Организмы — индикаторы качества среды

Чувствительность организмов к изменениям условий среды и особенно к наличию конкретных химических примесей положена в основу биологической индикации и биотестирования, которые используют наряду с методами оценки загрязнения природной среды с помощью приборов. Редкие, как правило, стенобионтные (требующие строго определенных условий существования) виды часто являются лучшими индикаторами (показателями) состояния среды. Их исчезновение служит доказательством неблагоприятных воздействий на среду обитания в конкретных местах.

В качестве организмов-индикаторов (биоиндикаторов) используют бактерии, водоросли, беспозвоночные (инфузории, ракообразные, моллюски). По дикорастущим растениям можно судить о характере и состоянии почвы, ибо среда обитания растений определяется такими свойствами почв, как влагоемкость, структура, плотность, температура, содержание кислорода, питательных веществ, тяжелых металлов и солей.

Аутэколо́гия (др.-греч. αὐτός — «сам») — раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с окружающей средой. В отличие от демэкологии и синэкологии, сосредоточенных на изучении взаимоотношений со средой популяций и экосистем, состоящих из множества организмов, исследует индивидуальные организмы на стыке с физиологией. Данный термин ныне считается устаревшим (Odum, 1959), а предмет раздела полагают неотличимым от такового демэкологии. Это связано с тем, что уровнем организации живого, на котором возможно изучение взаимодействия с косной средой, считают популяцию организмов определенного вида.

Демэколо́гия (от др.-греч. δῆμος — народ), экология популяций — раздел общей экологии, изучающий динамику численности популяций, внутрипопуляционные группировки и их взаимоотношения. В рамках демэкологии выясняются условия, при которых формируются популяции. Демэкология описывает колебания численности различных видов под воздействием экологических факторов и устанавливает их причины, рассматривает особь не изолированно, а в составе группы таких же особей, занимающих определённую территорию и относящихся к одному виду.

Синэколо́гия — раздел экологии, изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов. Часто синэкологию рассматривают как науку о жизни биоценозов, то есть многовидовых сообществ животных, растений и микроорганизмов.

Урбоэкология – прикладная наука, которая изучает экологические проблемы городов и формирует оптимальные пути их решения. Урбо (происходит от латинского "город") , но это не "экология города", а скорее наука о нарастающем воздействия на природу со стороны человека и о методах комплексного разрешения проблем крупных городских поселений .

ДИГРЕССИЯ [англ. degression - уменьшение] - ухудшение состояния экосистем из-за внешних (экзогенных) или внутренних (эндогенных) причин. Различают: экзодинамическую Д. (при длительном затоплении, вторичном засолении и т.п.), антроподинамическую Д. (сенокосную, пастбищную) и эндодинамическую Д. (напр., при биогенном засолении поверхности почвы). Финальная стадия Д. -катаценоз, после которой экосистема окончательно разрушается. Противоположный Д. процесс - демутация.

Сукце́ссия (от лат. succesio — преемственность, наследование) — последовательная закономерная смена одного биоценоза другим на определённом участке среды во времени в результате влияния природных факторов (в том числе внутренних сил) или воздействия человека.

Широко известным примером первичной сукцессии является заселение застывшей лавы после извержения вулкана или склона после схода лавины, уничтожившей весь профиль почвы. Сейчас подобные явления редки, но каждый участок суши в какое-то время прошёл через первичную сукцессию.

Например, для горных участков Аляски выделяют следующие типичные стадии первичной сукцессии с характерными растениями-доминантами:

1. Лишайники разрушают породу и обогащают её азотом.

2. Мхи и ряд трав.

3. Кустарниковые сообщества с преобладанием ивы.

4. Кустарниковые сообщества с преобладанием ольхи.

5. Ельник, затем доминирование тсуги.

В качестве примера вторичной сукцессии обычно приводят ельник, уничтоженный пожаром. На занимаемой им ранее территории сохранилась почва и семена. Травяное сообщество образуется уже на следующий год. Дальше возможны варианты: во влажном климате доминирует ситник, затем он сменяется малиной, она — осиной; в сухом климате преобладает вейник, он сменяется шиповником, шиповник берёзой. Под покровом осинового или берёзового леса развиваются растения ели, со временем вытесняющие лиственные породы. Восстановление темнохвойного леса происходит примерно за 100 лет. Восстановление климаксных дубрав в Московской области обычно не происходит, поскольку лес вновь вырубается.

Живое вещество – совокупность всех живых организмов. 1/1 000 000 часть земной коры планеты.

Косное вещество – все тела и свойства неживой природы, сформированные без участия живых организмов (вода, воздух, солнечная энергия).

Биокосное вещество – результат совместной деятельности косного и живого вещества (почва, каменный уголь, нефть, известняк).

Биогенное вещество — это осадочные породы, состоящие из продуктов жизнедеятельности живых организмов или представляющие собой их разложившиеся остатки (известняки, ракушечные породы, горючие сланцы, ископаемые угли, нефть и др.). Биогенное вещество создается и перерабатывается жизнью, совокупностями живых организмов.

Важнейшие компоненты биосферы живое вещество (растения, животные и микроорганизмы); биогенное вещество (органические и органоминеральные продукты, созданные живыми организмами на протяжении геологической истории, — каменный уголь, нефть, торф и др.); косное вещество (горные породы неорганического происхождения и вода); биокосное вещество (продукт синтеза живого и неживого, то есть осадочные породы, почвы, илы). Вернадский доказал, что все три оболочки Земли связаны с живым веществом, которое оказывает непрерывное воздействие на неживую природу.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru

Видовая структура биоценоза – соотношение видов по численности.

1.доминирующие виды (доминанты) – наиболее массовые; определяют главные связи в сообществе; создают внешний облик; средообразователи.

