Часть 3: Поверхность 165 4 страница

Часть 3: Поверхность 165 4 страница - student2.ru

Рисунок 2—3. Меньшие пространства

В: Поэтому мы должны помнить обе части этой прогрессии: больше глубины, меньше пространства.

КУ: Да. При обсуждении эволюции, возможно, следует держать в памяти обе эти диаграммы. Первая диаграмма показывает принцип «превосходит и включает» — фактическое увеличение охвата, включения, обладания, при котором уровень становится «большим» в смысле «более глубоким». Он содержит или охватывает все больше уровней или измерений действительности, находящихся внутри него как часть его бытия, его совокупной индивидуальности. Поэтому он более значителен: он означает, что все больше Космоса принадлежит к нему, так же как молекула содержит внутри себя атомы, как бы окутывая их своим собственным существом. Но вторая диаграмма напоминает нам, что число холонов на более глубоких измерениях становится все меньше и меньше. Рисунок 2—2 — глубина, рисунок 2—3 — пространство. Одно становится больше, другое становится меньшим. Больше глубины, меньше пространства.

Космическое сознание

В: Но самый высокий уровень — это Дух. Разве Дух не всюду? Он не есть уровень, он повсюду.

КУ: Каждый уровень превосходит своего предшественника и включает его в себя. Дух превосходит все, так что он включает в себя все. Он совершенно вне этого мира, он полностью охватывает каждый холон в этом мире. Он проникает во все явления, но он не есть простое проявление. Является ли он вездесущим? Дух существует на каждом уровне и измерении, но он не просто какой-то уровень или измерение. Он превосходит все, включает в себя все явления, как Основание без основания или Пустота во всех проявлениях.

Так что Дух — и самый высокий «уровень» в холархии, и та бумага, на которой написан план холархии. Это самая высокая ступень лестницы, но также и древесина, из которой лестница сделана. Дух является и Целью, и Основанием всей последовательности. Я думаю, что это станет более очевидным, когда мы продолжим далее.

В: Я не хочу забегать вперед, но это тоже приводит нас к экологической этике.

КУ: Да, суть подлинной экологической этики в том, что мы должны превзойти и включить в себя все холоны в истинном объятии. Поскольку в человеке есть материя, жизнь и разум сами по себе, то мы, конечно же, должны уважать эти холоны не только за их внутреннюю ценность, которая, безусловно, является самой важной, но также и потому, что они есть компоненты нашего собственного существа, и разрушение их убийственно и для нас. Неразумно причинять вред биосфере, ведь этот вред в конечном счете вернется к нам и будет разрушать нас извне. Ведь биосфера находится буквально внутри нас, является частью самого нашего бытия, составной частью нашей индивидуальности. Разрушать биосферу — внутреннее самоубийство, а не только внешняя проблема.

Итак, мы можем обладать глубоким экологическим сознанием, не будучи экологами и не сводя все к простой биосфере. Нам нужен подход, который превосходит экологию и включает ее в себя, потому что ноосфера превосходит биосферу и включает ее в себя, а та превосходит физиосферу и включает ее в себя. Нам не нужен подход, который ставит экологию в привилегированное положение и сводит ее к одномерной жизни, к поверхностной сети жизни.

В: Но многие экофилософы и экофеминисты говорят о мистическом единстве с природой, о том, что Бак называл «космическим сознанием», в котором все существа рассматриваются как равные, без иерархии вообще. Нет высшего или низшего, есть только великая сеть жизни.

КУ: Да, такой вид мистического опыта равенства обычно присутствует на более высоких стадиях человеческого развития.

Но здесь есть две совершенно другие проблемы. Человеческая личность действительно может расширяться, чтобы включать в себя Все — давайте назовем это Космическим сознанием, unio mystica, — также, как на рисунке 2—2. Индивидуальность растворяется в Духе и, таким образом, охватывает Космос — превосходит все, включает в себя все. И это прекрасно. Но число людей, действительно понимающих эту высшую личность, очень, очень, очень мало. Другими словами, эта очень большая глубина имеет очень маленькую ширину. Как всегда, чем больше глубина, тем меньше пространство.

