Часть 3: Поверхность 165 13 страница
Большинство этих исследователей просто путают отделение с разобщением. Отделение — необходимая и неизбежная часть эволюционного развития, важный шаг на пути к достижению более высокой интеграции. Но эти теоретики рассматривают любое отделение не как этап, предшествующий более высокому уровню интеграции, но как жестокое разрушение предшествующей гармонии, как будто дуб в чем-то является ужасным нарушением изначальной гармонии желудя.
Только то, что «я» не знает о страдании, еще не означает, что оно обладает внутренним духовным счастьем. Нехватка понимания не означает присутствие рая!
В: Но романтики об этой ранней стадии отсутствия различий думают совершенно иначе. Они приписывают ей множество положительных достоинств, они считают потерю тождественности с миром, тождественности с матерью большим горем.
КУ: Да, они путают отождествление со свободой. Это полная противоположность. Сплавленность — это заключение; вы полностью во власти всего, что вы еще не успели преодолеть. Но, конечно, этот трансцендентальный рост очень сложен, подчас болезнен. Окружающий мир — жестокое место, и когда люди узнают это, они страдают. Мир явлений, или мир сансары, является местом отчуждения. И когда младенец узнает об этом, он очень сильно страдает. Это болезненно, но это взывает к нашему пробуждению.
Это похоже на обморожение. Сначала нет никаких ощущений вообще; все кажется прекрасным, вы находитесь в раю безо всякой боли. Вы больны, но только не знаете об этом. Затем происходит потепление, появляются чувства и эмоции, и становится больно, как в аду. Эти теоретики путают «адскую боль» с «причиной болезни».
В точке опоры 2 включается осознание болезни сансары. Того факта, что как отдельное чувствующее и эмоциональное существо, вы не имеете никакой защиты от стрел своенравной фортуны. Скоро вам придется жить в мире боли, страдания и кошмаров, и у вас есть два, и только два, выбора: отступить к предшествующей стадии единства, в которой еще не было никакого понимания этого отчуждения — это будет смерть или психическое заболевание — или продолжить рост и развитие, пока это отчуждение не будет преодолено в духовном пробуждении.
Но исследователи из числа ретроромантиков просто восхваляют предшествующее состояние обморожения и считают его прообразом Божественного пробуждения, своего рода бессознательным Раем. Но состояние сплавленности — это не бессознательный Рай, это бессознательный Ад. В точке опоры 2 этот ад начинает осознаваться, все дело только в этом. Это очень большой прогресс.
В: И даже несмотря на то, что точка опоры 2 —довольно «несчастливый» этап?
КУ: Да, горько-сладкий. Много слез, неудовлетворенных желаний. Но предыдущее состояние бесчувственности, отсутствия дуальности, невежества, отнюдь не является счастьем.
Когда мы пробуждаемся как отдельное эмоциональное «я», со всеми радостями и всеми ужасами, которые сопутствуют этому процессу, мы, на самом деле, преодолеваем предыдущее состояние единства. Мы до некоторой степени пробуждаемся. Мы приобретаем большую глубину и большее сознание, и у этого процесса есть своя собственная внутренняя ценность, внутренняя полезность. Но, как и на всех стадиях роста, есть цена, которую надо заплатить за каждое расширение сознания. Это диалектика движения вперед.
В: Хорошо, а если на этой точке опоры все идет относительно неплохо?
КУ: Позвольте мне сначала сказать о том, что если нечто идет не так, как должно быть, на этой точке опоры, то есть хуже, чем нормальный беспорядок, который для нее характерен, тогда «я» либо остается в состоянии сплавленности на этой эмоционально нарциссичной стадии (так называемые нарциссические индивидуальные отклонения), либо начинает, но не заканчивает процесс отделения, и в результате возникает своего рода разобщение, (так называемые пограничные расстройства). Мы находим точно такую же общую классификацию и этиологию у Коута, Мастерсона, Кернберга, Малер, Стоун и Джедо, и это только немногие.
