому что, в конце концов, я люблю своего отца. Поэтому я начинаю испытывать гнев по отношению к себе. Вместо того чтобы бить отца, я начинаю бить себя. Я начинаю обвинять себя, считать себя плохим и несчастным. Это и есть депрессивный опыт.

Так или иначе, я неправильно проинтерпретировал свой внутренний мир, я исказил свою глубину. Я начал называть гнев «печалью». И я всегда несу эту ложь в себе. Я не могу сказать себе правду, потому что это открыло бы мне глаза на такую большую боль, как желание убить отца, которого я люблю, и поэтому я предпочел бы лгать себе всю жизнь. Так я и делаю. Моя «тень», мое «бессознательное», содержит теперь в себе эту ложь, становится центром неискренности, тем местом внутри меня, которое я скрываю от самого себя.

И так как я лгу себе, а затем забываю, что это ложь, то я буду лгать и вам, даже не зная этого. Я, вероятно, буду даже казаться в этом очень искренним. На самом деле, если я последовательно лгал себе, то теперь я буду честно думать, что говорю правду. И даже если вы подвергнете меня тесту на детекторе лжи, он все равно покажет, что я говорю «правду». Как и все эмпирические тесты.

И, наконец, так как я неправильно интерпретировал свою собственную глубину, я буду часто неправильно интерпретировать вашу. Я отказываюсь от чего-то в моей собственной глубине, я подавляю или отчуждаю это, и поэтому я буду искажать интерпретацию этой части внутреннего мира, как в себе, так и в других. Мои интерпретации будут смешаны с ложью, основаны на неискренности. Если я неправильно интерпретирую себя, то я буду часто неправильно интерпретировать вас.

И вы будете думать про себя: «Откуда же он это взял?»

В: Значит, различные техники терапии, основанные на интерпретации, вроде психоанализа, гештальт-терапии или юнговского психоанализа, помогают войти в контакт со своей глубиной и более правдиво проинтерпретировать ее?

КУ: Да, точно. Их суть не в составлении более точной карты объективного мира, а в снятии сопротивления, проникновении в ваши внутренние глубины и более правдивая интерпретация этой глубины по отношению к другим, а самое главное — по отношению к вашему опыту.

Это позволит вашей глубине начать соответствовать вашему поведению. Ваши слова и ваши действия будут совпадать. Вы будете «делать то, что говорите и что действительно хотите сделать». Люди обычно называют такое состояние целостностью. Вы будете чувствовать, что такой человек не будет лгать вам, потому что он не лжет себе.

Конечно, если вы живете в мире техника из лаборатории, в мире эмпириков, бихевиористов, теоретиков систем, в мире кибернетики и монологического абсурда, вам не нужно особенно заботиться о внутренней правоте. Вас вполне устраивает монологическая истина, объективная поверхность, эмпирическое поведение, сеть систем. Вам не нужно иметь дела с внутренней глубиной, а значит, и с правдой, потому что на эмпирической карте нет ничего, что хоть отдаленно соответствовало бы правдивости!

Наши рекомендации