II. Подготовка к наблюдению и творческому списыванию

Повторение по вопросам: 1) Для чего служит предложение? Или с помощью чего формируется и выражается мысль? (Предложение служит для выражения мысли.)

2) А может быть в предложении не одна, а две и более мысли? Прочитаем простые предложения в первой колонке, затем во второй; найдем среди них такие, которые выражают близкие или связанные по смыслу мысли; из двух предложений построим одно по схеме: II. Подготовка к наблюдению и творческому списыванию - student2.ru

I II

1. Был полдень. 1. Загремел гром.

2. Вдруг налетел ветер. 2. Солнце сияло прямо над головой.

3. Сверкнула молния. 3. Зашумели, закачались деревья.

III. Творческое списывание. Графическое оформление сложных предложений.

IV. Продолжение беседы. Итак, предложение может выражать не одну мысль, а две и более. Или по-другому говорят: мысли бывают простые и сложные. Если предложение выражает одну мысль, простую, то оно простое, если две и более, то оно сложное. В простом предложении — одна грамматическая основа, в сложном — две и более. Наблюдение над интонацией сложного предложения.

V. Сопоставление простого предложения с однородными членами и сложного — бессоюзного и союзного. Используется плакат.

Сравните!

II. Подготовка к наблюдению и творческому списыванию - student2.ru

Сравним первые предложения в первой и второй колонках: в каком из них выражена одна мысль, в каком — две? Какое из них, по-вашему, простое, какое сложное? Сколько грамматических основ в простом предложении? А в сложном?

Сравним первое и второе предложения в первой колонке: в чем их сходство? А различие?

Сравним первое и второе предложения во второй колонке: в чем их сходство? А различие?

Сравним пунктуационное оформление вторых предложений в первой и во второй колонках.

Обобщим выводы из наших наблюдений: что мы узнали о сложном предложении.

Основные выводы. 1. В сложном предложении выражается не одна мысль, а две и более; в нем не одна грамматическая основа, а две и более. 2. Простые предложения могут связываться в сложном: 1) бессоюзно, только по смыслу и при помощи интонации; 2) при помощи союзов. Между простыми предложения ми в составе сложного ставится запятая.

VI. Бессоюзные сложные предложения. Предупредительный диктант с использованием графических схем предложений. (Схемы оформлены на доске до урока.)

II. Подготовка к наблюдению и творческому списыванию - student2.ru

1. Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

2. Тут уж царьне утерпел,

Снарядитьон флот велел.

3. В синем небе звездыблещут,

В синем море волныхлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(А. Пушкин.)

VII. Выборочный диктант. Задание: из диктуемых предложений выбрать такие сложные бессоюзные, которые состоят из трех простых, т. е. соответствуют третьей схеме (см. VI).

1. Красавица-зорька

В небе загорелась,

Из большого леса

Солнышко выходит.

(А. Кольцов.)

2. Сгустились тучи, ветер веет,

Трава пустынная шумит.

(А. Кольцов.)

3. Остывает вода,

Улетают птицы.

(Е. Благинина.)

4. Набежала тучка,

Прокатился гром,

Хлынул дождик теплый

Звонким серебром.

(Е. Благинина.)

VIII. Изложение-миниатюра с грамматико-стилистическим заданием.

Грибы

После проливного теплого дождя сильно пахнет в лесу грибами. В траве по опушкам прячутся крепкие боровики, розовеют подпалым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам важные мухоморы, ярко желтеют на мху золотые лисички.

(И. Соколов-Микитов)

Задание: передать содержание второго предложения, не допуская повторения глагола-сказуемого растут.

Используется пиктографическая схема: в каждой рамочке, символизирующей простое предложение в составе сложного, — рисунки или аппликации с изображением соответствующих (по тексту) грибов.

Домашнее задание: § 45; упр. 222 (устно), 223 (письменно).

Наши рекомендации