Организмы — индикаторы качества среды
Чувствительность организмов к изменениям условий среды и особенно к наличию конкретных химических примесей положена в основу биологической индикации и биотестирования, которые используют наряду с методами оценки загрязнения природной среды с помощью приборов. Редкие, как правило, стенобионтные (требующие строго определенных условий существования) виды часто являются лучшими индикаторами (показателями) состояния среды. Их исчезновение служит доказательством неблагоприятных воздействий на среду обитания в конкретных местах.
В качестве организмов-индикаторов (биоиндикаторов) используют бактерии, водоросли, беспозвоночные (инфузории, ракообразные, моллюски). По дикорастущим растениям можно судить о характере и состоянии почвы, ибо среда обитания растений определяется такими свойствами почв, как влагоемкость, структура, плотность, температура, содержание кислорода, питательных веществ, тяжелых металлов и солей.
Аутэколо́гия (др.-греч. αὐτός — «сам») — раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с окружающей средой. В отличие от демэкологии и синэкологии, сосредоточенных на изучении взаимоотношений со средой популяций и экосистем, состоящих из множества организмов, исследует индивидуальные организмы на стыке с физиологией. Данный термин ныне считается устаревшим (Odum, 1959), а предмет раздела полагают неотличимым от такового демэкологии. Это связано с тем, что уровнем организации живого, на котором возможно изучение взаимодействия с косной средой, считают популяцию организмов определенного вида.
Демэколо́гия (от др.-греч. δῆμος — народ), экология популяций — раздел общей экологии, изучающий динамику численности популяций, внутрипопуляционные группировки и их взаимоотношения. В рамках демэкологии выясняются условия, при которых формируются популяции. Демэкология описывает колебания численности различных видов под воздействием экологических факторов и устанавливает их причины, рассматривает особь не изолированно, а в составе группы таких же особей, занимающих определённую территорию и относящихся к одному виду.
Синэколо́гия — раздел экологии, изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов. Часто синэкологию рассматривают как науку о жизни биоценозов, то есть многовидовых сообществ животных, растений и микроорганизмов.
Урбоэкология – прикладная наука, которая изучает экологические проблемы городов и формирует оптимальные пути их решения. Урбо (происходит от латинского "город") , но это не "экология города", а скорее наука о нарастающем воздействия на природу со стороны человека и о методах комплексного разрешения проблем крупных городских поселений .
ДИГРЕССИЯ [англ. degression - уменьшение] - ухудшение состояния экосистем из-за внешних (экзогенных) или внутренних (эндогенных) причин. Различают: экзодинамическую Д. (при длительном затоплении, вторичном засолении и т.п.), антроподинамическую Д. (сенокосную, пастбищную) и эндодинамическую Д. (напр., при биогенном засолении поверхности почвы). Финальная стадия Д. -катаценоз, после которой экосистема окончательно разрушается. Противоположный Д. процесс - демутация.
Сукце́ссия (от лат. succesio — преемственность, наследование) — последовательная закономерная смена одного биоценоза другим на определённом участке среды во времени в результате влияния природных факторов (в том числе внутренних сил) или воздействия человека.
Широко известным примером первичной сукцессии является заселение застывшей лавы после извержения вулкана или склона после схода лавины, уничтожившей весь профиль почвы. Сейчас подобные явления редки, но каждый участок суши в какое-то время прошёл через первичную сукцессию.
Например, для горных участков Аляски выделяют следующие типичные стадии первичной сукцессии с характерными растениями-доминантами:
1. Лишайники разрушают породу и обогащают её азотом.
2. Мхи и ряд трав.
3. Кустарниковые сообщества с преобладанием ивы.
4. Кустарниковые сообщества с преобладанием ольхи.
5. Ельник, затем доминирование тсуги.
В качестве примера вторичной сукцессии обычно приводят ельник, уничтоженный пожаром. На занимаемой им ранее территории сохранилась почва и семена. Травяное сообщество образуется уже на следующий год. Дальше возможны варианты: во влажном климате доминирует ситник, затем он сменяется малиной, она — осиной; в сухом климате преобладает вейник, он сменяется шиповником, шиповник берёзой. Под покровом осинового или берёзового леса развиваются растения ели, со временем вытесняющие лиственные породы. Восстановление темнохвойного леса происходит примерно за 100 лет. Восстановление климаксных дубрав в Московской области обычно не происходит, поскольку лес вновь вырубается.
