Основные принципы международного экологического сотрудничества
ЭкологическоЕ правО КАК ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Структура экологического права и
Характеристика его источников
Под экологическим правом понимают комплексную отрасль права, регулирующую общественные отношения по рациональному использованию и охране окружающей среды; охране прав участников этих отношений, в целях установления законности для настоящих и будущих поколений.
Источниками экологического права признается иерархически упорядоченная система нормативно-правовых актов, регулирующих экологические отношения как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. К источникам экологического права относятся:
1. Международные правовые акты.
2. Положения Конституции РФ.
3. Федеральные законы РФ.
4. Указы Президента РФ.
5. Постановления и распоряжения правительства РФ.
6. Нормативные акты министерств и ведомств.
7. Законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство РФ так же выступает как источник экологического права:
- гражданское, если затронуты имущественные отношения и права природопользования;
- уголовное предусматривает ответственность за совершенные экологические преступления;
- административное предусматривает ответственность за экологические правонарушения;
- экономическое регулирует эколого-экономические отношения.
Рассмотрим подробнее основные источники экологического права, действующие на территории РФ.
1. Международные правовые акты. Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы международного сотрудничества в области рационального природопользования и охраны окружающей среды. В этом плане экологическое право тесно связано с морским, атомным, космическим и другими отраслями международного права
К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов относятся международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и документы международных организаций. Важнейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Как и другие резолюции, природоохранные декларации не имеют обязательной юридической силы, носят рекомендательный характер. Но их значение весьма велико, поскольку они приняты непосредственно Генеральной Ассамблеей ООН, обладающей самым высоким авторитетом, олицетворяющим волю всего человечества.
Основные принципы международного экологического сотрудничества
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды -регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).
Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) - ознаменовала начало важнейшего'этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области окружающей среды. Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. На конференции была принята резолюция (15 декабря 1972 г.) "Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды", в которой учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды, получивший название "Программа ООН по окружающей среде" (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения). Он занимает положение основного вспомогательного органа, каждые два года предоставляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет. В структуре ЮНЕП имеется три основных подразделения:
1. Совет управляющих,
2. Секретариат во главе с исполнительным директором,
3. Фонд окружающей среды.
Совет управляющих ЮНЕП состоит из представителей 58 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей на четырехлетний срок. Он собирается ежегодно для обсуждения основных вопросов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Первая сессия Совета управляющих ЮНЕП проведена в 1973 году.
Фонд окружающей среды создан в целях оказания дополнительной финансовой поддержки международным природоохранительным мероприятиям, которые осуществляются странами в рамках ЮНЕП. Фонд образуется на основе добровольных взносов стран и расходуется в соответствии с рекомендациями Совета управляющих ЮНЕП. Первоначальный размер фонда -100 млн. дол. на 5 лет.За время существования ЮНЕП осуществил ряд важных мероприятий по охране окружающей среды: провел подготовительные работы к созданию глобальной системы наблюдений за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), взял под свою опеку свыше 100 международных природоохранных проектов.
Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений:
1) оценка окружающей среды - глобальная система наблюдений;
2) управление окружающей средой;
3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров).
ЮНЕП координирует также деятельность других международных организаций по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды - земель, вод, атмосферы, растительного и животного мира и др.
Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982 г. Как и Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. По мнению многих ученых и специалистов, всемирная хартия природы в сравнении с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути "генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов".
В Хартии провозглашались следующие основные принципы:
- Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.
- Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять.
- Все регионы Земли, как на суше, так и на морях должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов.
- Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии; биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются.
- Согласно Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведут к подрыву основ цивилизации.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представитель 1600 неправительственных организаций. Бесспорно, это был самый впечатляющий форум по экологии в XX веке.
Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: "проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно" В основу разработки экологической стратегии .государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.
" Концепция устойчивого" развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).
По первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как "модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой".
В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы следующие основные принципы о неразрывности эколого-экономических связей:
- экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;
- упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.
Особо подчеркивалось, что понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможности удовлетворения потребности людей без угрозы возможностям удовлетворения потребностей будущих поколений. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" была утверждена Указом Президента от 1 апреля 1996 г.
В 1997 на заседании правительства одобрена "Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации". В этих документах отмечается, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в резолюциях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколения людей.