Основные задачи экологии
История экологии.
Экология как наука начала своё развитие с доисторических времён с накопления эмпирических знаний. Человек начал познавать природу ещё в те времена, когда он научился добывать огонь и использовать орудия труда. Люди накапливали эмпирические знания о природе, занимаясь элементарными делами. Так, например, рыбак знает, что форель водится в ручьях с быстрым течением, тогда как карась предпочитает стоячие воды. Или каждый знает, что на берегах ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. С развитием цивилизации развивались и экологические познания, и экологические проблемы.
Элементы экологических знаний обнаруживаются в сочинениях многих учёных античного мира. Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Аристотель классифицировал животных по образу жизни и способу питания. В древнем Египте и Вавилоне были известны методы борьбы с накоплением в почве токсичных для растений солей. Техника удаления солей хоть и была примитивной, но она уже существовала. Жители Средиземного моря для получения пресной воды фильтровали морскую воду через слой почвы. В таких городах как Афины, Рим, Иерусалим, Александрия канализационные стоки не сбрасывались в реку, а собирались в специальных отстойниках и, затем использовались для орошения полей и садов.
В средние века науки о природе развивались медленно в силу религиозного догматизма.
Толчком к развитию наук о природе послужили открытия новых стран и тем самым нового растительного и животного мира в эпоху Возрождения.
18 столетие характеризуется наблюдениями натуралистов и осмысливанием влияния природных факторов на развитие и эволюцию живых организмов.
19 век – учение Ч. Дарвина о происхождении видов, указавшим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. На основании этого учения Э. Геккель выделил экологию как науку, изучающую все взаимодействия в природе. Однако представления о целостности среды ещё не стали господствующей системой взглядов.
Начало 20 столетия – А. Тэнсли ввёл термин экосистема и указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды.
Вторая половина 20 столетия – характеризуется большим вниманием мирового сообщества к угрозе экологического кризиса. Осознан роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты.
Понятие экологии.
Экология – наука об отношениях организмов или групп организмов к окружающей их среде или наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
Предмет экологии
- Выделяют
- Аутэкологию – изучает взаимоотношения представителей определённого вида с окружающей средой;
- синэкологию – изучает группы организмов, взаимодействующие между собой и с факторами ОС
- Экология классифицируется по средам обитания.
- Экология пресных вод
- Экология моря
- Экология суши
- Экология океана
- экология классифицируется по объектам исследования:
- растений
- позвоночных
- микроорганизмов
- человека
Основные задачи экологии
- Исследование закономерностей организации жизни в природных системах, в том числе при антропогенном воздействии на эти системы.
- Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов, прогнозирование изменения природы в результате деятельности человека, управление процессами, протекающими в биосфере.
- Регуляция численности популяций.
- Экологическое определение загрязнения природных сред.
- Восстановление нарушенных природных систем.
- Сохранение эталонных участков биосферы
На схеме 1 представлена иерархия экологических уровней. Областью изучения науки – экология являются все уровни расположенные уровня организмов: популяции, экосистемы, биосфера.
| |||
|
|
|
Схема 1. Иерархия экологических уровней (расположение ступенчатым рядом):
Экология изучает главным образом те системы, которые расположены в правой части спектра, то есть выше уровня организма.