2.редкие и малочисленные виды – резерв сообщества.

Пространственная структура. Ярусность (вертикальное распределение видов).

Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru

Мозаичность (горизонтальное).

«Опушечный эффект».

Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru

Экологическая ниша – положение вида в составе биоценоза.

Основные связи в биоценозе – трофические (пищевые).

Пищевые цепи – последовательный ряд организмов, в котором каждый последующий вид питается предыдущим (пастбищные, детритные).

Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru

Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru

Тест «Цепи питания».

1. Про­из­во­ди­те­ли ор­га­ни­че­ских ве­ществ в эко­си­сте­ме

1) про­ду­цен­ты
2) кон­су­мен­ты
3) ре­ду­цен­ты
4) хищ­ни­ки

2. Про­ду­цен­ты в эко­си­сте­ме луга

1) по­треб­ля­ют го­то­вые ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства
2) со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства
3) обес­пе­чи­ва­ют про­цесс гни­е­ния
4) раз­ла­га­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

3. Какой объ­ект от­сут­ству­ет в при­ведённой ниже цепи пи­та­ния:

ли­сто­вой опад -> ... -> ёж -> ли­си­ца

1) крот
2) куз­не­чик
3) дож­де­вой червь
4) плес­не­вые грибы

4.К какой груп­пе от­но­сят­ся мик­ро­ор­га­низ­мы, оби­та­ю­щие в почве

1) про­ду­цен­ты
2) кон­су­мен­ты I по­ряд­ка
3) кон­су­мен­ты II по­ряд­ка
4) ре­ду­цен­ты

5. Из пред­ло­жен­ных птиц по­след­ним зве­ном пи­ще­вой цепи может яв­лять­ся

1) галка
2) кор­шун
3) го­лубь
4) скво­рец

6. На­зо­ви­те жи­вот­ное, ко­то­рое сле­ду­ет вклю­чить в пи­ще­вую цепь:

трава -> ... -> волк

1) тигр
2) яст­реб
3) заяц
4) лиса

7. Хищ­ни­ки в био­це­но­зе вы­пол­ня­ют функ­ции

1) про­ду­цен­тов
2) ре­ду­цен­тов
3) кон­су­мен­тов 2-го по­ряд­ка
4) кон­су­мен­тов 1-го по­ряд­ка

8. Кон­су­мен­ты в про­цес­се кру­го­во­ро­та ве­ществ в био­сфе­ре

1) со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из ми­не­раль­ных
2) раз­ла­га­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства до ми­не­раль­ных
3) раз­ла­га­ют ми­не­раль­ные ве­ще­ства
4) по­треб­ля­ют го­то­вые ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

9. Опре­де­ли­те пра­виль­но со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь

1) чайка - окунь → маль­ки рыб → во­до­рос­ли
2) во­до­рос­ли → чайка → окунь → маль­ки рыб
3) маль­ки рыб → во­до­рос­ли → окунь → чайка
4) во­до­рос­ли → маль­ки рыб → окунь → чайка

10. В про­цес­се кру­го­во­ро­та ве­ществ в био­сфе­ре ре­ду­цен­ты

1) участ­ву­ют в об­ра­зо­ва­нии ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских
2) ис­поль­зу­ют сол­неч­ный свет для син­те­за пи­та­тель­ных ве­ществ
3) раз­ла­га­ют ор­га­ни­че­ские остат­ки и ис­поль­зу­ют за­клю­чен­ную в них энер­гию
4) по­гло­ща­ют уг­ле­кис­лый газ и кис­ло­род

11. Опре­де­ли­те, какое жи­вот­ное надо вклю­чить в пи­ще­вую цепь:

злаки -> ? -> уж -> кор­шун

1) ля­гуш­ка
2) ёж
3) мышь
4) жа­во­ро­нок

12. Опре­де­ли­те пра­виль­но со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь

1) яст­реб → си­ни­ца → ли­чин­ки на­се­ко­мых → сосна
2) сосна → си­ни­ца → ли­чин­ки на­се­ко­мых → яст­реб
3) сосна → ли­чин­ки на­се­ко­мых → си­ни­ца → яст­реб
4) ли­чин­ки на­се­ко­мых → сосна → си­ни­ца → яст­реб

13. Какая цепь пи­та­ния пра­виль­но от­ра­жа­ет пе­ре­да­чу в ней энер­гии

1) Ли­си­ца → дож­де­вой червь → зем­ле­рой­ка → ли­сто­вой опад
2) Ли­сто­вой опад → дож­де­вой червь → зем­ле­рой­ка → ли­си­ца
3) Зем­ле­рой­ка → дож­де­вой червь → ли­сто­вой опад → ли­си­ца
4) Зем­ле­рой­ка → ли­си­ца → дож­де­вой червь → ли­сто­вой опад

14. Опре­де­ли­те верно со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь

1) еж → рас­те­ние → куз­не­чик → ля­гуш­ка
2) куз­не­чик → рас­те­ние → еж → ля­гуш­ка
3) рас­те­ние → куз­не­чик → ля­гуш­ка → еж
4) еж → ля­гуш­ка → куз­не­чик → рас­те­ние

15. Пи­ще­вые связи в эко­си­сте­ме на­зы­ва­ют­ся

1) абио­ти­че­ски­ми
2) ан­тро­по­ген­ны­ми
3) огра­ни­чи­ва­ю­щи­ми
4) био­ти­че­ски­ми

16. Ор­га­низ­мы про­ду­цен­ты, кон­су­мен­ты, ре­ду­цен­ты - ос­нов­ные струк­тур­ные ком­по­нен­ты

