Юридична відповідальність за порушення лісового законодавства

Под нарушением лесного зак-ва следует понимать противоправное действие или бездействие, которое наносит ущерб лесам или земельным участкам лесного фонда не наносит такого вреда, но направлена ​​против установленного порядка пользования лесами, а также земельными участками лесного фонда и предусматривает юридическую ответственность виновного в этом лица. Нарушение лесного законодательства влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно закону. Ответственность за нарушение лесного законодательства несут лица, виновные в: незаконной вырубке и повреждении деревьев и кустарников; уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, нарушении других требований пожарной безопасности в лесах; уничтожении или повреждении леса вследствие его загрязнения химическими и радиоактивными веществами , производственными и бытовыми отходами, сточными водами, другими вредными веществами, подтопления, осушения и других видов вредного воздействия; самовольной заготовки сена и выпасе скота на лесных участках; нарушении правил заготовки лесной подстилки, лекарственных растений, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.д. ; невыполнении предписаний государственной лесной охраны и органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов. Административная ответственность предусмотрена за такие нарушения лесного законодательства: незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 63), нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст. 64), незаконная порубка, повреждение и сни- ние лесных культур и молодняка (ст. 65), уничтожение или повреж-дения полезащитных лесных насаждений (ст. 651), уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 66), осуществление лесных пользова-тувань не в соответствии с целью или требованиями, предусмотренными в лесорубные-м билете (ордере) или лесном билете (ст. 67), нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой де Ревин (ст. 68), повреждение сенокосов и пастбищных угодий на зем-лях государственного лесного фонда (ст. . 69) самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 70), введение в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст. 71), повреждение леса сточными водами, химическими веществами, наф-той и нефтепродуктами, вредными выбросами, отходами (ст. 72); засорение лесов отходами (ст. 73), уничтожение или повреждение лесо-осушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государств-ного лесного фонда (ст. 74), уничтожение или повреждение видмежу-тельных знаков в лесах (ст. 75), уничтожение полезной для леса фауны (ст. 76), нарушение требований пожарной безопасности в лесах.

Уголовная ответственность за нарушение лесного зак-вапредусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса Украины: уничтожение или повреждение лесных массивов (ст. 245); не-конна порубка леса (ст. 246), нарушение законодательства о защите растений (ст. 247) и умышленное нарушение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фон-ду (ст. 252).

Дисциплинарная ответственность является одним из средств воздействия на лиц, для которых действия по охране, защите, восстановлению и использованием ню лесов является должностной обязанностью. Виды дисциплинарных взысканий установлены в ст. 148 Кодекса законов о труде Украины.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими лесу вследствие нарушения лесного законодательства, в размерах и порядке, определенных законодательством Украины. Незаконно добытая древесина и другие лесные ресурсы подлежат изъятию в установленном порядке. В случае невозможности изъятия незаконно добытой древесины и других лесных ресурсов взимается их стоимость.

Самовольно занятые земельные участки лесного фонда, другие земельные лесные участки подлежат возврату по их принадлежности без возмещения затрат, понесенных за время незаконного пользования ими.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере лесного хозяйства, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, местные органы исполнительной власти , уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в порядке, определенном законодательными актами, прекращают работы, осуществляемые предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, если во время их проведения не выполняются установленные технологические, санитарные и другие специальные требования безопасности естественного состояния лесов и их воспроизведения.

Наши рекомендации