В любом случае у такой личности не существует никаких реалистичных эмоциональных границ. Поэтому при нарциссических и пограничных расстройствах человек испытывает недостаток в ощущении связанности своего «я», и это, возможно, главная определяющая характеристика этих патологий. «Я» или рассматривает мир как продолжение себя (нарциссизм), или постоянно тяжело переживает вторжения со стороны внешнего мира (пограничные расстройства). Эту патологию называют пограничной, потому что она находится на границе между психозом и неврозом. Также ее иногда называют «устойчивым непостоянством». Растущее «я» переживает болезненный раскол при переходе к следующим ступеням развития.
Точка опоры 3: рождение концептуального «я»
В: Но если на точке опоры 2 все проходит хорошо?
КУ: Если все идет относительно хорошо, то «я» больше не отождествляет себя исключительно с эмоциональным уровнем. Оно начинает преодолевать этот уровень и отождествляться с сознательным или концептуальным «я», которое является началом точки опоры номер три и представляющего сознания. Представляющее сознание Пиаже назвал до-операционным сознанием. Это сознание заполнено изображениями, символами и понятиями. Вы можете увидеть их все, например, на рисунке 5—3.
Образы начинают появляться приблизительно в возрасте 7 месяцев. Образ более или менее похож на тот объект, который он представляет. Если вы закроете глаза и представите себе собаку, то изображение в значительной степени будет походить на реальную собаку. Это образ. Символ, с другой стороны, представляет объект, но совершенно его не напоминает внешне, и это гораздо более сложная познавательная задача. Символ «Фидо» представляет мою собаку, но он совершенно не похож на мою собаку. Символы появляются на втором году жизни, обычно вместе с такими словами, как «ма» или «папа», и эта способность развивается очень быстро. Символы доминируют в сознании в возрасте примерно от 2 до 4 лет.
После этого периода начинают появляться понятия. Если простой символ представляет единственный объект, понятие представляет целый класс объектов. Слово «собака» представляет всех собак, а не только Фидо. Появляется возможность решения более сложных задач. Понятия доминируют в сознании в период с 4 до 7 лет. Конечно, все это — основные структуры, и как только они появляются в сознании, они остаются в нем как основные способности, всегда доступные сознанию.
Но только после появления понятий начинает появляться особенное сознательное, или концептуальное, «я». Когда «я» начинает отождествляться с этим концептуальным разумом, мы приходим к точке опоры номер три. «Я» теперь представляет собой не только связку впечатлений, импульсов и эмоций, оно является также совокупностью символов и понятий. Оно входит в лингвистический мир, ноосферу, и это, мягко говоря, все меняет. Оно прошло от физиосферы в точке опоры 1 через биосферу точки опоры 2, и теперь оно входит в ноосферу с ее точкой опоры 3.
Каждый невроз — экологический кризис
В: Что, по-вашему, является одной из самых важных вещей в этом новом лингвистическом «я»?
КУ: Это новое «я» существует в ноосфере, а ноосфера может подавлять биосферу. На индивидуальном уровне это проявляется как невроз; на коллективном — как экологический кризис.
Другими словами, лингвистический мир — действительно новый мир, новое жизненное пространство. Здесь «я» может думать о прошлом и планировать будущее; оно может начать управлять функциями своего тела; оно может начать представлять себе в сознании некоторые вещи, которые не ощущаются органами чувств. Так как оно может представлять будущее, оно может страдать от беспокойства, а так как оно может думать о прошлом, оно может чувствовать раскаяние, вину и сожаление. Все это части его нового жизненного пространства, лингвистического мира, ноосферы.
Ноосфера превосходит биосферу, и она может не только преодолевать и включать, она может подавлять, искажать и отрицать.
В: И как выглядит подавление на индивидуальном уровне?
КУ: На индивидуальном уровне результат подавления ноосферой биосферы называется психоневрозом, или просто неврозом. Разум может подавлять природу, как внешнюю (экологический кризис), так и внутреннюю (либидо).
