Часть 3: Поверхность 165 12 страница

И то же самое может случиться с духовными опытами. Люди могут временно получить доступ к некоторым очень высоким ступеням лестницы или кругам понимания, но они отказываются полностью жить на этих уровнях, они, на самом деле, могут даже не захотеть туда подниматься. Их средний уровень будет оставаться еще очень низким, и в результате этого опыта может даже понизиться.

Но если они хотят жить в соответствии со своим духовным опытом, они должны будут расти и развиваться. Они должны будут начать развивать свои способности, расширяться по уровням холархии, действительно жить на более высоких уровнях сознания. Их средний уровень должен будет переместиться по направлению к этим более глубоким или более высоким сферам сознания; простое «идеализирование» этих уровней в теоретической болтовне и религиозных беседах ни к чему положительному не приведет.

Так что вы можете иметь очень мощный пиковый опыт, или сатори. Но потом проходят дни, недели, месяцы, и куда уходит его энергия? Что происходит с этим опытом? Где он теперь? Ваше «я», ваш средний уровень может постигнуть этот опыт только в соответствии с его собственной структурой, его собственными способностями, его текущей стадией развития. Духовный опыт не может позволить вам пропустить какие-то стадии роста и развития, от которого зависит устойчивая духовная реализация. Развитие, как говорил Ауробиндо, может быть ускорено, но его существенные этапы нельзя просто перескочить.

В: Среди исследователей, работающих в рамках «новой парадигмы», существует сильное сопротивление этому понятию стадий.

КУ: Да, это то же самое, что и сопротивление понятию иерархии или холархии. Некоторые из этих возражений являются искренними и имеющими смысл, и мы должны принять их во внимание. Но если вы отрицаете наличие стадий роста и холархию, тогда вы должны объяснить множество тех свидетельств, которые указывают на холархическое развитие, а для того, чтобы опровергнуть эту гипотезу, требуется объяснить, почему исследователи продолжают находить эти холархии во многих не связанных друг с другом культурах. Я еще не видел ни одной успешной попытки сделать это.

Однако отчасти сопротивление этим понятиям ведется из-за менее искренних причин. Многие американцы не считают привлекательной идею стадий и постепенности, потому что мы в Америке не любим гипотезы о наличии степеней глубины. Мы — живое воплощение поверхности. Мысль о том, что кто-то где-то еще мог бы быть более высокоразвит или более глубок, чем я, просто невыносима.

Так что мы предпочитаем «духовность», которая принимает человека любого уровня, независимо от того, насколько мы посредственны, и дает нам процесс «с одним шагом», который доставляет нас прямо Богу, немедленно, как в микроволновой печи. Эго по-прежнему остается плохим, а «Бог» или «Богиня» становится просто новым концептуальным представлением или парадигмой, которую мы можем запомнить и повторять как мантру. Картограф изучает новую карту, и это считается духовным преобразованием. В мире поверхности вам необходим Бог поверхности.

Поэтому многие парадигмы поверхности так «легкомысленны» — они не требуют подлинного преобразования, только изучение этой новой парадигмы «одного шага», своего рода посещение универсального магазина. Вы только повторяете, что вы едины с этой великой сетью, и вы спасены. И вы будете настойчиво отрицать, что есть какие-то более высокие стадии!

В: Я все время сталкиваюсь с этими предубеждениями против холархии. Против нее все настроены очень воинственно.

КУ: В религии поверхности, как и во всех эзотерических религиях, есть Бог и Дьявол. И если вы определяете Бога как нечто плоское и лишенное иерархии, тогда холархия должна стать новым Дьяволом. И, как в большинстве фундаменталистских религий, в ней есть свои Инквизиторы, и это довольно неприятная компания.

Фрейд и Будда

В: Итак, соглашаясь, что эта холархия уровней сознания существует, мы продолжаем говорить о том, что более высокие стадии могут искажаться за счет подавлений на более низких стадиях, то есть о внутренних гражданских войнах.

