ФГБОУ ВПО «Алтайский Государственный Университет»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине Устойчивое развитие
для направления 022000.62 «Экология и природопользование», профиль «Природопользование»
УМК составила: Швецова Л.В., доцент, к.г.н.
УМК одобрен на заседании кафедры природопользования и геоэкологии
Протокол от ____________________________2012 г. № _____
Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет" | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(ФГБОУ ВПО «АлтГУ») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УТВЕРЖДАЮ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Барышников Г.Я. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
__________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устойчивое развитие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рабочая программа дисциплины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закреплена за кафедрой: | Кафедра природопользования и геоэкологии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебный план: | 022000_62-00-345-2623.plm 022000.62 Экология и природопользование профиль «Природопользование" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часов по ФГОС (из УП): | Часов по рабочему учебному плану: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часов по прим. программе: | Часов по рабочей программе: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часов на самостоятельную работу по ППД: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часов на самостоятельную работу по РУП: | 24 (67%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часов на самостоятельную работу по РПД: | 24 (67%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент уникальности дисциплины: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды контроля в семестрах (на курсах) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зачёт 7 | Курсовые проекты | Курсовые работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распределение часов дисциплины по семестрам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид занятий | № семестров, число учебных недель в семестрах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | РПД | УП | РПД | ||||||||||||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КСР | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ауд. занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сам. работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm | стр. 2 | |||||
Программу составил(и): | ||||||
Швецова Л.В., доцент, к.г.н. _________________ | ||||||
Рецензент (председатель методической комиссии факультета): | ||||||
Отто О.В., доцент, к.г.н. _________________ | ||||||
Рабочая программа дисциплины | ||||||
Устойчивое развитие человечества | ||||||
разработана в соответствии с ФГОС ВПО: | ||||||
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 022000 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 22 декабря 2009 г., № 795 | ||||||
составлена на основании учебного плана: | ||||||
022000.62 Экология и природопользование профиль "Природопользование" | ||||||
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2013 протокол № 11. | ||||||
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры | ||||||
Кафедра природопользования и геоэкологии | ||||||
Протокол от __ __________ г. № __ Срок действия программы: 2011-2015 уч.г. Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н. | ||||||
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm | стр. 3 | |||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | ||||
Утверждаю: Декан | ||||
Барышников Г.Я. __ __________ г. | ||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______________ учебном году на заседании кафедры | ||||
Кафедра природопользования и геоэкологии | ||||
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н. | ||||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | ||||
Утверждаю: Декан | ||||
Барышников Г.Я. __ __________ г. | ||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ____________ учебном году на заседании кафедры | ||||
Кафедра природопользования и геоэкологии | ||||
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н. | ||||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | ||||
Утверждаю: Декан | ||||
Барышников Г.Я. __ __________ г. | ||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в _____________ учебном году на заседании кафедры | ||||
Кафедра природопользования и геоэкологии | ||||
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н. | ||||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | ||||
Утверждаю: Декан | ||||
Барышников Г.Я. __ __________ г. | ||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в _____________ учебном году на заседании кафедры | ||||
Кафедра природопользования и геоэкологии | ||||
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н. | ||||
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm | стр. 4 | |||||||
1 Цели и задачи дисциплины | ||||||||
1.1 | Цель: формирование экологического мировоззрения у студентов за счет знаний о концепции устойчивого развития и ее реализации на региональном и локальном уровнях. | |||||||
1.2 | Задачи: | |||||||
1.3 | 1) проследить историю формирования понятия «устойчивое развитие»; | |||||||
1.4 | 2) систематизировать и обобщить знания из таких дисциплин как «Основы природопользования», «Общая экология»; | |||||||
1.5 | 3) рассмотреть основные проблемы человечества и найти основные причины их формирования; | |||||||
1.6 | 4) провести ранжирование проблем человечества для различных регионов мира; | |||||||