Но в этом опыте сознание действительно едино со Всем, с Космосом. И в этом сознании все существа, высокого или низкого уровня, священные или мирские, действительно рассматриваются как совершенные проявления Духа, именно такими, какие они есть, — ни низшими, ни высшими. Высшая глубина есть высшее единство со Всеми, с Космосом.

Но это осознание не дается всем существам одинаково, хотя все существа — равные проявления Духа. Это осознание — результат процесса развития и эволюции, связанного с ростом и преодолением.

Но теоретики поверхностной сети жизни просто сосредоточивают свое внимание на равенстве всех существ и выпускают из внимания холархию реализации. Они думают, что если креветка и обезьяна — совершенные проявления Божественного (которыми они на самом деле и являются), то между ними нет никакого различия по глубине. Этот подход является редукционизмом в самом болезненном его варианте.

Поэтому мы хотим, чтобы наша экологическая этика считала все холоны без исключения проявлениями Духа, и в то же самое время была в состоянии различать внутреннюю ценность холона. Она должна понимать, что намного лучше пнуть камень, чем обезьяну, намного лучше съесть морковь, чем корову, намного легче питаться злаками, чем млекопитающими.

Если вы соглашаетесь с этими утверждениями, то вы признаете наличие холархии ценностей, градации по глубине и внутренней ценности. Большинство эко-философов соглашается с такими утверждениями, но они не могут объяснить, почему, потому что их иерархия отрицает иерархию. У них есть только поверхностная сеть жизни и биологическое равенство, которое не

Только внутренне противоречиво, — оно парализует Полезность действий, а также наносит вред внутренним ценностям.

Спектр сознания

В: Хорошо, я очень хочу вернуться ко всему этому (в третьей части), но мы должны придерживаться одного курса. Мы говорили о направлении эволюции, телосе Космоса, которое не случайно, а имеет направление.

КУ: У эволюции есть направление, да. Это обычно выражается словами «порядок из хаоса». Говоря иначе, движение к большей глубине. Когда случай побежден, возникает смысл — внутренняя ценность Космоса, увеличивающаяся с каждым шагом развития.

В: Это, на самом деле, последний принцип, который я хочу обсудить. В этом принципе вы приводите различные признаки направления эволюции. Общая тенденция эволюции заставляет мир развиваться в направлении увеличения сложности, наращивания различий/единства, усложнения организации/структуры, увеличения относительной автономии, роста телоса.

КУ: Да, это некоторые из общепринятых, то есть принятых наукой направлений эволюции. Эволюция не означает отсутствие регресса и разрушения. Распад — это одна из четырех способностей любого холона. И это также не означает, что каждое краткосрочное развитие должно следовать этим направлениям. Как говорит Майкл Мерфи, эволюция больше петляет, чем прогрессирует. Но на долгом пути у эволюции есть общий телос, общее направление, которое становится особенно очевидным с увеличением дифференциации — от атома к амебе и обезьяне!

Все эти научные описания вообще-то можно обобщить так: основное направление эволюции — увеличение глубины. Это космическая сила самопреодоления — выходить за пределы того, что было прежде, и включать в себя то, что было прежде, увеличивая, таким образом, свою собственную глубину.

В: И вы также связываете это с сознанием, поскольку вы добавляете: «Чем больше глубина холона, тем больше его степень сознания».

КУ: Да. Сознание и глубина синонимичны. Все холоны имеют свою степень глубины, насколько бы малы они были, потому что физический размер не определяет глубину. И в процессе эволюции глубина становится все больше и больше — сознание становится все сложнее и сложнее. Какую бы глубину не имели атомы, молекулы имеют большую. И глубина клеток намного больше, чем у молекул. А у растений она больше, чем у клеток. А у приматов больше, чем у растений.

Существует спектр глубины, спектр сознания. И эволюция раскрывает этот спектр. Сознание развивается все дальше, все больше осознает себя и все больше себя проявляет. Дух, сознание, глубина — так много слов для одной и той же вещи.

