Часть 3: Поверхность 165 1 страница

Кен Уилбер - Краткая история всего

Часть 3: Поверхность 165 1 страница - student2.ru

УДК 159. 9

ББК 87

У36

Оформление

Дизайн-студия «Дикобраз»

Перевод с английского

С. В. Зубкова

Оригинальное издание опубликовано под названием

A Brief History of Everything

Ken Wilber

Публикуется по соглашению с Shambala Publications,

(P. О. Вох 308, Boston, MA 02115, USA) Inc.

Подписано в печать 15. 01. 2006.

Формат 84x108 1/32 Бумага газетная.

Усл. печ. л. 25, 2. Тираж 3000 экз. Заказ № 3099.

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93,

том 2; 953000 — книги, брошюры

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.001056.03.05 от 10.03.05. г.

Уилбер, К.

У36 Краткая история всего/ Кен Уилбер; пер. с англ. С. В. Зубкова. —

М.: АСТ: Астрель, 2006. - 476 [4]с: ил.

ISBN 5-17-036016-9 (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-13783-Х (ООО «Издательство Астрель»)

ISBN 1-57062-187-Х (англ.)

Книга популярного философа Кена Уилбера посвящена всей истории Земли: от Большого взрыва до постмодернистского настоящего. Автор описывает путь эволюции человеческого сознания систематично и всесторонне в доступной форме диалога. Книга адресована широкому кругу читателя.

УДК 159.9

ББК 87

ISBN 5-17-036016-9 (ООО«Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-13783-Х (ООО«Издательство Астрель»)

ISBN 1-57062-187-Х (англ.)