Живое вещество – совокупность всех живых организмов. 1/1 000 000 часть земной коры планеты.
Косное вещество – все тела и свойства неживой природы, сформированные без участия живых организмов (вода, воздух, солнечная энергия).
Биокосное вещество – результат совместной деятельности косного и живого вещества (почва, каменный уголь, нефть, известняк).
Биогенное вещество — это осадочные породы, состоящие из продуктов жизнедеятельности живых организмов или представляющие собой их разложившиеся остатки (известняки, ракушечные породы, горючие сланцы, ископаемые угли, нефть и др.). Биогенное вещество создается и перерабатывается жизнью, совокупностями живых организмов.
Важнейшие компоненты биосферы живое вещество (растения, животные и микроорганизмы); биогенное вещество (органические и органоминеральные продукты, созданные живыми организмами на протяжении геологической истории, — каменный уголь, нефть, торф и др.); косное вещество (горные породы неорганического происхождения и вода); биокосное вещество (продукт синтеза живого и неживого, то есть осадочные породы, почвы, илы). Вернадский доказал, что все три оболочки Земли связаны с живым веществом, которое оказывает непрерывное воздействие на неживую природу.
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Видовая структура биоценоза – соотношение видов по численности.
1.доминирующие виды (доминанты) – наиболее массовые; определяют главные связи в сообществе; создают внешний облик; средообразователи.
2.редкие и малочисленные виды – резерв сообщества.
Пространственная структура. Ярусность (вертикальное распределение видов).
Мозаичность (горизонтальное).
«Опушечный эффект».
Экологическая ниша – положение вида в составе биоценоза.
Основные связи в биоценозе – трофические (пищевые).
Пищевые цепи – последовательный ряд организмов, в котором каждый последующий вид питается предыдущим (пастбищные, детритные).
Тест «Цепи питания».
1. Производители органических веществ в экосистеме
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
4) хищники
2. Продуценты в экосистеме луга
1) потребляют готовые органические вещества
2) создают органические вещества
3) обеспечивают процесс гниения
4) разлагают органические вещества
3. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания:
листовой опад -> ... -> ёж -> лисица
1) крот
2) кузнечик
3) дождевой червь
4) плесневые грибы
4.К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве
1) продуценты
2) консументы I порядка
3) консументы II порядка
4) редуценты
5. Из предложенных птиц последним звеном пищевой цепи может являться
1) галка
2) коршун
3) голубь
4) скворец
6. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь:
трава -> ... -> волк
1) тигр
2) ястреб
3) заяц
4) лиса
7. Хищники в биоценозе выполняют функции
1) продуцентов
2) редуцентов
3) консументов 2-го порядка
4) консументов 1-го порядка
8. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере
1) создают органические вещества из минеральных
2) разлагают органические вещества до минеральных
3) разлагают минеральные вещества
4) потребляют готовые органические вещества
9. Определите правильно составленную пищевую цепь
1) чайка - окунь → мальки рыб → водоросли
2) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб
3) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка
4) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка
10. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты
1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических
2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ
3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию
4) поглощают углекислый газ и кислород
11. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь:
злаки -> ? -> уж -> коршун
1) лягушка
2) ёж
3) мышь
4) жаворонок
12. Определите правильно составленную пищевую цепь
1) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна
2) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб
3) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб
4) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб
13. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии
1) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад
2) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица
3) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица
4) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад
14. Определите верно составленную пищевую цепь
1) еж → растение → кузнечик → лягушка
2) кузнечик → растение → еж → лягушка
3) растение → кузнечик → лягушка → еж
4) еж → лягушка → кузнечик → растение
15. Пищевые связи в экосистеме называются
1) абиотическими
2) антропогенными
3) ограничивающими
4) биотическими
16. Организмы продуценты, консументы, редуценты - основные структурные компоненты
1) биогеоценоза
2) вида
3) популяции
4) биосферы
17. Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в
1) использовании солнечной энергии
2) образовании органических веществ из неорганических
3) разрушении органических веществ до минеральных
4) образовании симбиотических связей с растениями
18. Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных, заканчивающие потребление солнечной энергии в биогеоценозе, -
1) продуценты
2) консументы I порядка
3) консументы II порядка
4) редуценты
19. Определите правильно составленную пищевую цепь.
