VII. Работа с таблицей
Предметы | береза | клен | лиственница | сосна |
I. Класс предметов | деревья | |||
II Род предметов | лиственные | хвойные | ||
III. Видовые признаки | белый ствол | широкие резные листья | хвоя мягкая, опадает на зиму | вечно- зеленое |
Комментарий к таблице.
— Нередко толкование лексического значения слова дается через указание не только рода, но и класса определяемого понятия (предмета).
Составляя толкование лексического значения слова береза, ученики записывают: 1. Береза — дерево. 2. Береза — лиственное дерево. 3. Береза — лиственное дерево с белым стволом.
Составление статьи о слове береза.
Пример употребления этого слова в речи подбирается следующим образом. На доске до урока оформлена схема сложноподчиненного предложения: и , и . Заранее подготовившийся ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина «Береза». Все остальные учащиеся, воспринимая это стихотворение на слух, находят в нем предложение, соответствующее начерченной на доске схеме. Текст составленной статьи записывается в тетрадях.
Береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом. И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. (С. Есенин.)
Домашнее задание: § 63; упр. 319.
Урок 2. Лексическое значение слова
I. Словарно-орфографическая работа.
(83) Плане́та. Пла́не — ‘блуждание’, ‘странствие’ (греч.)
Плане́тный.
Плане́тарий.
II. Творческий диктант. Задание 1: узнать слово по толкованию его лексического значения.
Сосуд для содержания и разведения водяных животных и растений печатное издание небольшого объема, безмоторный летательный аппарат, прибор для определения направления и скорости ветра, бьющая вверх струя (воды, нефти и т. д.).
Ученики записывают по памяти слова аквариум, брошюра, планер, флюгер, фонтан.
Задание 2: подвести данное понятие под ближайшее, более широкое.
Акварель, вокзал, планета, фойе, флюгер.
Запись в тетрадях учащихся:
Акварель — краски, вокзал — здание (или комплекс зданий), планета — небесное тело, фойе — помещение, флюгер — прибор.
III. Диктант с последующим анализом и пересказом текста.
Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
(И. Соколов-Микитов.)
Задания: 1. Проследить, как развивается мысль в этом тексте; составить схему его строения. Указать слово, обозначающее родовое понятие, и слова, которые обозначают видовые понятия этого же рода. Какую закономерность вы заметили? 2. Пересказать текст.
IV. Составление текста. Задание: по аналогии с предыдущим текстом составить свой, развернув в нем смысл данного предложения
Луг весело пестреет цветами...
V. Подготовка к творческому диктанту.
— Толкование лексического значения слова может сцеплять соседние предложения. Возьмем такой пример:
На одинаковом расстоянии от полюсов проведена окружность — экватор. Эта воображаемая линия делит земной шар на северное и южное полушария.
VI. С опорой на пример (см. V) проводится творческий диктант. Задание: заменить повторяющееся слово толкованием его лексического значения.
1. Гостями клуба интересных встреч были акванавты. Акванавты увлеченно говорили о своих поисках, находках и планах. 2. Летом группа рабочих отправится в круиз. Круиз — один из лучших видов отдыха.
Слова для замены: исследователи моря, морское путешествие.
VII. Редактирование. Задание: найти ошибки и неточности в ученических ответах; исправить их.
1. Обращение — это когда к кому-нибудь обращаются с речью. 2. Флюгер это чтобы измерять направление ветра. 3. Текст — это несколько или много предложений 4. Пословица — это краткое, мудрое изречение народа.
VIII. Чтение словарных статей о словах акванавт и акваланг. Запись в словариках:
(84) Аквала́нг. А́ква — ‘вода’ (лат.)
Акваланги́ст ланг — ‘легкое’ (англ.)
Домашнее задание: упр. 320, 321.
Урок 3. Однозначные и многозначные слова[22]