Обсуждение результатов
Пробы показали, что наибольшее число представителей семейств гидробионтов было отловлено в биотопе 1. Скорее всего, это связано с тем, что здесь река имеет более медленное течение, происходит быстрое заиливание и накопление органических остатков, что является главным компонентом питания беспозвоночных. Их разнообразие связано с тем, что гидробионты являются важным звеном в цепях питания. Наименьшее количество семейств было обнаружено в Биотопе 2, так как здесь большой транспортный поток в течении лета в связи сх работами здесь основном идёт большая концентрация выхлопных газов.
Можно предположить, что при увеличении концентрации органических примесей, уменьшается групповое разнообразие гидробионтов. Скорее всего, это связано с тем, что в водоеме протекают процессы гниения, уменьшается количество растворенного в воде кислорода, таким образом, ухудшаются условия обитания водных организмов.
Выводы
1) Исследование реки Тобол показало, что в ней довольно богатая и разнообразная фауна гидробионтов. Среди гидробионтов много индикаторных видов, которые позволяют дать оценку водоемов на загрязненность.
2) Определение загрязненности по методу Вудевисса является практически легким. Пользуясь этим методом за короткий срок минимальными затратами можно получить оценку качества воды в водоеме.
3) С увеличением количества органических примесей в водоемах уменьшается разнообразие видов гидробионтов.
4) Наибольшее число видов гидробионтов обитает в местах с более медленным течением, так как для них это наиболее благоприятная среда.
5) Река Тобол сохраняет способность к самоочистке, так как есть течение.
заключение
1) Гидробионты – это организмы, обитающие в толще воды, которые являются хорошими индикаторами общего экологического состояния водной среды. В результате изучения видового состава гидробионтов в реке Тобол по методике Вудевисса, мы пришли к выводу, что река является удовлетворительно чистой (биотический индекс 6, по 10 бальной системе оценки), это соответствует санитарным и экологическим нормам.
2) По данным Тюменского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, река относится к классу умеренно-загрязненных вод.
3) Но, тем не менее, это весьма безрадостно и наводит на определенные мысли. Необходимо бороться за чистоту наших водоемов. Необходимо предпринять попытку очистки рек и озер. Если вам известно, то существует поговорка: «Чисто не там, где убирают, а там где не сорят». Поэтому этой не большой работой нам бы хотелось показать: в каком состоянии находятся наши водоемы (так как приблизительно в таком же состоянии находятся и реки и озера в других частях Тюменской области), и призвать вас стараться сохранять пресноводные ресурсы нашей планеты Земля. Но если не всей планеты, то хотя бы своего города, района, села, деревни. Может быть, станет чище!
Основные пожелания и предложения
Направить различные предложения руководителям акционерных обществ и колхозов, председателям сельских поселений об очистке реки Тобол на территории Коркинского сельского поселения, путём решения проблем; несанкционированных свалок, мусорок и выбросов различных отходов.
Проводить ежегодные мероприятия, направленные на организацию по очистке реки Тобол от мусора.
Литература
1) Горностаев Г.Н. Определитель насекомых фауны России. [Текст] / Г.Н. Горностаев. - М.: Гардарики, 1995. – 350 с.
2) Долгов, Г.И., Никитинский, Я.Я. Гидробиологические методы [Текст] / Г.И Долгов, Я.Я. Никитинский / Стандартные методы исследования питьевых и сточных вод – М.: Мосполиграф, 1927. - С.142-217.
3) Зимбалевская, Л.Н. Фитофильные беспозвоночные равнинных рек и водохранилищ (экологический очерк) [Текст] / Л.Н. Зимбалевская. – Киев.: Наукова думка, 1981. – 216 с.
4) Криволуцкий Д.А. Предисловие// Биоиндикация состояния окружающей среды г. Москвы и Подмосковья. М.: Наука, 1982г.С.3-4
5) Козлов М.А., Блигер Н.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: Просвещение, 1991г.
6) Лихачев, С.Ф. и др. Полевая практика по зоологии позвоночных. Методические рекомендации для студентов биологических факультетов педагогических вузов. [Текст] / С.Ф. Лихачев, Е.В. Жирнова, В.С. Максюта. - СПБ.: Тесса, 2006. – 76 с.
7) Попова Т.А Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-64с.
8) Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений// Под редакцией Абакумова В.А.-Ленинград: Гидрометеоиздат.-1983.
9) Шалапенок Е.С., Запольская Т.И. Руководство к летней учебной практике по зоологии беспозвоночных. - Минск: Высшая школа.-1988г.
10)Экологические исследования и проблемы экологического образования. Сборник статей – Выпуск 1/ ответственный редактор Малафеева Е.Ф. –
Приложение № 1
Рис №1 Карта – схема с. Коркино Упоровского района