В: Значит, поскольку глубина есть всюду, сознание тоже есть повсюду?

КУ: Сознание — это просто то, как глубина выглядит изнутри. Поэтому да, глубина есть всюду, сознание тоже есть повсюду и Дух также есть всюду. И когда глубина увеличивается, сознание все более и более пробуждается, все более и более раскрывает духовное измерение. Сказать, что эволюция порождает все большую глубину, то же самое, что просто сказать, что она все больше раскрывает сознание и охватывает сознанием предыдущие стадии.

В: Вы используете термины «раскрывает» и «охватывает».

КУ: Дух раскрывается с каждым новым преобразованием и одновременно охватывает старый уровень своего собственного существования и переходит на новую стадию. Превосходит и включает в себя, раскрывает и охватывает, создает и любит, Эрос и Агапе — это различные способы сказать одно и то же. Мы можем очень Просто обобщить все это: эволюция выходит за пределы того, что было прежде, и включает в себя то, что было прежде, сама ее природа заключается в преодолении и включении. Таким образом, у нее есть внутреннее направление, тайный импульс: увеличение глубины, рост внутренней ценности, развитие сознания. Чтобы вообще двигаться вперед, эволюция должна двигаться по этим правилам — ей больше некуда идти!

В: Общая точка бытия?

КУ: На самом деле, их несколько. Во-первых, так как Вселенная имеет направление развития, у нас самих также есть направление развития. В движении есть смысл, в развитии есть внутренняя ценность. Как выразился Эмерсон, мы лежим на коленях высшего сознания, которое по-другому называется Духом. Существует тема, вписанная в подлинный Космос. Существует узор на стене Пустоты. В каждом жесте есть смысл, в каждом взгляде есть красота.

Мы, и все существа как таковые, связаны этим смыслом, находимся в потоке заботы и глубокой ценности, высшей значимости, врожденного понимания. Мы — неотъемлемая часть этого великого разума, Духа-в-действии, этого «Бога в процессе творения». Мы не должны думать о Боге как о мифической фигуре, которая находится вне мира, управляя судьбами людей. Также мы не должны представлять его себе как имманентную Богиню, потерявшуюся в формах своих произведений. Эволюция является и Богом, трансцендентной и имманентной Богиней. Он имманентен, так как выходит за пределы сознания и включает в себя саму ткань Космоса; но он всегда превосходит свое собственное творение и в каждый момент времени является новым.

Я верю, что мы должны пробудиться как часть этого Духа. Сам Дух в нас должен осознать себя, или просветлиться, как сказали бы некоторые, стать сверхсознанием. Глубина увеличивается от подсознания через самосознание к сверхсознанию, этот путь ведет к ошеломляющему признанию полного единства с сияющим Всем и осознанию себя этим Единством.

Что же вы думаете, по-вашему, это безумие? Не правда ли, все мистики и мудрецы безумны? Потому что они все рассказывают разные варианты одной и той же истории, не так ли? Истории пробуждения одним чудесным утром и понимания, что вы — одно целое со Всем, и это единство бесконечно и вечно.

Да, возможно, они и являются сумасшедшими, эти божественные чудаки. Возможно, они просто слепые идиоты перед лицом Бездны.

Но я думаю, что развитие эволюции действительно идет от материи через тело и душу к духу, и каждая стадия превосходит предыдущую, обретая большую глубину, более сильное сознание и более широкий охват. И на самых высоких пределах развития, возможно, сознание человека действительно касается бесконечности — полный охват полного Космоса, космическое Сознание, или Дух, пробужденный в своей собственной истинной природе.

Это, по крайней мере, возможно. И скажите мне: разве вы считаете, что истории, рассказываемые мистиками и мудрецами во всем мире, более безумны, чем история научного материализма, и вся их единственно возможная последовательность, о которой мы говорили, не более чем рассказ идиота, полный слов и эмоций, но не означающий абсолютно ничего? Прислушайтесь к себе внимательно: какая из этих двух историй, на самом деле, кажется вам полным безумием?

