И обеспечения экологической безопасности
Основам управления в области охраны окружающей среды посвящена одноименная гл. II Федерального закона "Об охране окружающей среды". Законодатель выделяет полномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.
Государственное управление в области охраны окружающей среды является частью социального управления и должно рассматриваться как одна из функций Российской Федерации.
Главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).
Действующее Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370 с изм. от 30 июля 2004 г. N 400. Весна и лето 2004 г. в Российской Федерации ознаменовались проведением административной реформы, в результате которой были реорганизованы, упразднены действующие органы федеральной власти и сформированы новые федеральные органы исполнительной власти и утверждены положения о них. МПР России сегодня подведомственны: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400), Федеральное агентство водных ресурсов (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 с измен. от 30 июля 2004 г. N 401), Федеральное агентство лесного хозяйства (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283), Федеральное агентство по недропользованию (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293).
МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Данная служба осуществляет контроль и надзор:
в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
за использованием и охраной водных объектов;
за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.
Эта служба осуществляет государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий, а также:
выдает установленные Положением лицензии в области использования природных ресурсов;
организует и проводит государственную экологическую экспертизу;
осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации;
осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения и т.д.
Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов организует:
перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод;
проведение в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.
Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет ведение:
государственного реестра договоров пользования водными объектами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
государственного водного кадастра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Российского регистра гидротехнических сооружений.
Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет:
владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;
выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами;
государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности и др.
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.
Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
организует предоставление гражданам и юридическим лицам в установленном порядке информации о лесном фонде Российской Федерации (далее - лесной фонд).
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет:
государственный мониторинг лесов;
государственный учет лесного фонда;
владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет средств федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию на основании и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;
ведение государственного лесного кадастра.
Агентство также организует:
проведение лесоустройства;
деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функции государственного контроля и надзора;
в установленном порядке проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, заключение соответствующих договоров и т.д.
Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Федеральное агентство по недропользованию организует:
государственное геологическое изучение недр;
экспертизу проектов геологического изучения недр;
проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;
проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет:
отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;
предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;
выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;
организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;
осуществляет ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса и т.д.
Существует еще один федеральный орган, имеющий прямое отношение к вопросам экологии и природопользования. Это Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
органом государственного горного надзора;
специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
органом государственного энергетического надзора;
специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.
Учитывая нормы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", среди полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ на сегодняшний день в области охраны окружающей среды следует отметить следующие:
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;
принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
разработка и реализация региональных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;
участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;
участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;
установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; организация и проведение лесных конкурсов и аукционов; определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета; разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий; обеспечение проведения лесоустройства; обеспечение воспроизводства лесов; обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству;
иные полномочия, предусмотренные законодательством.
| |||
![]() |
|
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной иной деятельности техническим и экологическим требованиям, и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Процедура экологической экспертизы регламентируется ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон №174 «Об экологической экспертизе», Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698; Регламентом проведения государственной экологической экспертизы, утвержденный приказом Госкомэкологии России от 17.06.1997 № 280, иные подзаконные акты.
![]() | ![]() |
|
|
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности является одним из законодательно закрепленных принципов охраны окружающей среды. Предписание об обязательности представления в составе материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, документов об ОВОС было установлено в 1995 г. Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
Цели ОВОС: 1) выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду; 2) прогнозирование и оценка изменений окружающей среды, которые произойдут в результате оказанных на нее воздействий после осуществления намечаемой деятельности.
Проведение ОВОС необходимо на всех этапах подготовки проектной документации. Оценку проводит либо сам субъект намечаемой хозяйственной деятельности (заказчик), либо для ее проведения может привлекаться третье лицо (исполнитель). Объектами являются проекты хозяйственной и иной деятельности, которые в соответствии с законодательством подлежат представлению на государственную экологическую экспертизу.
Правовое регулирование оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду осуществляется Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32), где зафиксированы общие нормы об обязательности ее проведения, а также Положением «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду», утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372.
Под экологическим лицензированием следует понимать деятельность уполномоченных государственных органов, связанную с выдачей лицензий (иных разрешительных документов) на природопользование, негативное воздействие на окружающую среду, или осуществление иной деятельности, в процессе осуществления которой оказывается воздействие на окружающую среду.
В ст. 30 ФЗ №7 от 2002 г. «Об охране окружающей среды» содержится требование о необходимости лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, а также предусмотрено императивное предписание, согласно которому перечень указанных лицензируемых видов деятельности устанавливается федеральными законами. Требования в сфере лицензирования природопользования устанавливаются природоресурсным законодательством (ЛК, ВК, Законом РФ «О недрах», Федеральным законом «О животном мире»). Предписания в области лицензирования видов деятельности, при осуществлении которой оказывается вредное воздействие на окружающую среду, устанавливаются также иными законами (например, Федеральным законом «Об использовании атомной энергии»).
![]() | ![]() |
Экологический аудит. В соответствии с ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» и стандартами серии ИСО 14000 экологическим аудитом является независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
В настоящее время правовое регулирование экологического аудита на федеральном уровне осуществляется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и рядом ведомственных актов: приказами Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 № 436 «О проведении практических работ по ведению экологического аудирования в Российской Федерации», от 30.03.1998 № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», приказом МПР России от 02.04.1998 «О создании системы аудита недропользования» и др.
Экологический аудит вправе проводить организации, имеющие лицензию на осуществление соответствующей деятельности, а также физические лица, прошедшие в установленном порядке обучение и аттестацию. Экологический аудит проводят в виде проверок. Результаты проверки оформляют заключением, составляемым и подписываемым аудитором, группой аудиторов, а в случае проведения аудита организацией — также руководителем организации, и скрепляют печатью.
Контрольные вопросы
1. Какие полномочия предоставляются гражданам и общественным объединениям при проведении общественной экологической экспертизы?
2. Какова роль оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы в обеспечении охраны окружающей среды?
3. На какую деятельность в области природопользования необходимо получение лицензии (общие критерии)?
4. Что такое экологический аудит?