1) био­гео­це­но­за
2) вида
3) по­пу­ля­ции
4) био­сфе­ры

17. Роль ор­га­низ­мов ре­ду­цен­тов в эко­си­сте­ме со­сто­ит в

1) ис­поль­зо­ва­нии сол­неч­ной энер­гии
2) об­ра­зо­ва­нии ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских
3) раз­ру­ше­нии ор­га­ни­че­ских ве­ществ до ми­не­раль­ных
4) об­ра­зо­ва­нии сим­био­ти­че­ских свя­зей с рас­те­ни­я­ми

18. Ор­га­низ­мы, раз­ла­га­ю­щие ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства до ми­не­раль­ных, за­кан­чи­ва­ю­щие по­треб­ле­ние сол­неч­ной энер­гии в био­гео­це­но­зе, -

1) про­ду­цен­ты
2) кон­су­мен­ты I по­ряд­ка
3) кон­су­мен­ты II по­ряд­ка
4) ре­ду­цен­ты

19. Опре­де­ли­те пра­виль­но со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь.

1) яст­реб → дрозд → гу­се­ни­ца → кра­пи­ва
2) кра­пи­ва → дрозд → гу­се­ни­ца → яст­реб
3) гу­се­ни­ца → кра­пи­ва → дрозд → яст­реб
4) кра­пи­ва → гу­се­ни­ца → дрозд → яст­реб

20. На­зем­ные цепи пи­та­ния на­чи­на­ют­ся с рас­те­ний, кото­рые

1) обес­пе­чи­ва­ют все живые ор­га­низ­мы пищей и энер­ги­ей
2) су­ще­ству­ют на Земле мил­ли­о­ны лет
3) ши­ро­ко рас­се­ли­лись во все среды оби­та­ния
4) раз­ви­ва­ют­ся в про­цес­се эво­лю­ции

21. В эко­си­сте­ме хвой­но­го леса к кон­су­мен­там вто­ро­го по­рядка от­но­сят

1) ель обык­но­вен­ную
2) лес­ных мышей
3) та­еж­ных кле­щей
4) поч­вен­ных бак­те­рий

22. Ука­жи­те при­мер ор­га­низ­ма - про­из­во­ди­те­ля ор­га­ни­че­ских ве­ществ в эко­си­сте­ме во­до­е­ма

1) Амеба обык­но­вен­ная
2) Ин­фу­зо­рия-ту­фель­ка
3) Эло­дея
4) Прес­но­вод­ная гидра

23. По­те­ря энер­гии в цепи пи­та­ния от рас­те­ний к рас­ти­тель­но­яд­ным жи­вот­ным, а от них к по­сле­ду­ю­щим зве­ньям на­зы­ва­ет­ся

1) пра­ви­лом эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды
2) кру­го­во­ро­том ве­ществ
3) ко­ле­ба­ни­ем чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций
4) са­мо­ре­гу­ля­ци­ей чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

24. Со­от­но­ше­ние ко­ли­че­ства ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства живых ор­га­низ­мов, за­ни­ма­ю­щих раз­ное по­ло­же­ние в пи­ще­вой цепи, на­зы­ва­ют пи­ра­ми­дой

1) би­о­раз­но­об­ра­зия
2) чис­лен­но­сти
3) энер­гии
4) био­мас­сы

25. При­ме­ром кон­ку­рен­ции ор­га­низ­мов могут слу­жить от­но­ше­ния

1) по­ви­ли­ки с дру­ги­ми рас­те­ни­я­ми
2) су­реп­ки и куль­тур­ных рас­те­ний на пше­нич­ном поле
3) клу­бень­ко­вых бак­те­рий с кор­ня­ми бо­бо­вых
4) гриба-тру­то­ви­ка и бе­ре­зы

26. Кто яв­ля­ет­ся кон­су­мен­том 3 по­ряд­ка в сле­ду­ю­щей цепи пи­та­ния:

хла­ми­до­мо­на­да → го­ло­ва­стик → окунь → че­ло­век?

1) че­ло­век
2) хла­ми­до­мо­на­да
3) окунь
4) го­ло­ва­стик

27. Наи­бо­лее ост­рая кон­ку­рен­ция в эко­си­сте­ме леса су­ще­ству­ет между

1) кле­ном и липой
2) сос­ной и чер­ни­кой
3) ши­пов­ни­ком и мхом
4) бе­ре­зой и под­бе­ре­зо­ви­ком

28. Кон­су­мен­том в своей эко­си­сте­ме слу­жит

1) жук-на­воз­ник
2) хла­ми­до­мо­на­да
3) кле­вер по­ле­вой
4) мукор

29. Про­ду­цен­том в своей эко­си­сте­ме слу­жит

1) жук-на­воз­ник
2) хла­ми­до­мо­на­да
3) прес­но­вод­ная гидра
4) мукор

30. Сколь­ко про­цен­тов энер­гии пе­ре­хо­дит на сле­ду­ю­щий пи­ще­вой уро­вень?

1) 5
2) 10
3) 50
4) 100

31. При­ме­ром паст­бищ­ной цепи пи­та­ния яв­ля­ет­ся

1) трава → са­ран­ча → дрозд → бак­те­рии
2) ли­сто­вой опад → дож­де­вой червь → крот → бак­те­рии
3) навоз → муха → бак­те­рии
4) ли­сто­вой опад → дож­де­вой червь → дрозд → яст­реб

32. Какая из пи­ще­вых цепей ак­ва­ри­ума по­стро­е­на пра­виль­но?

