Тема: Система платежей за природные ресурсы (экоплатежи)

Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий - нарушителей.

Платежи за основные виды природных ресурсов подразделяются на следующие:

• Плата за землю

• Система платежей при пользовании недрами

• Плата за воду

• Плата за лесные ресурсы

• Плата за ресурсы животного мира

1. Плата за землю регулируется Законом РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 №1738-1, а также другими нормативно-законодательными документами. Плата за землю взимается с целью стимулирования рационального использования земли; охраны и освоения новых земель; повышения плодородия почвы; выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда, т.е. земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формами платы за землю являются:

1. Земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость);

2. Арендная плата;

Земельный налог - это плата за право пользования земельным участком. Введен 1января 1992 года. Плательщиками земельного налога являются (юридические и физические лица, в т.ч. собственники иностранные) обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения на территории России. Порядок исчисления, уплаты и размер земельного налога устанавливается НК РФ в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Земельный налог является местным налогом (все средства поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок). Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель и определяется на основе кадастровой стоимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Установлены 3 главных критерия, определяющих хозяйственную ценность земли, и, соответственно, размер платы за нее:

— основное целевое назначение земли, т. е. целевая категория, к которой отнесен земельный участок;

— качество земли, т. е. степень пригодности участка для удовлетворения определенных хозяйственных нужд;

— местоположение конкретного земельного участка в данном хозяйственно-экономическом пространстве, определяющее его ценность с точки зрения принципа: минимальность эксплуатационных затрат и максимальность экономической эффективности.

По категориям земель устанавливаются средние ставки платы за землю, которые затем дифференцируются по показателям качества и местоположения конкретных земельных участков. Порядок дифференцирования средних ставок определяется законодательством субъектов РФ с учетом региональных условий.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговым периодом признается 1 календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (авансовые платежи).

Средние ставки земельного налога периодически корректируются в зависимости от изменения экономических условий в стране.

Налоговые ставки не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства;

-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Арендная плата - плата, взимаемая за земли, переданные в аренду. Выплачивается собственнику земли. Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются на основе арендного договора. Арендная плата может быть установлена в денежной и натуральной форме.

Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории РФ, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В результате, полученные средства (за счет земельного налога и арендной платы) используются на финансирование мероприятий по землеустройству, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель и т.п.

Наши рекомендации