Компромиссы – единственное, что нам дано и позволено
Наверное, компромисс между нашей категоричностью, нашей мечтой о конкретности и абсолюте может быть оформлен по-разному. Как говорится, пути здесь не заказаны. Однако сегодня задача поиска таких путей уже имеет, по крайней мере, одно решение. Его определили творцы квантовой механики. Можно говорить о принципах квантового поведения объектов:
1) устойчивость как сохраняемость основных индивидуальных черт, как автономия, обеспеченная определенным запасом внутренней энергии, как заданная и разрешенная амплитуда внутренних флуктуации;
2) ломка внешних границ объекта с выбросом или получением извне такой порции энергии, которая является минимально достаточной для перехода на новый энергетический уровень устойчивого существования.
Иными словами, речь идет об изменчивости скачками, через + (–) dE – порции энергии, гарантирующей такой скачок:
устойчивость 1 + (–)dE → устойчивость 2 + (–)dE → и т.д.
Применительно к нашей геологической задаче эта идея была разработана автором [56, 59, 61]:
1) геологическое развитие Земли обусловлено получением энергии извне;
2) эту энергию Земля получает порциями порядка 1030-1031 Дж за довольно короткий интервал времени (1-5 млн лет).
Квантовая идеология выводит нас из геоцентристких представлений о развитии Земли пагалацентристское мировоззрение, опирающееся на понятие открытых систем как по отношению к Земле и Солнечной системе, так и по отношению к Галактике.
В результате А. Павловым была вычислена постоянная hg = 2,3 · 1043 Дж · с, которая рассматривается как геологический аналог постоянной Планка (h = 6,62 · 10-34 Дж/с). По-видимому, материальный мир имеет некоторые ограничения не только «снизу» (со стороны микромира), но и «сверху» (со стороны мегамира). Об ограничениях «снизу» мы уже упоминали и приводили их значения по длине, времени, массе и плотности. Воспользовавшись известными формулами Планка и заменив в них постоянную Планка (h) на ее геологический аналог (hg), мы сможем получить численные значения соответствующих ограничений и «сверху»:
Lg = (Ghg / C3)1/2 = 3 · 104 м; tg = Lg / C = 10-4 с; mg = (hgC / G)1/2= 4 · 1030 кг; ρg = mg /(Lg)3= 1,5 · 1017 кг/м3.
Земля является продуктом Космоса. Поэтому физические эквиваленты этих ограничительных величин (мегаразмерностей) следует искать среди объектов Вселенной. Наиболее распространенными из них являются звезды. В видимой части Вселенной число звезд оценивается числом порядка 1020, а в нашей Галактике – 1011.
Мы уже говорили, что звезды, как и все в нашем мире, рождаются, живут и умирают. Смерть звезды, наверное, можно рассматривать как эквивалент устойчивости, как некую, хотя и не абсолютную, конечно, но все же планку эволюции.
Появляются звезды как сгусток сжимающейся под действием гравитационных сил вещества Вселенной. Интенсивное сжатие приводит к разогреву, в результате чего возникает внутреннее давление, увеличение этого давления постепенно останавливает процесс сжатия. Но за этот период развития температура и плотность в звездном сгустке достигают таких значений, которые вызывают термоядерные реакции, – сгусток зажигает сам себя.
После «проживания» ряда стадий горения наступает момент, когда ядерное горючее кончается. Звезда начинает остывать, внутреннее давление в ней падает, и ядро испытывает очень быстрое сжатие, которое приводит к одному из трех состояний: появлению белого карлика, нейтронной звезды или черной дыры. Это конечные продукты эволюции звезд.
Современной астрономии белые карлики хорошо известны. Их размеры соответствуют размерам Земли, масса ядер не превышает 1,4 тс [тс – масса Солнца (1,98 · 1030 кг); в астрономии используется как единица массы звезд] при средней плотности до 109 кг/м3.
Масса ядер нейтральных звезд от 1,4 тс до 2 тс (или 3 тс) (более точной оценки специалисты пока дать не могут). Они сжимаются сильнее, чем у белых карликов, сжатие останавливается при плотности примерно 1018 кг/м3, что отвечает плотности атомных ядер. Диаметр таких звезд составляет около 20-30 км.
Более подробную информацию по эти вопросам заинтересовавшийся читатель сможет найти в обширной популярной литературе. Мы же заметим только, что и белые карлики, и нейтронные звезды при появлении критических условий возникают практически мгновенно.
А теперь вернемся к полученным нами мегаразмерностям.
1. т = 4 · 1030 кг – приблизительно равна 2 тс – это условие гравитационного коллапса (быстрого, ничем не ограниченного сжатия) нейтронной звезды, длящегося доли секунды (сила тяжести возрастает, давление перестает играть сколько-нибудь существенную роль: нейтронная звезда сокращается до ничтожно малых размеров).
2. Lg =3 · 104 м – приблизительно равна диаметру нейтронной звезды.
3. ρg = 1,5 · 1017 кг/м3 – немного меньше теоретической плотности нейтронной звезды.
4. tg = 10-4 с – величина, хорошо согласующаяся с периодом пульсаций так называемых «миллисекундных» пульсаров. Пульсары же, по современным понятиям, – это вращающиеся нейтронные звезды.
Как говорится, круг замкнулся. Мы пришли к удивительному результату.
1. Компромисс по формированию осадочного чехла Земли привел нас к квантовой идеологии понимания геологической истории нашей планеты.
2. Квантовые принципы позволили на материалах натурных геологических наблюдений получить квант действия для Земли – геологический аналог постоянной Планка.
3. Этот аналог дал возможность вычислить ограничительные размерности для мегамира (по массе, протяженности и времени).
4. Эти ограничения «офизичились» в пульсарах. Возвращаясь к вопросу об устойчивости, приведем цитату из книги Р. Киппенхана [36, с. 231], которая, на мой взгляд, как бы обобщает предложенную схему.
Умирающие звезды превращаются в компактные объекты, в которых вещество связано навечно. Однако прежде они выбрасывают часть своей массы в пространство – это вещество, которое может послужить для образования новых звезд. И то вещество, из которого состоят наши собственные тела, по меньшей мере однажды, кипело в недрах какой-нибудь звезды. Но почти всегда после звезды остается компактный объект, и в конце концов вся материя во Вселенной будет сосредоточена в остывающих белых карликах, нейтронных звездах и черных дырах, вокруг которых обращаются безрадостные холодные планеты.
Конечно, это одно из сегодняшних представлений ученых. Но как говорится, человек предполагает... Тем не менее многократное рождение всегда заканчивается многократной же смертью.