Терпимость (толерантность)

Материалы, которые можно использовать в качестве аргументов к части «С».

Модель сочинения-рассуждения.

Духовные ценности

Пример высоких духовных ценностей даёт Ф.М.Достоевский в р. «Преступлении и наказании», рассказывая о судьбе Сони Мармеладовой, дочери чиновника-пьяницы. Эта самоотверженная девушка вынуждена была жить, как говорилось, по «жёлтому билету», чтобы прокормить мачеху, сводных сестрёнок и брата. На вопрос Раскольникова о том, как же она ещё «руки на себя не наложила», Соня отвечает: «А с ними что будет?» Её альтруизм, безграничная жертвенная любовь спасает человеческие души. Именно на этом пути христианской любви-жалости, стремлении помочь видит автор спасение нравственности. Он отправляет Соню вслед за героем на каторгу, и через общение с ней смягчаются души и каторжан, и Раскольникова. Любовь – наивысшая духовная ценность.

Тема просвещения и невежества

Конечно, современные Митрофанушки очень отличаются от героя Фонвизина. Но суть дела, мне кажется, не изменилась. А между тем драматург ещё в 18 веке поднял проблему общей культуры человека. Он вскрыл механизм зависимости поведения от среды, в которой живут и действуют герои: от уровня образованности и, как следствие, нравственности. Ничему не могут научить Митрофана ни Цифиркин, ни Вральман. Нет добра в душе его матери Простаковой. «Имей душу, имей сердце и будешь человек во всякое время», - так словами Стародума говорит автор о и пути оздоровления общества, о необходимости просвещения в широком смысле.

Тема Родины

Тема Родины и её защиты – одна из главных и давних в русской литературе. Она взволнованно зазвучала ещё в «Слове о полку Игореве». Чувство Родины, единства со своим народом, как считает автор, – основное в человеке. Разгром Игорева войска и его раскаянье, тревожные раздумья Святослава и горе Ярославны – всем этим автор убеждает в необходимости объединиться для защиты родной земли. Эта тема вечная, и поэтому она звучит вновь и вновь в русской истории и русской литературе. Кому не известны слова Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Лев Толстой в романе-эпопее «Война и М.» так сказал о едином порыве народа: «Всем миром навалиться хотят». А вот призыв начала Великой Отечественной войны: «Вставай, страна огромная…» В трудную годину подняться против врага – отличительная особенность русских людей.

Тема исторической памяти.

«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - говорит в повести «Прощание с Матерой Валентин Распутин. Главная героиня Дарья Пинигина – воплощение совести, народной нравственности, ее хранительницы. Для Дарьи важна и необходима ценность прошлого: она отказывается от переезда из зоны затопления, обжитых мест, родной деревни, пока не перенесут могилки. Не может допустить она кощунства бездушных пришлых людей. Для нее память является святой. Люди, способные разорвать связующую нить с прошлым, пусть это будут кровные сын и внук, для нее становятся духовно чуждыми.

Историческая память должна стать святой и для нашего поколения, иначе мы превратимся в «иванов, не помнящих родства». Но пока есть такие произведения, как «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского, будоражущие наши сердца, не исчезнет историческая память. Повествование в стихотворении ведется от лица убитого безымянного солдата, погибшего в болотах подо Ржевом. Ничего не осталось после него, только завещание нам, потомкам: « Я вам жизнь завещаю», завещание быть счастливыми, с честью служить Отчизне в память « воина-брата, что погиб на войне».

Проблема экологии, экологии души.

Сейчас очень актуальна проблема экологии. Это стало глобальной проблемой человечества. Каковы будут последствия научно-технического прогресса? Эта проблема исследуется учеными. Не меньше волнует она и писателей. Но подход к ее решению у них особый: писатели видят экологическую проблему напрямую связанной с « экологией души». Решение этой - в позиции каждого человека. Кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений. Об этом пишет в повести «Прощание с Матерой» В. Распутин. Главная героиня Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матерой. Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя единым целым с природой, трудно пережить прощание с Матерой. Даже природа у Валентина Распутина тяжело сопротивляется попыткам убить ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны живых звуков, пения птиц. Так В. Распутин выразил свою гражданскую позицию, тревогу за экологию земли и «экологию души»

Близка позиции В. Распутина позиция В. Астафьева в повести «Царь-рыба». Игнатьич, Командор промышляет рыбу, но промысел становится не средством к существованию, а безграничным хищничеством. Браконьерство у В. Астафьева - зло многогранное, распространяющееся, как круги на воде, страшное в своей разрушительной силе. Писателя волнует не только уничтожение живой природы, но и уничтожение природы внутри человека. Это уже бездуховность, отказ признавать нравственные законы. А это уже саморазрушение, уничтожение личности.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

« Общество - это оркестр, где каждый инструмент ведет свою самостоятельную мелодию. Ну, представьте оркестр, играющий одну и ту же ноту, - зачем он нужен? Оркестр состоит в замечательном единстве разных голосов»

Терпимость (толерантность)

Важным для современного общества стала такая черта человека, как терпимость. Терпимость ко всем инакомыслящим, инакоживущим. Терпимость к тем, кто не прав. Убедительно об этом говорит в своей статье « мы живем потому, что мы разные» Ю Лотман. Он представляет нашу жизнь кораблем.

« мы на одном корабле плывем, все вместе – и плохие, и хорошие, праведные и грешные, и разных национальностей, и разных вер – мы все плывем на одном корабле. И нам или плыть, или тонуть. Вместе всем. И на этом корабле споры необходимы, нужна свобода дискуссий».

ДУХОВНОЕ РОДСТВО.

Духовное родство людей порой оказывается надежней и крепче родственных связей. Об этом пьеса Александра Вампилова « Старший сын». Студенты , опоздав на электричку, остаются на ночлег в доме Сарафанова. Бусыгин представляется незаконнорожденным сыном. Чем больше молодые люди играли, тем сильнее эта игра затягивала их, неожиданно для себя самих открывая способность любить, прощать, сострадать отцу в одиночестве и непонимании со стороны детей. И в Бусыгине проснулась потребность быть кому-нибудь нужным, заботиться о ком-либо. И получает ответное чувство со стороны Сарафанова, который на его признание: « Я сам уже не верю, что я вам не сын» отвечает : « Вы все мои дети, потому что я вас люблю». Духовная близость оказалась сильнее родственных связей и помогла сохранить семью.

Черствость души, равнодушие.

Мы научились говорить о милосердии, участвовать в благотворительных акциях, не замечая порой, как наше равнодушие, невнимательность глубоко ранит, порой убивает самых родных и близких. Об этом повесть В Распутина « Последний срок». Старуха Анна тихо умирала. И когда сын Михаил понял, что дни матери сочтены, отбил телеграмму братьям и сестрам. Приехали ,кто был поближе, и со страхом глядели на мать, не зная, на что надеяться. . Мать в немой радости смотрела на них, пока что-то не вспомнила. Глаза искали кого-то. Среди окружавших ее детей не было младшей дочери Татьяны. Она все не приезжала. Тогда Михаил, чтобы облегчить страдание матери, сказал, что отбил телеграмму сестре, чтобы она не приезжала, так как матери стало легче. И остальные дети, несмотря на мольбы матери остаться, уезжают. Мать, оставшись со старшим сыном, умирает.

« Последний срок» Доля кого он? Для уходящей из жизни старой женщины или для детей, у которых житейские проблемы оказались важнее самого дорого человека…

Рубрика N 1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»

Цитаты

1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).

2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет ( И.Гете, немецкий писатель).

3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).

4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).

5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).

3) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умира­ющему подростку, во время страшного голода спас жизнь по­жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить», - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.

4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог­ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам броси­лась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.

9) Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие ... » как дань благодарности женщи­не-санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Ве­ликой Отечественной войны.

Сострадание и милосердие. Чуткость

1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че­ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, ко­торый во время войны потерял всех родных. Однажды он встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

6) Древние историки рассказывали о том, что Пифагор по­купал у рыбаков рыбу и выбрасывал ее обратно в море. Люди смеялись над чудаком, а он говорил, что, спасая рыб от сетей, он пытается уберечь людей от страшной доли - оказаться в рабстве у завоевателей. Действительно, все живое связано не­ видимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.

8) Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, ду­шевной теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хране­ние, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и зас­луженно получил орден

Черствое и бездушное отношение к человеку

1) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страш­ный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который нахо­дился на восьмом этаже «высотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли.

2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В гос­питаль привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб.

Рубрика N 2. Люби и защищай родину

Цитаты

1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сер­дца (К. Паустовский).

2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).

3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).

8) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе­дить тебя?».

Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин­ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

14) Лев Толстой в своем романе «Война И мир» раскрывает «военную тайну» - причину. которая помогла России в Отече­ственной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сра­жался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национально­стей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могу­чей силой никто не может сладить.

] 5) Великий русский писатель И. Тургенев называл себя Антеем, потому что нравственные силы ему давала именно любовь к отчизне.

20) Бойца Красной Армии Никодима Корзенникова назы­вают феноменальным: это был единственный во всех армиях мира глухонемой от рождения солдат. Он пошел добровольцем на фронт, чтобы защищать свою родину. Спасая командира отряда, он попал в плен. Его жестоко избивали, не догадыва­ясь, что ОН просто не способен выдать какие-либо военные тайны - глухонемой! Никодима приговорили к повешению, но он ухитрился сбежать. Раздобыл немецкий автомат и вышел к своим. Он воевал пулеметчиком на самых опасных участках войны. Откуда у этого человека, который не мог ни слышать, ни говорить, взялись силы делать то, в чем ему отказала сама природа? Конечно, это была искренняя и самозабвенная лю­бовь к родине.

Рубрика N 3. «Бороться и искать. Найти и не сдаваться!»

Цитаты

1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полко­водец).

2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик).

3. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибать­ся, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная под­лость (Л. Толстой, писатель).

4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель).

5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт).

6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель).

7. Смысл жизни не в том, чтобы удов.i1етворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель).

8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору­ ЭМ, английский писатель).

9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Баль­зак, французский писатель).

10. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель).

11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокой­ства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель).

5) Самореализация - одна из важнейших потребностей че­ловека. С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, поступок декабристов кажется вер­хом безумия, каким-то нелепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали ка­рьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждени­ям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторж­ников ради своей цели.

жела­ния, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности.

12) Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рвать­ся, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно дегради­рует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.

13) Всех героев Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способ­ность к духовному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность ­ это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности.

14) А.Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья,>, как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!», - этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя.

15) Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчи­во ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества,>, он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге.

16) Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

17) М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

18) Газеты рассказывали о молодом человеке, который пос­ле операции на позвоночник стал калекой. У него появилась уйма свободного времени, которое он не знал, на что тратить. Он признавался, что самый счастливый момент в его жизни наступил тогда, когда друг попросил его переписать конспекты лекций. Больной понял, что и в таком положении он может быть нужен людям. После этого он освоил компьютер, стал размешать в Интернете объявления, в которых искал спонсо­ров для детей, нуждающихся в срочной операции. Будучи при­ кованным к инвалидному креслу, он спас десятки человечес­ких жизней.

Ложные ценности

1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь.

9) Верность своему призванию не может не вызывать ува­жения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним при­шли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.

14) Научный поиск требует самоотверженного служения.

Древнегреческий философ Эмпедокл говорил современникам: «Ничто не рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое». Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в ог­недышащее жерло вулкана.

Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерть. Не случайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в более поздние эпохи.

Рубрика № 4. «Человек - ось мира»

Цитаты

1. Есть один несомненный признак, разделяющий По­ступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).

2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).

3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мысли­тель)

4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Кон­фуций, древнекитайский мыслитель).

6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христи­анский мыслитель).

7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин , русский писатель).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

1) В. Солоухин рассказывает притчу о мальчике, который не послушался неведомого голоса и спугнул бабочку. Неведо­мый голос печально сообщил, что произойдет дальше: потре­воженная бабочка улетит в королевский сад, гусеница от этой бабочки заползет на шею спящей королевы. Королева напуга­ется и умрет, а власть в стране захватит коварный и жестокий король, который причинит людям много бед.

4) А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основан­ный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

2) Существует древняя славянская легенда о Деве-Чуме.

Однажды крестьянин пошел косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страшная Дева-Чума. Взмолился мужик о пощаде. Дева-Чума согласилась пожалеть его, если он будет носить ее на своих плечах. Там, где появлялась эта жуткая пара, умира­ли все люди: и маленькие дети, и седовласые старики, и прекрасные девушки, и статные парни.

Эта легенда обращена к каждому из нас: а что ты несешь миру - свет или тьму, радость или горе, добро или зло, жизнь или смерть?

Человек и природа

) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, счи­тали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относи­лись к кошкам, за убийство этого священного животного по­лагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверен­ная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Мно­гим такое почтение к животным покажется нелепым суевери­ем, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кров­ного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

Рубрика №5. Возвысить человека

Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).

3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).

6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель).

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, анг­лийский писатель).

9. Искусство - это тень божественного совершенства (Мике­ланджело, итальянский скульптор и художник).

10. Цель искусства – сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ).

11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).

12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).

13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, рус­ский писатель3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме­няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска­зывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс­кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза­лось, что эта картина рождена в минуту чуда.

5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал слу­чай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с бес­призорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родитель­ского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про оди­нокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприют­ную жизнь со своей судьбой.

6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит­рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при­лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны

11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и си­ний, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как ...снег.

В этом же доме жил Peпин. Пошли к нему разрешить спор.

Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул:

- Ну, чего вам?

- Какой бывает снег?

- Только не белый! - и захлопнул дверь.

Рубрика N 6. «Не потеряйте человека!»

Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древ­негреческий философ).

1. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

7. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить ма­шину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

8. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский2) Человечество в своем развитии достигло огромных успе­хов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом ... Но стран­ное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожи­дание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бе­шеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могу­чий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезап­но шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водите­ля, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры.

Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опас­ность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостере­жение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превра­щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем­ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

б) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - ­ писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный харак­тер.

Человек и власть

1) История знает много неудачных попыток насильно сде­лать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселе­ния, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказы­вать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться ... И ли­шенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: под­нялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

Рубрика N 7. «Помни имя свое!»

Цитаты

1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, аме­риканский писатель).

2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его сно­ва (Д. Сантаяна. американский философ).

3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель).

4. Народа умирает, когда становится населением. А населени­ем он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Аб­рамов, русский писатель).

4) Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Па­риж. Он - живое воплощение беспамятства.

5) Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказы­вает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»

6) Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое­ го народа.

10) В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не­ возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.

11) В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с «богатырями» прошлого.

12) Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактив­ность без великих предшественников.

13) Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди. заметил. как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! ТЫ мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь».

В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огрoмныe статуи? Как острови­тянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только без­молвные каменные колоссы напоминают о великих свершени­ях прошлого.

Рубрика N 8. «Всегда оставайся человеком!»

. Цитаты

1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель).

2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель).

3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ).

4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт).

5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Ору­элл, английский писатель).

6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, рус­ский писатель).

21) Известного революционера Г. Котовского за разбои при­ говорили к смертной казни через повешение. Судьба этого не­заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чеки­сты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена.

11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прора­стать. Биография человеческой души, человеческого сердца ­ это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие расте­ния. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, неко­торые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом.

14) Ученые давно уже говорят о так называемой <<пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В социально-биологическом плане утрата талантли­вости с возрастом объясняется тем, что наибольшие способ­ности нужны человеку в период освоения азов жизни и са­моутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышле­нии и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, сохраняющий обостренное чув­ство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

Наши рекомендации