IV. Диктант с комплексными заданиями

Берегитесь бури!

Буря может вырвать с корнем дерево в лесу, потопить корабль в море, поломать самолет в воздухе. Поэтому к ней надо готовиться. Когда приближается буря, по проводам и по радио бегут телеграммы: «Моряки, берегитесь! Будет буря!», «Рыбаки, не выходите в море! Будет буря!», «Колхозники, убирайте сено! Будет буря!».

(По Ильину и Е. Сегал.)

Задания: 1. Объяснить постановку знаков препинания. 2. Указать примеры обозначения мягкости согласных: 1) при помощи букв е, ё, я, и; 2) при помощи ь. 3. Найти в тексте слово, в котором буква е не может обозначать мягкость предшествующего согласного; объяснить почему.

V. Фонетический разбор слов вещь, плющ, села.

Домашнее задание: фонетический разбор слов пятый, луч; упр. 302.

Урок 9. Правописание буквосочетаний с ч и щ

(в середине слова)

I. Словарно-орфографическая работа.

(77) Мело́дия. Ме́ло — ‘напев’ (греч.)

Мело́дика.

Мелоди́чный.

II. Словарный диктант с последующей самопроверкой по таблице.

Тоньше, меньше, раньше, возьмем, письменный.

III. Беседа.

— Назовите непарные твердые согласные, непарные мягкие согласные. Подумайте, если мы знаем, что [ч] и [щ] — мягкие звуки и парных твердых не имеют, надо ли обозначать их мягкость на письме. (Нет. Конечно, не надо.) В нашей орфографии есть такое правило: в середине слова в буквосочетаниях с ч и щ мягкий знак не пишется.

Упражнения.

1. Осложненное списывание Задание: списать данные ниже слова (Они записываются на доске до урока), распределив их по частям речи; подчеркнуть в них буквосочетания с ч и щ.

Женщина, кончить, коричневый, мелодично, мощный, ночлег, нянчить, помощник, точно, ячмень, почта, мечта.

Ученики списывают сначала существительные, затем прилагательные, глаголы и наречия.

2. Упражнение на подбор синонимов: к данным словам подобрать другие, близкие по смыслу, причем такие, в которых есть изучаемая орфограмма. (Найденные синонимы записываются на доске и в тетрадях.)

Родник — (источник), фотография — (карточка), обычай — (привычка), темный фон — (мрачный), обыкновенный вид — (обычный), громкий голос — (звучный).

3. Письменные ответы на вопросы. Задание: на каждый вопрос надо ответить одним словом, причем таким, в котором есть изучаемая орфограмма.

1. Как называется рабочий, специалист по бетонным работам? (Бетонщик.) 2. Рабочий, который производит кладку из камня или кирпича. (Каменщик.) 3. Рабочий, который занимается сваркой. (Сварщик.) 4. Рабочий типографии, который производит набор. (Наборщик.)

4. Объяснительный диктант с пунктуационным и орфографическим заданием на материале связного текста.

Первые листья

На могучем тополе

дружно почки лопнули.

А из каждой почки

вылезли листочки,

развернули трубочки,

распушили юбочки,

оглянулись, улыбнулись

и сказали: «Мы проснулись!»

(В. Товарков.)

Задание: указать слова с изучаемой орфограммой; объяснить постановку знаков препинания.

IV. Синтаксический разбор предложения.

Тиха, мелодична скромная песенка снегиря. (И. Соколов-Микитов.)

V. Фонетический разбор слов почта, врач, брешь.

Домашнее задание: § 59; упр. 296, 297.

Урок 10. Обозначение мягкости согласных на письме (закрепление)

I. Словарно-орфографическая работа.

(78) Стере́чь.

Подстере́чь.

Стережёшь (ч/ж).

II. Устная работа. Задание: рассказать, как обозначена мягкость согласных в словах, написанных на доске (до урока): тень, лед, ключ, ряд, синь.

III. Диктант с обоснованием — запись слов в соответствующую колонку.

Мягкость согласного перед к, б, м, г обозначается ь Мягкость согласного перед согласными на письме не обозначается
горький просьба возьми письменный область — областной честь — честный радость — радостный скорость — скоростной

IV. Словарный диктант с последующей самопроверкой по учебнику (с. 118).

Каменщик, барабанщик, кончить, помощник, лучше.

V. Устные ответы на вопросы — конструирование сложных предложений.

— Почему в буквосочетаниях с ч и щ не пишется ь?

— Почему в словах жидкость, вершина, циркуль буква и не может указывать на мягкость согласного звука, обозначенного предыдущей буквой?

— Почему на конце слова стеречь пишется ь?

VI. Запись ответа на последний вопрос (см. V). На конце слова стеречь пишется ь, потому что это глагол. В глаголах после шипящих всегда пишется ь.

VII. Объяснительный диктант.

Ручеек

— Ручеек, куда спешишь?

— К речке, к речке, мой малыш!

— Ручеек, когда ты спишь?

— Никогда не сплю, малыш!

(В. Берестов.)

Задание: объяснить постановку знаков препинания и правописание слов с шипящими на конце.

Домашнее задание: упр. 298, 299.

Урок 11. Мягкий знак после шипящих на конце

Существительных и глаголов (повторение)

I. Словарно-орфографическая работа.

(79) По́черк. Ср.: по черте.

II. Диктант с обоснованием — запись слов в соответствующую колонку.

Имена существительные Глаголы
3-е скл. не 3-е скл.
     

Полночь, глушь, дрожь, фальшь, 10 дач, 10 крыш, 5 училищ, гараж, подстеречь, беречься, не догонишь, не удержишь, не режь, не режьте.

III. Фонетический разбор слов речь, дач, меч.

IV. Объяснительный диктант.

Врунишка Чиж

— Здравствуй! — Еж сказал Чижу.

— Здравствуй! — Чиж сказал Ежу.

— Где ты был, приятель Чиж?

— Я, брат Еж, летал в Париж.

— Это ложь! — воскликнул Еж.

Чиж ответил:

— Ну и что ж...

(В. Лифшиц.)

Задание: объяснить постановку знаков препинания и правописание существительных на шипящую.

V. Устные упражнения с элементами занимательности. Задание 1. Прочитать написанное на доске слово, потом произнести в обратном порядке звуки, чтобы получить из слова лен цифру; из слова лей — название дерева; из слова лай — название лодки; из слова люк — название большого мешка. (Ноль, ель, ял, куль.)

Задание 2. Даны звуки (а не буквы!):

[а], [б], [в], [о], [г], [л], [р].

Какие слова можно составить из этих звуков, используя любую их комбинацию? Докажите, что слова рог, ров, граб, враг из этих звуков составить нельзя.

VI. Фонетический разбор слов почерк, ключ, пью.

Домашнее задание: упр. 314; ответить (устно) на контрольные вопросы (с. 124).

Наши рекомендации