1) ястреб → дрозд → гусеница → крапива
2) крапива → дрозд → гусеница → ястреб
3) гусеница → крапива → дрозд → ястреб
4) крапива → гусеница → дрозд → ястреб
20. Наземные цепи питания начинаются с растений, которые
1) обеспечивают все живые организмы пищей и энергией
2) существуют на Земле миллионы лет
3) широко расселились во все среды обитания
4) развиваются в процессе эволюции
21. В экосистеме хвойного леса к консументам второго порядка относят
1) ель обыкновенную
2) лесных мышей
3) таежных клещей
4) почвенных бактерий
22. Укажите пример организма - производителя органических веществ в экосистеме водоема
1) Амеба обыкновенная
2) Инфузория-туфелька
3) Элодея
4) Пресноводная гидра
23. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется
1) правилом экологической пирамиды
2) круговоротом веществ
3) колебанием численности популяций
4) саморегуляцией численности популяций
24. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой
1) биоразнообразия
2) численности
3) энергии
4) биомассы
25. Примером конкуренции организмов могут служить отношения
1) повилики с другими растениями
2) сурепки и культурных растений на пшеничном поле
3) клубеньковых бактерий с корнями бобовых
4) гриба-трутовика и березы
26. Кто является консументом 3 порядка в следующей цепи питания:
хламидомонада → головастик → окунь → человек?
1) человек
2) хламидомонада
3) окунь
4) головастик
27. Наиболее острая конкуренция в экосистеме леса существует между
1) кленом и липой
2) сосной и черникой
3) шиповником и мхом
4) березой и подберезовиком
28. Консументом в своей экосистеме служит
1) жук-навозник
2) хламидомонада
3) клевер полевой
4) мукор
29. Продуцентом в своей экосистеме служит
1) жук-навозник
2) хламидомонада
3) пресноводная гидра
4) мукор
30. Сколько процентов энергии переходит на следующий пищевой уровень?
1) 5
2) 10
3) 50
4) 100
31. Примером пастбищной цепи питания является
1) трава → саранча → дрозд → бактерии
2) листовой опад → дождевой червь → крот → бактерии
3) навоз → муха → бактерии
4) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб
32. Какая из пищевых цепей аквариума построена правильно?
1) водные растения → скалярии → органические остатки → прудовик
2) скалярии → водные растения → прудовик → органические остатки
3) органические остатки → прудовик → гуппи → растения
4) скалярии → прудовик → водные растения → органические остатки
33. Органические вещества в экосистеме озера создаются
1) рыбами
2) личинками насекомых
3) водорослями
4) бактериями
34. Найдите ошибку в изображении потока вещества и энергии в цепи питания и укажите соответствующую ей букву.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
35. Какой организм в цепях питания экосистемы елового леса относят к производителям?
1) белку
2) гриб опёнок
3) землеройку
4) ель
36. В пищевых цепях биоценозов к редуцентам относят
1) земноводных
2) растения
3) насекомоядных птиц
4) микроорганизмы
37. Уменьшение массы органического вещества в экосистеме при переходе с одного пищевого уровня на другой называют
1) сетями питания
2) правилом экологической пирамиды
3) цепями питания
4) круговоротом веществ
38. Какие организмы в цепях питания водоёма относят к потребителям?
1) цветковые растения
2) цианобактерии
3) водоросли
4) моллюсков
39. Группу организмов, которые в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называют
1) консументами II порядка
2) консументами I порядка
3) редуцентами
4) продуцентами
40. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они
1) разлагают органические вещества до минеральных
2) синтезируют органические вещества из минеральных
3) потребляют готовые органические вещества
4) осуществляют круговорот веществ
41. Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?
1) потребляют готовые органические вещества
2) разлагают органические вещества
3) создают органические вещества из неорганических
4) участвуют в круговороте вещества
42. Почему насекомых в экосистеме луга относят к организмам-потребителям?
