Тематическая структура курса
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание Государственного образовательного
стандарта 4
3. Тематическая структура курса 5
4. Предлагаемые темы семинаров 6
5. Темы докладов на семинарских занятиях 10
6. Темы для самостоятельного изучения 10
7. Вопросы для самопроверки по содержанию курса 11
8. Аттестационная работа 13
9. Глоссарий 24
10. Вопросы к экзамену (зачету) 37
11. Перечень рекомендованной литературы 40
12. Тесты. Демонстрационный вариант 41
Пояснительная записка
Курс «Концепции современного естествознания» входит в цикл математических и естественнонаучных дисциплин. Программа курса предусматривает знакомство студентов - гуманитариев с некоторыми наиболее важными концепциями и проблемами современного естествознания, усвоение, пусть даже в общем виде, естественнонаучных методов исследования и формирование на этой основе целостного представления о мире, что поможет им лучше овладеть собственной профессией.
Цели курса
Дисциплина включена в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования в рамках многоуровневой системы с целью ознакомления студентов-гуманитариев с неотъемлемым компонентом культуры - естествознанием, а также с целью формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи курса
Ознакомить студентов со структурой современного естествознания, наиболее общими положениями современных естественных наук, фундаментальными законами неживой природы в их современном понимании.
Место курса в системе профессионального образования
Данная дисциплина представляет собой результат синтеза знаний традиционных курсов физики, химии, биологии и экологии на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения материалов курса студент должен
ЗНАТЬ:
- задачи и возможности современного научного метода;
- основные принципы научного познания;
- содержание и мировоззренческое значение основных фундаментальных законов природы, составляющих каркас современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей различных дисциплин;
- физическую картину мира как основу целостности и многообразия природы.
- основные концепции в области физики, астрономии, химии, биологии, экологии и других естественных наук.
ПОНИМАТЬ:
- природу разъединения гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры и необходимость их воссоединения на основе целостного взгляда на мир;
- дополнительность научного метода по отношению к художественному методу освоения действительности;
- сущность и принципы моделирования природных явлений;
- принципы преемственности и неразрывности в развитии естествознания;
- связь проблем взаимоотношений общества и природы с основными концепциями и законами естествознания.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания;
- о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, к человеку и обществу.
УМЕТЬ:
- обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания
- применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.
Содержание Государственного образовательного стандарта
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы; реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли: особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени: самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Тематическая структура курса