На каждом занятии будет осуществляться работа в форме терминологического диктанта или решения обязательных задач (не включенных в данную методичку)
Тема 1. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Часа
Цель семинара: Дать комплексную характеристику и провести классификацию источников экологического права.
П л а н
1. Экологическое право как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина. Экологическая безопасность России.
2. Предмет, задачи, методы и принципы правового регулирования экологического права.
3. Система экологического права, его соотношение с другими отраслями права. Конституционные основы экологического права.
4. Экологические отношения, их структура и содержание. Объекты охраны окружающей среды, субъекты экологических отношений.
5. Понятие, особенности, классификация источников экологического права.
6. Система источников экологического права: законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; соотношение законодательства федерации и ее субъектов; нормативные акты министерств, органов местного самоуправления; экологизированные нормативные акты других отраслей права.
7. Роль судебной и арбитражной практики в регулировании экологических отношений.
Задания студентам на самостоятельную работу.
1. Отобразите на схеме комплексную систему источников экологического права.
2. Охарактеризуйте основные виды источников экологического права.
3. Используя материалы судебно-арбитражной практики, определите, является ли она источником экологического права.
4. Отобразите на схеме систему принципов экологического права.
5. Отобразите на схеме систему экологического права как отрасли
6. Дайте понятие предмета и метода экологического права. Охарактеризуйте виды методов регулирования экологических отношений.
7. Подготовить реферативное сообщение на тему:
— Разграничение норм экологического и гражданского права как один из принципов экологического законодательства.
— Правовая связь экологического права с другими отраслями права.
— Окружающая среда как основа жизни и деятельности человека.
— Важнейшие природные объекты окружающей среды, их правовой статус.
— Участие граждан и объединений в решении вопросов, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.
— Понятие и система источников экологического права.
— Конституционные основы экологического законодательства.
— Закон РФ «Об охране окружающей среды» как основной источник экологического права.
— Современные аспекты развития экологического законодательства.
— Процессуальный порядок принятия законов в субъектах Российской Федерации.
Тема 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
4 часа
Цель семинара: дать комплексную характеристику института права собственности на природные ресурсы, выявить основные характеристики институты права собственности.
П л а н
1. Понятие и значение права собственности на природные ресурсы. Виды права собственности: государственная, муниципальная, частная.
2. Объекты и субъекты права собственности.
3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты.
4. Право государственной собственности на природные ресурсы. Федеральная собственность и собственность субъектов Федерации. Муниципальная собственность.
5. Право частной собственности на природные ресурсы. Общая собственность.
6. Защита и гарантии прав на природные объекты.
7. Понятие права природопользования: юридические и физические лица. Права и обязанности природопользователей.
8. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений природопользования. Лицензия, договор, государственный акт.
Задания студентам на самостоятельную работу:
ЗАДАЧИ
1. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области все водные объекты, расположенные на ее территории, объявлены региональной собственностью.
Дайте оценку правомерности Постановления областного правительства.
2. Постановлением районной администрации гражданину Тарасову был предоставлен в собственность земельный участок, на котором росли деревья и кустарники.
Приобрел ли гражданин Тарасов право частной собственности на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на его участке?
3. Постановлением администрации муниципального образования гражданке Сидоровой был предоставлен в собственность земельный участок, на котором она построила дом и пробурила скважину для бытового водопользования.
Правомерны ли действия гражданки Сидоровой? Возникнет ли у нее право собственности как на земельный участок, таки на пробуренную скважину?
4. Губернатор Сахалинской области своим решением объявил континентальный шельф вокруг острова Сахалин национальным достоянием и собственностью Сахалинской области.
Проанализируйте и дайте конституционную оценку действиям губернатора Сахалинской области.
5. Высший представительный орган Иркутской области объявил реку Ангара, которая является притоком Енисея, а также расположенную на ней гидроэлектростанцию собственностью Иркутской области.
Правомерны ли действия регионального представительного органа?
6. Гражданин Вестов, имеющий в собственности земельный участок, обнаружил на нем общераспространенные полезные ископаемые и стал использовать их для своих личных целей. По просьбе соседа Иванова Вестов разрешил ему также пользоваться песком и глиной со своего участка.
Правомерны ли действия гражданина Вестова? В чьей собственности находятся общераспространенные полезные ископаемые, расположенные на земельных участках, предоставленных в частную собственность?
7.ООО «Гравит» выиграло конкурс, оформило договор аренды и получило лицензию на право пользования участком недр, где, после государственной регистрации документов, начало добывать полезные ископаемые.
Чьей собственностью будут добытые полезные ископаемые?
8. Решением местной администрации гражданину Петрову был предоставлен в собственность земельный участок, расположенный непосредственно на берегу Волги, и часть прилегающей акватории реки.
Правомерны ли действия местной администрации?
9. Охотник оформил лицензию на право добычи лося. Охота оказалась для охотника удачной.
Чьей собственностью будет добытый лось?
10. Городская администрация объявила о том, что земля, на которой расположен город, и все природные объекты на ней являются муниципальной собственностью.
Дайте оценку действиям городской администрации.
Вправе ли муниципальное образование иметь в собственности земельные участки, водные объекты, древесно-кустарниковую растительность?