1) питаются готовыми органическими веществами
2) служат пищей для насекомоядных животных
3) опыляют растения
4) разлагают органические вещества
43. Какой организм является недостающим звеном в данной пищевой цепи:
водоросли — ... — окунь — цапля?
1) щука
2) ряска
3) чайка
4) плотва
44. Роль животных в биогеоценозе заключается в
1) разрушении и минерализации органических веществ
2) синтезе органических веществ из неорганических
3) участии в передаче энергии по цепям питания
4) обогащении атмосферы кислородом
45. В детритных цепях питания происходит
1) минерализация органических остатков
2) восстановление углекислого газа
3) потребление живых растений
4) образование органических веществ
46. Первое звено в цепях выедания наземных сообществ представлено
1) бактериями
2) грибами
3) животными
4) растениями
47. Какая из пищевых цепей аквариума построена правильно?
1) водные растения → гуппи → органические остатки → прудовик
2) гуппи → водные растения → прудовик→ органические остатки
3) органические остатки → прудовик→ гуппи → водные растения
4) гуппи → прудовик→ водные растения→ органические остатки
Экосистемы.
1. К биотическим компонентам экосистемы относят
1) газовый состав атмосферы
2) состав и структуру почвы
3) особенности климата и погоды
4) продуцентов, консументов, редуцентов
2. Самая высокая биомасса растений и продуктивность наблюдается в экосистемах
1) саванны
2) тайги
3) листопадных лесов умеренного пояса
4) влажных тропических лесов
3. В чём причина смены одного биоценоза другим
1) изменение погодных условий
2) сезонные изменения в природе
3) колебание численности популяций одного вида
4) изменение среды обитания живыми организмами
4. Устойчивость экосистемы обеспечивается
1) высокой численностью организмов разрушителей
2) колебаниями численности популяций
3) процессами саморегуляции
4) биологическими ритмами
5. К экосистемам самого высокого уровня следует отнести
1) экосистему океана
2) биоценоз елового леса
3) биогеоценоз пустыни
4) биосферу Земли
6. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение. Устойчивость биогеоценоза проявляется в
1) сохранении его в течение многих лет
2) стабильности воспроизведения из года в год биомассы и продукции
3) высоком потенциале размножения членов сообществ
4) смене одного биоценоза другим
7. Сосновый бор считают биогеоценозом, потому что
1) между обитающими в нём видами существуют родственные связи
2) между обитающими в нём видами нет родственных связей
3) в нём высокая численность видов животных, растений и микроорганизмов
4) все обитающие в нём длительное время виды связаны между собой и с факторами неживой природы, осуществляют круговорот веществ
8. Экосистему, в которой обитает множество связанных между собой видов и происходит сбалансированный круговорот веществ, считают
1) неустойчивой
2) стабильной
3) молодой
4) отмирающей
9. Водоём считается биогеоценозом, потому что
1) все обитающие в нём виды имеют родственные связи
2) обитающие в нём виды не связаны родством
3) его заселяют растения, животные, грибы и микроорганизмы
4) длительное время в нём проживают виды, приспособленные друг к другу и к неживой природе, осуществляют круговорот веществ
10. Экосистему считают устойчивой, если в ней
1) круговорот веществ незамкнутый
2) круговорот веществ сбалансированный
3) обитает небольшое число видов
4) численность отдельных видов изменяется
11. Почему дубраву считают биогеоценозом
1) Между всеми обитающими в нём видами существуют родственные связи
2) Между обитающими в нём видами отсутствуют родственные связи
3) Особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством
4) Обитающие в нем виды связаны между собой и с факторами неживой природы
12. В биогеоценозе главными связями между зайцами и растениями являются
1) антропогенные
2) генетические
3) эволюционные
4) пищевые
13. Берёзовая роща - неустойчивый биогеоценоз, так как в нём
1) малоплодородная почва
2) небольшое разнообразие видов
3) мало света для растений
4) травянистые растения страдают от недостатка влаги
14. Совокупность популяций растений, животных и других организмов, обитающих на определенной территории и взаимодействующих друг с другом и с факторами неживой природы, называют
1) царством
2) органическим миром
3) агроценозом
4) экосистемой
15. В экосистеме смешанного леса большое число и разнообразие видов, поэтому она в отличие от экосистемы березовой рощи
1) не способна к саморегуляции
2) не изменяется а течение года
3) более устойчива
4) способна к саморазвитию
16. Показателем процветания популяций в экосистеме служит
1) связь с другими популяциями
2) связь между особями популяций
3) их высокая численность
4) колебание численности популяций
17. Ведущая роль растений в природном сообществе состоит в
1) преобразовании солнечной энергии
2) обогащении почвы водой и минеральными солями
3) снабжении всех организмов минеральными веществами
4) накоплении гумуса, повышении плодородия почвы