КУ: Да, я с вами согласен. Если «я» будет подавлять какие-то свои внутренние проявления, то у него останется меньше сил для дальнейшего развития и эволюции. И, рано или поздно, это приведет развитие к остановке.

Я не хотел бы делать такие простые расчеты, но в качестве грубого примера предположим, что наше «я» при рождении имеет 100 единиц способности к совершенствованию. И на раннем этапе развития от него отделилась маленькая капля на моральной стадии номер один, скажем, размером в 10 единиц способности. Оно достигает второй стадии развития с 90 единицами способности.

Итак, от «я» остается уже только 90 процентов, так как 10 процентов его способностей застревают на первой стадии. Это небольшое количество энергии отправляется в основание лестницы, и 10 процентов потенциала используются на то, чтобы заставить весь организм действовать согласно архаичным желаниям, импульсам и интерпретациям.

И дальше все больше, так как рост и развитие продолжаются. Дело в том, что, к тому времени, когда «я» достигает взрослого возраста, оно, возможно, уже потеряло 40 процентов своего потенциала в результате таких расколов и обрело большое количество маленьких, спрятанных глубоко внутри личностей. И эти небольшие фрагменты личности остаются на том уровне развития, которое они имели, когда были подавлены.

Поэтому внутри вас живет очень много маленьких варваров, бегающих где-то у основания лестницы и требующих, чтобы их покормили, приласкали, обогрели, и они становятся очень противными, если их не покормить. Они начинают кричать и вопить, кусаться и царапаться, и, так как ваше сознание даже не знает, что они там есть, вы интерпретируете это внутреннее волнение как депрессию, навязчивые идеи, беспокойство, иные признаки невроза, что совершенно не правильно.

В: Значит, это также препятствовало бы дальнейшему росту?

КУ: Да, дело в том, что эти разобщенные элементы «я», эти небольшие, спрятанные в глубине личности, которые цепляются за мировоззрения более низких уровней, потребляют определенное количество вашей энергии. В то время как они используют энергию самостоятельно, вы защищаетесь от них, и тратите свою энергию на эту защиту. И довольно скоро вы можете исчерпать всю энергию.

И конечно, весьма вероятно, что это будет мешать более высокому или трансперсональному развитию. Предположим, чтобы достичь экстрасенсорного или тонкого уровня развития сознания, требуется 65 единиц. Если у вас осталось только 60 единиц в запасе, вы не сможете сделать этого. Именно поэтому мы хотим объединить Фрейда и Будду, мы хотим объединить «глубинную психологию» с высшим осознанием.

На самом деле, для этого сейчас в человеческом развитии настал очень благоприятный момент, потому что первый раз в истории у нас есть возможность доступа как к Фрейду, так и к Будде. Важные открытия современного Запада, такие как понятие психодинамического бессознательного, которое нигде до этого не употреблялось, могут быть объединены с мистическими или умозрительными традициями Востока и Запада, и на этой основе может быть создан подход с «полным спектром» рассмотрения реальности.

В: Цель объединения Фрейда и Будды заключается в том, чтобы освободить те 40 единиц вашего сознания, которые попали в ловушку на нижних уровнях развития, и использовать их для того, чтобы достигнуть более высоких уровней?

КУ: Как правило, да. Если вы не будете дружить с Фрейдом, вам будет тяжелее добраться к Будде.

«Глубинная психология», в действительности, это «мелкая» психология, так как она имеет дело с самыми низкими уровнями холархии, но именно по этой причине эти узкие и нарциссические мировоззрения могут наносить такой большой вред.

Смысл в том, что при помощи «глубинной психологии» мы можем повторно войти в контакт с этими холопами нижних уровней и открыть их сознанию, после чего будет высвобожден их энергетический потенциал, они будут освобождены, интегрированы в постоянно продолжающийся процесс развития сознания. «Я» перестанет отдавать свои силы на движение в обратную сторону, к начальным уровням вашего понимания. Освобожденные уровни сознания могут воссоединиться с вашей основной личностью, и после этого ваше «я» будет иметь 70 или 80 единиц своих изначальных возможностей. С этой энергией «я» сможет продолжить свой рост в надличностные области развития.