Психоневроз, или просто невроз, означает, что возникло довольно устойчивое, связное когнитивное «я», и это сознательно-концептуальное «я» (эго) может подавлять или отделять некоторые свои физические силы или импульсы. Эти подавляемые или искаженные импульсы, обычно связанные с сексом или агрессией, проявляются потом в скрытых и болезненных формах и известны как симптомы невроза. Другими словами, каждый невротический симптом — миниатюрный экологический кризис.
В: Очень интересно, почему подавление и классические неврозы возникают в точке опоры номер три?
КУ: Вы видели, что в предыдущих пограничных случаях подавление еще не столь очевидно. Ведь тогда «я» не стало еще достаточно сильным, чтобы подавлять что-либо! «Я» не может подавлять свои эмоции, скорее оно полностью подавлено ими, потеряно в них, затоплено ими. Нет никакого «подавляемого бессознательного», которое можно вывести на поверхность, потому что, во-первых, еще нет никакого подавления, и именно поэтому это состояние часто называют «до-невротическим».
Поэтому терапии, направленные на излечение пограничных состояний (точка опоры 2), известны как создающие структуру практики — они помогают хрупкому «я» дифференцировать и стабилизировать свой внутренний мир и создать структуру. Терапии невротического уровня (точка опоры 3), напротив, являются практиками раскрытия невроза, они стремятся ослабить барьер подавления и повторно войти в контакт с импульсами и эмоциями, которые были подавлены более сильным невротическим «я».
В: Часто невроз рассматривается в качестве защитного механизма.
КУ: Как показал Волан, защитные механизмы являются частью иерархии развития. Типичный защитный механизм точки опоры 1 — это проективное отождествление, в котором «я» и другой в значительной степени неразделимы. Типичные защитные механизмы точки опоры 2 включают в себя разделение и объединение (отождествление «я» и объекта представления, разделение на всегда-хорошие и всегда-плохие объекты). Устойчивое подавление либидо и агрессии — типичный защитный механизм точки опоры 3, и все эти защитные механизмы уступают «самой здоровой» защите из всех, сублимации, что на языке психоанализа просто означает преодоление.
В: Значит, защитные механизмы — часть холархии?
КУ: Да, я в этом уверен. Защитные механизмы, когда они работают в естественном и обычном режиме, напоминают психологическую иммунную систему. Они помогают поддерживать целостность и стабильность границ «я».
Но, как это всегда случается, хорошего может быть слишком много. Защитные механизмы могут стать аутоиммунным расстройством — «я» начинает нападать на себя и самоуничтожаться. Армия защитников превращается в подавляющую государственную полицию. «Я» начинает защищаться против боли и ужаса, заключая в тюрьму своих собственных граждан. Это снижает его собственные возможности, закрывает его глаза. Человек начинает лгать. Независимо от того, каков «уровень» этой лжи, — раскол или слияние, отчуждение или подавление — «я» скрывает часть своего внутреннего мира от себя, лжет себе, становится непрозрачным для себя.
Вместо подлинного «я» начинает развиваться ложное «я». Начиная уже с точки опоры 1 (некоторые сказали бы «с точки опоры 0») развивающееся «я» может начать дистанцироваться от некоторых сторон своего собственного существа, от слишком угрожающих, слишком болезненных или слишком разрушительных проявлений своей личности. Оно делает это, используя защитные механизмы, доступные ему на текущем уровне развития. Неадекватная ложь (психозы), бессознательная ложь, невротическая ложь (пограничные расстройства, неврозы). И «бессознательное» в самом общем смысле является просто местом скопления прячущейся лжи.
В: Так что же происходит с этим ложным «я»?
КУ: Ложное «я» на любом уровне может управлять всей жизнью человека, если он все время идет хромой походкой по пути внутренней неискренности. Однако чаще всего ложное «я» в некоторый момент времени разрушается — это так называемый «срыв». Тогда человек встает перед необходимостью выбора: отдохнуть, восстановиться и вернуться к той же самой ложной траектории развития; притупить проблему при помощи алкоголя или наркотиков; сознательно избрать те действия, которые помогут избежать проблемы; или изучить свою ложную жизнь, обычно при помощи психотерапевта, который поможет ему более правдиво интерпретировать внутренние намерения.
