Специальная часть включает
Международные нормы защиты окружающей среды
1. Концепции взаимодействия человека и природы:
1.Полное подчинение человека природе
2.Господство человека нал природой
3.В настоящее время – взаимодействие человека и природы, охрана природы
2. Что такое экологический кризис?:
Экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.
Основные черты экологического кризиса:
1. нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности;
2. неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды;
3. высокий уровень загрязнения.
Экологический кризис есть закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления.
3. Понятие экологического права:
Экологическое право - одна из отраслей в системе российского права.
Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды. Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М., 1996. С.3.
Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физических, биологических, радиационных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности (оказывающей названное вредное воздействие на природную среду), а также по рациональному использованию природных ресурсов.
4. Предмет экологического права:
Предметом экологического права являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Основополагающим нормативным правовым актом здесь выступает ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По своей структуре ФЗ "Об охране окружающей среды" состоит из преамбулы и 16 глав. (см. содержание общей части «Экологическое право» М.М. Бринчук, до юридической ответственности за экологическое правонарушения).
5. Система экологического права (совокупность институтов общей, особенной и специальной части):
Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм.
Основные институты экологического права:
1. нормы, регулирующие отношения собственности на природные ресурсы;
2. права природопользования;
3. организации государственного управления в сфере взаимодействия общества и природы,
4. экологическое нормирование, экспертиза, лицензирование юридическая ответственность и др.
Структура (система) экологического права, как учебной дисциплины включает:
1. Общая часть:
(основные положения, обосновывающие наличие отрасли экологического права, и институты данной отрасли);
2. Особенная часть:
(содержание специфических правовых мер по обеспечению рационального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и др. природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.);
3. Специальная часть:
(право окружающей среды в зарубежных государствах и международное право окружающей среды).
Примечание:
При изучении, в качестве примера, земельного, водного и иного природоресурсного права могут определяться его Общая, Особенная и Специальная части, являясь структурной частью данной отрасли права. (мат. «Экологическое право М.М. Бринчук»).
6. Методы экологического права:
Метод экологического права - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.
Диспозитивный методэто способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права. (включает в себя три способа регулирования общественных отношений):
· дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;
· предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;
· предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.
Императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер:
· частное право;
· публичное право.
Примечание: методы раскрыты в качестве ознакомления, учить нет необходимости. Задача состоит только в перечислении 3 (трех) методов!
1. Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.
2. Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.
3. Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами.
Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.
7. Экологическое право комплексная отрасль права – часть публичная (природоохрана), часть – частная отрасль права (природопользование):
Природопользование – природоресурсное право (частная отрасль права):
1) использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических и культурно-оздоровительных потребностей общества;
2) наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом – комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.
Задача обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха.
Природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях.
Главное назначение этой части экологического права – обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.
8. Источники экологического права. (перечислить конкретные законы):
В систему источников права окружающей среды входят конституции, законы, подзаконные акты, судебные решения.
Источник нижеперечисленных законов – М.М. Бринчук «Экологическое право», 2.2.Основные источники права окружающей среды:
Иные федеральные законы источники экологического права:
· Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть)
· Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
· Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической безопасности
· Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
· Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
· Федеральный закон от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
· Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
· Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
· Федеральный закон от 10.07.2001 №92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
· Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу охраны отдельных природных объектов
· Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
· Федеральный закон от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
· Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
· Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;
· Федеральный закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
· Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
9. Виды органов государственного управления. (Конкретно перечислить – общие (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и специальные (Роспотреб надзор и т.д.):
Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции.
Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.
К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
· Федеральное Собрание РФ;
· Президент России;
· Правительство России;
· администрация субъектов РФ;
· органы местной администрации (ОМСУ).
Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды (5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами):
Найти в интернете……..
………………………….
10. Принципы экологического права; (специфический принцип - презумпция виновности):
Краткое перечисление принципов (раскрытие, найдете в учебнике, если интересно).
· принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
· принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы;
· принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду;
· принцип обязательности учета требований экологической безопасности;
· принцип достоверности и полноты информации;
· принцип независимости экспертов;
· принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
· принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
· принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц.
11. Объекты экологического права; (по закону перечислить – вода, земля, воздух и т.д.:
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:
· экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замкнутом кругообороте веществ);
· природные ресурсы (части природы, которые используются для удовлетворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.);
· природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, национальные парки, ландшафты и др.);
· озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд.