Экономический механизм природопользования

ЭМПП – система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых в управлении природопользованием обеспечивает достижение целей экологической политики государства.

Экономические механизмы направлены на создание условий, позволяющих заинтересовать производителя врациональном природопользовании.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 20.12.2001г.) к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

Одним из важнейших инструментов экономического механизма управления взаимоотношениями общества и природы, направленного на экономное и бережное использование природных ресурсов, а также охрану окружающей среды от загрязнения, является платность природопользования, под которой подразумеваются:

1) платежи за право пользования природными ресурсами (земельными, водными, рекреационными, полезными ископаемыми)

2) платежи за загрязнение.

В России действует весьма разветвленная система платежей за пользование природными ресурсами. Начало формирования платежей за природопользование положило принятие в 1991 г. Закона РФ «О плате за землю». Затем с принятием в 1992 г. Закона РФ «О недрах» платный порядок был распространен на отношения, связанные с недропользованием и далее распространен на другие основные ресурсы, включая водные и лесные. Состав и порядок применения платежей уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта, а также с учетом международной практики.

Система платежей за природные ресурсы - это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

Плата за природные ресурсы взимается:

-за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов - это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Плательщиками являются предприятия, объединения и организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: "Об основах налоговой системы в РФ", 1991 г.; "О плате за землю", 1991 г.; "Об охране окружающей среды", 1991 г.; "Об акцизах", 1991 г.; "Земельный кодекс", 1991 г.; "О недрах", 1992 г.; О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах", 1995 г.; "О животном мире", 1995 г.; "О соглашениях о разделе продукции", 1995 г.; "Водный кодекс РФ", 1995 г.; "Лесной кодекс РФ", 1997 г.

- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

- на воспроизводство и охрану природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы (рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов). Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых. Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.

Принцип "платности использования ресурсов" был закреплен как основополагающий в Законе "Об охране окружающей природной среды" в 1991 г. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:

Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

Улучшение охраны окружающей среды;

Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Наши рекомендации