В: Интерпретирующие терапии, или левосторонние практики.
КУ: Да. В безопасной окружающей среде, окруженный сочувствием, участием и пониманием, человек может начать говорить правду о своем внутреннем мире, не опасаясь за возможные последствия. Возможно, это будет происходить под гипнозом. Ложь — сопротивление правде — подвергается интерпретации, с ее помощью раскрывается скрытая боль, ужас и мучения, и ложное «я» медленно сгорает в огне правдивого понимания. Правдивое внутреннее пространство раскрывается в интерсубъективном круге заботы и сострадания, который освобождает подавленные импульсы и позволяет им присоединяться к развитию сознания. Красота подлинного «я» начинает просвечивать сквозь оболочку ложного, и внутренняя радость новой глубины — награда, которую «я» дарит само себе.
Сейчас мы обсудили только три первые точки опоры и те патологии, которые развиваются на этих уровнях: психоз, пограничные расстройства, невроз. Но те же самые общие феномены проявляются в течение всего развития, даже в более высоких надличностных областях. На любом уровне развития мы можем существовать как действительное «я» в искренности или как ложное «я» в обмане. И различные уровни лжи порождают различные типы патологии.
Ранние мировоззрения: архаичное, магическое, мифическое
В: Теперь мы рассмотрели точку опоры 3 и получили представление о трех главных уровнях развития сознания, каждому из которых соответствует свое мировоззрение.
КУ: Да. Мировоззрение, как мы уже говорили, — это образ Космоса, полученный при взгляде на него с какой-то ступени развития сознания. Когда вы обладаете доступом только к восприятиям и импульсам, как для вас выглядит Космос? Мы называем это мировоззрение архаичным. Когда к нашим способностям добавляются изображения и символы, Космос уже выглядит иначе. Магия. Когда добавляются правила и роли, как начинает выглядеть Космос? Он представляет собой мифический мир. Когда же появляется формально-операциональное сознание, что вы начинаете видеть вокруг себя? Рациональный мир. И так далее.
В: Почему бы вам кратко не описать все ранние мировоззрения, и затем мы сможем перейти к более высоким уровням.
КУ: «Архаичный» — это термин, который включает в себя множество феноменов. Он кратко представляет все предыдущие дочеловеческие стадии развития. Архаичным называется общее мировоззрение точки опоры 1. В основе своей это сенсорно-двигательное мировоззрение.
В: А магия?
КУ: Когда начинают появляться образы и символы, приблизительно в период точки опоры 2, они еще не очень четко различаются от представляемых ими понятий. Таким образом, возникает идея, что при помощи манипулирования образами можно манипулировать самими объектами. Если я создаю образ человека, а затем протыкаю его булавкой, то с этим человеком должно произойти что-то плохое. Ребенок живет в магическом мире, в котором эти связи столь же реальны, как и остальные. Совсем как в магии.
Подобным же образом, так как «я» и другое еще не полностью разделены, ребенок населяет мир объектами, которые имеют ментальные характеристики — магическое мировоззрение анимистично. Облака движутся, потому что они гонятся за вами, хотят увидеть вас. Дождь идет, потому что небо хочет вас умыть. Гром гремит, потому что небо разозлилось на вас лично. Разум и мир еще не до конца разделены, поэтому их характеристики часто путаются. И внутреннее, и внешнее одинаково нарциссичны и эгоцентричны.
В: А что насчет мифологии?
КУ: Когда развитие переходит к точке опоры 3, ребенок начинает понимать, что он не может упорядочить мир вокруг себя средствами магии. Он прячется за подушкой, но другие люди его все равно находят! Что-то здесь не так. Магия больше не помогает. «Я» не может магически управлять миром вокруг себя в соответствии со своими фантазиями. Но оно думает, что, возможно, кто-то другой может это делать, поэтому на сцену выходит весь пантеон богов, богинь, фей и демонов, в котором каждый из них может по собственному усмотрению нарушать определенные законы природы. Ребенок просит своих родителей превратить этот отвратительный шпинат в конфету. Он просто не понимает, что материальный мир не функционирует таким образом.