И если это случится, и трансперсональный рост будет проходить с большой интенсивностью, то в некоторый момент вы обнаружите, что не только поднимаетесь по лестнице, но и спускаетесь с нее. Как сказал бы Мастер Дзэн, вы находитесь наверху стофутового столба, и все же вам нужно сделать еще один шаг. Как вы сможете спуститься со столба высотой в сто футов? Вы делаете еще один шаг, и где же вы окажетесь?

Когда Вы спускаетесь с лестницы, вы движетесь в свободном падении в Пустоте. Внешнее и внутреннее, субъект и объект — все теряет свой смысл. Вы больше не «здесь», наблюдая мир, который «там». Вы не смотрите на Космос, вы и есть Космос. Перед вами Единая Вселенная, яркая и очевидная, сияющая и ясная, в которой нет ни внутреннего, ни внешнего, бесконечный свет великого совершенства, спонтанного опыта. Само Божественное искрится в каждом взгляде и звуке, и вы просто являетесь им. Солнце сияет не над вами, а внутри вас, галактики рождаются и умирают, и все это внутри вашего сердца. Время и пространство являются не более чем мерцающими образами на фоне сияющей Пустоты, и вся Вселенная теряет свой вес. Вы можете проглотить Млечный путь одним большим глотком, взять Гею в свою ладонь и благословить ее, и все это будет самой обычной вещью в мире, так что вы об этом даже не задумаетесь.

Глава 10

На пути к глобальному: часть 1

В: Мы много слышим о «глобальной перспективе», или «глобальном сознании». Большинство подходов в рамках «новой парадигмы» подчеркивают, что мы сегодня живем в планетарной сети, и нам необходима глобальная системная карта, на которой мы могли бы видеть эту глобальную территорию.

КУ: Единая карта глобального пространства — это одно, а картограф, способный начертать такую карту, — совсем другое. Глобальная перспектива не является врожденной; младенец не рождается с ней; у человекообразных обезьян ее также не было. Глобальная перспектива — это редкая, элитная, необычная точка зрения очень большой глубины, и существует относительно немного людей, которые действительно имеют доступ к этой глубине (чем больше глубина, тем меньше пространство). Поэтому именно через понимание развития и появление глобального сознания мы можем в действительности начать мыслить в соответствии с «новой парадигмой», если именно это является целью.

Но в этой глобальной системной карте не написано абсолютно ничего о том, как идет внутреннее развитие у самого картографа. Но это, безусловно, и есть самая важная проблема. Поэтому, когда теоретики «новой парадигмы» выдвигают свою глобальную системную карту, она может только показать, как человек должен развиваться до такого состояния, в котором он уже сможет обладать глобальным сознанием. Подлинные духовные или трансперсональные состояния появляются как раз внутри этой глобальной перспективы, когда Дух начинает познавать свое собственное глобальное измерение.

В: Я как раз хочу об этом поговорить. Мы обсуждали это в абстрактных терминах: лестница, человек, представление. Но я хотел бы рассмотреть конкретные примеры этого развития по направлению к глобальному измерению. Давайте поднимемся на самый верх лестницы! Начнем с начала.

Первичная матрица

КУ: Давайте на некоторое время считать рождение началом. Младенец при рождении является в основном сенсорно-двигательным организмом, холоном, в структуре которого есть клетки, молекулы, атомы, и эти подхолоны он уже превзошел и включил в себя.

Но младенец не обладает языком, логикой или способностью рассказывать; он еще не понимает историческое время и не может ориентироваться во внутреннем психологическом пространстве. Он в основном отождествляет себя с сенсорно-физическим измерением, или стадией номер один на рисунке 9—1.