1.7 | 5) проанализировать национальные стратегии (концепции) развития ряда стран мира. | |||||||
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины | ||||||||
2.1 | Студент должен иметь представление: | |||||||
2.1.1 | о процессе перехода мирового сообщества к устойчивому развитию как научной идеологии. | |||||||
2.2 | Студент должен знать и уметь: | |||||||
2.2.1 | Знать: | |||||||
2.2.2 | 1) различие в понятиях "устойчивость" и "устойчивое развитие"; учение о ноосфере В.И. Вернадского; | |||||||
2.2.3 | 2) факторы неустойчивости в биосфере; | |||||||
2.2.4 | 3) критерии и показатели устойчивого развития; | |||||||
2.2.5 | 4) опыт разработки стратегий (планов) устойчивого развития в мире; | |||||||
2.2.6 | 5) основные положения стратегии устойчивого развития РФ. | |||||||
2.2.7 | Уметь: | |||||||
2.2.8 | 1) обосновывать принципы «устойчивого развития» на основе знания законов природы, планировать и реализовывать соответствующие природоохранные мероприятия; | |||||||
2.2.9 | 2) определять связь между понятиями "устойчивое развитие" и "ноосфера"; | |||||||
2.2.10 | 3) составлять характеристику факторов неустойчивости в биосфере; | |||||||
2.2.11 | 4) отличать критерии и показатели устойчивого развития; | |||||||
2.2.12 | 5) определять основные положения стратегий устойчивого развития; | |||||||
2.2.13 | 6) выявлять достоинства и недостатки в теоретическом обосновании концепций (стратегий) устойчивого развития разных стран. | |||||||
2.3 | Студент должен иметь навыки: | |||||||
2.3.1 | 1) иметь опыт наблюдения и первичного исследования экологических процессов в природе; | |||||||
2.3.2 | 2) владеть основными навыками оценки состояния экосистем и окружающей среды в целом; | |||||||
2.3.3 | 3) определения достоинств и недостатков в теоретическом обосновании концепций (стратегий) устойчивого развития разных стран. | |||||||
4 Содержание дисциплины | ||||||||
4.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы | ||||||||
(выписка из ФГОСа) | ||||||||
Блок | Наименование дисциплины и ее основные разделы | Всего часов | ||||||
ОПД.Р | ||||||||
Код занятия | Наименование разделов и тем /вид занятия/ | Литература | Часов | |||||
Раздел 1. Введение в курс. Методологическая основа курса. | ||||||||
1.1 | Введение в курс. Методологическая основа курса. /Лек/ | Л1.1 Л1.3 Л2.5 Л2.6 Л2.9 Л2.10 | ||||||
Раздел 2. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. | ||||||||
2.1 | Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. /Лек/ | Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.7 Л2.8 Л2.9 | ||||||
2.2 | Взаимоотношения человека и природы в позднем палеолите, мезолите, неолите, энеолите, эпохе бронзы, железного века, средневековье, новом и новейшем времени. /Ср/ | Л1.1 | ||||||
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm | стр. 5 | ||||||
2.3 | Этапы развития взаимоотношений между человеком и окружающей средой в разные археологические культуры. /Ср/ | Л1.1 Л2.5 | |||||
2.4 | Факторы возникновения неустойчивости в биосфере. /Лек/ | Л1.2 Л2.3 | |||||
2.5 | История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции». /Пр/ | Л1.1 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 | |||||
Раздел 3. Факторы возникновения неустойчивости в биосфере. | |||||||
3.1 | Природные, природно-антропогенные, антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. /Ср/ | Л1.1 Л2.3 Л2.5 | |||||
Раздел 4. Критерии и показатели устойчивого развития. | |||||||
4.1 | Критерии и показатели устойчивого развития. /Ср/ | Л2.4 Л2.5 Л2.10 | |||||
4.2 | Критерии и показатели устойчивого развития. Уровни устойчивого развития. /Ср/ | Л1.1 Л2.4 Л2.5 Л2.10 | |||||
4.3 | Опыт разработки стратегий устойчивого развития в мире. /Ср/ | Л1.3 Л2.4 Л2.5 Л2.10 | |||||
4.4 | Опыт реализации стратегий (планов) устойчивого развития в странах. /Ср/ | Л1.3 Л2.4 Л2.5 Л2.10 | |||||
4.5 | Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах. /Пр/ | Л1.3 Л2.4 Л2.5 Л2.10 | |||||
4.6 | Переход к устойчивому развитию в Российской Федерации. /Ср/ | Л1.3 Л2.5 | |||||
4.7 | Характеристика основных положений стратегии устойчивого развития РФ. /Ср/ | Л1.2 Л1.3 Л2.5 | |||||
4.8 | Стратегия устойчивого развития РФ. /Пр/ | Л1.3 Л2.5 | |||||
5 Тематика лабораторных и письменных работ | |||||||
5.1 | Лабораторные работы: | ||||||
5.2 | Письменные работы: | ||||||
5.2.1 | 1. Работы Томаса Мальтуса об опережающем росте численности народонаселения по отношению росту средств существования. | ||||||
5.2.2 | 2. Работы В.В. Докучаева о роли взаимодействия природы и человека. | ||||||
5.2.3 | 3. Введение А.И. Воейковым понятия «ёмкость Земли для человека». | ||||||
5.2.4 | 4. Работы Тейяр де Шардена и появление понятия «ноосфера». | ||||||
5.2.5 | 5. Учение В.И. Вернадского о биосфере и её эволюции. | ||||||
5.2.6 | 6. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. | ||||||
5.2.7 | 7. Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду. | ||||||
5.2.8 | 8. Работы У. Ловлока о Гее – глобально скореллированном организме. | ||||||
5.2.9 | 9. Глобальные модели «ядерной зимы» и «пределов роста» Н.Н. Моисеева, Д. Форестера, Денниса и Донеллы Медоуза, Римского клуба. Достоинства, недостатки и значение этих моделей. | ||||||
5.2.10 | 10. Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы. | ||||||
5.2.11 | 11. Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды (1972). | ||||||
5.2.12 | 12. Работа Комиссии Брунтланд. Первые упоминания о понятии «устойчивое развитие». | ||||||
5.2.13 | 13. Конференция по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Основные итоги и материалы. | ||||||