©1996 Ken Wilber

© ООО «Издательство Астрель», 2006

Содержание

Предисловие 8

Моему читателю 11

Краткая история всего 13

Введение 14

Часть 1: Дух-в-действии 22

Глава 1. То общее, что нас объединяет 22

Космос 23

Двадцать принципов: модели, которые нас объединяют 23

Организация и взаимодействие 24

Движение вверх и распад 25

Четыре импульса всех холонов 26

Творческие возникновения 26

Холархия 28

Всеохватывающий импульс эволюции 30

Глава 2. Тайный импульс 31

Высший и низший уровни 31

Глубина и ширина 32

Космическое сознание 35

Спектр сознания 37

Глава 3. Слишком человеческое 40

Доисторическая эпоха 40

Садоводство 42

Аграрная культура 44

Индустриальная эпоха 46

Глава 4. Великая революция постмодерна 48

Водораздел постмодерна 48

Два пути в мире постмодерна 50

На краю завтрашнего дня 52

Преодоление и подавление 53

Глава 5. Четыре угла Космоса 55

Намерение и поведение 58

Культура и социум 59

Пример 61

Форма вещей будущего 63

Глава 6. Две руки Бога 64

Разум и мозг 65

Левый и правый путь 66

Монологический взгляд: ключ к правому пути 66

Что означает этот сон? 68

Социология против культурного понимания 70

Герменевтика 71

Все интерпретации основаны на контексте 72

Интерпретация нечеловеческого 73

Духовная интерпретация 74

Глава 7. В гармонии с Космосом 77

Истина высказываний 78

Правда 78

Функциональное соответствие 83

Заключение: Четыре Лица Духа 85

Глава 8. Добро, истина и красота 87

Большая Тройка 87

Хорошие новости: различия в Большой Тройке 89

Плохие новости: Распад Большой Тройки 91

Задача эпохи постмодерна: интеграция Большой Тройки 93

Большая тройка духовности 94

Часть 2: Дальнейшее развитие Духа-в-действии 97

Глава 9. Эволюция сознания 97

Более высокие стадии развития 98

Лестница, человек, представление 98

Основные структуры: лестница 99

Человек, который поднимается вверх 100

Точка опоры 101

Появление новых миров: изменение представлений 102

Патология 105

Стадии духовного развития 106

Религия поверхности 107

Фрейд и Будда 108

Глава 10. На пути к глобальному: часть 1 111

Первичная матрица 111

Родовая травма 112

Ложное «я» 113

Точка опоры 1: штриховка физического «я» 114

Точка опоры 2: рождение эмоционального «я» 115

Точка опоры 3: рождение концептуального «я» 118

Каждый невроз — экологический кризис 119

Ранние мировоззрения: архаичное, магическое, мифическое 120

Точка опоры 4: рождение ролевого «я» 122

Парадигмальный сдвиг 122

Сатанинское насилие и НЛО 124

Глава 11. На пути к глобальному: часть 2 126

Развитие против эгоцентризма 126

Точка опоры 4 (продолжение): социальные описания жизни 127

Точка опоры 5: космополитичное или зрелое эго 129

Разнообразие и мультикультурализм 131

Точка опоры 6: тело и разум — интеграция кентавра 133

Безумие отсутствия перспективы 134

На краю трансперсонального 135

Глава 12. Царство сверхсознания: часть 1 137

Там, где кончается разум 137

Трансперсональные стадии сознания 138

Точка опоры 7: экстрасенсорный уровень 140

Глубинная экология и экофеминизм 141

Энграмма и основной скелет 143

Точка опоры 8: тонкий уровень 145

Юнг и архетипы 147

Глава 13. Царство сверхсознания: часть 2 151

Точка опоры 9: причинный уровень 151

Недуальный уровень 155

Непосредственность чистого присутствия 159

Просветление 161

Часть 3: Поверхность 165

Глава 14. Восходящий и Нисходящий пути 165

Резюме 165

Великая Холархия 167

Этот мир против потустороннего 169

Мудрость и сострадание 171

Бог и Богиня 172

Два разных Бога 173

Нисходящая сеть 174

Глава 15. Крах Космоса 176

Достижения эпохи современности 176

Бедствия современности 178

Инструментальная рациональность: мир «это» 179

Фундаментальная парадигма Просвещения 180

Не Дух, не разум, а только природа 182

Ирония: настроение современности 183

Голос индустриальной сети 184

Глава 16. Эго и Эко 187

Эго против Эко 187

Близнецы поверхности 187

Истина Эго 188

Проблема Эго 190

Эго и подавление 190

Новое объединение мира 191

Назад к природе 192

Эко и регресс 193

Потерянный Рай 194

Машина, везущая в прошлое 196

Великая битва современности: Фихте против Спинозы 197

Глава 17. Доминирование Нисходящего пути 199

Эволюция: Великая Холархия, раскрывающаяся во времени 200

Эволюция: Дух-в-действии 201

Проблеск недуального 203

Всегда уже 203

Исчезновение образа 204

Господство Нисходящего пути 206

Интернет 206

Религия Геи 207

Глава 18. Раскрытие Бога 209

Письмена на стене 209

«Я» Сверхчеловека 210

Великая чудесная сеть под названием «Я» 212

По ту сторону разума эпохи постмодерна 214

Преобразование мира и культурная пропасть 217

Экологическая этика 220

Основная моральная интуиция 223

До свидания, поверхность 224

Часть 3: Поверхность 165 1 страница - student2.ru

Предисловие

ШЕСТЬ ЛЕТ НАЗАД, в 1989-м, я отправлялся в свое собственное паломничество на поиски мудрости по всей стране. Во время моих путешествий я брал интервью и работал более чем с двумястами психологами, философами, терапевтами, учеными и мистиками, которые утверждали, что у них есть ответы, которые я искал. К тому времени, когда я написал книгу «То, что действительно важно: Поиски мудрости в Америке», мне было совершенно ясно, что Кен Уилбер был одним из лучших. Я верю, что он, бесспорно, самый убедительный и проникновенный голос не так давно появившейся уникальной американской традиции мудрости.