«Я» может ориентироваться, главным образом, только в самом низком и самом основном измерении из всех, материальном и сенсорно-двигательном. Фактически, личность в значительной степени отождествляется с сенсорно-двигательным миром, настолько, что она еще не может провести различия между внутренним и внешним. Физическое «я» и физический мир сплавлены воедино, они еще не дифференцированы.

Это раннее состояние часто называют «первичной матрицей», потому что это изначальная матрица, которая будет подвергаться осмыслению в ходе последующего развития. О ней также говорят как о первичном аутизме, изначальном нарциссизме, океанической, протоплазменной стадии, отсутствии дуализма, неразделенности, и так далее.

Мы видели, что каждая точка опоры имеет форму последовательного процесса из трех стадий: «я» сначала отождествляется с этой ступенью, затем оно дистанцируется от нее и превосходит этот уровень, а потом включает его в свой внутренний мир. И эта первичная матрица — просто фаза 1 первой точки-опоры — «я» находится в сплавленном состоянии с сенсорно-двигательным миром, как внутренним, так и внешним.

В: Это первичное состояние неразделимости лишено дуальности субъекта и объекта?

КУ: Оно находится даже ниже этой дуальности. Многие романтики любят видеть в этом первичном состоянии своего рода прообраз космического сознания, мистического единства с миром, отсутствия противоположностей, и так далее. Но это первичное состояние сплавленности не преодолевает противоречие между субъектом и объектом; оно просто не может провести различие между ними. Это первичный нарциссизм, в котором физический мир поглощается аутичным сознанием, весь младенец — это рот, весь мир — пища. Эти отношения целиком физические.

В этом состоянии еще нет ничего духовного. Личность не может исполнять какую-то социальную роль; она заперта в своей собственной эгоцентрической оболочке и испытывает недостаток в интерсубъективной любви и сострадании. Поскольку она не может провести различие между физическим внутренним и физическим внешним миром, это состояние довольно «широкое», но крайне неглубокое. Таким образом, это состояние не более свободное, а менее свободное, чем последующие. Это самое неглубокое и самое тесное сознание, которое вы только можете себе представить!

И, наконец, это первичное состояние не может принимать на себя другие роли. Таким образом, у «я» нет познавательных способностей, позволяющих ему увидеть мир глазами других и занять на время их позицию — оно воспринимает только непосредственные впечатления из сенсорно-двигательного измерения, глубоко нарциссичного. Поэтому «я» на этой стадии не способно на подлинную любовь, оно не может действительно любить кого-то, пока оно не способно понять точку зрения другого человека и, возможно, даже поставить ее выше своей собственной. Так что здесь нет никакого сострадания, никакой подлинной любви, никакой терпимости, благожелательности или альтруизма.

Поэтому во многих и многих вопросах это состояние первичного сплава — полная противоположность подлинного духовного понимания, сострадания и любви. И все же некоторые ученые все еще полностью захвачены этим состоянием тотальной самовлюбленности, нехватки любви и сострадания и считают его своим идеалом. Я полагаю, что они видят в этом интенсивном нарциссизме нечто, что совпадает с их собственными желаниями; это характерная черта нашего времени.

Родовая травма

В: Что вы можете сказать насчет предшествующего внутриматочного состояния? Вы включаете его в вашу модель?

КУ: Свидетельства по поводу внутриматочного развития и родовой травмы очень противоречивы. Но я тем не менее считаю, что часть из них справедлива, поэтому я называю эти еще более ранние события точкой опоры ноль.

Как и все точки опоры, у нее также есть основная трехшаговая структура: начальное единство с маткой, затем болезненный процесс отделения (на самом деле, это и называется родовой травмой), потом идет период интеграции холона в качестве отдельного (постутробного) организма. В этой точке младенец выходит на первую ступень — «точку опоры номер один», он теперь отождествляет себя физическим миром, находящимся вокруг него.