Я скажу вам, что я думаю по этому поводу. Я думаю, что мудрецы — это и есть вершина эволюционного развития. Я думаю, что они — лидеры движения самопреодоления, которые всегда выходят за пределы того, что было прежде. Я думаю, что они воплощают в себе само стремление Космоса к большей глубине и более Широкому сознанию. Я думаю, что они представляют собой луч света, мчащийся на свидание с Богом.

И я думаю, что они указывают на ту же самую глубину в вас и во мне, во всех нас. Я думаю, что они включены в Единое, и их голосами говорит Космос, через их глаза сияет Дух. И я думаю, что они раскрывают нам облик завтрашнего дня. Они открывают нам нашу собственную судьбу, которая также существует уже сейчас, в безвременности этого самого момента. В этом удивительном понимании голос мудреца становится вашим голосом, глаза мудреца становятся вашими глазами, вы начинаете говорить на языке ангелов и гореть божественным светом, который сиял всегда и никогда не гас. Вы узнаете ваше истинное Лицо в зеркале самого Космоса: ваша личность действительно есть Все, и вы больше не часть этого потока, вы — сам поток, и Все раскрывается не вокруг вас, а внутри вас. Звезды сияют уже не там, а здесь. Новые звезды возникают в глубине вашего сердца, а солнце сияет в вашем сознании. Поскольку вы превзошли все, вы можете охватить все. Здесь нет никакого завершенного Целого, есть только бесконечный процесс, и вы — открытость, или ясность, или чистая Пустота, в которой непрерывно раскрываются все процессы — божественно, чудесно, постоянно и легко.

Вся игра закончена, этот кошмар эволюции прекратился, и вы находитесь точно там же, где и были до начала шоу. С внезапным шоком от совершенно очевидного, вы узнаете ваше собственное Подлинное Лицо, лицо, которое у вас было до Большого взрыва, лицо полной Пустоты, которое улыбается как все существа и поет как целый Космос. И все это исчезает в изначальном взгляде, остается только улыбка и отражение луны в тихом пруду в кристально ясную ночь.

Глава 3

Слишком человеческое

В: Разговор о сверхсознании забегает немного вперед нашей истории! Мы только что осветили ход эволюции до появления людей, до зарождения ноосферы. Вы говорите, что на каждой отдельной стадии своего развития человеческое сознание также следует двадцати принципам. Так что существует непрерывность в развитии, от физиосферы к биосфере и ноосфере.

КУ: Это все объясняет, не так ли? И поскольку эволюция сейчас перемещается в ноосферу, то, основываясь на работах многочисленных исследователей, например, Жана Гебсера, Питирима Сорокина, Роберта Белла, Юргена Хабермаса, Мишеля Фуко, Питера Бергера, и это лишь немногие, мы можем выделить преобладающие в различные эпохи человеческого развития «мировоззрения». Эти стадии, эти мировоззрения, можно в итоге назвать как архаическое, магическое, мифическое, рациональное и экзистенциальное.

В: Которым вы также ставите в соответствие основные стадии технологического и экономического развития?

КУ: Да, вот они: доисторическая, садоводческая, аграрная, индустриальная и информационная. (Вы можете увидеть их на рисунке 5—2 и на развороте, предшествующем титульному листу. )

В: В каждой из этих стадий вы выделяете тип экономического производства, мировоззрения, уровень технологии, морально-этические нормы, юридические кодексы, типы религии...

КУ: И здесь мы также начинаем обращать внимание на статус мужчин и женщин в каждой из этих стадий. Поскольку относительный статус мужчин и женщин очень сильно менялся на протяжении каждой из стадий, возникла идея найти различные факторы, которые повлияли на эти изменения.

В: К этим стадиям относится и патриархат?

КУ: В общем, да. Основываясь на интересных работах современных исследователей феминистского толка, таких как Кей Мартин, Барбара Вурхис, Джойс Нильсен и Дженет Чефец, мы можем полностью восстановить относительный статус мужчин и женщин в каждой из пяти (или около того) главных стадий развития человека.

