Особенности рыночных отношений

Частная собственность имеет ряд преимуществ: пробуждает в человеке инициативу и формирует ответственность. Например, торжеством частной собственности в России являются перво­классные автозаправочные станции вдоль дорог. Но рынок — жестокая система, разделяющая общество на богатых и бедных. Более того, задача рынка — не допустить чрезмерного сближе­ния этих полюсов. Рынок предполагает свободную систему отношений между продавцом и покупателем. В рыночной системе цены на товары быстро выравниваются. Преимуществом рыночных отношений является то, что в этой системе выпускается то­варов больше, чем потребляется. Но рынок—это дорогая систе­ма: биржи и банки, адвокатура и страхование, охрана. Сегодня подавляющее большинство стран эта система устраивает, все они перешли от планового хозяйства к рыночной экономике.

Поиск средств смягчения глобального экологического кризиса должен начинаться с признания объективности его причин. Следует признать, что результаты воздействия на биосферу как плановой, так и рыночной экономики принципиально одинаковы. Обе экономики не признают ограничений роста, накладываемых ассимиляционной емкостью биосферы. Обе экономики готовы пользоваться природными ресурсами до их полного исчерпания, до подрыва возможностей их простого воспроизводства. Это неразумный способ природопользова­ния. Человек должен включить свой разум и пойти на суще­ственные самоограничения в природопользовании.

Путь рыночного экономического роста сегодня исповедует большая часть населения. Бесспорно то, что рынок служит мощным инструментом технического прогресса и технологических нововведений. Все они субсидируются за счет потребителя. В то же время все меры по улучшению эколо­гической и социальной обстановки в обществе являются ре­зультатом плановой работы государственных органов.

К сожалению, общество не контролирует темпы и направления технического развития. Технический прогресс ведет к непредвиденным последствиям — от создания оружия чудовищной силы до утраты человеком способности влиять на ход этого прогресса. Сегодня техника полностью подчинила себе человека.

Экологические и социальные проблемы в рыночной экономике являются внешними эффектами — иначе говоря, издержками. Поэтому цены в рыночной системе не отражают экологической и социальной составляющих. В любой экосистеме подавляющая часть особей получает примерно равное количество благ. В сообществе людей рыночная система порождает неравенство намного более глубокое: богатые и бедные люди; богатые и бедные страны.

У рыночной элиты отсутствует глобальное экологическое и социальное мышление. Идет разделение стран на первый, второй и третий миры. Растет разрыв между богатыми и бед­ными: к началу XXI в. соотношение между доходами «золотого миллиарда» и нищего миллиарда примерно составило 80: 1. Бедность — это не только недостаток средств существования, это также недоступность образования, невозможность поддержания здоровья и отсутствие перспектив. В результате в мире распространяется национализм, фанатизм и терроризм.

Свободный рыночный капитализм трансформировался в союз государств «золотого миллиарда», благополучие которого основано на эксплуатации всего остального мира. Рыночная экономика раскручивает производство «престижных благ» через рекламу и показы мод, создавая искусственный спрос. Жители США, Японии и Европы меняют свои автомобили каждые пять лет. Эта крайне расточительная система превращает миллиарды тонн природных ресурсов в отходы. Так человек наносит первый удар по биосфере.

Экологическая правда заключается в том, что все полезные и не очень полезные продукты производства рано или поздно становятся отходами. Таким образом, человек используемые природные ресурсы превращает в отходы производства и потребления. Эти отходы воздействуют на экосистемы и на чело­века, ухудшая его здоровье. Эти отходы требуют для их перера­ботки и захоронения дополнительной энергии и дополнитель­ной территории. Так человек наносит второй удар по биосфере.

Важной составляющей экономики природных ресурсов является вопрос о распределении ренты. Концепция «ренты» применительно к землепользованию разработана в начале XX в. итальянцем Рикардо. Затраты собственника, у которого земля богаче, намного меньше затрат другого, владеющего менее пло­дородными землями. Последний получает какую-то прибыль, но первый получает не только прибыль, но еще и ренту, которая не является результатом его мастерства или усердной работы.

Возьмем, например, такой дар природы как нефть. Наличие ее в недрах той или иной страны не имеет отношения ни к характеру людей, проживающих над этой нефтью, ни к политическому режиму. Рента—это слепая награда, которую можно определить как разницу между рыночными ценами и стоимостью затрат на производство. Затраты на добычу нефти из истощенной скважи­ны и из вновь открытой фонтанирующей скважины могут раз­личаться во много раз. Следовательно, в последнем случае полу­чаемая рента будет большой, и нефтяные деньги потекут рекой. Возникает вопрос: кто и какую долю ренты получит—страна-эк­спортер, нефтяная компания или страна—потребитель?

У каждого из названных субъектов есть на то законные основания. Страна-экспортер обладает правом законного владе­ния нефтью в своих недрах. Однако у нефти в недрах нет сто­имости, пока кто-то не рискнет своим капиталом, не откроет, не добудет и не поставит нефть на рынок. Нефтяные компа­нии видят все в другом свете. Они вкладывают свой капитал и создают стоимость там, где ее не было. Они хотят получить компенсацию за риск и холостые бурения. Для каждой из противоборствующих сторон нефть означает власть, влияние и статус. Именно это и делает борьбу за нефть столь жестокой.

Россия получила в наследство от социалистической системы принципы неэффективного использования природных ре­сурсов. Тогда ресурсы и готовая продукция были собственнос­тью государства, поэтому рентная составляющая цены при­родных ресурсов не входила в цену сырья. С введением в России рыночного ценообразования одновременно необходимо было ввести во все расчеты рентную составляющую. На деле ста­рые принципы социалистического природопользования оста­лись в неприкосновенности и оказались очень удобными для присвоения природной ренты хозяевами добывающих пред­приятий. Это в равной степени относилось к добыче нефти, природного газа, угля и руды. При этом в цикл получения сверх­высоких доходов входила продажа энергоносителей за границу. В результате Россия стала четвертой страной в мире по ко­личеству долларовых миллиардеров, в то время как четверть населения страны живет за чертой бедности. В таких социа­лизированных странах как Норвегия, Австрия, Швеция рентная составляющая учитывается в структуре цен и выведена из теневого оборота. Там собственники добывающих предпри­ятий становятся богатыми не за счет присвоения ресурсной ренты, а за счет максимального снижения издержек.

Сегодня нефтяные компании соревнуются друг с другом в наращивании добычи нефти. В этой гонке некоторые из них снимают сливки с нефтепромыслов, оставляя в недрах значи­тельную часть нефти. В сложившихся условиях Правительство Российской Федерации пока не решило: нужно ли выходить России на уровень добычи в 500, 600 млн. тонн в год? Уже при нынешних темпах добычи разведанных в России запасов не­фти хватит не более чем на 50 лет.

Кувейту, Ираку, Объединенным Арабским Эмиратам нефти хватит более чем на сто лет. Эти страны поступают дальновид­но и квотируют добычу нефти. Они же развивают у себя нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность. Отсюда вывод: важно не только иметь природные богатства, но и уметь рационально ими распорядиться.

Наши рекомендации