Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды

Современная система экологического законодательства

Система источников экологического права представлена системой эк. законодательства и иными источниками.

1. Международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права («Конвенция о сохранении озонового слоя», «Конвенция о геологическом разнообразии», «Декларация по охране окружающей среды и развитию»)

2. Конституция РФ (ст. 9, 20, 36, 42, 58, 71, 72)

3. Фед. законы

4. Указы и распоряжения Президента РФ («О концепции перехода РФ к устойчивому развитию»)

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ (Постановление «О Красной книге РФ»)

6. Акты министерств и ведомств (министерство Экономического развития «По вопросам кадастрового учёта и мониторинга земель», мин. Природных ресурсов и экологии РФ, министерство Сельского хоз-ва)

7. Н.п.а. субъектов РФ (найти пример самостоятельно)

8. Н.п.а. органов местного самоуправления

9*. Локальные акты

10*. Обычаи

11*. Судебный прецедент (Постановление Пленума ВС РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования)

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Формы собственности на ресурсы

I. Недра

В соответствие со ст. 1.2. Закона «О недрах» в границах территории РФ недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные природные ресурсы являются гос. собственностью.

Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и её субъектов.

Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога, либо отчуждаться в иной форме.

Право пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в которой их оборот допускается ФЗами.

Добытые из недр полезные ископаемые по условиям лицензии могут находиться в фед., рег., муниц., частной и иных формах собственности.

В соответствие со ст. 2 Закона «О недрах», владение, пользование и распоряжение гос. фондом недр в пределах территории РФ осуществляется совместно РФ и её субъектами.

В соответствие со ст. 1.2. этого закона, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр фед. значения:

- участки недр, содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, никеля, кобальта, лития, металлов платиновой группы;

- участки недр, расположенные на территории субъекта РФ или территориях субъектов РФ, содержащие на основании сведений гос. баланса запасов полезных ископаемых, начиная с января 2006 г.: извлекаемые запасы нефти от 70 млн. тонн, запасы газа от 50 млрд. кубометров, запасы коренного золота от 50 тонн, запасы меди от 500 тыс. тонн;

- участки недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ;

- участки недр, расположенные на землях обороны и безопасности.

Перечень участков недр фед. значения официально опубликовывается фед. агентством по недропользованию.

В целях обеспечения в перспективе потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется фед. фонд резервных участков недр (ст. 2.2. закона «О недрах»)

Участки недр, включённые в фед. фонд, могут предоставляться в пользование только после принятия решения об исключении их из фед. фонда резервных участков недр.

Такое решение принимает Правительство РФ по представлению фед. агентства по недропользованию.

Статья 2.3. закона «О недрах» устанавливает перечень участков недр местного значения:

(ими распоряжаются субъекты РФ)

- участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые (глина, песок);

- участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствие с п.8, 10 ст. 3 закона «О недрах» к полномочиям ФОГВ относятся: распоряжение недрами континентального шельфа и распоряжение совместно с субъектами РФ гос. фондом недр за исключением участков недр, находящихся в исключительном ведении РФ (участки недр фед. значения и резервный фонд недр)

К полномочиям субъектов РФ относится: распоряжение совместно с РФ единым гос. фондом недр на своих территориях, формирование совместно с РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространённым и предоставление права пользования участками недр местного значения.

II. Водные объекты

ст. 8 ВК РФ – водные объекты находятся в собственности РФ (в фед. собственности)

Исключение составляют пруды и обводнённые карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физ. и юр. лицу. Они могут находиться в рег., муниц. и частной собственности.

Право собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физ. и юр. лиц на пруд или обводнённый карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на земельный участок, в границах которого расположен этот самый пруд или карьер.

Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которого они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате раздела земельного участка требуется раздел водного объекта.

Естественное изменение русла реки не влечёт за собой прекращение права собственности РФ на данный водный объект.

Форма собственности на подземные водные объекты определяется законодательством о недрах.

III. Лес

Ст. 8 ЛК РФ – лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в фед. собственности.

Форма собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяется земельным законодательством.

- О, физ. культура у нас началась.

- Извиняюсь, засиделся

Наши рекомендации