1) вод­ные рас­те­ния → ска­ля­рии → ор­га­ни­че­ские остат­ки → пру­до­вик
2) ска­ля­рии → вод­ные рас­те­ния → пру­до­вик → ор­га­ни­че­ские остат­ки
3) ор­га­ни­че­ские остат­ки → пру­до­вик → гуппи → рас­те­ния
4) ска­ля­рии → пру­до­вик → вод­ные рас­те­ния → ор­га­ни­че­ские остат­ки

33. Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства в эко­си­сте­ме озера со­зда­ют­ся

1) ры­ба­ми
2) ли­чин­ка­ми на­се­ко­мых
3) во­до­рос­ля­ми
4) бак­те­ри­я­ми

34. Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru Най­ди­те ошиб­ку в изоб­ра­же­нии по­то­ка ве­ще­ства и энер­гии в цепи пи­та­ния и ука­жи­те со­от­вет­ству­ю­щую ей букву.

1) А
2) Б
3) В
4) Г

35. Какой ор­га­низм в цепях пи­та­ния эко­си­сте­мы ело­во­го леса от­но­сят к про­из­во­ди­те­лям?

1) белку
2) гриб опёнок
3) зем­ле­рой­ку
4) ель

36. В пи­ще­вых цепях био­це­но­зов к ре­ду­цен­там от­но­сят

1) зем­но­вод­ных
2) рас­те­ния
3) на­се­ко­мо­яд­ных птиц
4) мик­ро­ор­га­низ­мы

37. Умень­ше­ние массы ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства в эко­си­сте­ме при пе­ре­хо­де с од­но­го пи­ще­во­го уров­ня на дру­гой на­зы­ва­ют

1) се­тя­ми пи­та­ния
2) пра­ви­лом эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды
3) це­пя­ми пи­та­ния
4) кру­го­во­ро­том ве­ществ

38. Какие ор­га­низ­мы в цепях пи­та­ния водоёма от­но­сят к по­тре­би­те­лям?

1) цвет­ко­вые рас­те­ния
2) ци­анобак­те­рии
3) во­до­рос­ли
4) мол­люс­ков

39. Груп­пу ор­га­низ­мов, ко­то­рые в био­гео­це­но­зе на­чи­на­ют пре­об­ра­зо­ва­ние сол­неч­ной энер­гии, на­зы­ва­ют

1) кон­су­мен­та­ми II по­ряд­ка
2) кон­су­мен­та­ми I по­ряд­ка
3) ре­ду­цен­та­ми
4) про­ду­цен­та­ми

40. Грибы в эко­си­сте­ме леса от­но­сят к ре­ду­цен­там, так как они

1) раз­ла­га­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства до ми­не­раль­ных
2) син­те­зи­ру­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из ми­не­раль­ных
3) по­треб­ля­ют го­то­вые ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства
4) осу­ществ­ля­ют кру­го­во­рот ве­ществ

41. По­че­му во­до­рос­ли в эко­си­сте­ме пруда от­но­сят к ор­га­низ­мам-про­из­во­ди­те­лям?

1) по­треб­ля­ют го­то­вые ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства
2) раз­ла­га­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства
3) со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских
4) участ­ву­ют в кру­го­во­ро­те ве­ще­ства

42. По­че­му на­се­ко­мых в эко­си­сте­ме луга от­но­сят к ор­га­низ­мам-по­тре­би­те­лям?

1) пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми
2) слу­жат пищей для на­се­ко­мо­яд­ных жи­вот­ных
3) опы­ля­ют рас­те­ния
4) раз­ла­га­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

43. Какой ор­га­низм яв­ля­ет­ся не­до­ста­ю­щим зве­ном в дан­ной пи­ще­вой цепи:

во­до­рос­ли — ... — окунь — цапля?

1) щука
2) ряска
3) чайка
4) плот­ва

44. Роль жи­вот­ных в био­гео­це­но­зе за­клю­ча­ет­ся в

1) раз­ру­ше­нии и ми­не­ра­ли­за­ции ор­га­ни­че­ских ве­ществ
2) син­те­зе ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских
3) уча­стии в пе­ре­да­че энер­гии по цепям пи­та­ния
4) обо­га­ще­нии ат­мо­сфе­ры кис­ло­ро­дом

45. В дет­рит­ных цепях пи­та­ния про­ис­хо­дит

1) ми­не­ра­ли­за­ция ор­га­ни­че­ских остат­ков
2) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа
3) по­треб­ле­ние живых рас­те­ний
4) об­ра­зо­ва­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ

46. Пер­вое звено в цепях вы­еда­ния на­зем­ных со­об­ществ пред­став­ле­но

1) бак­те­ри­я­ми
2) гри­ба­ми
3) жи­вот­ны­ми
4) рас­те­ни­я­ми

47. Какая из пи­ще­вых цепей ак­ва­ри­ума по­стро­е­на пра­виль­но?

1) вод­ные рас­те­ния → гуппи → ор­га­ни­че­ские остат­ки → пру­до­вик
2) гуппи → вод­ные рас­те­ния → пру­до­вик→ ор­га­ни­че­ские остат­ки
3) ор­га­ни­че­ские остат­ки → пру­до­вик→ гуппи → вод­ные рас­те­ния
4) гуппи → пру­до­вик→ вод­ные рас­те­ния→ ор­га­ни­че­ские остат­ки

Экосистемы.