5.2.14 | 14. Всемирный саммит по устойчивому развитию Йоханнесбурге (2002). Основные итоги и материалы. | ||||||
5.2.15 | 15. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова. | ||||||
5.2.16 | 16. Устойчивость биосферы. | ||||||
5.2.17 | 17. Природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (угроза метеоритной атаки, перемагничивание Земли, вулканические извержения). | ||||||
5.2.18 | 18. Антропогенно - природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (изменения климата, проблемы снижения биоразнообразия, изменение озонового слоя, возможное исчерпание ресурсов). | ||||||
5.2.19 | 19. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (загрязнение окружающей среды, создание и использование новых химических веществ, генная инженерия). | ||||||
5.2.20 | 20. Критерии и показатели устойчивого развития. | ||||||
5.2.21 | 21. Глобальный уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития. | ||||||
5.2.22 | 22. Государственный (национальный) уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития. | ||||||
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm | стр. 6 | ||||||
5.2.23 | 23. Региональный уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития. | ||||||
5.2.24 | 24. Опыт реализации стратегий (планов) устойчивого развития в странах (по выбору студента). | ||||||
6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины | |||||||
6.1 Рекомендуемая литература | |||||||
6.1.1 Основная литература | |||||||
Авторы, составители | Заглавие | Издательство, год | |||||
Л1.1 | А. А. Горелов | Концепции современного естествознания: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2011 | ||||
Л1.2 | А. Г. Емельянов | Основы природопользования: учебник | М.: Академия, 2011 | ||||
Л1.3 | Природопользование и устойчивое развитие: мировые экосистемы и проблемы России | М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006 | |||||
6.1.2 Дополнительная литература | |||||||
Авторы, составители | Заглавие | Издательство, год | |||||
Л2.1 | Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. | За пределами роста | Прогресс, 1994 | ||||
Л2.2 | Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) | Прогресс, 1989 | |||||
Л2.3 | Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды. // Итоги науки и техники. Серия "Теория и общие вопросы географии" | , | |||||
Л2.4 | Марков Ю.Г. | Устойчивое развитие: эколого-политологические и социально-правовые аспекты: аналитический обзор. | , 2005 | ||||
Л2.5 | Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный, локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. | КМК, 2002 | |||||
Л2.6 | Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. | Экологический вызов и устойчивое развитие | Прогресс, 2000 | ||||
Л2.7 | Коммонер Б. | Замыкающий круг | Гидрометеоиздат, 1974 | ||||
Л2.8 | Повестка дна XXI века. Конференция глав государств и правительств. | , 1992 | |||||
Л2.9 | Реймерс Н.Ф. | Природопользование | Мысль, 1990 | ||||
Л2.10 | Лосев К.С. | Экологические проблемы и перспективы Устойчивого развития | Космоинформ, 2001 | ||||
6.2 Электронные образовательные ресурсы | |||||||
6.2.1 | 1. http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html Основные положения стратегии Устойчивого развития России. / Под ред. А.М. Шелехова. - Москва, 2002. | ||||||
6.2.2 | 2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Устойчивое Развитие. | ||||||
6.2.3 | 3. http://www.rus-stat.ru/stat/8631998_2.pdf Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Проблемы устойчивого развития человечества. | ||||||
6.2.4 | 4. http://www.ustoichivo.ru/biblio/view/28.html Cтратегия и понятие устойчивого развития. | ||||||
6.2.5 | 5. lib.uni-dubna.ru search/files/main/ch2.htm Библиотечный комплекс. Оценка вклада политики в устойчивое развитие. Кто сегодня несет ответственность за Устойчивое развитие Человечества? | ||||||
6.2.6 | 6. http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/09/1. Устойчивое Развитие: природа - общество, человек. Материалы Международной конференции. Том 1. - Москва, 2006. | ||||||
6.2.7 | 7. Сайт по устойчивому развитию, включающий электронную библиотеку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ustoichivo.ru/ | ||||||
6.2.8 | 8. ООН и устойчивое развитие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/ | ||||||
6.2.9 | 9. Международный научный журнал «Устойчивое развитие: наука и практика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yrazvitie.ru/?page_id=7 | ||||||
6.2.10 | 10. Официальный сайт «Римского клуба». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.clubofrome.org/eng/home/ | ||||||
6.2.11 | 11. ООН в России. На сайте представленные полнотекстовые документы докладов ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unrussia.ru/about.html | ||||||
6.3 Программное обеспечение | |||||||
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm | стр. 7 | ||
6.3.1 | Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint. | ||
7 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||
7.1 | Компьютерный класс. Видеопроектор, ноутбук и переносной экран. | ||
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Устойчивое развитие» относится к дисциплинам естественнонаучного цикла.
Изучается на четвертом курсе географического факультета. Формы проведения занятий – лекция, практические занятия. На заочном отделении количество лекций составляет – 6 часов, а практических занятий – 6 часов.
Итоговый контроль знаний, умений и навыков студентов проводится на зачете.