Прошло уже почти двадцать лет, с тех пор как Кен Уилбер издал книгу «Спектр сознания». Он написал ее, когда ему было двадцать три года, и она внезапно сделала его, возможно, самым всесторонним философским мыслителем нашего времени. Эту книгу Уилбер написал через три месяца после получения степени дипломированного специалиста в биохимии, и в ней он показал, что человеческое развитие совершается в соответствии с определенными стадиями, часть из которых выходит за границы традиционных представлений западной психологии. Только успешно проходя через каждую стадию эволюции, считает Уилбер, возможно сначала развить здоровое чувство индивидуальности, а затем испытать опыт более высоких состояний, которые превышают личность человека и включают ее в себя. В действительности, Уилбер обвенчал Фрейда и Будду, которых до этого разделяли на первый взгляд непреодолимые противоречия. И это была только первая из его многочисленных оригинальных идей.

Название этой книги обманчиво кажется слишком размытым. «Краткая история всего» дает читателю именно то, что обещает. Она раскрывает длительный период истории, от Большого взрыва до постмодернистского настоящего. По ходу повествования она стремится понять часто кажущиеся противоречивыми различные пути развития человеческих существ: эмоциональный, сознательный, нравственный, духовный. И при всей ее широте, книга необыкновенно кратка и компактна.

Действительно, «Краткую историю всего» отличает и от «Спектра», и от одиннадцати последующих книг Уилбера то, что она не только развивает идеи, уже присутствовавшие в более ранних работах, но представляет их в простой, доступной, диалоговой форме. Большинство книг Уилбера требуют, по крайней мере, поверхностного знания основных восточных умозрительных традиций и западной психологии развития. «Краткая история всего» обращается к более широкой аудитории, а именно тем из нас, кто пытается найти мудрость в своей повседневной жизни, но в изумлении останавливается перед множеством потенциальных путей к истине, которые, кажется, так часто противоречат друг другу. Для тех читателей, которые захотят узнать больше после прочтения этой книги, я рекомендую недавнюю работу Уилбера «Пол, экология, духовность, в которой многие из представленных здесь идей разбираются в деталях.

Никто из тех людей, которых я встретил на своем пути, не описал путь эволюции человеческого сознания более систематично и всесторонне, чем Уилбер. Во время моего путешествия я сталкивался с многочисленными людьми, которые очень сильно возвеличивали ту специфическую версию истины, которой они придерживались. Почти всегда я обнаруживал, что они приходили к таким заключениям, выбрав одну из сторон, поддерживая один набор ценностей, и в то же время, исключая все другие.

Уилбер придерживается более широкого и всестороннего подхода, как вы скоро обнаружите сами. На страницах данной книги он последовательно излагает точку зрения, которая принимает и включает истины многочисленных и несоизмеримых областей: физики и биологии; социальных наук и наук о системах; искусства и эстетики; психологии развития и умозрительной мистики, а также положения противоречащих друг другу философских школ, от неоплатонизма до модернизма, от идеализма до постмодернизма.

Уилбер признает, что конкретные условия истинности могут быть достоверными, не будучи полными, то есть это истина, но только в определенном пространстве, и каждая отдельная истина должна рассматриваться как часть других одинаково важных истин. Возможно, самый мощный новый инструмент, который он пускает в ход в «Краткой истории всего», — это представление о четырех «секторах» развития. Изучая сотни карт развития сознания и человека, которые были созданы различными мыслителями в различные эпохи - карты биологического, психологического, познавательного и духовного развития (это лишь немногие) — Уилбер осознал, что они часто описывали совсем разные «истины». Внешними формами развития он называет те, которые могут быть изучены объективным и опытным путем. Но Уилбер ясно дает понять, что формы истины, связанные с внешним измерением, справедливы только в определенном пространстве. Любое всестороннее развитие включает в себя также внутренние субъективные измерения, требующие интерпретации, зависимые от сознания и самоанализа. Кроме того, Уилбер понимал, что внутреннее и внешнее развитие идет не только на индивидуальном уровне, но и на социальном или культурном уровнях. Следовательно, мы имеем дело с четырьмя секторами.