И в это время ребенок развивает достаточно сложное мифологическое мировоззрение, в котором присутствует множество различных стихийных сил, управляющих миром, и каждая из них обращает внимание на эго ребенка. Если на предыдущей магической стадии ребенок думает, что он сам в силах изменить мир магией своего слова, то теперь он пытается угождать богам и силам природы, которые могут изменить мир, часто в худшую сторону. С этими силами ведется постоянная «торговля»: если я съем весь мой обед, то хорошая сила излечит мою зубную боль.
Это мифическое мировоззрение начинается на уровне представляющего разума и продолжается на следующей главной стадии разума — стадии «правила/роли». Затем на стадии рационального мировоззрения оно пропадает. «Я» уже понимает, что изменить действительность можно, только работая над этой проблемой самостоятельно: никто не собирается спасать вас при помощи магии или мифов.
Вы можете видеть эти общие соответствия на рисунке 5—2. Мировоззрения перечислены в нижнем левом секторе, потому что они коллективно управляют индивидуальным восприятием в пределах своих рамок. (Позже мы обсудим, обладают ли магическое или мифическое мировоззрения подлинно духовными аспектами. См. главу 11. )
Точка опоры 4: рождение ролевого «я»
В: Хорошо, итак, мы переходим к точке опоры 4. К основной структуре, которую вы называете разумом «правила/роли».
КУ: Да. Это примерно то же самое, что Пиаже назвал конкретно-операциональным сознанием («коноп»), которое появляется в возрасте около 6—7 лет и доминирует в сознании примерно до возраста 11—14 лет. «Конкретно-операциональное сознание» звучит очень сухо, но у него очень богатые, мощные возможности. Оно обладает способностью формировать умственные правила и сознательно принимать иные роли. И это очень важно — ребенок, наконец, учится принимать на себя роль другого.
Есть известный эксперимент, проведенный Пиаже и Инхельдером, который впервые позволил очень ясно определить этот феномен. Я приведу вам его упрощенную версию. Если вы возьмете шар, выкрашенный красным с одной стороны и зеленым с другой, поместите его между собой и ребенком, а затем зададите ребенку два вопроса: «Какой цвет ты видишь?» и «Какой цвет вижу я?», дети на предыдущей стадии ответят на оба вопроса одинаково. Таким образом, если ребенок будет смотреть на зеленую сторону, то он правильно скажет, что он видит зеленый, но он также скажет, что вы тоже видите зеленый цвет. Он не знает, что вы видите другую, красную сторону. Он не может встать на ваше место или попытаться увидеть мир вашими глазами. Ребенок все еще замкнут в рамках своей собственной точки зрения, которая еще очень эгоцентрична, очень доконвенциональна.
Но на конкретно-операциональной стадии ребенок совершенно правильно скажет: «Я вижу зеленый цвет, а вы видите красный». На данном этапе развития ребенок может принять роль другого. И это огромный шаг на пути к глобальному, на пути к тому, чтобы быть способным понять точку зрения целого мира. Ребенок идет в правильном направлении, он начинает понимать, что его точка зрения — не единственная в мире!
Поэтому вся его моральная позиция целиком меняется с эгоцентричной или доконвенциональной на конвенциональную и часто довольно конформистскую — «хорошо то, что одобряет мама или друзья». Следующая стадия изменения морали по Колбергу — «стадия закона и общественного порядка», или, согласно Левингеру, «сознательный конформизм». Вы можете видеть их на табл. 9—3.
Парадигмальный сдвиг
В: Изменение во взглядах.
КУ: Это полное изменение мировоззрения, изменение парадигмы, если вам так больше нравится, и, как и в случае трех предыдущих ступеней или трех предыдущих изменений парадигмы, оно предполагает глубокое изменение идентичности человека, его совести, морали, потребностей, и это лишь немногое. Эти изменения во взглядах перечислены на рисунке 9—3.
В: Так значит, каждая из девяти стадий развития сознания фактически представляет собой изменение парадигмы?
