Участие России в разработке международного Полярного кодекса

Участие России в разработке международного Полярного кодекса - student2.ru Перспективы развития Северного Морского пути, как международной транспортной магистрали привели к необходимости пересмотра существующих положений «Правил плавания по трассам Северного морского пути», которые были разработаны и приняты в 1990 г. и служили основным документом для обеспечения навигации в этом арктическом регионе. На смену этим правилам в 2012 году был утвержден новый документ «Правила плавания в акватории Северного морского пути», который действует и в настоящее время. В новых правилах Северный морской путь определяется уже не как трассы между архипелагом Новая земля и Беринговым проливом, а как зона, ограниченная не только в продольном, но и в поперечном направлении в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны. В этом документе сформулированы, в частности, требования к судам, перевозящим грузы по СМП, порядок обеспечения ледокольных проводок, требования по экологической безопасности и подготовки экипажа и содержатся другие положения.

Вместе с тем, некоторые особенности этих новых правил вызвали ряд вопросов, особенно у представителей зарубежных компаний и правительств некоторых государств. В рамках деятельности международной организации ИМО был разработан проект международного Полярного кодекса, который был представлен на обсуждение и в ноябре 2014 года международный Полярный кодекс (ПК) был принят и является обязательным для выполнения с 1 января 2017 года.

Полярный Кодекс представляет собой дополнение к существующим обяза­тельным Конвенциям и Кодексам ИМО по безопасности мореплавания, включающее осо­бенности эксплуатации судов в ледовых условиях и при низких температурах наружного воздуха. Арктическая зона в ПК ограничена 60-ой параллелью с некоторыми отклонениями.

Участие России в разработке международного Полярного кодекса - student2.ru

Арктическая зона, определенная в ПК

Интерес к принятию этого документа был вызван в связи с изменением климата и возможностью, в частности, использования СМП для транспортировки грузов из Юго-Восточной Азии в Северную Европу. Кроме того, ПК направлен на устранение некоторых расхождений в разрешительных режимах, установленных Канадой в акватории Северо-Западного прохода и Правил плавания в акватории СМП.

В новом кодексе вводится также такой документ как «Наставление по эксплуатации в полярных водах (НЭПВ)», определяющий сезон и район разрешенного судну плавания и огранивающий условия, за пределами которого эксплуатация судна является небезопасной.

Требования к конструкции судна в ПК направлены на обеспечение прочности и целостности конструкции корпуса и предотвращении разрушения его при низких температурах.

Повышены требования по остойчивости и непотопляемости судна, в том числе при возможных повреждениях в ледовых условиях.

В плане пожарной безопасности сформулированы требования по обеспечению работоспособности и эффективности противопожарных систем и возможности эвакуации людей для оставления судна при всех ожидаемых условий эксплуатации.

Согласно ПК должны быть предусмотрены возможности для обеспечения их теплой одеждой и условиями для выживания. Минимальная длительность прибытия сил поиска и спасания принимается в пределах 5 суток. Спасательные средства должны быть приспособлены как для спуска на воду, так и для высадки на лед (или припай).

С учетом предложений российской делегации и «Правил плавания в акватории СМП», в частности, были разработаны и приняты вопросы, относящиеся к ледовой проводке и следования в составе каравана судов. В этом же разделе ПК содержатся указания по разработке планов действия экипажей судов в чрезвычайных ситуациях.

В результате анализа, проведенного ЦНИИМФ, для обеспечения возможности соблюдения требований ПК, установлено, что необходимо уделить особое внимание в ближайшее время, следующим вопросам:

1. Обустройство портов, входящих в акваторию СМП береговыми приемными средствами для всех видов отходов.

2. Обеспечить наличие на судах, заходящих в акваторию СМП, достаточных цистерн и емкостей для нефтесодержащих вод

3. Уделить особое внимание разработке Наставлений по эксплуатации судов в полярных водах (НЭПВ) и обеспечить соответствующее обучение экипажей судов

4. Внести соответствующие корректировки в действующие «Правила плавания в акватории СМП»

Наши рекомендации