Если мы объединим все эти источники, мы получим пять или шесть главных стадий технико-экономического развития, как они выделены, например, Джерардом Ленским. Также мы можем определить относительный статус мужчин и женщин в каждой из этих стадий, как это было сделано Чефец, Нильсен и другими; а кроме того, провести соответствия с мировоззрениями, как поступили Гебсер и Хабермас.

Используя эти источники и многие другие, которые мы не будем разбирать детально, мы можем прийти к довольно стабильным умозаключениям об относительном статусе мужчин и женщин в каждой из этих эпох, и, что более важно, мы можем выделить факторы, которые повлияли на появление этих различий в статусе.

Доисторическая эпоха

В: Давайте сначала приведем несколько примеров, чтобы точно понять, что вы имеете в виду.

КУ: В обществах доисторической эпохи (так называемых обществах охоты и собирательства) роли мужчин и женщин были четко очерчены и резко разделены. Мужчины, действительно, в основном занимались охотой, а женщины были заняты сбором плодов и воспитанием детей. Удивительно: 97 процентов времени доисторической эпохи люди следовали этим довольно жестким принципам.

Но так как у людей было мало имущества, колесо тогда еще не было изобретено, не существовало никакого особого акцента на ценности сферы мужского или женского. Мужская работа была мужской работой, а женская работа была женской, и они никогда не должны были пересекаться. В то время существовали очень сильные табу, особенно по поводу менструации у женщин, но это, кажется, не влияло на появление каких-либо различий в статусе.

Из-за этого некоторые феминистки восхваляют доисторические общества. Но я думаю, что ни одна из этих феминисток не была бы рада существовавшей тогда жесткости тендерных ролей.

В: Когда появились эти общества?

КУ: Общества доисторической эпохи впервые появились где-то между миллионом и четырехстами тысячами лет назад. Хабермас указывает на то, что первых людей от обезьян гоминидов отличала не экономика и даже не инструменты, а скорее изобретение роли отца — он называет этот процесс «фамилизацией мужчины». Участвуя и в направленной на получение пропитания охоте, и в воспроизведении потомства, отец соединил эти две сферы ценности и положил начало уже собственно человеческой эволюции. Так как беременные женщины не могут участвовать в охоте, эта работа досталась мужчине.

Но с началом фамилизации мужчины возникает одна-единственная, огромная, постоянная и кошмарная задача, которую пытаются решить все последующие цивилизации: приручение тестостерона.

Умри или убей - этот принцип теперь на службе семейного человека. Это слишком забавно, вы так не думаете? В любом случае племенная структура основана на семействе или родстве, и разные племена, с различными родственными связями и происхождением, находились в очень напряженных отношениях друг с другом. Вы либо находитесь на стороне победителей, либо на стороне побежденных.

В племенах доисторической эпохи средняя продолжительность жизни, согласно Ленски, была примерно двадцать два с половиной года. Мы, конечно, говорим об изначальной племенной структуре, а не о современных народах, которые прошли уже сотни тысяч лет дальнейших этапов развития. Изначальная племенная структура представляет собой маленькую группу, основанную на общем происхождении и родстве, и племя доисторической эпохи добывает себе пропитание путем охоты и собирательства.

Экомаскулинисты (сторонники глубинной экологии) особенно любят этот период, главным образом потому, что они берут из него то, что им нравится в этих обществах, и игнорируют все остальное, как будто в истории можно выбирать.

В: Они любят эти общества, потому что они были экологически чистыми.

КУ: Некоторые общества с племенной организацией были экологическими, а некоторые определенно не были. Некоторые племена резали, рубили и сжигали, а некоторые были ответственны за исчезновение целых видов животных или растений. Как пишет Теодор Росжак в книге «Голос Земли», «священное» отношение к природе ни в коем случае не гарантировало экологически чистую культуру, хотя сегодня многие исследователи любят считать, что это было именно так.