Станислав Гроф очень много писал про эти подфазы процесса рождения, которые он называет основными перинатальными матрицами. Проведенные им исследования помогают прийти к выводу, что травма, полученная на любой из этих подфаз, может привести впоследствии к патологическому комплексу. И, наоборот, во время сильного стресса, при определенном типе дыхания (так называемом холотропном) или под воздействием определенных наркотиков «я» может вернуться к этой точке опоры и вновь переживать ее различные подфазы и травмы, что может облегчить состояние человека. Исследования Грофа очень интересны и познавательны, и если вы интересуетесь этими проблемами, я рекомендую вам их прочитать.

Ложное «я»

В: Значит, полученная в процессе рождения травма могла сформировать патологический комплекс, который будет влиять на все последующее развитие?

КУ: Да, но это только один пример более общей закономерности, которая заключается в том, что травма, полученная на любой из точек опоры, может сформировать патологический комплекс, который будет «заражать» все последующее развитие. Как; мы уже говорили, «я» может сделать неудачный шаг на любой из этих примерно девяти точек опоры, и тип полученной в итоге патологии зависит от ступени, на которой произошел несчастный случай.

В: Как это?

КУ: Когда «я» подходит к новой ступени развития сознания, на каждой ступени оно встречается с процессом, состоящим из трех подфаз. И что-то может пойти не так, как надо, на любой из этих подфаз: на этапе отождествления, дифференцирования или интеграции. «Я» может зациклиться на стадии отождествления, в итоге мы имеем фиксацию, проблему одной из подфаз. Или же «я» может потерпеть неудачу в различении, на этапе 2 точки опоры, оно может оказаться не в состоянии четко и ясно отличать уровни, и поэтому не суметь установить стабильную границу уровней. «Я» может также потерпеть неудачу в интеграции, или на третьем этапе точки опоры, и оно не сможет включить в себя предыдущий уровень, а будет отчуждать, отделять и подавлять его. Оно не будет преодолевать и включать, оно будет отделять и подавлять.

Если этот несчастный случай произошел, если мы имеем «дефект подфазы» на любом уровне, тогда патология создает повреждение в сознании, которое будет затем искажать все последующее развитие человека. Как крупица песка, которая попадает в формирующуюся жемчужину, это дефект нарушает порядок всех последующих слоев, деформирует и искажает их.

В: На пути развития «я» потеряло руку или ногу.

КУ: Да, теперь в подсознании есть какие-то вещи, которые оно не допускает в сознание или не признает. «Я» начинает скрывать их от себя. Другими словами, оно начинает лгать себе. Система ложного «я» начинает доминировать над «я» реальным, которое существует в сознании в любой момент времени, но теперь оно отрицается, искажается или подавляется. Подавление в основном заключается в сокрытии того, что на самом деле находится в сознании.

В любом случае у человека формируется личное бессознательное. И это бессознательное частично является местом, в котором сосредоточена ложь. Как мы до этого говорили, некоторые части сознания отколоты — «небольшие капли», маленькие «я», маленькие субъекты заключены в темную подкорку. Эти небольшие капли остаются на том уровне развития, которое они имели, когда были отколоты и подверглись отчуждению. Они продолжают отождествляться с тем уровнем, на котором они подавлялись.

Поэтому некоторые ваши возможности, которые теперь отделены от вас, начинают съедать вашу энергию и ваше внимание. Так возникает утечка и одновременно препятствие для дальнейшего роста и развития. Это тяжесть прошлого, которое должно было быть прожито сознательно. Но вместо этого оно оказывается упрятанным в подсознание, защищенным ложью, и оно начинает терроризировать сознание.

В: И психотерапия обращает внимание на эту ложь.

КУ: Интерпретирующие терапии — психоанализ Фрейда, Юнга, гештальт-терапия и когнитивная терапия — действительно борются с ложью. Теми способами, которыми мы уже обсуждали (см. главу 7).