18. Основную часть биомассы суши составляют
1) растения
2) беспозвоночные животные
3) бактерии
4) позвоночные животные
19. В заповедниках человек ограничивает рост численности популяций хищников, так как их увеличение может привести к
1) сокращению численности растительноядных животных
2) сокращению численности растений
3) увеличению численности растительноядных животных
4) увеличению численности паразитов
20. Благодаря тому, что организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, происходит
1) круговорот веществ
2) саморазвитие экосистем
3) размножение организмов
4) рост и развитие организмов
21. Примером смены экосистемы служит
1) отмирание надземных частей растений зимой на лугу
2) сокращение численности хищников в лесу
3) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой
4) зарастание водоема
22. Наибольшее разнообразие жизни в условиях наземной среды наблюдается в
1) саваннах
2) пустынях
3) степях
4) тропических лесах
23. Численность консументов первого порядка в биоценозе каждый год меняется и зависит от
1) климата
2) степени влажности
3) численности редуцентов
4) численности продуцентов
24. Какие организмы выполняют функцию консументов второго порядка в экосистеме луга?
1) насекомые-опылители
2) насекомоядные птицы
3) хищные птицы
4) растения
25. Что служит основным ограничивающим фактором в биогеоценозе луга?
1) вода
2) свет
3) воздух
4) почва
26. Редуцентами в экосистеме являются организмы(,)
1) фотосинтезирующие
2) разлагающие органические вещества
3) создающие органические вещества из неорганических
4) травоядные и хищники
27. Какой фактор обеспечивает устойчивость лесного сообщества при резком увеличении в нём численности жуков-короедов?
1) уменьшение численности растительноядных насекомых
2) увеличение численности хищных млекопитающих
3) уменьшение численности растительноядных птиц
4) увеличение численности насекомоядных птиц
28. Укажите пример антропогенного экологического фактора, негативно влияющего на биогеоценоз.
1) создание пасек
2) строительство плотин
3) насаждение лесополос
4) создание природных заповедников
29. Примером биоценоза является совокупность
1) деревьев и кустарников в парке
2) растений, выращиваемых в ботаническом саду
3) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу
4) организмов, обитающих на болоте
30. Продуценты в экосистеме заливного луга
1) разлагают органические вещества
2) создают органические вещества
3) обеспечивают процесс гниения
4) потребляют готовые органические вещества
31. Море как устойчивая экосистема характеризуется
1) периодическими колебаниями количества видов
2) высокой численностью продуцентов
3) высокой численностью консументов
4) разнообразием и большим количеством видов
32. Хемосинтезирующие бактерии в экосистеме
1) разлагают минеральные вещества
2) разлагают органические вещества до минеральных
3) создают органические вещества из неорганических
4) потребляют готовые органические вещества
33. Биогеоценозом называют совокупность
1) популяций разных видов, обитающих на определённой территории
2) живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ
3) взаимосвязанных популяций растений и животных
4) популяций одного вида, населяющих разные территории
Абиотические факторы среды
1. Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц
1) понижение температуры окружающей среды
2) сокращение светового дня
3) недостаток пищи
4) повышение влажности и давления
2. На численность белки в лесной зоне НЕ влияет
1) смена холодных и теплых зим
2) урожай еловых шишек
3) численность хищников
4) численность паразитов
3. К абиотическим факторам относят
1) конкуренцию растений за поглощение света
2) влияние растений на жизнь животных
3) изменение температуры в течение суток
4) загрязнение окружающей среды человеком
4. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, - недостаток
1) света
2) тепла
3) воды
4) минеральных веществ
5. Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины
1) абиотический
2) биотический
3) антропогенный
4) ограничивающий
6. Сигналом к наступлению листопада у растений служит
1) увеличение влажности среды
2) сокращение длины светового дня
3) уменьшение влажности среды
4) повышение температуры среды
7. Ветер, осадки, пыльные бури - это факторы
1) антропогенные
2) биотические
3) абиотические
4) ограничивающие
8. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют
1) микроэволюционными изменениями
2) фотопериодизмом
3) фототропизмом
4) безусловным рефлексом
9. К абиотическим факторам среды относят
1) подрывание кабанами корней
2) нашествие саранчи
3) образование колоний птиц
4) обильный снегопад
10. Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят
1) миграции морских рыб на нерест
2) открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений
3) распускание почек у деревьев и кустарников
4) открывание и закрывание раковин у моллюсков
11. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?