Мужчины и женщины всюду и всегда грабили окружающую среду, главным образом, по причине простого невежества. И даже высокоразвитая культура майя исчезла в значительной степени из-за вырубки тропических лесов континента. Последствия невежества в вопросах о влиянии окружающей среды в нашу эпоху намного серьезнее, просто потому что потенциал разрушения окружающей среды у современности намного более мощный. Невежество племенных обществ, с другой стороны, обычно было более умеренным; но невежество есть невежество, и ему, конечно, не стоит подражать. Нехватка предметов и средств производства в доисторическую эпоху не означает отсутствие мудрости.

Поэтому некоторые люди сегодня действительно восхваляют племенные общества за их «экологическую мудрость», их «почтение к природе» или их «лишенное агрессивности поведение». Но я не думаю, что актуальные свидетельства полностью поддерживают любое из таких представлений. Я сам уделяю внимание примитивным племенным обществам по совершенно другим причинам: мы все сыновья и дочери племен. Примитивные племена, на самом деле, есть наши корни, основа, на которой будет строиться все последующее развитие человека. Это тот важный первый этаж, на который опирается так много последующих этажей нашей истории.

Существующие сегодня племена, сегодняшние нации и сегодняшние культуры, достижения настоящего времени — все указывает на их прямое происхождение от основного племенного холона, на котором построено генеалогическое древо человечества. И, оглядываясьназад, изучая наших предков в этом свете, я поражаюсь и выражаю свое восхищение удивительным творческим потенциалом — изначальным прорывом творческого начала, — который позволил людям подняться выше данной им природы и начать строить ноосферу. Этот процесс опустил Небеса на Землю и возвеличил Землю до Небес, и в конечном счете он свяжет все народы мира, если хотите, в одно глобальное племя.

Но для того, чтобы это произошло, первобытные примитивные племена должны были найти способ превзойти свои изолированные племенные структуры родства: они должны были перейти к трансплеменным сообществам и к сельскому хозяйству, пришедшему на смену охоте и обеспечившему средства для этого нового перехода.

Садоводство

В: Так значит, доисторическая эпоха в конечном счете уступила место сельскому хозяйству. Вы указываете, что есть два совершенно различных типа сельского хозяйства: садоводческая культура и аграрная.

КУ: Да, садоводство основано на мотыге, или простой палке для рытья, аграрное производство основано на тяжелом плуге, приводимом в движение животными.

В: Это выглядит как очень маленькое различие, но для вас оно очень важно.

КУ: Оно действительно очень значительно. Роющая палка или простая мотыга довольно легко могут использоваться беременной женщиной, и, таким образом, матери, как и отцы, были способны выполнять работу в саду. Что они и делали. В действительности, около 80 процентов продовольствия в этих обществах было произведено женщинами (мужчины, конечно, все еще продолжали заниматься охотой). Поэтому неудивительно, что приблизительно у трети этих обществ божествами были только женщины, и примерно у трети божествами были как мужчины, так и женщины, и статус женщин в таких обществах был примерно равен статусу мужчин, хотя их роли, конечно же, были по-прежнему резко разделены.

В: Эти общества были матриархальными?

КУ: Точнее матрифокальными. Матриархальное общество, строго говоря, это доминирование и управление матерей, и никогда не было никаких строго матриархальных обществ. Скорее эти общества были в значительной степени «эгалитарными», с примерно равным статусом мужчин и женщин; и во многих из таких обществ родственная связь действительно определялась по матери, или, говоря другими словами, они имели «матрифокальную» организацию. Как я уже сказал, примерно одна треть этих обществ поклонялась только женским божествам, особенно Великой Матери в ее различных проявлениях, и, наоборот, почти каждое известное общество с культом Великой Матери является садоводческим. Начало истории таких обществ — приблизительно десять тысяч лет до нашей эры, как на Востоке, так и на Западе.

В: Это любимый период экофеминистов.

КУ: Да, они любят эти общества, а также некоторые приморские, основанные на рыболовстве. Если экологические маскулинисты предпочитают общества доисторической эпохи, экофеминисты очень любят садоводческие общества культа Великой Матери.

В: Потому что они жили в гармонии с сезонными циклами природы, а также были внимательны к экологии?