Ни одна из этих форм истинности, иллюстрируемых в ряде ярких примеров, не может быть сведена к другой. Бихевиорист (в качестве примера) не может понять внутренний опыт человека, так как наблюдает лишь за его внешним поведением или за сопровождающими его физиологическими процессами. Истина действительно освободит вас, но только если вы признаете, что существует более чем один вид истины.

«Краткая история всего» иллюстрирует развитие на нескольких уровнях. Это самая богатая карта мира, в котором мы живем, в ней обозначены места мужчины и женщины на разных этапах исторического развития. Уилбер, используя диалектические методы, объясняет, что каждая стадия развития преодолевает ограничения предшествующей стадии, и одновременно вносит нечто новое. Эта точка зрения отражает постоянно продолжающуюся борьбу, являющуюся элементом любого подлинного поиска более сознательной и полной жизни. «Никакая эпоха не может считаться более привилегированной, — пишет Уилбер. — Мы все — пища завтрашнего дня. Процесс продолжается, и сам Дух находится в процессе развития, а не в какой-то определенной эпохе, времени или месте».

На другом уровне Уилбер в «Краткой истории всего» выступает как демистификатор, проницательный критик учителей, методов, идей и систем, которые обещают показать дорогу к истине, но обычно являются неполными, вводящими в заблуждение, дезинформирующими или искажающими правду. Слишком часто нас запутывают. Напуганные возможностью любых изменений и крайне склонные к самообману, мы слишком поспешны, чтобы обращать внимание на простые ответы и быстрые решения, что в итоге только сужает нашу перспективу и прерывает развитие.

Уилбер — редкий голос. Он делает свое дело с искренним сердцем и преданностью правде. Он увеличивает масштаб, чтобы увидеть самую большую картину, но при этом он отказывается считать все ее элементы равными. Он делает качественные различия. Он оценивает глубину. Он не боится приобрести врагов, хотя многие упоминают о нем с почтением. Результатом является тот очень оригинальный свет, который «Краткая история всего» проливает не только на космическое измерение нашей жизни, но и на множество запутанных и тревожных проблем нашего времени. Изменение ролей мужчин и женщин; продолжающееся разрушение окружающей среды; разнообразие и мультикультурализм; подавление воспоминаний и детское сексуальное насилие; роль Интернета в информационную эпоху и многое, многое другое.

Я не могу представить себе лучший способ понимания идей Кена Уилбера, чем эта книга. Она содержит рассуждения о развитии, сознании и нашей способности преобразовать себя и перейти на полностью новый уровень. Говоря более практично, она спасет вас от многих оплошностей и ложных путей к мудрости, которые вы можете выбрать.

Тони Шварц

Моему читателю

В КНИГЕ ДУГЛАСА АДАМСА «АВТОСТОПОМ ПО ГАЛАКТИКЕ» описывается мощный суперкомпьютер, разработанный для того, чтобы дать окончательный, абсолютный ответ, который полностью объяснил бы «Бога, жизнь, вселенную и все остальное». Но этому компьютеру потребуется семь с половиной миллионов лет, чтобы сделать это, и к тому времени, когда компьютер, наконец, получил ответ, все уже забыли про вопрос. Никто не помнил главный вопрос, но главный ответ, который предложил компьютер, был таков: 42.

Это удивительно! Наконец-то получен окончательный ответ. Столь замечательный ответ, что пришлось проводить соревнование, чтобы определить, можно ли придумать к нему вопрос. Было предложено много глубоких вопросов, но окончательным победителем был признан вопрос, главный ответ на который звучит «42»: «Сколькими дорогами должен спускаться человек?»

«Бог, жизнь, вселенная и все остальное» — это, в значительной степени, и есть предмет этой книги. Хотя, конечно, ответ на него не совсем столь же однозначен, как «42». Речь пойдет о материи, жизни, разуме и духе и о тех течениях эволюции, которые, кажется, объединяют их всех в единой обшей модели.

