II. Краткое вступительное слово учителя
— Сегодня мы рассмотрим прилагательные, обозначающие разные качества людей. Среди прилагательных этой группы немало таких, которые образовались в основном от глаголов при помощи суффиксов -ист-, -лив-, -чив-. Запомним: суффиксы прилагательных -ист-, -лив-, -чив- пишутся с гласной и.
III. Устное проговаривание прилагательных с суффиксами -ист-, -лив-, -чив-.
1. Напористый, покладистый, задиристый, порывистый, зажимистый (суффикс -ист-, как в слове игри́стый). 2. Приветливый, заботливый, податливый, насмешливый, удачливый (суффикс -лив-, как в словах говорливый, счастливый, справедливый). 3. Настойчивый, сговорчивый, усидчивый, доверчивый, отходчивый (суффикс -чив-).
IV. Диктант с последующими заданиями.
Восхищаюсь своим другом
Я всегда восхищаюсь своим другом Мишей Петровым. Какой он чуткий, отзывчивый, благородный! Как много он работает, как страстно мечтает стать конструктором!
И я уверен; что Миша с его пытливым умом, с его несгибаемой волей достигнет своей цели и сделает много полезного для людей.
Задание: графически обозначить суффиксы прилагательных -лив-, -чив-; указать прилагательные-синонимы; объяснить, почему они употреблены в таком порядке; объяснить знаки препинания в последнем предложении.
V. Творческий диктант. Задание: написанные на доске прилагательные-синонимы прочитать в порядке нарастания степени признака, в таком же порядке включить их в предложения о Михаиле Петрове, ставшем известным конструктором.
1. Талантливый, способный, одаренный. 2. Верный, преданный. 3. Заботливый, внимательный.
1. «Петров не просто (способный), а (одаренный, талантливый) конструктор»,— заявил директор завода. 2. «Михаил — (верный, преданный) товарищ»,— сказали друзья. 3. «Миша — (внимательный, заботливый) сын»,— поделилась своей радостью мать.
VI. Краткая беседа. Какие черты характера человека вы считаете отрицательными? О каких недостатках характера говорится в стихотворении?
Птичье щебетанье,
Теньканье капели.
Всходит утро раннее
Первого апреля.
В этот день улыбчивый
Жить без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчивый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха!
(В. Берестов.)
VII. Выборочный диктант на материале стихотворения. Задание: выбрать из стихотворения прилагательные с суффиксом -чив-.
Домашнее задание: упр. 570, 571.
Урок 3. Правописание падежных окончаний прилагательных
I. Словарно-орфографическая работа.
(146) Ча́ры. Чар — ‘колдовство’ (слав.)
Чару́ющий.
Чару́юще.
(147) Великоле́пие. Вель — ‘большой’,
Великоле́пный. ле́пие — ‘красота’ (старослав.)
Корень -леп- входит в состав слов благолепие, нелепый, нелепость. Синонимы к слову великолепный — богатый, роскошный, пышный, шикарный.
II. Краткая беседа, цель которой — повторение сведений, связанных с темой данного урока и известных детям по начальной школе, а также по программе V класса.
— Что такое окончание? Какие окончания называются падежными? Как мы проверяем падежные окончания прилагательных? Почему это помогает нам проверять падежные окончания прилагательных?
III. Склонение вопросительного слова какой? и прилагательных памятный, весенний в сочетании с существительным вечер — чтение записи на доске.
И. Вечер (какой?) памятный весенний.
Р. Вечера (какого?) памятного весеннего.
И т. д.
IV. Наблюдения над особенностями надежных окончаний отдельных групп прилагательных; выводы.
Прилагательные мужского рода в им. п. отвечают на вопрос какой?, однако могут иметь окончания не только -ой, но и -ый, -ий. Следует также запомнить окончания прилагательных в форме родительного падежа мужского рода -ого, -его (написание буквы г здесь традиционное).
V. Осложненное списывание. Задание: заменить прилагательные синонимами из словаря трудных слов; графически обозначить окончания.
Красного заката, волшебного голоса, душистого цветка, желтого листка, большого сада, выдающегося успеха.
Слова для справок: багровый, чарующий, ароматный, лимонный, огромный, блестящий.
VI. Письменное склонение прилагательных женского рода.
И. Дорога (какая?) дальняя, манящая.
Р. Дороги (какой?) дальней, манящей.
И т. д.
VII. Наблюдения над окончаниями вопросительного слова и прилагательных; дополнения к сделанным ранее выводам.
V. Творческий диктант. Задание: к существительным подобрать подходящие по смыслу прилагательные с основой на -ч-, -щ-.
Славим (могучую) Родину; любим (певучую) речь; читаем (блестящую) статью; слушаем (чарующую) музыку.
IХ. Диктант с последующим синтаксическим и частичным орфографическим разбором.
В глухом лесу вывела медведица маленьких медвежат на первую утреннюю прогулку. На поляне, у лесного ручейка, весело играют смешные неуклюжие медвежата, со страхом заглядывают в холодную бегущую воду.
(И. Соколов-Микитов.)
Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения, подчеркнуть главные члены во втором предложении; объяснить правописание безударных окончаний прилагательных.
Домашнее задание: просклонять словосочетания какое растение, какие растения (письменно); упр. 576, 577.
Урок 4. Правописание падежных окончаний прилагательных