1. К био­ти­че­ским ком­по­нен­там эко­си­сте­мы от­но­сят

1) га­зо­вый со­став ат­мо­сфе­ры
2) со­став и струк­ту­ру почвы
3) осо­бен­но­сти кли­ма­та и по­го­ды
4) про­ду­цен­тов, кон­су­мен­тов, ре­ду­цен­тов

2. Самая вы­со­кая био­мас­са рас­те­ний и про­дук­тив­ность на­блю­да­ет­ся в эко­си­сте­мах

1) са­ван­ны
2) тайги
3) ли­сто­пад­ных лесов уме­рен­но­го пояса
4) влаж­ных тро­пи­че­ских лесов

3. В чём при­чи­на смены од­но­го био­це­но­за дру­гим

1) из­ме­не­ние по­год­ных усло­вий
2) се­зон­ные из­ме­не­ния в при­ро­де
3) ко­ле­ба­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций од­но­го вида
4) из­ме­не­ние среды оби­та­ния жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми

4. Устой­чи­вость эко­си­сте­мы обес­пе­чи­ва­ет­ся

1) вы­со­кой чис­лен­но­стью ор­га­низ­мов раз­ру­ши­те­лей
2) ко­ле­ба­ни­я­ми чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций
3) про­цес­са­ми са­мо­ре­гу­ля­ции
4) био­ло­ги­че­ски­ми рит­ма­ми

5. К эко­си­сте­мам са­мо­го вы­со­ко­го уров­ня сле­ду­ет от­не­сти

1) эко­си­сте­му оке­а­на
2) био­це­ноз ело­во­го леса
3) био­гео­це­ноз пу­сты­ни
4) био­сфе­ру Земли

6. Ука­жи­те НЕ­ВЕР­НОЕ утвер­жде­ние. Устой­чи­вость био­гео­це­но­за про­яв­ля­ет­ся в

1) со­хра­не­нии его в те­че­ние мно­гих лет
2) ста­биль­но­сти вос­про­из­ве­де­ния из года в год био­мас­сы и про­дук­ции
3) вы­со­ком по­тен­ци­а­ле раз­мно­же­ния чле­нов со­об­ществ
4) смене од­но­го био­це­но­за дру­гим

7. Сос­но­вый бор счи­та­ют био­гео­це­но­зом, по­то­му что

1) между оби­та­ю­щи­ми в нём ви­да­ми су­ще­ству­ют род­ствен­ные связи
2) между оби­та­ю­щи­ми в нём ви­да­ми нет род­ствен­ных свя­зей
3) в нём вы­со­кая чис­лен­ность видов жи­вот­ных, рас­те­ний и мик­ро­ор­га­низ­мов
4) все оби­та­ю­щие в нём дли­тель­ное время виды свя­за­ны между собой и с фак­то­ра­ми не­жи­вой при­ро­ды, осу­ществ­ля­ют кру­го­во­рот ве­ществ

8. Эко­си­сте­му, в ко­то­рой оби­та­ет мно­же­ство свя­зан­ных между собой видов и про­ис­хо­дит сба­лан­си­ро­ван­ный кру­го­во­рот ве­ществ, счи­та­ют

1) не­устой­чи­вой
2) ста­биль­ной
3) мо­ло­дой
4) от­ми­ра­ю­щей

9. Водоём счи­та­ет­ся био­гео­це­но­зом, по­то­му что

1) все оби­та­ю­щие в нём виды имеют род­ствен­ные связи
2) оби­та­ю­щие в нём виды не свя­за­ны род­ством
3) его за­се­ля­ют рас­те­ния, жи­вот­ные, грибы и мик­ро­ор­га­низ­мы
4) дли­тель­ное время в нём про­жи­ва­ют виды, при­спо­соб­лен­ные друг к другу и к не­жи­вой при­ро­де, осу­ществ­ля­ют кру­го­во­рот ве­ществ

10. Эко­си­сте­му счи­та­ют устой­чи­вой, если в ней

1) кру­го­во­рот ве­ществ не­за­мкну­тый
2) кру­го­во­рот ве­ществ сба­лан­си­ро­ван­ный
3) оби­та­ет не­боль­шое число видов
4) чис­лен­ность от­дель­ных видов из­ме­ня­ет­ся

11. По­че­му дуб­ра­ву счи­та­ют био­гео­це­но­зом

1) Между всеми оби­та­ю­щи­ми в нём ви­да­ми су­ще­ству­ют род­ствен­ные связи
2) Между оби­та­ю­щи­ми в нём ви­да­ми от­сут­ству­ют род­ствен­ные связи
3) Особи раз­ных видов скре­щи­ва­ют­ся между собой и свя­за­ны род­ством
4) Оби­та­ю­щие в нем виды свя­за­ны между собой и с фак­то­ра­ми не­жи­вой при­ро­ды

12. В био­гео­це­но­зе глав­ны­ми свя­зя­ми между зай­ца­ми и рас­те­ни­я­ми яв­ля­ют­ся

1) ан­тро­по­ген­ные
2) ге­не­ти­че­ские
3) эво­лю­ци­он­ные
4) пи­ще­вые

13. Берёзовая роща - не­устой­чи­вый био­гео­це­ноз, так как в нём

1) ма­ло­пло­до­род­ная почва
2) не­боль­шое раз­но­об­ра­зие видов
3) мало света для рас­те­ний
4) тра­вя­ни­стые рас­те­ния стра­да­ют от не­до­стат­ка влаги

14. Со­во­куп­ность по­пу­ля­ций рас­те­ний, жи­вот­ных и дру­гих ор­га­низ­мов, оби­та­ю­щих на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии и вза­и­мо­дей­ству­ю­щих друг с дру­гом и с фак­то­ра­ми не­жи­вой при­ро­ды, на­зы­ва­ют

1) цар­ством
2) ор­га­ни­че­ским миром
3) аг­ро­це­но­зом
4) эко­си­сте­мой

15. В эко­си­сте­ме сме­шан­но­го леса боль­шое число и раз­но­об­ра­зие видов, по­это­му она в от­ли­чие от эко­си­сте­мы бе­ре­зо­вой рощи

1) не спо­соб­на к са­мо­ре­гу­ля­ции
2) не из­ме­ня­ет­ся а те­че­ние года
3) более устой­чи­ва
4) спо­соб­на к са­мо­раз­ви­тию