Я написал эту книгу в форме диалога: вопросы и ответы. Многие из этих диалогов действительно имели место, но большей частью они были написаны специально для этой книги. Вопросы достаточно реальны — эти вопросы мне чаще всего задавали о моих книгах вообще и о моей новой книге в частности («Пол, экология, духовность»). Но для того чтобы понимать смысл написанного, нет никакой необходимости читать какую-то из моих книг: предлагаемые темы, я считаю, интересны сами по себе, и диалоги не требуют никаких специальных знаний в тех областях, о которых идет речь. Ученые, которые заинтересуются ссылками, библиографией, примечаниями и более детальными аргументами, могут обратиться к моей книге «Пол, экология, духовность».

Первые главы имеют отношение к материальному космосу и зарождению жизни. Что привело хаос в порядок? Как из материи произошла жизнь? Какие эволюционные потоки влияют на эту необыкновенную игру развития? Есть ли «дух» экологии? Действительно ли это важно?

В дальнейших главах исследуется появление разума или сознания, и мы с вами проследим эволюцию мировоззрения и сознания через пять или шесть главных стадий человеческого развития, от доисторической, садоводческой и аграрной до индустриальной и информационной. Каков был статус мужчин и женщин на каждой из этих стадий? Почему в некоторых из этих стадий главенствует мужчина, а в некоторых — женщина? Проливает ли это какой-то свет на сегодняшние гендерные войны? Участвуют ли в человеческом развитии и в космической игре в целом те же самые потоки? Как человеческое развитие в прошлом связано с сегодняшними проблемами людей? Если мы не помним прошлого, то осуждены ли мы повторять его ошибки?

Затем мы рассмотрим область Божественного, обратим внимание на то, как оно могло бы быть связано с творческими потоками в материи, разуме и жизни. Как и почему религия в ходе истории уступила место психологии? Раньше, если вы были внутренне растревожены, взволнованны и искали ответы, вы говорили со священником. Сегодня вы обращаетесь к психиатру, а они редко соглашаются друг с другом. Почему? Что случилось? Может быть, у них обоих есть кое-что важное, что они хотят нам сказать? Может быть, они не должны враждовать, и могут, наконец, помириться?

К кому мы обращаемся за ответом в нашей собственной жизни? Обращаемся ли мы за окончательными ответами к суперкомпьютеру Адаса? Обращаемся ли мы к религии? Политике? Науке? Психологии? К гуру? К вашему лучшему другу? Кому мы в итоге можем доверить обязанность быть советчиком в действительно важных вопросах? Это говорит нам о чем-то? Есть ли способ связать эти различные источники вместе, чтобы каждый из них говорил свои собственные истины, и в итоге формировалась сбалансированная и гармоничная точка зрения? Возможно ли это вообще в сегодняшнем расколотом мире?

Последние главы посвящены поверхности — сведению богатого многочисленными измерениями Космоса к плоскому, скучному и одномерному миру, к холодному и одноцветному миру современности и постмодерна. Но речь пойдет не просто об осуждении современного мира, а скорее о попытке обнаружить работу сияющего Духа даже в наши, очевидно, забытые Богом времена. Где обитают Бог и Богиня в этих мелких водах?

Сколькими дорогами должен спускаться каждый из нас? На этот вопрос мог бы, в конце концов, быть найден ответ, потому что удивление продолжает нарастать, и прорывается радость, чувствуя освобождение и полное пробуждение личности. И все мы знаем, как удивляться, а удивление говорит на языке Бога, который находится внутри нас и указывает нам путь домой.

К. Уилбер

Болдер, Колорадо

Весна 1995

Краткая история всего

Введение

В: В этой книге есть секс?

КУ: Да, причем с диаграммами.

В: Вы шутите.

КУ: Конечно, я шучу. Но все же сексуальность — одна из главных тем этой книги, и особенно по отношению к тендеру.

В: Пол и тендер — это что-то разное?

КУ: Обычно слово «пол» используют, когда говорят о биологических аспектах системы репродукции человека, а слово «гендер» — для описания культурных особенностей воспитания в человеке принадлежности к определенному полу, строящихся вокруг этих биологических различий. Половые различия обычно описываются в терминах «мужское» и «женское», в то время как тендер — в терминах «маскулинное» и «феминное». И если особенности мужского и женского заданы в большей степени биологические, то стандарт маскулинного и феминного конструируется целиком социально или культурно.

