Гигиеническое значение воды

Тема № 16

МЕТОДИКА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОТБОРА ПРОБ ВОДЫ ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО И САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебная цель

1.1. Овладеть методикой санитарного обследования источников водоснабжения и отбора проб воды для бактериологического и санитарно-химического анализа.

Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Гигиеническое значение воды (физиологическое, эндемическое, эпи­де­миологическое, токсикологическое, бальнеологическое, климато- погодообразующее, хозяйственно-бытовое, народно-хозяйственное значение.

2.1.2. Классификацию источников водоснабжения и их гигиеническую характеристику.

2.1.3. Программу санитарного обследования источников водоснабжения: санитарно-топографического, санитарно-технического, санитарно-эпидемиологи­ческого.

2.2. Уметь:

2.2.1. Проводить санитарное обследование источников водоснабжения.

2.2.2. Определять места отбора и осуществлять отбор проб воды для исследования, уметь заполнить сопроводительный бланк.

2.2.3. Определять дебит (производительность) источников водоснабжения.

Вопросы для самоподготовки

3.1. Классификация природных источников водоснабжения, условия формирования воды в них и их сравнительная характеристика.

3.2. Искусственные открытые и закрытые водохранилища, гигиенические условия накопления и хранения воды в них.

3.3. Основные гигиенические требования к качеству воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

3.4. Область распространения и основные положения ГОСТ 2761-84 „Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора”.

3.5. Классификация методов улучшения качества воды при централизованном водоснабжении.

3.6. Гигиеническая оценка осветления и обесцвечивания воды. Сущность процессов коагуляции, отстаивания и фильтрации. Сооружения, применяемые с этой целью.

3.7. Методы обеззараживания воды, их классификация и гигиеническая характеристика.

3.8. Сравнительная характеристика методов хлорирования воды. Хлорсодержащие реагенты, используемые для обеззараживания воды, механизм их бактерицидного действия. Недостатки хлорирования.

3.9. Обеззараживание воды озонированием и ультрафиолетовым облучением, их гигиеничная характеристика.

3.10. Показатели эффективности обеззараживания воды на водопроводных станциях при централизованном хозяйственно-питьевом водоснабжении.

3.11. Специальные методы улучшения качества воды, их сущность и гигиеническая характеристика (опреснение, умягчение, обезжелезивание, фторирование, дефторирование, дегазация, дезактивация).

3.12. Принципиальные схемы водопроводов при заборе воды из подземных и поверхностных водоемов.

3.13. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения, цель их организации, особенности режима.

3.14. Методика выбора источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

3.15. Источники, причины и механизмы загрязнения поверхностных и подземных водоемов. Гигиеническая характеристика хозяйственно-бытовых сточных вод как основного источника загрязнения поверхностных водоемов.

3.16. Самоочищение воды поверхностных водоемов, его сущность и гигиеническое значение, показатели самоочищения.

3.17. Очистка сточных вод как мероприятие по санитарной охране водоемов от загрязнения.

3.18. Методика санитарного обследования водных объектов. Гигиеническое значение отдельных элементов санитарного обследования (санитарно-топографического, санитарно-эпидемиологического, санитарно-технического).

3.19. Методика определения объема воды и производительности (дебита) источников водоснабжения.

3.20. Правила, приборы и посуда, используемые для отбора проб воды из поверхностных водоемов, шахтных колодцев, каптажей и централизованных систем водоснабжения для бактериологического и санитарно-химического анализа.

Задания (задачи) для самоподготовки

4.1. Колодец, сооружен из цементных колец, диаметром 1,2 м. Глубина колодца до поверхности воды составляет 20 м, до дна - 25 м. При контрольном выкачивании на протяжении 15 минут уровень воды в колодце снизился на 0,5 м от исходного уровня, восстановился на протяжении 20 минут после прекращения выкачивания. Определить: а) объем воды в колодце; б) дебит колодца.

4.2. Определить дебит воды в реке шириной 8 м, наибольшей глубиной 1,5 м и скоростью течения (с помощью поплавка) 1 м за 20 сек.

