Экономический механизм природопользования
ЭМПП – система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых в управлении природопользованием обеспечивает достижение целей экологической политики государства.
Экономические механизмы направлены на создание условий, позволяющих заинтересовать производителя врациональном природопользовании.
В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 20.12.2001г.) к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
Одним из важнейших инструментов экономического механизма управления взаимоотношениями общества и природы, направленного на экономное и бережное использование природных ресурсов, а также охрану окружающей среды от загрязнения, является платность природопользования, под которой подразумеваются:
1) платежи за право пользования природными ресурсами (земельными, водными, рекреационными, полезными ископаемыми)
2) платежи за загрязнение.
В России действует весьма разветвленная система платежей за пользование природными ресурсами. Начало формирования платежей за природопользование положило принятие в 1991 г. Закона РФ «О плате за землю». Затем с принятием в 1992 г. Закона РФ «О недрах» платный порядок был распространен на отношения, связанные с недропользованием и далее распространен на другие основные ресурсы, включая водные и лесные. Состав и порядок применения платежей уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта, а также с учетом международной практики.
Система платежей за природные ресурсы - это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.
Плата за природные ресурсы взимается:
-за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов - это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Плательщиками являются предприятия, объединения и организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.
В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: "Об основах налоговой системы в РФ", 1991 г.; "О плате за землю", 1991 г.; "Об охране окружающей среды", 1991 г.; "Об акцизах", 1991 г.; "Земельный кодекс", 1991 г.; "О недрах", 1992 г.; О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах", 1995 г.; "О животном мире", 1995 г.; "О соглашениях о разделе продукции", 1995 г.; "Водный кодекс РФ", 1995 г.; "Лесной кодекс РФ", 1997 г.
- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы (рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов). Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых. Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.
Принцип "платности использования ресурсов" был закреплен как основополагающий в Законе "Об охране окружающей природной среды" в 1991 г. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:
Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
Улучшение охраны окружающей среды;
Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.