16. По­ка­за­те­лем про­цве­та­ния по­пу­ля­ций в эко­си­сте­ме слу­жит

1) связь с дру­ги­ми по­пу­ля­ци­я­ми
2) связь между осо­бя­ми по­пу­ля­ций
3) их вы­со­кая чис­лен­ность
4) ко­ле­ба­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

17. Ве­ду­щая роль рас­те­ний в при­род­ном со­об­ще­стве со­сто­ит в

1) пре­об­ра­зо­ва­нии сол­неч­ной энер­гии
2) обо­га­ще­нии почвы водой и ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми
3) снаб­же­нии всех ор­га­низ­мов ми­не­раль­ны­ми ве­ще­ства­ми
4) на­коп­ле­нии гу­му­са, по­вы­ше­нии пло­до­ро­дия почвы

18. Ос­нов­ную часть био­мас­сы суши со­став­ля­ют

1) рас­те­ния
2) бес­по­зво­ноч­ные жи­вот­ные
3) бак­те­рии
4) по­зво­ноч­ные жи­вот­ные

19. В за­по­вед­ни­ках че­ло­век огра­ни­чи­ва­ет рост чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций хищ­ни­ков, так как их уве­ли­че­ние может при­ве­сти к

1) со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти рас­ти­тель­но­яд­ных жи­вот­ных
2) со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти рас­те­ний
3) уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти рас­ти­тель­но­яд­ных жи­вот­ных
4) уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти па­ра­зи­тов

20. Бла­го­да­ря тому, что ор­га­низ­мы в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти по­сто­ян­но из­ме­ня­ют среду сво­е­го оби­та­ния, про­ис­хо­дит

1) кру­го­во­рот ве­ществ
2) са­мо­раз­ви­тие эко­си­стем
3) раз­мно­же­ние ор­га­низ­мов
4) рост и раз­ви­тие ор­га­низ­мов

21. При­ме­ром смены эко­си­сте­мы слу­жит

1) от­ми­ра­ние над­зем­ных ча­стей рас­те­ний зимой на лугу
2) со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти хищ­ни­ков в лесу
3) из­ме­не­ние внеш­не­го об­ли­ка лес­но­го со­об­ще­ства зимой
4) за­рас­та­ние во­до­е­ма

22. Наи­боль­шее раз­но­об­ра­зие жизни в усло­ви­ях на­зем­ной среды на­блю­да­ет­ся в

1) са­ван­нах
2) пу­сты­нях
3) сте­пях
4) тро­пи­че­ских лесах

23. Чис­лен­ность кон­су­мен­тов пер­во­го по­ряд­ка в био­це­но­зе каж­дый год ме­ня­ет­ся и за­ви­сит от

1) кли­ма­та
2) сте­пе­ни влаж­но­сти
3) чис­лен­но­сти ре­ду­цен­тов
4) чис­лен­но­сти про­ду­цен­тов

24. Какие ор­га­низ­мы вы­пол­ня­ют функ­цию кон­су­мен­тов вто­ро­го по­ряд­ка в эко­си­сте­ме луга?

1) на­се­ко­мые-опы­ли­те­ли
2) на­се­ко­мо­яд­ные птицы
3) хищ­ные птицы
4) рас­те­ния

25. Что слу­жит ос­нов­ным огра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром в био­гео­це­но­зе луга?

1) вода
2) свет
3) воз­дух
4) почва

26. Ре­ду­цен­та­ми в эко­си­сте­ме яв­ля­ют­ся ор­га­низ­мы(,)

1) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щие
2) раз­ла­га­ю­щие ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства
3) со­зда­ю­щие ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских
4) тра­во­яд­ные и хищ­ни­ки

27. Какой фак­тор обес­пе­чи­ва­ет устой­чи­вость лес­но­го со­об­ще­ства при рез­ком уве­ли­че­нии в нём чис­лен­но­сти жуков-ко­ро­едов?

1) умень­ше­ние чис­лен­но­сти рас­ти­тель­но­яд­ных на­се­ко­мых
2) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти хищ­ных мле­ко­пи­та­ю­щих
3) умень­ше­ние чис­лен­но­сти рас­ти­тель­но­яд­ных птиц
4) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти на­се­ко­мо­яд­ных птиц

28. Ука­жи­те при­мер ан­тро­по­ген­но­го эко­ло­ги­че­ско­го фак­то­ра, не­га­тив­но вли­я­ю­ще­го на био­гео­це­ноз.

1) со­зда­ние пасек
2) стро­и­тель­ство пло­тин
3) на­саж­де­ние ле­со­по­лос
4) со­зда­ние при­род­ных за­по­вед­ни­ков

29. При­ме­ром био­це­но­за яв­ля­ет­ся со­во­куп­ность

1) де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков в парке
2) рас­те­ний, вы­ра­щи­ва­е­мых в бо­та­ни­че­ском саду
3) птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих, оби­та­ю­щих в ело­вом лесу
4) ор­га­низ­мов, оби­та­ю­щих на бо­ло­те

30. Про­ду­цен­ты в эко­си­сте­ме за­лив­но­го луга

1) раз­ла­га­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства
2) со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства
3) обес­пе­чи­ва­ют про­цесс гни­е­ния
4) по­треб­ля­ют го­то­вые ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

31. Море как устой­чи­вая эко­си­сте­ма ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1) пе­ри­о­ди­че­ски­ми ко­ле­ба­ни­я­ми ко­ли­че­ства видов
2) вы­со­кой чис­лен­но­стью про­ду­цен­тов
3) вы­со­кой чис­лен­но­стью кон­су­мен­тов
4) раз­но­об­ра­зи­ем и боль­шим ко­ли­че­ством видов