Поэтому, когда мы проходим через эти стадии расширяющегося понимания, мы должны изучать эти переходы к новым точкам опоры и обращать внимание на то, что в них может быть неправильно, потому что именно такие проблемы препятствуют появлению глобального понимания.

Точка опоры 1: штриховка физического «я»

В: Итак, мы начинаем наше развитие с точки опоры номер один.

КУ: Да, «я» находится в полном единстве с сенсорно-двигательным миром, в состоянии первичного сплава или первичного нарциссизма. Личность на этом этапе центрирована вокруг физического, она сплавлена с материальным измерением, с физиосферой. Но в возрасте приблизительно четырех месяцев младенец начнет проводить различие между физическими ощущениями в своем теле и в окружающей среде. Младенец кусает простыню, и это не больно; кусает свой большой палец, и это больно. Он понимает, что между одеялом и большим пальцем есть различие. Поэтому он начинает вступать в фазу дистанцирования от точки опоры номер один, которая обычно заканчивается где-нибудь на первом году, обычно в возрасте приблизительно 5—9 месяцев, согласно исследованиям пионера в этой области Маргарет Малер.

Она называет эту фазу «штриховкой» — физическое «я» выделяется из этой первичной матрицы (другими словами, эта штриховка — фаза 2 точки опоры 1). Эта штриховка и есть «подлинное рождение» физического «я».

Мелани Кляйн, Эдит Якобсон, Рене Шпиц и Маргарет Малер подробно изучили этот самый ранний период дифференциации. Именно женщины особенно остро чувствуют эти ранние стадии, не так ли?

Так или иначе, эта штриховка — рождение физического «я». Если «я» терпит неудачу на этой стадии — если оно продолжает отождествляться с первичной матрицей, тогда оно не может сказать, где заканчивается тело и начинается стул. У него появляется так называемый адуализм, который является одной из главных характеристик психоза. И именно поэтому почти все исследования указывают на то, что многие действительно серьезные патологии — психозы, шизофрения, серьезные эмоциональные расстройства — происходят от проблем, связанных с самой первой точкой опоры, точкой опоры номер один. Итак, мы начинаем видеть, что определенный тип патологии связан с некоторым уровнем, на котором происходит нарушение.

В: Некоторые из них перечислены на рисунке 10—1.

КУ: Да. При психозе можно наблюдать серьезное искажение действительности, которое часто проявляется как адуализм, или неспособность установить физические границы личности (точка опоры 1); часто ему сопутствуют галлюцинации, связанные с основными образами и мыслями; нарциссический обман отношения; сознание не в состоянии поместиться в физическом теле; собственное «я» и «я» других часто путаются между собой. Может также возникать просвет тонкого или трансперсонального понимания, но это случается довольно редко и чаще всего также очень сильно искажается.

Часть 3: Поверхность 165 12 страница - student2.ru причинный ТО-9 причинная патология мистика бесформенного
тонкий ТО-8 тонкая патология божественный мистицизм
экстрасенсорный ТО-7 экстрасенсорные расстройства природная мистика (шаманизм и т. п. )
кентаврический (визуально-логический) ТО-6 экзистенциальные патологии экзистенциальная терапия
формально-рефлексивный (формоп) ТО-5 личностные неврозы интроспекция
правило / роль (коноп) ТО-4 патология сценария и роли ролевой анализ (через игру и т. п. )
представляющий разум ТО-3 психоневрозы техники раскрытия
образно-эмоциональный ТО-2 нарциссизм и пограничные патологии формирующие структуру техники
чувственно-физический ТО-1 психозы физиологические техники (инсулиновый шок и т. п. )
первичная матрица ТО-0 Перинатальные патологии интенсивная регрессивная терапия
основные структуры сознания соответ- ствующие точки характерные патологии виды терапии

Рисунок 10—1. Структуры сознания вместе с точками опоры, патологиями и соответствующими терапиям

Точка опоры 2: рождение эмоционального «я»

В: Но если с точкой опоры номер один все хорошо?