КУ: В широком смысле да. Следовательно, типичный взрослый человек в нашей культуре уже пережил приблизительно пять или шесть основных изменений парадигмы, изменений мировоззрения: от архаичного, магического, мифического до рационального и экзистенциального. Вы и я уже прошли через эти революции в сознании, и хотя мы можем не помнить деталей этих событий, сторонние наблюдатели сообщили бы нам о психологических землетрясениях.
Мы имеем склонность вычеркивать эти землетрясения из сознания. Существует очень много забавных историй об этом. Если вы соберете детей, находящихся на дооперациональной стадии, прямо на их глазах перельете воду из низкого стакана в высокий стакан и спросите их, в каком стакане больше воды, то они совершенно точно скажут вам, что в высоком стакане воды больше. И это даже при том, что они видели, как вы перелили то же самое количество воды из одного стакана в другой. Они не могут «сохранить представление об объеме». Определенные «очевидные» вещи, которые мы видим, они не видят и не могут видеть — они живут в другом жизненном пространстве. Независимо от того, сколько раз вы перельете то же самое количество воды из одного стакана в другой, они будут настаивать, что в высоком стакане воды больше. Это так для «чистого» и «неискаженного» восприятия детей.
Если несколько лет спустя, после того, как у них уже появилось конкретно-операциональное сознание, вы повторите этот эксперимент, дети всегда будут говорить, что в обоих стаканах одно и то же количество воды. Они могут сохранять представление об объеме в сознании, и переливание воды их не запутает. У них есть внутреннее правило, которое выполняет этот процесс автоматически (конкретно-операциональное правило). И если вы покажете им видеозапись их более раннего периода, когда они говорили, что в высоком стакане больше воды, то они будут отрицать, что это были они! Они решат, что вы изменили эту запись. Они просто не могут вообразить, что кто-то может быть настолько глупым, чтобы думать, что в высоком стакане больше воды.
Итак, их парадигма полностью изменилась, и ничего подобного уже не осталось в их понимании. «Я» теперь будет по-иному толковать каждый отдельный слуг чай своей жизненной истории с точки зрения нового мировоззрения. Оно полностью перепишет свою историю с позиции новой и более высокой парадигмы.
Поэтому они, как и все мы, ретроспективно перечитываем более ранние события нашей жизни с этой новой точки зрения, и мы склонны думать, что этой точки зрения мы придерживались с самого начала. Когда мы думаем о себе в возрасте 4 или 5 лет, думаем о наших родителях, родственниках и друзьях, мы представляем себе, что они думали о нас, как они относились к определенным вещам, что приходило им на ум. Но, на самом деле, мы не могли делать ничего подобного в то время! Мы в том возрасте не могли принять на себя роль другого. Поэтому мы автоматически (и бессознательно) «перечитываем» всю нашу жизнь с перспективы недавно появившегося мировоззрения и представляем себе, что все это существовало с самого начала!
Само собой разумеется, это полностью искажает действительно происходившее в более ранние периоды. Память — это последнее, на что вы можете опираться при рассказе о вашем детстве. И это приводит к всевозможным проблемам. Романтики воображают, что детство — это замечательное время, когда вы видели мир точно таким же, как теперь, только он казался вам удивительно доброжелательным и непосредственным, миром радости и свободы. Архаичное мировоззрение лишено дуализма и представляет собой райское состояние, магическое — это полный волшебства мир чудес, мифическое предоставляет человеку широкие духовные возможности, и, черт возьми, все это так изумительно и свободно. Тогда как они, романтики, которые обладают доступом к более высокому уровню мировоззрения, основанному на рефлексивном понимании, просто читают историю задом наперед, и если бы они могли бы действительно видеть этот период (например, на видеозаписи), они начали бы отрицать, что это вообще реально!
Сатанинское насилие и НЛО
В: Так можно ли как-то возвратить воспоминания детства?
КУ: Впечатления различных событий детства, конечно, присутствуют в сознании как своего рода последствия травм души. И эти впечатления сохраняют мировоззрение того уровня, которым обладал человек, когда они были получены, обычно архаичное или магическое.