В: Поэтому суть в том, чтобы научиться различать половые и тендерные характеристики?

КУ: В каком-то смысле, да. Половые различия между женщинами и мужчинами, так как они повсеместны и носят универсальный характер, более-менее постоянны: мужчина производит сперму, женщины — яйцеклетки, женщины вскармливают ребенка и дают ему жизнь, и так далее. Но различия между маскулинным и феминным по-разному выглядят в различных культурах и зависят от воспитания мужчин и женщин.

Отчасти противоречия между полами в настоящее время заключаются в том, что если различия между мужчинами и женщинами являются универсальными и биологическими и поэтому не могут значительно измениться, маскулинное и феминное являются во многом продуктом культуры, и эти роли действительно могут быть изменены, по крайней мере, в некоторых важных вопросах. И мы, как часть культуры, находимся в трудном процессе: мы пытаемся изменить некоторые из этих гендерных ролей.

В: Например?

КУ: Например, в то время как в среднем мужское тело более мускулисто и физически более развито, чем женское, из этого не следует, что мужское должно быть связано с сильным и жестким человеком, а женское должно быть более слабым и кротким. И мы сейчас находимся в переходном состоянии, когда пересматриваются и обновляются маскулинные и феминные роли, что приводит мужчин и женщин к развязыванию долгих дебатов друг с другом, к различного типа тендерным войнам.

Часть проблемы заключается в том, что если маскулинные и феминные роли действительно могут быть пересмотрены (что во многих случаях давно уже необходимо было сделать), биологические особенности мужчин и женщин не могут быть в значительной степени изменены. И, в попытке уравновесить различия между мужским и женским, мы подходим на опасно близкое расстояние к возможности полностью стереть различия между мужчиной и женщиной. В то время как первое — очень прекрасная идея, последнее в принципе невозможно. Альтернатива в том, чтобы знать это различие.

В: Значит, некоторые из различий между мужчинами и женщинами должны остаться, а некоторые необходимо изменить?

КУ. Что-то в этом роде. Поскольку мы продолжаем исследовать различия между мужчинами и женщинами, связанные как с полом, так и с тендером, действительно находятся определенные различия, даже в области культуры, которые неожиданно снова и снова возникают во всех культурах. Другими словами, не только определенные половые различия, но и определенные тендерные различия повторяются во всех культурах.

Все выглядит так, словно половые биологические различия между мужчинами и женщинами представляют собой настолько сильную платформу, что эти биологические различия вторгаются и в область культуры и, таким образом, обнаруживаются в основе гендерных различий. Даже притом, что тендер формуется культурно, а не биологически, определенные константы маскулинного и феминного тендера проявляются во всех культурах.

В: Даже десятилетие назад эта позиция была довольно спорной. Сегодня она становится все более общепринятой.

КУ: Да, даже радикальные феминистки сегодня защищают точку зрения, что существуют очень серьезные различия между мужскими и женскими сферами ценностей, как половыми, так и тендерными. Мужчины более склонны к индивидуальности, автономии, праву, справедливости и действиям, а женщины более склонны к относительному пониманию, акцентируя внимание на общем, заботе, ответственности, построению отношений. Мужчины подчеркивают свою автономию и боятся отношений, женщины склонны опасаться независимости и уделять больше внимания отношениям.

Работа Кэролл Гиллиган и Дебры Таннен уделяет этой теме большое внимание, но удивительно, что спустя приблизительно одно десятилетие и наиболее ортодоксальные исследователи, и большинство феминистских исследователей действительно пришли к соглашению по поводу определенных фундаментальных различий мужских и женских сфер ценности. Эта тема стала центральным объектом исследования новой науки, известной как «эволюционная психология» — влияние биологической эволюции на психологические черты личности.