32. Хе­мо­син­те­зи­ру­ю­щие бак­те­рии в эко­си­сте­ме

1) раз­ла­га­ют ми­не­раль­ные ве­ще­ства
2) раз­ла­га­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства до ми­не­раль­ных
3) со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских
4) по­треб­ля­ют го­то­вые ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

33. Био­гео­це­но­зом на­зы­ва­ют со­во­куп­ность

1) по­пу­ля­ций раз­ных видов, оби­та­ю­щих на опре­делённой тер­ри­то­рии
2) живых и не­жи­вых ком­по­нен­тов при­ро­ды, свя­зан­ных кру­го­во­ро­том ве­ществ
3) вза­и­мо­свя­зан­ных по­пу­ля­ций рас­те­ний и жи­вот­ных
4) по­пу­ля­ций од­но­го вида, на­се­ля­ю­щих раз­ные тер­ри­то­рии

Абиотические фак­то­ры среды

1. Сиг­нал к на­ча­лу осен­не­го пе­ре­ле­та на­се­ко­мо­яд­ных птиц

1) по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды
2) со­кра­ще­ние све­то­во­го дня
3) не­до­ста­ток пищи
4) по­вы­ше­ние влаж­но­сти и дав­ле­ния

2. На чис­лен­ность белки в лес­ной зоне НЕ вли­я­ет

1) смена хо­лод­ных и теп­лых зим
2) уро­жай ело­вых шишек
3) чис­лен­ность хищ­ни­ков
4) чис­лен­ность па­ра­зи­тов

3. К абио­ти­че­ским фак­то­рам от­но­сят

1) кон­ку­рен­цию рас­те­ний за по­гло­ще­ние света
2) вли­я­ние рас­те­ний на жизнь жи­вот­ных
3) из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры в те­че­ние суток
4) за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды че­ло­ве­ком

4. Фак­тор, огра­ни­чи­ва­ю­щий рост тра­вя­ни­стых рас­те­ний в ело­вом лесу, - не­до­ста­ток

1) света
2) тепла
3) воды
4) ми­не­раль­ных ве­ществ

5. Как на­зы­ва­ют фак­тор, ко­то­рый зна­чи­тель­но от­кло­ня­ет­ся от оп­ти­маль­ной для вида ве­ли­чи­ны

1) абио­ти­че­ский
2) био­ти­че­ский
3) ан­тро­по­ген­ный
4) огра­ни­чи­ва­ю­щий

6. Сиг­на­лом к на­ступ­ле­нию ли­сто­па­да у рас­те­ний слу­жит

1) уве­ли­че­ние влаж­но­сти среды
2) со­кра­ще­ние длины све­то­во­го дня
3) умень­ше­ние влаж­но­сти среды
4) по­вы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры среды

7. Ветер, осад­ки, пыль­ные бури - это фак­то­ры

1) ан­тро­по­ген­ные
2) био­ти­че­ские
3) абио­ти­че­ские
4) огра­ни­чи­ва­ю­щие

8. Ре­ак­цию ор­га­низ­мов на из­ме­не­ние длины све­то­во­го дня на­зы­ва­ют

1) мик­ро­э­во­лю­ци­он­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми
2) фо­то­пе­ри­о­диз­мом
3) фо­то­тро­пиз­мом
4) без­услов­ным ре­флек­сом

9. К абио­ти­че­ским фак­то­рам среды от­но­сят

1) под­ры­ва­ние ка­ба­на­ми кор­ней
2) на­ше­ствие са­ран­чи
3) об­ра­зо­ва­ние ко­ло­ний птиц
4) обиль­ный сне­го­пад

10. Из пе­ре­чис­лен­ных яв­ле­ний к су­точ­ным био­рит­мам от­но­сят

1) ми­гра­ции мор­ских рыб на не­рест
2) от­кры­ва­ние и за­кры­ва­ние цвет­ков по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний
3) рас­пус­ка­ние почек у де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков
4) от­кры­ва­ние и за­кры­ва­ние ра­ко­вин у мол­люс­ков

11. Какой фак­тор огра­ни­чи­ва­ет жизнь рас­те­ний в степ­ной зоне?

1) вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра
2) не­до­ста­ток влаги
3) от­сут­ствие пе­ре­гноя
4) из­бы­ток уль­тра­фи­о­ле­то­вых лучей

12. Важ­ней­шим абио­ти­че­ским фак­то­ром, ми­не­ра­ли­зу­ю­щим ор­га­ни­че­ские

остат­ки в био­гео­це­но­зе леса, яв­ля­ют­ся

1) за­мо­роз­ки
2) по­жа­ры
3) ветры
4) дожди

13. К абио­ти­че­ским фак­то­рам, опре­де­ля­ю­щим чис­лен­ность по­пу­ля­ции, от­но­сят

1) меж­ви­до­вую кон­ку­рен­цию
2) па­ра­зи­тизм
3) по­ни­же­ние пло­до­ви­то­сти
4) влаж­ность

14. Глав­ным огра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром для жизни рас­те­ний в Ин­дий­ском оке­а­не яв­ля­ет­ся не­до­ста­ток

1) света
2) тепла
3) ми­не­раль­ных солей
4) ор­га­ни­че­ских ве­ществ

15. Что может стать огра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром для жизни пят­ни­сто­го оленя, жи­ву­ще­го в При­мо­рье на южных скло­нах гор?