Но когда эти впечатления вспоминаются взрослыми людьми, они интерпретируются полностью в терминах более высокого уровня мировоззрения, которым они теперь обладают. Всевозможные нынешние заботы могут быть сведены к этим изначальным впечатлениям, поэтому кажется, что эти заботы окружали нас с самого начала. Все выглядит совсем не так, будто вы даете иное толкование этим ранним впечатлениям, потому что это делается подсознательно или бессознательно, и поэтому вы видите только доступный сознанию результат этой обширной работы пересмотра.
В определенных интенсивных состояниях регрессии — при использовании психотерапии, некоторых практиках медитации, под воздействием гипноза или определенных наркотиков, при каких-то интенсивных усилиях — можно получить доступ к этим изначальным впечатлениям (при этом более высокая парадигма временно отходит в сторону). Но даже в этом случае через несколько минут более высокий уровень мировоззрения вновь начинает господствовать, и тогда люди начинают «перечитывать» эти впечатления. И мы должны быть очень осторожны относительно этого.
В: Сатанинское ритуальное насилие над детьми?
КУ: Да, это один из примеров. Не важно, что ФБР не нашло ни одного свидетельства ритуальных убийств детей. Эти люди искренне полагают, что такое случилось с ними. Они не чувствуют, что они сами это выдумывают. Эти впечатления могут быть очень яркими, очень похожими на реальность. Эти люди легко пройдут испытание на детекторе лжи, потому что это переделывание воспоминаний произошло бессознательно.
Сансара — очень жестокое место. Сансару можно метафорически описать как царство ритуального насилия. В основе своей это механизм террора. И люди должны справиться с этим кошмаром. Один из самых простых путей состоит в том, чтобы сказать себе, что это ритуальное насилие имеет место в вашей личной истории. Поэтому вы начинаете искать в вашем детстве «воспоминания» и в конечном счете с небольшой помощью дружески настроенного психотерапевта, оказываетесь абсолютно уверены: вы видели маму с ножом мясника. Изначальное впечатление, вероятно, передано достаточно верно: у мамы был нож, она разрезала индейку на день Благодарения, и это впечатление совершенно реально. Но оно было бессознательно переделано, и теперь вы представляете себя индейкой. А иногда вам самим хочется взяться за нож, и вы с легкостью находите оправдание своему желанию.
В: Похищения пришельцами? Похищения НЛО? Все эти истории имеют очень похожую структуру. Те же самые события продолжают происходить вновь и вновь. Похищение, медицинские эксперименты, анализ кала и сбор спермы, возвращение на землю, часто с посланием для человечества. И это действительно меняет жизнь этих людей.
КУ: Я думаю, что изначальные впечатления могли бы относиться к точке опоры 2, точке опоры 1 или даже точке опоры 0. Но они очень сильно изменены бессознательным. Возможно, даже оказываются затронутыми некоторые архетипы Юнга — Юнг полагал, что НЛО были спроектированными архетипами. НЛО и анальный осмотр: здесь Фрейд встречается с Юнгом.
Многие люди искренне верят во все это. Возможно, в эти впечатления был внесен даже какой-то более высокий духовный опыт. Но сами впечатления сохраняют черты очень эгоистического мировоззрения. Представьте себе: человечество входит в новую фазу развития под руководством нового инопланетного интеллекта. И из всех людей во всем мире именно вы выбраны для передачи этого сообщения. Пришельцы собирают вашу сперму или яйцеклетки, потому что они планируют с помощью этого материала создать новую расу. И вы должны стать отцом или матерью этой новой расы. Для этого требуется приход нового Спасителя или новое непорочное зачатие.
Вы не можете стать еще более нарциссичным или эгоцентричным, чем в данном случае. По-моему, были пробуждены некоторые очень глубокие феномены точки опоры 2 (или более ранней стадии), а затем они слились с современными «данными» о спасении планеты. Намерение заслуживает уважения, но оно не может скрыть проявления изначальной идеи во всех этих фантазиях: вы — центр нового мира, отец или мать новой и более высокоразвитой расы.