Структура занятия

Занятие лабораторное. При возможности, занятие проводится непосредственно возле источника воды (реки, озера), шахтного колодца или каптажа родника. При проведении занятия в учебной лаборатории студенты решают ситуационную задачу. После проверки исходного уровня знаний студентов и обсуждения теоретических вопросов темы (приложение 1) каждому студенту (или паре студентов) предлагают решить подготовленную кафедрой ситуационную задачу. К задаче прилагается топографическая карта или ситуационный план и имитированная проба воды. Студенты выполняют санитарное обследование источника водоснабжения (приложение 2) и отбирают пробы воды из крана водопровода (приложение 3). При этом определяют и оценивают (см. приложение 4) ряд показателей качества воды, которые можно выполнить непосредственно возле источника воды, заполняют сопроводительный бланк. Работу оформляют протоколом.

Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Гончарук Е.И., Бардов В.Г., Гаркавый С.И., Яворовский А.П. и др. /Коммунальная гигиена/ Под ред. Е.И Гончарука – К.: Здоров’я, 2006. – С. 111-195.

6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтики гигиены/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Высшая школа, 1995. - С. 127-129, 283-300 (на укр. языке).

6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены /Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Высшая школа, 2000 - С. 345-364, 418-423.

6.1.3. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Профлактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии./ - К.: Здоровье, 1999. - С. 150-190 (на укр. языке).

6.1.4. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Основы общей и тропической гигиены./ - К.: Здоровье, 1995 - С. 176-207 (на укр. языке).

6.1.5. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Р.Х. /Гигиена./ - К.: Высшая школа, 1983 - С. 57-73.

6.1.6. Даценко И.И., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л. и др. /Общая гигиена. Пособие к практическим занятиям /Под ред. И.И. Даценко - Львов.: “Мир”, 1992 - С. 248-252 (на укр. языке)..

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Минх А.А. /Методы гигиенических исследований./ - М.: Медицина, 1971 - С. 109-164.

Оснащение занятия

1. Батометры, посуда для отбора проб воды на химический и бактериологический анализ.

2. Гигиенические регламенты и госстандарты качества воды источников водоснабжения.

3. Формулы для расчета дебита источников водоснабжения.

4. Ситуационная задача по выбору источников водоснабжения.

Приложение 1

Гигиеническое значение воды

Физиологические функции воды:

- пластическая - вода составляет в среднем 65 % массы тела взрослого человека. 70 % воды сосредоточенно внутриклеточно, 30 % внеклеточно в составе крови, лимфы (7%) и межтканевой жидкости (23 %). Содержание воды в костной ткани составляет 20 % от ее массы, в мышечной - 75 %, в соединительной - 80 %, плазме крови - 92 %, стекловидном теле глаза - 99 % воды. Большая часть воды является компонентом макромолекулярных комплексов белков, углеводов и жиров и образует с ними желеобразные коллоидные клеточные и внеклеточные структуры. Меньшая находится в свободном состоянии;

- участие в обмене веществ и энергии - все процессы ассимиляции и диссимиляции в организме протекают в водных растворах;

- роль в поддержании осмотического давления и кислотно-щелочного равновесия;

- участие в теплообмене и терморегуляции - при испарении 1 г влаги с поверхности легких, слизистых оболочек и кожи (скрытая теплота парообразова­ния) организм теряет 2,43 кдж (около 0,6 ккал) тепла;

- транспортная функция - доставка клеткам питательных веществ - кровью, лимфой, удаление из организма шлаков, продуктов обмена мочой, потом;

- как составная часть пищевого рациона и источник поступления в орга­низм макро- и микроэлементов;

- существуют нервно-психические расстройства, обусловленные невозмо­жно­стью удовлетворить жажду при отсутствии воды или ее плохих органолепти­ческих свойствах. Согласно учению И.П. Павлова о высшей нервной деятельности запах, вкус, привкус, внешний вид, прозрачность, окраска воды являются раздражителями, действующими через центральную нервную систему на весь организм. Ухудшение органолептических свойств оказывает рефлекторное действие на водно-питьевой режим и некоторые физиологические функции, в частности усугубляет секреторную деятельность желудка. К воде с плохими органолептическими свойствами у человека формируется защитная реакция - ощущение отвращения, которое вынуждает отказываться от употребления такой воды, даже несмотря на жажду.

Наши рекомендации