И сложность сегодня заключается в том, чтобы определить эти различия, не используя их, чтобы еще раз не лишить прав женщин. Ведь как только любые различия между людьми становятся очевидными, сильные стараются использовать их для улучшения своих условий и создания новых преимуществ. Вы видите, в чем проблема?

В: Да, но кажется, что это сейчас и происходит. По-моему, эти различия были использованы для того, чтобы представить мужчин изначально лишенными чувств мутантами тестостерона, которые «просто не понимают этого». Смысл в том, что мужчины должны быть более чувствительны, более заботливы, более любвеобильны, более внимательны к отношениям. То, что вы называете мужской сферой ценностей, повсюду подвергается сегодня атаке. Вопрос в том, почему мужчина не может быть более похож на женщину?

КУ: Да, это своего рода «справедливая игра наоборот». Обычно женщины определялись как «несовершенные мужчины», и «зависть к пенису» является классическим примером этого. Теперь мужчин считают «несовершенными женщинами», их характеризуют в соответствии с женскими особенностями, которых им явно недостает, а не в соответствии с какими-то положительными признаками, которыми они обладают. Оба подхода неправильны до нелепости, не говоря уже о том унижении, которое испытывают при этом оба пола.

Сложность в том, как я уже начал говорить, заключается в том, чтобы одновременно сделать две очень трудные вещи: во-первых, разумно выделит основные различия между мужскими и женскими сферами ценностей (согласно исследованию Гиллиган), во-вторых, попытаться научиться оценивать их более или менее одинаково. Не делать их одним и тем же, но одинаково их оценивать.

Природа не просто так разделила человеческий род на два пола; и мы тем более не должны пытаться сделать из них один. Но даже самые консервативные исследователи признали бы, что в нашей культуре в течение достаточно долгого времени преобладали ценности мужской сферы. И поэтому сегодня мы занимаемся рискованным и очень трудным (а часто и неблагодарным) делом: пытаемся еще немного уравновесить эти сферы. Не стирать различия, но уравновесить их.

В: И эти различия коренятся в биологических различиях между мужчиной и женщиной?

КУ: Частично это, кажется, так и есть. Речь идет, в частности, о гормональных различиях. Исследования тестостерона — лабораторные, кросс-культурные, эмбриональные, даже такие, при которых женщинам делали инъекции тестостерона по медицинским соображениям — все приводит к одному простому заключению: я не хочу быть жестоким, но наличие тестостерона навязывает мне один, и только один принцип: умри или убей.

И мужчины обречены на этот биологический кошмар, на кошмар, который женщины едва ли могут себе представить. (Кроме тех случаев, когда им делают инъекции тестостерона в медицинских целях, что также выводит их из себя. Как сказала одна такая женщина: «Я не могу прекратить думать о сексе. Пожалуйста, разве это нельзя остановить?») Еще хуже, когда мужчины иногда переставляют местами две части этого принципа или соединяют их вместе, и это опасное соединение редко приводит к счастливому концу, на что женщины более чем охотно любят указывать.

В: А женский эквивалент?

КУ: Мы могли бы говорить об окситоцине, гормоне, который наполняет женщину, даже если просто погладить ее кожу. Окситоцин можно было бы описать как «наркотик отношений»; он вызывает невероятно сильные чувства привязанности, заботы, желание прикасаться, обнимать, быть вместе. И нетрудно видеть, что оба эти гормона, тестостерон и окситоцин, имеют биологическое эволюционное происхождение, и были связаны первый с репродукцией и выживанием, второй с материнской заботой. Большинство половых сношений в животном мире — дело нескольких секунд. В ходе полового акта обе стороны не могут защитить себя от того, чтобы не стать жертвой или быть съеденными, что придает новое значение фразе «ужин и секс», потому что вы и есть ужин. Не происходит разделения общих чувств и проявления эмоций, нет объятий, и именно так судят о мужчинах. Господин Чувствительный Мужчина, как человек и как миф, — это очень, очень недавнее изобретение, и мужчинам, требуется немного к нему привыкнуть.

Наши рекомендации