КУ: Если «я» удалось относительно хорошо пройти эту точку опоры, то младенец выходит к точке опоры номер два, эмоционально-образной. Поскольку младенец закончил с точкой опоры 1, он установил реалистичные границы своего физического «я», но он все еще не провел границы своего эмоционального «я». Так что он может выделить свое физическое «я» из физической окружающей среды, но все еще не может выделить свое эмоциональное «я» из эмоциональной среды, и это означает, что его эмоциональное «я» отождествляется с теми, кто находится вокруг него, особенно с матерью (начальная фаза отождествления точки опоры 2).

Так как в предыдущем физическом состоянии сплавленности не было ничего «глубокого», нет никакой значительной глубины и в этом эмоциональном состоянии отождествления, даже несмотря на то, что оно также напоминает это привлекательное «целостное единство с миром». Почти все исследователи единодушны в том, что это состояние все еще является крайне эгоцентрическим, или нарциссическим. Как сказала Малер, «я» на этой стадии рассматривает мир как свою устрицу. «Именно потому, что он не может отделить себя от эмоционального и жизненного мира вокруг него, «я» младенца относится к миру как к продолжению себя — что с технической точки зрения есть склонность к нарциссизму».

Этот тип жесткого нарциссизма — который на данной стадии является нормой, а не патологией — не означает, что младенец эгоистично думает только о себе, напротив, он вообще неспособен к размышлениям о себе. Он не может отделить себя от мира, эмоционального мира, и поэтому он думает, что-то, что чувствует он сам, чувствует и мир вокруг него, то, что требуется ему, хочется и миру вокруг него, то, что видит он, видит и мир. Ребенок играет в прятки, просто закрывая глаза ладонями: он думает, что если он вас не видит, то и вы не можете видеть его; его собственная точка зрения для него является единственной существующей.

«Я» на этой стадии — просто естественно-импульсивное «я». Оно находится в единстве со всем жизненно-эмоциональным измерением бытия, как внутренним, так и внешним. Его влекут потоки его эмоциональной и биологической жизни, и оно не отличает себя от этих экологических потоков существования. Его личность на данной стадии является биоцентрической или экоцентрической, она сплавлена с биосферой снаружи и внутри.

И именно потому, что «я» слито с природой, биологией, импульсами, жизненно-эмоциональной сферой, оно не может подняться над вышеупомянутым единством и увидеть, что его точка зрения — не единственная существующая в мире. Биоцентричность приводит к крайней эгоцентричности, и мы постоянно будем с этим сталкиваться.

«Я» и его представления об объектах все еще слиты воедино. Это создает особую «магическую» и самовлюбленную атмосферу, которая так распространена на данном этапе развития человека.

Но в возрасте приблизительно 15—24 месяцев эмоциональное «я» уже начинает отделять себя от эмоциональной окружающей среды. Малер называет это «психологическим рождением младенца». Ребенок на данном этапе фактически рождается как отдельное эмоциональное и чувствующее «я» (человек переходит от начальной фазы отождествления точки опоры 2 в среднюю фазу дифференцирования). Младенец начинает осознавать тот факт, что он является отдельным существом, живущем в отдельном от него мире. Это удар по чувству единения матери и ребенка.

В: Эта стадия отличается от «штриховки».

КУ: Да. Точка опоры 1 — это штриховка, или рождение физического «я». Точка опоры 2 — рождение эмоционального «я». В точке опоры номер два пробуждается действительно отдельное «я», со всеми радостями и всем ужасом и страданием, которые из этого следуют.

В: Многие исследователи считают эту точку началом глубокого отчуждения. Они называют это основной ошибкой, изначальным дуализмом, расколом между субъектом и объектом, началом фрагментарного сознания...

КУ: О да, я знаю об этом. Очень большое количество трудов было написано про это отделение и «потерю» предыдущего эмоционального единства. Этот момент считается изгнанием из первоначального рая, началом великого отчуждения, началом человеческой трагедии.

Наши рекомендации