1) глу­бо­кий снег
2) силь­ный ветер
3) не­до­ста­ток хвой­ных де­ре­вьев
4) ко­рот­кий день зимой

16. Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru

Какой циф­рой обо­зна­чен пря­мо­уголь­ник в ко­то­ром нужно впи­сать слово «оп­ти­мум»?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

17. A 24 № 11725. К абио­ти­че­ским эко­ло­ги­че­ским фак­то­рам от­но­сит­ся

1) пло­до­род­ность почвы
2) боль­шое раз­но­об­ра­зие рас­те­ний
3) на­ли­чие хищ­ни­ков
4) тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха

18. Сход­ство в жиз­нен­ных усло­ви­ях оби­та­ния раз­ных по­пу­ля­ций од­но­го вида от­но­сят к кри­те­рию

1) гео­гра­фи­че­ско­му
2) эко­ло­ги­че­ско­му
3) фи­зио­ло­ги­че­ско­му
4) это­ло­ги­че­ско­му

19. Ре­ак­ция ор­га­низ­мов на про­дол­жи­тель­ность дня на­зы­ва­ет­ся

1) фо­то­тро­пиз­мом
2) ге­лио­тро­пиз­мом
3) фо­то­пе­ри­о­диз­мом
4) фо­то­так­си­сом

20. Какой из фак­то­ров ре­гу­ли­ру­ет се­зон­ные яв­ле­ния в жизни рас­те­ний и жи­вот­ных?

1) смена тем­пе­ра­ту­ры
2) уро­вень влаж­но­сти воз­ду­ха
3) на­ли­чие убе­жи­ща
4) про­дол­жи­тель­ность дня и ночи

21. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ниже фак­то­ров не­жи­вой при­ро­ды наи­бо­лее су­ще­ствен­но вли­я­ет на рас­про­стра­не­ние зем­но­вод­ных?

1) свет
2) со­дер­жа­ние уг­ле­кис­ло­го газа
3) дав­ле­ние воз­ду­ха
4) влаж­ность

22. Куль­тур­ные рас­те­ния плохо рас­тут на за­бо­ло­чен­ной почве, так как в ней

1) не­до­ста­точ­ное со­дер­жа­ние кис­ло­ро­да
2) про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние ме­та­на
3) из­бы­точ­ное со­дер­жа­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ
4) со­дер­жит­ся много торфа

23. Какое при­спо­соб­ле­ние спо­соб­ству­ет охла­жде­нию рас­те­ний при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха?

1) умень­ше­ние ско­ро­сти об­ме­на ве­ществ
2) уве­ли­че­ние ин­тен­сив­но­сти фо­то­син­те­за
3) умень­ше­ние ин­тен­сив­но­сти ды­ха­ния
4) уси­ле­ние ис­па­ре­ния воды

24. Какое при­спо­соб­ле­ние у те­не­вы­нос­ли­вых рас­те­ний обес­пе­чи­ва­ет более эф­фек­тив­ное и пол­ное по­гло­ще­ние сол­неч­но­го света?

1) мел­кие ли­стья
2) круп­ные ли­стья
3) шипы и ко­люч­ки
4) вос­ко­вой налёт на ли­стьях

25. Какой из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров от­но­сят к абио­ти­че­ским?

1) на­ли­чие корма
2) навоз на полях
3) сор­ня­ки
4) со­став почвы

26. Ярус­ность рас­те­ний в лесу

1) по­вы­ша­ет меж­ви­до­вую кон­ку­рен­цию ор­га­низ­мов
2) сни­жа­ет внут­ри­ви­до­вую кон­ку­рен­цию
3) угне­та­ет жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ний
4) сни­жа­ет меж­ви­до­вую кон­ку­рен­цию

27. Какой из пе­ре­чис­лен­ных эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров яв­ля­ет­ся огра­ни­чи­ва­ю­щим жиз­не­де­я­тель­ность бак­те­рий, по­се­ля­ю­щих­ся на мяс­ных про­дук­тах?

1) влаж­ность
2) со­став солей
3) тем­пе­ра­ту­ра
4) освещённость

28. Какой из фак­то­ров ре­гу­ли­ру­ет се­зон­ные яв­ле­ния в жизни рас­те­ний и жи­вот­ных?

1) смена тем­пе­ра­ту­ры
2) уро­вень влаж­но­сти воз­ду­ха
3) на­ли­чие убе­жи­ща
4) про­дол­жи­тель­ность дня и ночи

29. Плот­ные и проч­ные кож­ные по­кро­вы, ре­дук­ция ор­га­нов зре­ния, ко­неч­но­сти ро­ю­ще­го типа — при­зна­ки жи­вот­ных, оби­та­ю­щих в среде

1) на­зем­но-воз­душ­ной
2) поч­вен­ной
3) вод­ной
4) ор­га­низ­мен­ной

30. Какой циф­рой обо­зна­чен оп­ти­мум су­ще­ство­ва­ния ор­га­низ­ма?

Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru

1) I
2) II
3) III
4) IV

31. Какой циф­рой обо­зна­че­на на ри­сун­ке зона ги­бе­ли ор­га­низ­ма?

Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru

1) I
2) II
3) III
4) IV

Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru Организмы — индикаторы качества среды - student2.ru

Биотические фак­то­ры среды

1. По обо­чи­нам дорог, свал­кам, от­ва­лам грун­та часто по­се­ля­ют­ся виды рас­те­ний, не свой­ствен­ные дан­ной мест­но­сти, так как в этих усло­ви­ях

1) ослаб­ле­на кон­ку­рен­ция с мест­ны­ми ви­да­ми рас­те­ний
2) улуч­ше­но снаб­же­ние рас­те­ний водой
3) уве­ли­че­на кон­цен­тра­ция ми­не­раль­ных ве­ществ
4) от­сут­ству­ют рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные

2. Ярус­ное рас­по­ло­же­ние рас­те­ний в со­об­ще­стве луга - при­спо­соб­ле­ние к

1) ис­поль­зо­ва­нию тепла
2) со­хра­не­нию влаги
3) сов­мест­но­му оби­та­нию
4) опы­ле­нию на­се­ко­мы­ми

Наши рекомендации