1) высокая температура
2) недостаток влаги
3) отсутствие перегноя
4) избыток ультрафиолетовых лучей
12. Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические
остатки в биогеоценозе леса, являются
1) заморозки
2) пожары
3) ветры
4) дожди
13. К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят
1) межвидовую конкуренцию
2) паразитизм
3) понижение плодовитости
4) влажность
14. Главным ограничивающим фактором для жизни растений в Индийском океане является недостаток
1) света
2) тепла
3) минеральных солей
4) органических веществ
15. Что может стать ограничивающим фактором для жизни пятнистого оленя, живущего в Приморье на южных склонах гор?
1) глубокий снег
2) сильный ветер
3) недостаток хвойных деревьев
4) короткий день зимой
16.
Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово «оптимум»?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
17. A 24 № 11725. К абиотическим экологическим факторам относится
1) плодородность почвы
2) большое разнообразие растений
3) наличие хищников
4) температура воздуха
18. Сходство в жизненных условиях обитания разных популяций одного вида относят к критерию
1) географическому
2) экологическому
3) физиологическому
4) этологическому
19. Реакция организмов на продолжительность дня называется
1) фототропизмом
2) гелиотропизмом
3) фотопериодизмом
4) фототаксисом
20. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?
1) смена температуры
2) уровень влажности воздуха
3) наличие убежища
4) продолжительность дня и ночи
21. Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?
1) свет
2) содержание углекислого газа
3) давление воздуха
4) влажность
22. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней
1) недостаточное содержание кислорода
2) происходит образование метана
3) избыточное содержание органических веществ
4) содержится много торфа
23. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
1) уменьшение скорости обмена веществ
2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) уменьшение интенсивности дыхания
4) усиление испарения воды
24. Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
1) мелкие листья
2) крупные листья
3) шипы и колючки
4) восковой налёт на листьях
25. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
1) наличие корма
2) навоз на полях
3) сорняки
4) состав почвы
26. Ярусность растений в лесу
1) повышает межвидовую конкуренцию организмов
2) снижает внутривидовую конкуренцию
3) угнетает жизнедеятельность растений
4) снижает межвидовую конкуренцию
27. Какой из перечисленных экологических факторов является ограничивающим жизнедеятельность бактерий, поселяющихся на мясных продуктах?
1) влажность
2) состав солей
3) температура
4) освещённость
28. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?
1) смена температуры
2) уровень влажности воздуха
3) наличие убежища
4) продолжительность дня и ночи
29. Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде
1) наземно-воздушной
2) почвенной
3) водной
4) организменной
30. Какой цифрой обозначен оптимум существования организма?
1) I
2) II
3) III
4) IV
31. Какой цифрой обозначена на рисунке зона гибели организма?
1) I
2) II
3) III
4) IV
Биотические факторы среды
1. По обочинам дорог, свалкам, отвалам грунта часто поселяются виды растений, не свойственные данной местности, так как в этих условиях
1) ослаблена конкуренция с местными видами растений
2) улучшено снабжение растений водой
3) увеличена концентрация минеральных веществ
4) отсутствуют растительноядные животные
2. Ярусное расположение растений в сообществе луга - приспособление к
1) использованию тепла
2) сохранению влаги
3) совместному обитанию
4) опылению насекомыми