КУ: Да, пока совершались эти ежегодные ритуальные человеческие жертвоприношения, чтобы Великая Мать была счастлива, а зерновые культуры давали урожай, все находились в гармонии с природой. Средняя продолжительность жизни, согласно исследованию Ленского, была приблизительно двадцать пять лет, что также довольно естественно.

Вы видите, что здесь есть та же самая проблема, что и у экомаскулинистов, которые восхваляют предыдущую доисторическую эпоху за то, что племена должны были общаться с подлинной природой. Но что такое «настоящая природа»? Экофеминисты утверждают, что эти ранние сельскохозяйственные общества жили в гармонии с сезонными циклами природы, общались с землей, то есть с чистой природой, не измененной деятельностью людей. Но экомаскулинисты гневно осуждают сельское хозяйство любого вида как первое насилие над природой, потому что больше не происходит сбор того, что предлагает сама природа; ведется искусственная обработка природы. Люди сельскохозяйственной культуры врываются в природу, царапают ее лицо своими технологиями сельского хозяйства, начинают насиловать землю. Рай экофеминистов — это начало ада с точки зрения экомаскулинистов.

Итак, как считают экомаскулинисты, садоводство принадлежит культу Великой Матери, и именно под покровительством Великой Матери было начато ужасное действо сельского хозяйства, массовое преступление, которое впервые установило господство человеческого производства над огромной и нежной природой. И восхваление этого периода — просто человеческое незнание в его самой худшей форме.

В: Вы, кажется, не превозносите ни доисторическую, ни садоводческую эпоху?

КУ: Эволюция ведь продолжает свое движение, не так ли? Кто мы такие, чтобы указывать на один период развития и говорить, что все после этого периода было колоссальной ошибкой, отвратительным преступлением? С чьей именно точки зрения? Если мы действительно находимся в руках Великого Духа или Великой Матери, то почему мы думаем, что она не знает того, что делает? Чье же это господство?

В любом случае мы находимся на три или четыре основных технологических эпохи выше этого периода, и я сомневаюсь, что эволюция прислушается к нашим молитвам и повернет назад.

В: Вы часто обращаетесь к «диалектическому прогрессу».

КУ: Да, идея в том, что каждая стадия развития в конечном счете сталкивается со своими собственными внутренними ограничениями, которые могут действовать как спусковые механизмы для силы самопреодоления. Внутренние ограничения создают своего рода замешательство или даже хаос, и система или ломается (самораспад), или превосходит этот хаос, развиваясь к более высокой ступени порядка (самопреодоление) — так называемый порядок из хаоса. Этот новый и более высокий порядок не содержит ограничений своего предшественника, но в нем появляются его собственные ограничения и проблемы, которые не могут быть решены на том же самом уровне.

Другими словами, за каждый эволюционный шаг вперед платится своя цена. Старые проблемы решены или преодолены, только теперь появляются новые, и иногда более серьезные трудности. Но романтики возврата к природе — будь то экомаскулинисты или экофеминисты — просто берут проблемы последующего уровня и сравнивают их с достижениями предыдущего, и, таким образом, утверждают, что после их любимой эпохи наступил регресс. Это довольно извращенный взгляд на вещи.

Я думаю, что все мы признаем и уважаем великие достижения прошлых культур во всем мире и пытаемся сохранить и понять всю их мудрость, какую только можем. Но поезд, что бы ни происходило, с самого первого дня находится в движении самопреодоления, и если мы будем пытаться двигаться вперед, глядя только в зеркало заднего обзора, это, вероятно, будет причиной серьезных аварий.

В: Вы говорите о том, что наша эпоха также когда-нибудь закончится.

КУ: Никакая эпоха не является, в конце концов, особой. Мы все глупцы с точки зрения завтрашнего дня. Процесс продолжается. И Дух находится в процессе эволюции, а не принадлежит к какой-то особой эпохе, времени или месту.

Аграрная культура

В: Я хочу вернуться к нашему разговору. Мы говорили о садоводческих обществах и возможности перехода к аграрному производству. И хотя оба периода связаны с сельским хозяйством, это изменение от мотыги к плугу для вас было очень важно.

Наши рекомендации